Постановление Правительства Новосибирской области от 30 ноября 2021 г. N 499-п
"Об утверждении межведомственной программы по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних в Новосибирской области"
Во исполнение пункта 16 комплекса мер до 2020 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 N 2098-р, в целях создания условий для совершенствования системы профилактики суицидального, аутоагрессивного поведения несовершеннолетних, снижения медико-социальных и экономических потерь, связанных с суицидальным поведением детей, Правительство Новосибирской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую межведомственную программу по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних в Новосибирской области.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Нелюбова С.А.
Губернатор Новосибирской области |
А.А. Травников |
Межведомственная программа
по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних в Новосибирской области
(далее - Программа)
(утв. постановлением Правительства Новосибирской области от 30 ноября 2021 г. N 499-п)
Срок реализации Программы |
2021 - 2024 годы |
Разработчики Программы |
Министерство образования Новосибирской области |
Исполнители Программы |
Министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство труда и социального развития Новосибирской области; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области; следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области (по согласованию); управление административных органов администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области; органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (по согласованию) |
Цель Программы |
Создание условий для совершенствования системы профилактики суицидального, аутоагрессивного поведения несовершеннолетних, снижение медико-социальных и экономических потерь, связанных с суицидальным поведением детей |
Задачи Программы |
1. Формирование организационно-правовых основ развития системы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних и укрепления психического здоровья детей в Новосибирской области. 2. Создание системы профилактики психического неблагополучия детей на территории Новосибирской области. 3. Создание условий защиты и формирования психического здоровья несовершеннолетних, безопасной среды жизнедеятельности. 4. Создание ресурсной обеспеченности работы региональной системы охраны психического здоровья несовершеннолетних в Новосибирской области |
Целевые показатели Программы |
1. Стабилизация или снижение уровня суицидов: в возрастной группе от 0 до 17 лет на 10%, с 2,7 до 2,5 (по данным эпидемиологического мониторинга); снижение числа совершения повторных суицидальных попыток. 2. Увеличение охвата обучающихся системой дополнительного образования и внеурочной деятельностью. 3. Увеличение количества служб примирения/медиации, созданных в образовательных организациях. 4. Увеличение обучающихся "группы риска", охваченных психолого-педагогическим сопровождением. 5. Увеличение количества семей, выявленных на раннем этапе социального неблагополучия, вовлеченных в психолого-педагогические и социально-правовые мероприятия с положительной оценкой эффективности. 6. Снижение числа несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, жертв жестокого обращения, несовершеннолетних (семей), состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, комиссиях по делам несовершеннолетних; снижение числа совершения повторных правонарушений несовершеннолетними. 7. Увеличение численности педагогов-психологов в образовательных организациях |
Финансовое обеспечение реализации Программы |
Мероприятия Программы осуществляются исполнителями в пределах компетенции и за счет: действующих государственных программ (подпрограмм) Новосибирской области; внебюджетных средств; иных видов финансирования |
I. Общие положения
1. Программа разработана во исполнение пункта 16 комплекса мер до 2020 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 N 2098-р и в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 45 Устава Новосибирской области.
Целью Программы является создание условий для совершенствования системы профилактики суицидального, аутоагрессивного поведения несовершеннолетних, снижение медико-социальных и экономических потерь, связанных с суицидальным поведением детей на территории Новосибирской области.
В последние десятилетия во всем мире наблюдается тенденция к росту числа самоубийств. Всемирная организация здравоохранения отмечает, что суицид является третьей по значимости причиной смертности у лиц в возрасте от 10 до 19 лет.
В основе предупреждения самоубийств лежит межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области и других заинтересованных ведомств. Ни один отдельно взятый подход не может оказать достаточного влияния на такую сложную проблему, как суицид, а максимальная эффективность деятельности по профилактике самоубийств может быть достигнута при условии синергичной, взаимодополняющей работы органов власти и различных структур, ведомств, организаций: образовательных, медицинских, правоохранительных, социальных и иных.
Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних осуществляется органами и организациями поэтапно:
1 этап: первичная (универсальная) профилактика направлена на все население Новосибирской области с целью повысить доступ к услугам здравоохранения, способствовать укреплению психического здоровья, снизить уровень употребления алкоголя, ограничить доступ к средствам совершения самоубийства и способствовать более ответственному поведению средств массовой информации. В рамках предупреждения суицидального поведения у несовершеннолетних объектом первичной профилактики являются все участники образовательных отношений; ее цель - минимизация риска суицидального поведения психологически благополучных субъектов.
2 этап: вторичная (селективная) профилактика обращена к уязвимым группам несовершеннолетних: перенесшим травму или жестокое обращение; жертвам буллинга; имеющим конфликтные отношения с родителями (законными представителями); детям из семей мигрантов; потерявшим близких людей, в том числе в результате самоубийства. Выделенные на предшествующем этапе профилактики потенциальные и актуальные факторы риска позволяют определить очередность и приоритет оказания психолого-педагогической и медико-психологической помощи. В первую очередь внимание специалистов (педагогов-психологов образовательных организаций, медицинских работников, социальных работников, сотрудников органов опеки и попечительства) требуется для обучающихся с риском и (или) признаками самоповреждающего поведения и кризисного состояния (безнадежность, одиночество, депрессия, агрессивность) для недопущения совершения суицида.
3 этап: третичная профилактика (поственция) направлена на социально-психологическое сопровождение окружения близких жертв суицида ("выживших") и предотвращение подражательных суицидов и определение причин суицида.
2. Программа включает мероприятия, направленные на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних, в том числе на:
создание и реализацию эффективной системы по укреплению психического здоровья детей;
формирование эффективной системы выявления суицидального риска у несовершеннолетних;
обеспечение доступности профессиональной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям в кризисных состояниях;
организацию системы безопасного мониторинга суицидов и суицидального поведения.
3. Сроки реализации Программы: 2021 - 2024 годы.
4. Задачи Программы:
формирование организационно-правовых основ развития системы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних и укрепления психического здоровья детей в Новосибирской области;
создание системы профилактики психического неблагополучия детей на территории Новосибирской области;
создание условий защиты и формирования психического здоровья несовершеннолетних, безопасной среды жизнедеятельности;
создание ресурсной обеспеченности работы региональной системы охраны психического здоровья несовершеннолетних в Новосибирской области.
5. Целевые группы, на которые направлена Программа:
дети с суицидальным, агрессивным поведением, жертвы жестокого обращения; дети из групп риска суицидального, агрессивного поведения, возникновения психических расстройств, семьи, их воспитывающие;
специалисты, работающие с детьми, в том числе в организациях для детей, включая стационарные, различной ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы, являющихся исполнителями Программы.
II. Основные понятия
Дезадаптация - нарушение приспособляемости организма к меняющимся условиям среды обитания или неадаптивное поведение человека в сложных для него жизненных обстоятельствах.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтной и ценностной ориентации, социальных установок и т.д. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенным десоциализирующим влиянием, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для обучающегося, в частности, являются семья, образовательная организация.
Межведомственное взаимодействие - совместные согласованные действия (решения) субъектов (участников) межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики суицидального, аутоагрессивного поведения несовершеннолетних.
Объекты профилактики суицидального поведения - обучающиеся, воспитанники образовательных организаций, специалисты (педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники), родители (законные представители) несовершеннолетних.
Профилактика - совокупность предупредительных мероприятий.
Стигматизация - предвзятое, негативное отношение к отдельному человеку или группе людей, связанное с наличием у него (у них) каких-либо особых свойств или признаков.
Субъекты (участники) межведомственного взаимодействия по вопросам суицидального поведения у несовершеннолетних - органы, учреждения, организации, участвующие в пределах своей компетенции в деятельности по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних.
Суицид - преднамеренное, умышленное лишение себя жизни, самоубийство. Ключевой признак данного явления - преднамеренность.
В настоящей Программе термины "самоубийство" и "суицид" синонимичны.
Суицидальное намерение - субъективное ожидание и стремление к смерти через самоубийство.
