Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства Севастополя
от 29.11.2021 N 595-ПП
Положение
о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) в городе Севастополе
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения регионального государственного жилищного контроля (надзора) в городе Севастополе (далее - жилищный надзор).
1.1. Жилищный надзор в городе Севастополе осуществляется Главным управлением государственного жилищного надзора города Севастополя (далее - Госжилнадзор Севастополя).
1.2. Задачами жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемые Госжилнадзором Севастополя посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
1.3. Предметом жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда (далее - обязательные требования):
а) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
б) требований к формированию фондов капитального ремонта;
в) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
г) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
д) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
е) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
ж) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
з) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
и) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ, система);
к) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
л) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
1.4. Организация и осуществление жилищного надзора в отношении контролируемых лиц регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и настоящим Положением.
1.5. Объектами жилищного надзора являются:
а) деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, контролируемых лиц, в том числе:
- товариществ собственников жилья;
- жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
- ресурсоснабжающих организаций;
- региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
- организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
- организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт;
б) помещения в многоквартирных домах, которыми граждане или организации владеют и (или) пользуются, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
Объектом жилищного надзора не является деятельность, действия (бездействие) юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
1.6. Учет объектов жилищного надзора осуществляется с использованием ГИС ЖКХ посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах жилищного надзора, размещаемой в системе в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
1.7. Жилищный надзор за соблюдением исполнительными органами государственной власти города Севастополя, органами местного самоуправления в городе Севастополе установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется Госжилнадзором Севастополя в соответствии с частями 16, 17 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
2. Участники отношений в рамках осуществления жилищного надзора.
2.1. Должностными лицами Госжилнадзора Севастополя, обладающими полномочиями по осуществлению жилищного надзора, являются:
- начальник Главного управления - Главный государственный жилищный инспектор города Севастополя;
- заместитель начальника Главного управления - заместитель Главного государственного жилищного инспектора города Севастополя;
- руководители и должностные лица надзорного управления и отдела лицензирования Госжилнадзора Севастополя, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по жилищному надзору (государственные жилищные инспекторы города Севастополя, далее - инспекторы).
2.1.1. Должностные лица, уполномоченные на осуществление жилищного надзора, при осуществлении жилищного надзора имеют права и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.1.2. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются начальник Госжилнадзора Севастополя и его заместитель.
2.2. Под контролируемыми лицами в целях настоящего Положения понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, деятельность, действия (бездействие) или результаты деятельности которых подлежат жилищному надзору.
Граждане, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, признаются контролируемыми лицами в случае владения и (или) пользования производственными объектами, являющимися объектами контроля в соответствии с подпунктом "б" пункта 1.5 настоящего Положения.
2.2.1. Контролируемые лица при осуществлении жилищного надзора имеют права, установленные статьями 36, 38 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.2.2. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий, которые в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий, совершения контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом.
В случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, предоставления контролируемым лицом информации в Госжилнадзор Севастополя о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, контрольные (надзорные) действия совершаются, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
2.2.3. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Госжилнадзор Севастополя информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в следующих случаях:
а) болезнь;
б) нахождение за пределами Российской Федерации;
в) административный арест;
г) избрание в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения, препятствующей личному присутствию.
В таких случаях проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится на срок, необходимый для осуществления возможности личного присутствия контролируемого лица.
2.3. В контрольных (надзорных) мероприятиях в рамках жилищного надзора могут принимать участие свидетели, эксперты, специалисты, правовой статус, права и обязанности которых установлены статьями 32 - 34 Федерального закона N 248-ФЗ.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении жилищного надзора
3. При осуществлении жилищного надзора применяется система оценки и управления рисками.
3.1. Госжилнадзор Севастополя при осуществлении жилищного надзора относит объекты жилищного надзора к одной из следующих категорий риска:
а) высокий риск;
б) средний риск
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
3.2. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля (надзора) к категориям риска согласно приложению к настоящему Положению.
3.3. Госжилнадзор Севастополя ведет перечень объектов контроля, деятельности которых присвоены категории риска.
Решение об отнесении объекта контроля к определенной категории риска оформляется приказом Госжилнадзора Севастополя.
При отсутствии решения об отнесении объекта контроля к определенной категории риска он считается отнесенным к категории низкого риска.
3.4. В случае поступления в Госжилнадзор Севастополя сведений о соответствии объекта контроля критериям иной категории риска либо об изменении критериев риска Госжилнадзор Севастополя в течение пяти рабочих дней при наличии оснований принимает решение об изменении категории риска такого объекта контроля.
