Высший Государственный Совет Союзного государства постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию миграционной политики Союзного государства (далее - Концепция).
2. Министерству внутренних дел Республики Беларусь и Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления Республики Беларусь и федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации подготовить и внести на утверждение Совета Министров Союзного государства план мероприятий по реализации положений Концепции.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель |
А. Лукашенко |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Высшего
Государственного Совета
Союзного государства
от 4 ноября 2021 г. N 6
Концепция
миграционной политики Союзного государства
I. Общие положения
1. Концепция миграционной политики Союзного государства (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями Договора о создании Союзного государства, Приоритетными направлениями и первоочередными задачами дальнейшего развития Союзного государства на 2018 - 2022 годы, Основными направлениями миграционной политики на территории государств - участников Договора о создании Союзного государства, а также во взаимосвязи с документами стратегического планирования государств - участников Договора о создании Союзного государства (далее - государства-участники).
2. Концепция направлена на достижение целей Союзного государства, определяет принципы, цель, задачи, приоритетные направления и механизмы реализации миграционной политики государств-участников.
3. Правовую основу миграционной политики Союзного государства (далее - миграционная политика) составляют конституции государств-участников, общепризнанные принципы и нормы международного права, Договор о создании Союзного государства, международные обязательства государств-участников в рамках Союзного государства, интеграционных образований и международных организаций, а также вытекающие из отношений с другими странами, акты органов Союзного государства, регулирующие деятельность в сфере миграции.
4. Принципами миграционной политики являются:
уважение и защита прав и свобод человека и гражданина;
взаимовыгодное сотрудничество, равноправие и учет национальных интересов государств-участников;
координация и взаимодействие компетентных органов государств-участников и органов Союзного государства;
осуществление государствами-участниками согласованного комплекса мер по взаимодействию с третьими странами;
открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации миграционной политики.
5. Целью миграционной политики является углубление интеграции для обеспечения реализации прав и свобод граждан государств-участников, граждан третьих стран и лиц без гражданства (далее - граждане третьих стран) в сфере миграции, социально-экономического и демографического развития, безопасности государств-участников посредством формирования единого миграционного пространства.
6. К задачам миграционной политики относятся:
а) совершенствование мер обеспечения реализации прав и свобод граждан государств-участников и граждан третьих стран в сфере миграции;
б) выработка и реализация общих подходов к управлению миграционными процессами на территории Союзного государства;
в) создание для всех участников миграционных процессов условий, способствующих социально-экономическому развитию, повышению благосостояния и уровня жизни населения государств-участников;
г) обеспечение безопасности Союзного государства.
7. Реализация миграционной политики в отношении граждан третьих стран осуществляется с учетом международных обязательств государств-участников, вытекающих из положений Договора о создании Союзного государства, положений международных договоров, заключенных в рамках Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств, а также положений иных международных договоров государств-участников.
II. Условия формирования миграционной политики
8. Миграционную политику в первую очередь обусловливает единство народов России и Беларуси. Общие исторические корни, глубокие культурные связи, многовековые традиции российского и белорусского общества служат прочной основой единого миграционного пространства, на котором гражданам обеспечена реализация и защита их основных прав, гарантирована свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства.
9. Будучи важной составной частью в вопросах обеспечения безопасности личности, общества и государства, выработка и реализация миграционной политики опирается на дружественные добрососедские отношения, обоюдное желание государств-участников развивать интеграционные процессы, а также стремление укреплять сотрудничество в сфере миграции в интересах их граждан.
10. К настоящему времени в рамках формирования единого миграционного пространства создана основательная база международно-правовых документов, устанавливающих согласованные подходы государств-участников по вопросам миграции.
11. Совместное противодействие угрозам безопасности, связанным с различными рисками, обусловленными фактором миграции, компетентных органов государств-участников обеспечивается реализацией соглашений о сотрудничестве в области миграции, а также взаимодействии в области борьбы с незаконной миграцией.
12. Внедрение в правоохранительных органах государств-участников совместимых современных цифровых технологий и информационно-технических решений, организация информационного взаимодействия и обмена информацией в электронном виде по вопросам, относящимся к компетенции органов внутренних дел, создает необходимые условия для повышения эффективности принимаемых мер безопасности, а также открывает возможности для трансграничного предоставления государственных услуг гражданам и организациям государств-участников, независимо от места их нахождения.
13. Координация деятельности государств-участников по регулированию миграционных процессов в рамках Союзного государства уже осуществляется по следующим направлениям:
заключение международных договоров в сфере миграции;
взаимодействие Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам служебной деятельности, в том числе при проведении межведомственных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций по выявлению граждан третьих стран, незаконно находящихся на территориях государств-участников, предупреждению их противоправной деятельности;
проведение рабочих встреч представителей уполномоченных государственных органов, в том числе приграничных регионов, с целью обсуждения вопросов борьбы с незаконной миграцией, мер по повышению эффективности приграничного сотрудничества, а также проблемных вопросов взаимодействия и путей их решения.