Суицидальная попытка (попытка суицида, незавершенный суицид) - целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни с целью покончить жизнь самоубийством или с демонстративно-шантажными целями, но не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение - проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель - смерть, мотив - разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Имеет определенные формы, способы осуществления, стадии развития, предикторы, факторы риска.
Суицидальный риск - степень вероятности возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий.
Склонение несовершеннолетнего к суициду - содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению или обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства.
Факторы риска суицида - внешние и внутренние параметры, с высокой вероятностью оказывающие влияние на формирование и реализацию суицидальных намерений.
Группа риска суицидального поведения (выявление ранних суицидальных признаков) - дети с эмоциональными и поведенческими проблемами, отсутствием содержательных социальных отношений, чувством изоляции и отсутствием социальной поддержки, неспособные справляться с трудностями и задачами возраста, подвергшиеся жестокому обращению и насилию, подверженные раннему и хроническому неблагополучию (плохое обращение, потеря близких, проблема с законом), употребляющие психоактивные вещества. Сочетаемость факторов повышает риск суицидального поведения.
III. Характеристика сферы
6. В Новосибирской области сегодня заложены основы межведомственной системы помощи детям в кризисных состояниях. Особенности организации системы превенции психического неблагополучия детей на территории Новосибирской области связаны с возрастными характеристиками данной группы, многообразием и сложностью решаемых социальных проблем, что требует постоянной координации действий, предпринимаемых органами и учреждениями здравоохранения, образования и социального развития.
На территории Новосибирской области всеми органами и учреждениями системы профилактики организовано проведение мероприятий, направленных на профилактику случаев насилия в семье, оказание своевременной помощи детям, пострадавшим от насилия или жестокого обращения, формирование в общественном сознании нетерпимого отношения к жестокому обращению с детьми, профилактики социального сиротства, семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Министерством труда и социального развития Новосибирской области (далее - Минсоцразвития НСО) обеспечивается: формирование системы работы по профилактике жестокого обращения и суицидального поведения, оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, преступных посягательств, в том числе сексуального характера, с суицидальным поведением; формирование безопасной среды для развития детей на территории Новосибирской области.
Обеспечено создание новых структурных подразделений на базе действующих организаций:
служба межведомственного взаимодействия по реабилитации и сопровождению несовершеннолетних, пострадавших от насилия;
три службы сопровождения женщин и детей, подвергшихся насилию, в том числе сексуальному;
выездная бригада "Детство без насилия и жестокости";
региональный ресурсный центр по организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия.
В регионе реализуется программа ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, на базе трех пилотных площадок Новосибирской области проводится отработка модели раннего выявления семейного неблагополучия, разработанной Благотворительным фондом профилактики социального сиротства.
Внедрена единая база данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, автоматизированная информационная система "Подросток" (далее - АИС "Подросток"). АИС "Подросток" обеспечивает оперативный доступ всех служб системы профилактики к банку данных и принятие своевременных мер реагирования по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних
Для оказания консультационной помощи детям и родителям используется ресурс "телефон доверия". Необходимо отметить, что в Новосибирской области подобные службы действуют в организациях различной ведомственной принадлежности. К организации работы детского телефона доверия (службы экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером подключены пять организаций социальной сферы в Новосибирской области. Кроме того, в Новосибирской области организована работа региональной службы "телефон доверия", которая работает в круглосуточном режиме.
7. В целях повышения уровня межведомственного взаимодействия органов системы профилактики при организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области (далее - КДНиЗП НСО) от 14.12.2017 N 3 утвержден Порядок работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющей деятельность на территории соответствующего муниципального образования Новосибирской области, по рассмотрению и выявлению причин, условий и обстоятельств, способствовавших совершению тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних, а также совершению несовершеннолетними суицидальных попыток.
Постановлением КДНиЗП НСО от 19.02.2020 N 2 создана мобильная рабочая группа по рассмотрению и выявлению причин, условий и обстоятельств, способствовавших совершению тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних, а также совершению несовершеннолетними суицидальных попыток, утвержден порядок ее работы и состав. В ее состав вошли представители всех ключевых ведомств: министерства здравоохранения Новосибирской области, министерства образования Новосибирской области, следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области.