3.5. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия применяются индикаторы риска нарушения обязательных требований, перечень которых утверждается Правительством Севастополя.
3.6. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов жилищного надзора в зависимости от категории риска проводятся со следующей периодичностью:
а) для категории высокого риска - одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий: инспекционный визит, документарная проверка, выездная проверка - один раз в 2 года;
б) для категории среднего риска - одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий: инспекционный визит, документарная проверка, выездная проверка - один раз в 3 года;
в) для категории умеренного риска - одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий: документарная проверка, выездная проверка - один раз в 3 года.
3.7. В отношении объектов жилищного надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
III. Организация проведения профилактических мероприятий при осуществлении жилищного надзора
4. В целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения при осуществлении жилищного надзора осуществляются профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
4.1. В рамках жилищного надзора осуществляются следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
4.2. Информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц осуществляется Госжилнадзором Севастополя по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах в соответствии с требованиями, указанными в части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.3. С целью обеспечения единообразных подходов к применению обязательных требований, законодательства в сфере жилищного надзора и решения других задач, указанных в части 1 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ, Госжилнадзором Севастополя путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатов, а также поступивших в его адрес обращений ежегодно проводится обобщение правоприменительной практики с составлением итогового доклада.
Проект итогового доклада не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, размещается на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет для публичного обсуждения сроком на 10 рабочих дней.
По результатам публичного обсуждения Госжилнадзор Севастополя при необходимости дорабатывает проект доклада, который после утверждения приказом Госжилнадзора Севастополя в течение пяти рабочих дней размещается на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет. Размещение утвержденного доклада осуществляется не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.
4.4. В случае наличия у Госжилнадзора Севастополя сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Госжилнадзор Севастополя объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
4.4.1. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
4.4.2. Решение о направлении предостережения принимает начальник (заместитель начальника) Госжилнадзора Севастополя на основании предложений инспектора Госжилнадзора Севастополя.
Предостережение составляется по типовой форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом", не позднее 30 дней со дня получения Госжилнадзором Севастополя сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьями 21, 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.4.3. Контролируемое лицо в течение 15 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в Госжилнадзор Севастополя возражение в отношении указанного предостережения в письменной форме. При этом контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их копии либо в согласованный срок передать их в Госжилнадзор Севастополя.
Госжилнадзор Севастополя:
- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение возражения, в случае необходимости - с участием контролируемого лица, направившего возражение, или его уполномоченного представителя;
- при необходимости запрашивает документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных лиц;
- по результатам рассмотрения возражения принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов контролируемого лица.
4.4.4. По результатам рассмотрения возражения Госжилнадзор Севастополя принимает одно из следующих решений:
а) удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения;
б) отказывает в удовлетворении возражения.
4.4.5. Госжилнадзор Севастополя по итогам рассмотрения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований направляет ответ контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения такого возражения.
Возражения, направленные в Госжилнадзор Севастополя повторно по тем же основаниям, что и в первичных возражениях, не рассматриваются.
4.4.6. Госжилнадзор Севастополя осуществляет учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
В случае удовлетворения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по итогам его рассмотрения данные такого предостережения для проведения иных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий не используются.
4.5. Должностные лица Госжилнадзора Севастополя осуществляют устное консультирование по телефону, посредством видео-конференц-связи (при наличии технической возможности), на личном приеме либо в ходе проведения профилактического визита, контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам:
а) организация и осуществление жилищного надзора;
б) порядок осуществления профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий;
в) обязательные требования, установленные жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Письменное консультирование осуществляется по вопросу, предусмотренному пунктом "в" настоящего пункта Положения, в случае поступления соответствующего обращения в письменной форме.
В случае поступления пяти однотипных обращений консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на странице Госжилнадзора Севастополя на официальном портале органов государственной власти города Севастополя в сети Интернет письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне, подписанного должностным лицом.
При осуществлении консультирования должностное лицо Госжилнадзора Севастополя обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Госжилнадзора Севастополя, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.
Информация, ставшая известной должностному лицу Госжилнадзора Севастополя в ходе консультирования, не может использоваться в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
По итогам устного консультирования информация заявителям в письменной форме не предоставляется.