14. Реализация настоящей Концепции, а также ранее принятых международных соглашений, в том числе за счет формирования соответствующих правовых механизмов на уровне национального законодательства, отвечает национальным интересам государств-участников по решению вопросов социальной политики и будет способствовать согласованному регулированию миграционных процессов в рамках единого миграционного пространства.
III. Приоритетные направления миграционной политики
15. Реализация задач миграционной политики осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
а) в области обеспечения реализации прав и свобод граждан государств-участников и граждан третьих стран в сфере миграции:
обеспечение и защита прав граждан государств-участников и граждан третьих стран в области труда и занятости, социального обеспечения и социальной защиты;
сближение законодательства государств-участников по исполнению международно-правовых обязательств в области защиты лиц, ищущих убежище на территориях государств-участников, и практики его применения;
согласование действий по формированию институтов и созданию механизмов социальной и культурной адаптации граждан третьих стран;
принятие согласованных мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов и маргинализации находящихся на территории Союзного государства граждан третьих стран;
обеспечение гражданам третьих стран, независимо от правового статуса, уровня доходов и иных обстоятельств, равных возможностей для получения государственных услуг в сфере миграции, в том числе информационных;
б) в области управления миграционными процессами на территории Союзного государства:
сближение законодательства государств-участников о въезде, выезде, транзитном проезде и пребывании (проживании) граждан третьих стран на территории государств-участников;
создание условий для беспрепятственного передвижения по территориям государств-участников граждан третьих стран, имеющих право легального въезда и пребывания на территории каждого из государств-участников;
сближение законодательства государств-участников, регулирующего вопросы выдачи виз;
взаимодействие компетентных органов по вопросам визовой политики, включая заключение международных договоров в области взаимных поездок граждан государств-участников с третьими странами;
проведение мониторинга и прогнозирования миграционной ситуации на территориях государств-участников;
согласование политики в части предоставления статуса беженца и иных форм международной защиты гражданам третьих стран на территориях государств-участников;
проведение согласованной политики по противодействию незаконной миграции, борьбе с противоправными деяниями в сфере миграции;
формирование единой системы учетов в сфере миграции;
совершенствование механизмов обмена информацией между компетентными органами государств-участников о нахождении граждан третьих стран и их перемещении по территории Союзного государства;
в) в области обеспечения социально-экономического развития, повышения благосостояния и уровня жизни населения государств-участников:
содействие академической мобильности студентов, аспирантов, педагогических и научных работников государств-участников;
совершенствование межгосударственного межведомственного взаимодействия по вопросам согласования миграционной политики с политикой занятости государств-участников в целях совершенствования доступа граждан государств-участников на общий рынок трудовых ресурсов;
создание условий для эффективного использования общего трудового потенциала государств-участников;
создание и развитие механизмов привлечения на территорию Союзного государства высококвалифицированных специалистов, ученых, научных сотрудников, а также квалифицированных работников по профессиям, дефицитным и востребованным на рынке труда государств-участников;
г) в области обеспечения безопасности:
приведение к единому стандарту процедур и регламентов безопасности выдачи документов для въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда, а также связанных с пересечением внешней границы Союзного государства;
согласование требований к защищенности документов, позволяющих идентифицировать личность граждан государств-участников и граждан третьих стран;
организация обмена информацией о беженцах и гражданах третьих стран, ищущих убежище на территориях государств-участников;
совершенствование межгосударственного межведомственного взаимодействия по вопросам противодействия незаконной миграции;
унификация порядка, автоматизация технологий миграционного контроля;
согласование мер правового регулирования, включая применение ограничений, запретов на въезд, оснований нежелательного пребывания и иных форм административного принуждения в отношении граждан третьих стран;
расширение использования биометрических технологий для идентификации личности в целях повышения эффективности государственного контроля (надзора) в сфере миграции, обеспечения общественной безопасности и осуществления административных процедур в сфере миграции;
проведение совместной информационной и разъяснительной работы с гражданами третьих стран и их работодателями в целях предупреждения нарушений законодательства государств-участников;
взаимодействие в области повышения контроля за трудовой миграцией и противодействия незаконной трудовой деятельности.
IV. Механизмы реализации миграционной политики
16. Механизмами реализации миграционной политики являются:
гармонизация, унификация нормативных правовых актов государств-участников в сфере миграции;
разработка проектов международных договоров, принятие актов органов Союзного государства в сфере миграции;
разработка и реализация совместных программ в сфере миграции;
финансовое и ресурсное обеспечение реализации миграционной политики;
создание (интеграция) и развитие общих информационных ресурсов в сфере миграции;
совместная подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников уполномоченных государственных органов государств-участников в сфере миграции;
обмен опытом в решении задач миграционной политики, учет и заимствование опыта правового регулирования других стран;
унификация учетов в сфере миграции в государствах-участниках;
информационное сопровождение мероприятий по реализации миграционной политики;
научное сопровождение реализации миграционной политики;
мониторинг, анализ и прогнозирование миграционной ситуации и влияния миграционных процессов на социальное развитие Союзного государства, и на этой основе уточнение и корректировка реализуемых мер миграционной политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России от 4 ноября 2021 г. N 6 "О Концепции миграционной политики Союзного государства"
Вступает в силу с 4 ноября 2021 г.
Текст постановления опубликован не был