Члены мобильной группы в течение трех дней с момента совершения попытки суицида несовершеннолетним осуществляют выезд по месту происшествия и устанавливают причины и условия, способствующие совершению несовершеннолетним суицида. Во всех случаях главам муниципальных образований Новосибирской области направляются предписания КДНиЗП НСО с требованием устранения выявленных нарушений при организации работы по профилактике суицидов в образовательных организациях, при организации работы с семьей, а также о привлечении должностных лиц органов системы профилактики к дисциплинарной ответственности. Предписания КДНиЗП НСО рассматриваются на заседаниях муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП), проводится работа по устранению выявленных нарушений.
8. На основании совместного приказа министерства здравоохранения Новосибирской области, министерства труда и социального развития Новосибирской области, министерства образования Новосибирской области, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области от 03.04.2019 N 1069/370/786/16/265 "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия при оказании помощи детям с суицидальным поведением" главные врачи государственных медицинских организаций Новосибирской области направляют главному внештатному детскому специалисту психиатру министерства здравоохранения Новосибирской области сообщения о суицидальных попытках несовершеннолетних, ведется регистр суицидального поведения несовершеннолетних Новосибирской области в рамках кабинета медико-социально-психологической помощи государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер" (далее - ГБУЗ НСО "НОДКПНД").
Мониторинг суицидального поведения, включая попытки, самоповреждения, угрозы, рассматривается одним из главных механизмов превенции завершенного суицида в силу возрастных особенностей детской психики, импульсивности, формирования регуляторных механизмов, неоформленных представлений о смерти. В ГБУЗ НСО "НОДКПНД" организовано психиатрическое сопровождение детей с суицидальным поведением, углубленная диагностика психического состояния, выявление причин и факторов, способствовавших суицидальному поведению, лечение этой группы населения, включая меры социальной и педагогической поддержки для предотвращения повторных попыток, которые характеризуются высокой летальностью.
Специалисты первичной медико-санитарной (врачи-педиатры, врачи-неврологи, фельдшеры) и специализированной медицинской помощи (врачи-психиатры) выявляют несовершеннолетних группы риска по суицидальному поведению: несовершеннолетних с эмоциональными и поведенческими расстройствами, пострадавших от жестокого обращения, находящихся в трудной жизненной ситуации, наследственной отягощенностью, трудностями социальной адаптации и другими факторами риска.
Региональной детской психиатрической службой оказывается лечебно-диагностическая, медико-психологическая и социально-правовая помощь детям и подросткам с агрессивным и суицидальным поведением, депрессивными, тревожными и поведенческими расстройствами.
Несовершеннолетние, страдающие хроническими и затяжными психическими расстройствами, с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, склонные к общественно опасным действиям, представляющие опасность для себя, находятся под наблюдением врача-психиатра в группе активного диспансерного наблюдения; лица, направленные судом на амбулаторное принудительное лечение у психиатра - в группе амбулаторного принудительного наблюдения и лечения.
В целях профилактики правонарушений и снижения уровня суицидов среди несовершеннолетних, действуя в соответствии с требованиями совместного приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.04.1997 N 133/269 "О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами", с целью своевременного реагирования правоохранительных органов, обеспечения безопасности, защиты прав и интересов детей и подростков, врач-психиатр немедленно передает информацию в органы внутренних дел по городу Новосибирску и Новосибирской области о вновь принятых и снятых с наблюдения, а также ежегодно до 20 января передает в отделы полиции по городу Новосибирску и Новосибирской области данные о несовершеннолетних, находящихся под наблюдением врача-психиатра в группах активного динамического наблюдения и активного принудительного наблюдения и лечения.
Раннее выявление детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами обеспечивает эффективность, связанную с выздоровлением. В связи с этим, для выявления детей с депрессивными состояниями, расстройствами поведения и другими нарушениями психического здоровья, представляющими группу риска суицидального поведения, ГБУЗ НСО "НОДКПНД" организованы мобильные бригады специалистов, которые проводят скрининг-исследования по месту проживания детей - в условиях образовательных организаций и среди тех, кто состоит на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области.