4.6. Профилактический визит проводится должностными лицами Госжилнадзора Севастополя в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица или с использованием видео-конференц-связи.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
а) объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска;
б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами.
При этом в соответствии с частью 7 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ Госжилнадзор Севастополя обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Срок проведения профилактического визита не может превышать одного рабочего дня.
При проведении профилактического визита гражданам, организациям предписания об устранении нарушений обязательных требований не выдаются.
В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом начальнику Госжилнадзора Севастополя для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
IV. Осуществление регионального государственного жилищного надзора
5. Оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований проводится Госжилнадзором Севастополя посредством контрольных (надзорных) мероприятий.
5.1. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в пункте 6.2 настоящего Положения, может быть:
а) наличие сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
б) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения таких мероприятий;
в) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
г) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
д) истечение срока исполнения предписания Госжилнадзора Севастополя об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ и в пункте 12.1 настоящего Положения.
5.2. Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Госжилнадзор Севастополя получает:
а) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
б) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, в том числе в отношении иных контролируемых лиц.
5.2.1. При рассмотрении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации инспектором Госжилнадзора Севастополя проводится оценка их достоверности в порядке, установленном частью 3 статьи 58 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.2.2. Принятие к рассмотрению обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, производится в порядке, установленном частью 1 статьи 59 Федерального закона N 248-ФЗ.
При невозможности подтверждения личности гражданина, полномочий представителя организации поступившие обращения (заявления) рассматриваются Госжилнадзором Севастополя в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
5.2.3. По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям инспектор направляет начальнику Госжилнадзора Севастополя:
а) при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
б) при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
в) при невозможности подтвердить личность гражданина, полномочия представителя организации, обнаружении недостоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
6. Организация проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
6.1. При осуществлении жилищного надзора проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом на плановой и внеплановой основе:
- инспекционный визит;
- документарная проверка;
- выездная проверка;
б) без взаимодействия с контролируемым лицом:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
- выездное обследование.
6.2. Контрольное (надзорное) мероприятие, предусматривающее взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарная проверка проводятся на основании решения (приказа) Госжилнадзора Севастополя, в котором указываются сведения, предусмотренные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами проводятся на основании заданий начальника Госжилнадзора Севастополя.
6.3. Контрольные (надзорные) мероприятия подлежат проведению с учетом внутренних правил и (или) установлений контролируемых лиц, если они не создают непреодолимого препятствия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
6.4. Совершение контрольных (надзорных) действий и их результаты отражаются в документах, составляемых инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий.
Требования к формам и содержанию документов, оформляемых при осуществлении жилищного надзора, порядку информирования контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами Госжилнадзора Севастополя и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях устанавливаются в соответствии с требованиями статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.5. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (его представителем) в месте осуществления деятельности контролируемого лица, контролируемому лицу (его представителю) инспектором предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия либо решение (приказ) о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
6.6. По требованию контролируемого лица инспектор обязан предоставить информацию об экспертах, экспертных организациях и иных лицах, привлекаемых для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в целях подтверждения полномочий.
6.7. При проведении выездной проверки или инспекционного визита должностные лица, уполномоченные на осуществление жилищного надзора, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Решение о необходимости использования технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, принимается инспектором самостоятельно. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
В обязательном порядке фиксация доказательств нарушений обязательных требований осуществляется в следующих случаях:
а) при проведении выездной проверки в отсутствие контролируемого лица;
б) при проведении выездной проверки, в ходе которой осуществлялись препятствия в ее проведении.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.
Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
6.8. В случае, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае инспектор вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Начальник Госжилнадзора Севастополя либо его заместитель вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
6.9. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий), подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
6.10. Организация проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
6.10.1. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых надзорных мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 5 пункта 5.1 настоящего Положения, после согласования с органами прокуратуры.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпунктами "а", "в" - "д" пункта 5.1 настоящего Положения"
6.10.2. Если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Госжилнадзор Севастополя для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться.
6.11. Инспекционный визит - это контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом.
Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с подпунктами "в" - "д" пункта 5.1 и пунктом 6.10.2 настоящего Положения.
6.11.1. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
6.11.2. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности (территории) не может превышать один рабочий день.
6.12. Под документарной проверкой понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения Госжилнадзора Севастополя и предметом которого являются сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений Госжилнадзора Севастополя.
6.12.1. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Госжилнадзора Севастополя, результаты предыдущих контрольных (надзорных)
мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных
правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих контролируемых лиц контрольных (надзорных) мероприятий.