С целью повышения профессиональной компетентности специалистов по актуальным вопросам оказания психиатрической помощи детям, превенции агрессивного и суицидального поведения, снижению психического неблагополучия среди детей и подростков систематически организуются обучающие внутри и межведомственные семинары для врачей, педагогов, инспекторов по делам несовершеннолетних, специалистов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
9. Министерством образования Новосибирской области приняты меры по повышению эффективности работы, направленной на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних:
развивается система психолого-педагогического сопровождения, которая в настоящее время представлена региональным центром, созданным на базе государственного бюджетного учреждения Новосибирской области - Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям "Областной центр диагностики и консультирования" (далее - ГБУ НСО "ОЦДК") и 10 его филиалами, расположенными в сельских населенных пунктах Новосибирской области, 5 муниципальными центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям (далее - ППМС-центры), 30 психолого-медико-педагогическими комиссиями, 20 консультационными центрами, психологическими службами в образовательных организациях (53,7%), психолого-педагогическими консилиумами (90%), службами медиации/примирения (35%);
совершенствуются механизмы управления - создан совет Минобразования НСО по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в сфере образования в Новосибирской области; внедрена единая программа регионального мониторинга состояния работы по профилактике девиантного поведения обучающихся в образовательных организациях Новосибирской области; реализуются комплексные планы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, разработанные на уровне муниципальных образований и городских округов Новосибирской области;
осуществляется методическое сопровождение - разработан ряд инструктивных писем и методических рекомендаций, проводится масштабное социально-психологическое тестирование (далее - СПТ) обучающихся общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального и высшего образования, направленное, в том числе, на выделение адресной группы обучающихся с риском суицидального поведения;
с 2019 года во все курсы повышения квалификации государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Новосибирской области "Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" (далее - ГАУ ДПО "НИПКиПРО") кафедры охраны здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности для руководителей и педагогических работников образовательных организаций введен обязательный модуль "Профилактика деструктивных форм девиантного поведения обучающихся (аддиктивного, суицидального, делинквентного, в том числе связанного с распространением идеологии терроризма и экстремизма)";
с 2016 года реализуется инновационный проект областного родительского лектория "Университет педагогических знаний для родителей", действующий в рамках мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р;
с 2020 года в рамках регионального проекта "Интерактивное министерство" стартовал проект, направленный на повышение психолого-педагогической компетентности педагогических работников "Психологическая безопасность образовательной среды: проектируем вместе".
11. С целью обеспечения безопасности несовершеннолетних и пресечения распространения суицидального контента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет регулярно проводится мониторинг сети Интернет на предмет наличия информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства, в том числе в рамках деятельности волонтерского отряда "Кибердружина". На региональном уровне и уровне образовательных организаций ежегодно проводятся обучающие мероприятия на тему "Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет".
Для решения проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, в том числе находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на уровне образовательных организаций проводятся мероприятия, направленные на развитие позитивного мышления, вовлечение в социально-позитивную активность, здоровый образ жизни.
Таким образом, на территории Новосибирской области созданы определенные организационные и правовые основы для внедрения новых мер, направленных на формирование безопасной среды для развития детей и повышение качества оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств.
При этом по данным регионального эпидемиологического мониторинга за 2020 год зарегистрировано 16 случаев завершенных суицидов (2019 год - 19, 2018 год - 18), 106 попыток суицидов (2019 год - 101), 123 случая самоповреждения (2019 год - 147) и 82 случая суицидального поведения (2019 год - 77).
|
Суициды |
Суицидальные попытки |
Сведения о ранее совершенных попытках |
||||||
|
2018 |
2019 |
2020 |
2018 |
2019 |
2020 |
2018 |
2019 |
2020 |
Новосибирская область |
10 |
10 |
4 |
22 |
36 |
46 |
1 |
2 |
1 |
г. Новосибирск |
8 |
9 |
12 |
38 |
65 |
60 |
4 |
7 |
2 |
Всего |
18 |
19 |
16 |
60 |
101 |
106 |
5 |
9 |
3 |
Анализ данных мониторинга показал увеличение:
незавершенных случаев среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с 2 в 2018 году до 5 в 2020 году;
завершенных и незавершенных случаев среди обучающихся, не достигших возраста 13 лет, с 2 в 2018 году до 17 в 2020 году;
повторных попыток с 3 в 2018 году до 5 в 2020 году.
При этом поводом для совершения суицида чаще названы конфликты с родителями (матерью, отцом), неразделенные чувства, ссоры с подругой/другом, сестрой и с одноклассниками, неуспеваемость в школе, привлечение внимания и неудовлетворенность собственной внешностью. В более чем 80% случаев семьи, где воспитывались обучающие, отнесены к категории "внешне благополучные".
Работа в образовательных организациях по раннему выявлению обучающихся "группы повышенного внимания" по суицидальному поведению организована по следующим направлениям: организация и проведение социально-психологического тестирования обучающихся по единой методике, начиная с 7 класса, с 13 лет в режиме онлайн в рамках регионального проекта полномасштабного СПТ; самостоятельная организация СПТ обучающихся 10-13 лет; наблюдение и фиксация случаев суицидального поведения, высказываний, намерений среди обучающихся, оперативное сообщение в управления образованием муниципальных районов, городских округов Новосибирской области, министерство образования Новосибирской области и КДНиЗП; направление родителей, законных представителей обучающихся на консультацию к психиатру в ГБУЗ НСО "НОДКПД" и клиническому психологу, девиантологу в ГБУ НСО "ОЦДК".
Основной проблемой системы профилактики суицидов на территории Новосибирской области при сопровождении ребенка в кризисном состоянии и его семьи является недооценка тяжести состояния, ресурсов ребенка и семьи; распространенность среди специалистов штампа "демонстративно-шантажное поведение", слабый фокус внимания на усиление факторов защиты - индивидуальных, межличностных, социальных.
Актуальность ситуации требует дополнительных организационных и нормативно-правовых преобразований, формирование системного комплексного подхода в решении вопросов психического здоровья детей.
IV. Исполнители программы
12. Исполнителями программы являются:
министерство образования Новосибирской области;
министерство здравоохранения Новосибирской области;
министерство труда и социального развития Новосибирской области;
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области;
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области (по согласованию);
Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области (по согласованию);
управление административных органов администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области;
администрации муниципальных районов и городских округов в Новосибирской области (по согласованию).
13. Организации, участвующие в реализации Программы (по согласованию, перечень является открытым):
государственное бюджетное учреждение Новосибирской области - Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям "Областной центр диагностики и консультирования";
государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области "Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования";
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер";
государственное казенное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Региональный центр общественного здоровья и медицинской профилактики";
муниципальное казенное учреждение дополнительного профессионального образования города Новосибирска "Городской центр образования и здоровья "Магистр".
Координатором Программы является министерство образования Новосибирской области.
14. Порядок взаимодействия:
исполнители Программы реализуют предусмотренные мероприятия как самостоятельно, в соответствии с собственными организационными планами, так и совместно через мероприятия, направленные на профилактику суицидального поведения у несовершеннолетних в Новосибирской области;
исполнитель Программы по предварительному согласованию может привлекать к проведению собственных мероприятий иных исполнителей Программы, а также заинтересованных участников;
исполнители Программы могут осуществлять взаимообмен информационными материалами просветительского характера по правовой тематике для размещения их на официальных сайтах и распространения иными способами с целью наибольшего охвата целевой аудитории.
Мероприятия Программы осуществляются исполнителями в пределах компетенции и за счет:
действующих государственных программ (подпрограмм) Новосибирской области;
внебюджетных средств;
иных видов финансирования.