6.12.2. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
6.12.3. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Госжилнадзора Севастополя, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Госжилнадзор Севастополя направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в контрольный (надзорный) орган указанные в требовании документы.
6.12.4. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Госжилнадзора Севастополя документах и (или) полученным при осуществлении жилищного надзора, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в Госжилнадзор Севастополя пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Госжилнадзора Севастополя документах и (или) полученным при осуществлении жилищного надзора, вправе дополнительно представить в Госжилнадзор Севастополя документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
6.12.5. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В указанный срок не включается период с момента направления Госжилнадзором Севастополя контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Госжилнадзор Севастополя, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Госжилнадзора Севастополя о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Госжилнадзора Севастополя документах и (или) полученным при осуществлении жилищного надзора, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Госжилнадзор Севастополя.
6.12.6. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
6.13. Выездная проверка как комплексное контрольное (надзорное) мероприятие проводится посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений Госжилнадзора Севастополя.
6.13.1. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо принадлежащего гражданину помещения.
6.13.2. Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении Госжилнадзора Севастополя или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
- оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в пункте 6.13.1 настоящего Положения место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
6.13.3. Внеплановая выездная проверка проводится по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с подпунктами "в" - "д" пункта 5.1 и пунктом 6.10.2 настоящего Положения.
6.13.4. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала.
6.13.5. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 5 0 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
6.13.6. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) экспертиза.
6.14. При осуществлении наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) Госжилнадзор Севастополя:
а) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) изучает размещенную в системе информацию о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Госжилнадзором Севастополя могут быть приняты следующие решения:
- о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с пунктом 5.2.3 настоящего Положения;
- об объявлении предостережения;
- о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.15. Выездным обследованием является контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
6.15.1. Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту нахождения принадлежащего гражданину помещения, при этом взаимодействие с контролируемым лицом не осуществляется.
6.15.2. В ходе выездного обследования могут осуществляться:
а) осмотр;
б) инструментальное обследование (с применением видеозаписи).
6.15.3. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
6.15.4. По результатам проведения выездного обследования решения, предусмотренные подпунктами "а", "б" пункта 9.2 настоящего Положения, не принимаются.
6.16. Контрольные (надзорные) действия при осуществлении жилищного надзора.
6.16.1. Осмотр - это визуальное обследование территорий, помещений и иных объектов, без вскрытия помещений, осуществляемое инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением фотосъемки и (или) видеозаписи.
По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений, а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
Осмотр жилого помещении осуществляется только с разрешения собственника или пользователя такого помещения.
6.16.2. Опрос - это получение инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.
Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если полученные сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
6.16.3. Получение письменных объяснений заключается в запросе инспектором письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями (далее - объяснения).
Объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме.
Инспектор вправе собственноручно составить объяснения со слов должностных лиц или работников организации, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, их представителей, свидетелей. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что инспектор с их слов записал верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления.
6.16.4. Истребование документов заключается в предъявлении (направлении) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации.
Порядок и сроки представления документов (копий документов) в Госжилнадзор Севастополя, их возврата контролируемому лицу установлены статьей 80 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.16.5. Инструментальное обследование совершается инспектором или специалистом по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Порядок проведения инструментального обследования, требования к применяемому специальному оборудованию и (или) техническим приборам установлены статьей 82 Федерального закона N 248-ФЗ.
Инструментальное обследование осуществляется инспектором или специалистом, имеющими допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов.
По результатам инструментального обследования инспектором или специалистом составляется протокол инструментального обследования, в котором указываются сведения, имеющие значение для оценки результатов инструментального обследования, указанные в части 3 статьи 83 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.16.6. Экспертиза заключается в проведении исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях техники, которые поставлены перед экспертом или экспертной организацией инспектором в рамках контрольного (надзорного) мероприятия в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Порядок назначения и проведения экспертизы установлен статьей 84 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.17. Действия в рамках контрольного (надзорного) мероприятия совершаются в сроки, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ. В случае, если сроки не установлены Федеральным законом N 248-ФЗ, они назначаются контрольным (надзорным) органом.
6.18. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, физические лица, необоснованно препятствующие проведению контрольных (надзорных) мероприятий или отдельных контрольных (надзорных) действий либо уклоняющиеся от их проведения или не исполняющие в установленный срок требования предписаний Госжилнадзора Севастополя об устранении выявленных нарушений обязательных требований, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях проведения контрольных (надзорных) мероприятий или отдельных контрольных (надзорных) действий, связанных с необходимостью доступа в подвальные, чердачные, технические и иные служебные помещения, расположенные в многоквартирных домах, и их осмотра Госжилнадзор Севастополя, в соответствии с пунктом 11.7.2 Положения о Главном управлении государственного жилищного надзора города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 05.06.2014 N 39, вправе обращаться в суд с заявлением об обеспечении доступа в такие помещения.
6.19. Осуществление жилищного надзора в отношении действий (бездействия) граждан.
6.19.1. При осуществлении жилищного надзора в отношении действий (бездействия) гражданина плановые контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пункте 6.1 настоящего Положения, не проводятся.
6.19.2. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении действий (бездействия) граждан осуществляются в порядке, предусмотренном для организации и проведения таких мероприятий, установленных пунктами 6.2 - 6.17 настоящего Положения, без согласования с органами прокуратуры.
6.20. Жилищный надзор за соблюдением региональными операторами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется Госжилнадзором Севастополя в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
V. Специальные режимы жилищного надзора
7. В целях жилищного надзора специальные режимы не применяются.
VI. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
8. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия.
8.1. К результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение мер, предусмотренных подпунктом "б" пункта 9.2 настоящего Положения.
8.2. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт.
В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
К акту приобщаются документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований.
8.3. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 88 Федерального закона N 248-ФЗ.
В случае проведения документарной проверки либо контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом акт направляется контролируемому лицу после их окончания.
8.4. Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт.
При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта в акте делается соответствующая отметка. В этом случае акт направляется контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
9. Решения, принимаемые по результатам контрольных (надзорных) мероприятий
9.1. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения
об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
9.2. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Госжилнадзор Севастополя в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
а) выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
б) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, помещений, оборудования и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, помещений, оборудования и иных подобных объектов, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
в) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
г) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания;
д) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
10. Недействительность результатов контрольного (надзорного) мероприятия
10.1. Решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению жилищного надзора, предусмотренным пунктом 10.2 настоящего Положения, подлежат отмене Госжилнадзором Севастополя или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора.
В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению жилищного надзора начальник Госжилнадзора Севастополя принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными.
10.2. Грубым нарушением требований к организации и осуществлению жилищного надзора является:
1) отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
2) отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным;
3) нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным;
4) нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия;
5) проведение планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
6) принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями;
7) привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено Федеральным законом N 248-ФЗ;
8) нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
9) совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия;
10) непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия;
11) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования;
12) нарушение запретов и ограничений, установленных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона N 248-ФЗ в части неправомерности требований представления документов, информации, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изъятия оригиналов таких документов.
10.3. После признания недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению жилищного надзора, повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с органами прокуратуры вне зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия и основания для его проведения, за исключением контрольного (надзорного) мероприятия в отношении физического лица.
11. Исполнение решений Госжилнадзора Севастополя в рамках жилищного надзора
11.1. Контроль за исполнением предписаний, иных решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляется Госжилнадзором Севастополя.
Начальник Госжилнадзора Севастополя по ходатайству контролируемого лица, по представлению инспектора или по решению органа, уполномоченного на рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц Госжилнадзора Севастополя, вправе внести изменения в решение в сторону улучшения положения контролируемого лица.
11.2. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение решения невозможно в установленные сроки, начальник (заместитель начальника) Госжилнадзора Севастополя может отсрочить исполнение решения на срок до одного года, о чем принимается соответствующее решение в порядке, предусмотренном статьей 89 Федерального закона N 248-ФЗ.
11.3. Начальник (заместитель начальника) Госжилнадзора Севастополя рассматривает следующие вопросы, связанные с исполнением решения:
а) о разъяснении способа и порядка исполнения решения;
б) об отсрочке исполнения решения;
в) о приостановлении исполнения решения, возобновлении ранее приостановленного исполнения решения;
г) о прекращении исполнения решения.
Указанные вопросы рассматриваются по ходатайству контролируемого лица или по представлению инспектора в течение 10 дней со дня поступления в Госжилнадзор Севастополя ходатайства или направления представления.
Контролируемое лицо информируется о месте и времени рассмотрения указанных выше вопросов, неявка контролируемого лица без уважительной причины не является препятствием для рассмотрения таких вопросов.
Решение, принятое по результатам рассмотрения вопросов, связанных с исполнением решения, доводится до контролируемого лица письменно.
12. Окончание исполнения решения.
12.1. По истечении срока исполнения контролируемым лицом решения, принятого в соответствии с подпунктом "а" пункта 9.2 настоящего Положения, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным решением, либо в случае получения информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) Госжилнадзор Севастополя оценивает исполнение решения на основании представленных документов и сведений, полученной информации.
Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании либо на основании информации, полученной в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), невозможно сделать вывод об исполнении решения, Госжилнадзор Севастополя оценивает исполнение указанного решения путем проведения инспекционного визита или внеплановой документарной проверки. В случае, если проводится оценка исполнения решения, принятого по итогам выездной проверки, допускается проведение выездной проверки.
12.2. В случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного пунктом 12.1, будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, Госжилнадзор Севастополя вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное подпунктом "а" пункта 9.2 настоящего Положения, с указанием новых сроков его исполнения.
При неисполнении предписания в установленные сроки Госжилнадзор Севастополя принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания.
12.3. Информация об исполнении решения Госжилнадзора Севастополя в полном объеме вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
VII. Обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц Госжилнадзора Севастополя при осуществлении жилищного надзора
13. Досудебный порядок подачи жалобы.
13.1. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления жилищного надзора, имеют право на досудебное обжалование:
а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
б) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
в) действий (бездействия) должностных лиц Госжилнадзора Севастополя в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
13.2. Жалоба на решения, действия (бездействие) должностного лица Госжилнадзора Севастополя рассматривается начальником Госжилнадзора Севастополя.
Жалоба на решения, действия (бездействие) начальника (заместителя начальника) Госжилнадзора Севастополя рассматривается заместителем Губернатора - Председателя Правительства Севастополя, осуществляющим координацию и контроль деятельности Госжилнадзора Севастополя.
13.3. Жалоба подается контролируемым лицом в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) Регионального портала государственных услуг города Севастополя, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом без использования единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) Регионального портала государственных услуг города Севастополя в письменном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
13.4. Жалоба на решение Госжилнадзора Севастополя, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
13.5. Жалоба на предписание Госжилнадзора Севастополя может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
13.6. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным на рассмотрение жалобы лицом.
13.7. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
13.8. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Госжилнадзора Севастополя.
Уполномоченное на рассмотрение жалобы лицо в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
- о приостановлении исполнения обжалуемого решения Госжилнадзора Севастополя;
- об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Госжилнадзора Севастополя.
Информация о принятом решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.
13.9. Форма и содержание жалобы должны соответствовать требованиям, указанным в статье 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
13.10. Уполномоченное на рассмотрение жалобы лицо принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы, если:
1) жалоба подана после истечения установленных сроков подачи жалобы и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Госжилнадзора Севастополя, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа.
Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в пунктах 3 - 8 настоящего пункта, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений Госжилнадзора Севастополя, действий (бездействия) его должностных лиц.
13.11. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы лицом в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
В случае невозможности рассмотрения жалобы по имеющимся документам и материалам уполномоченное на рассмотрение жалобы лицо вправе запросить, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц. При этом срок рассмотрения жалобы может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы лицом на 20 рабочих дней.
13.12. Уполномоченное на рассмотрение жалобы лицо вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их уполномоченным органом, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
13.13. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченное на рассмотрение жалобы лицо принимает одно из следующих решений:
а) оставляет жалобу без удовлетворения;
б) отменяет решение Госжилнадзора Севастополя полностью или частично;
в) отменяет решение Госжилнадзора Севастополя полностью и принимает новое решение;
г) признает действия (бездействие) должностных лиц Госжилнадзора Севастополя незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы лица, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) Региональном портале государственных услуг города Севастополя в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
14. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на Госжилнадзор Севастополя.
VIII. Ключевые показатели и их целевые значения для жилищного надзора
15. Оценка результативности и эффективности деятельности Госжилнадзора Севастополя при осуществлении жилищного надзора осуществляется на основе системы показателей результативности и эффективности деятельности.
15.1. В систему показателей результативности и эффективности деятельности входят:
1) ключевые показатели, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в сфере жилищного надзора, по которым устанавливаются целевые (плановые) значения и достижение которых должен обеспечить Госжилнадзор Севастополя;
2) индикативные показатели, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц.
15.2. Ключевые показатели и их целевые значения, индикативные показатели в целях осуществления жилищного надзора утверждаются Правительством Севастополя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.