V. Оценка эффективности реализации Программы
15. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
1) разработана и функционирует система предотвращения медико-социальных потерь, связанных со смертностью детей, с бременем психического неблагополучия детей, включая суициды, жестокое обращение и насилие в отношении детей, буллинг, психические расстройства и расстройства поведения;
2) сформирована эффективная территориальная система превенции психического неблагополучия населения, работающая на основе эпидемиологического мониторинга, единого механизма регистрации случаев незавершенных суицидов, стратегического планирования;
3) обеспечены права детей в области охраны психического здоровья в условиях усовершенствованной системы организационно-правового регулирования;
4) разработаны и внедрены механизмы межведомственного взаимодействия;
5) действует система повышения квалификации и профессиональной компетенции специалистов.
Индикаторы
для проведения оценки эффективности реализации Программы
N п/п |
Наименование индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Значение индикатора (показателя) |
||||
по состоянию на 31 декабря 2020 года |
по состоянию на 31 декабря 2021 года |
по состоянию на 31 декабря 2022 года |
по состоянию на 31 декабря 2023 года |
по состоянию на 31 декабря 2024 года |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Уровень суицидов в возрастной группе от 0 до 17 лет (данные эпидемиологического мониторинга) |
на 100 000 населения |
2,7 |
2,65 |
2,6 |
2,55 |
2,5 |
2 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях от общего числа детей данной категории |
% |
92 |
92,3 |
92,6 |
92,8 |
93 |
3 |
Доля семей и несовершеннолетних, получивших социальные услуги в общей численности семей и несовершеннолетних, обратившихся за предоставлением социальных услуг |
% |
98 |
100 |
100 |
100 |
100 |
4 |
Доля несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних |
% |
1,073 |
1,073 |
1,072 |
1,071 |
1,070 |
5 |
Доля несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление |
% |
24,4 |
24,4 |
24,3 |
24,2 |
24,1 |
6 |
Численность несовершеннолетних, признанных потерпевшими |
человек |
2503 |
2500 |
2486 |
2470 |
2453 |
7 |
Повышение выявляемости детей с депрессивными психическими расстройствами |
на 100 000 населения |
12,1 |
13,0 |
13,3 |
13,6 |
14,0 |
8 |
Увеличение охвата обучающихся "группы риска" психолого-педагогическими и социально-правовыми мероприятиями |
% |
80 |
85 |
90 |
95 |
100 |
9 |
Увеличение охвата обучающихся "группы риска" внеурочной деятельностью |
% |
80 |
85 |
90 |
95 |
100 |
10 |
Увеличение охвата обучающихся "группы риска" системой дополнительного образования |
% |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
11 |
Увеличение служб медиации/примирения в образовательных организациях |
% |
58 |
59 |
60 |
61 |
63 |
12 |
Увеличение численности педагогов-психологов в образовательных организациях |
% |
67 |
69 |
71 |
73 |
75 |
VI. Перечень программных мероприятий Программы
16. Перечень программных мероприятий Программы представлен в приложении к Программе "Комплексный план реализации межведомственной программы по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних Новосибирской области" (далее - план реализации программы).
Перечень государственных программ Новосибирской области, в рамках которых реализуются мероприятия программы:
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Пункты плана реализации Программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Государственная программа Новосибирской области "Развитие государственной молодежной политики Новосибирской области", утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 13.07.2015 N 263-п |
министерство образования Новосибирской области |
п.п. 1.1.4, п.п. 1.4.3.2 |
2 |
Региональная программа Новосибирской области "Профилактика правонарушений, экстремизма и терроризма на территории Новосибирской области", утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 29.06.2017 N 246-п |
министерство образования Новосибирской области, министерство труда и социального развития Новосибирской области |
|
3 |
Государственная программа Новосибирской области "Развитие здравоохранения Новосибирской области", утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 07.05.2013 года N 199-п |
министерство здравоохранения Новосибирской области |
Приложение
к межведомственной программе
по профилактике суицидального
поведения у несовершеннолетних
в Новосибирской области
от 30 ноября 2021 г. N 499-п
Комплексный план
реализации межведомственной программы по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних в Новосибирской области
(далее - Комплексный план)
Используемые сокращения:
ГБУЗ НСО "НОДКПНД" - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер";
ГБУ НСО "ОЦДК" - государственное бюджетное учреждение Новосибирской области Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям "Областной центр диагностики и консультирования";
ГЖИ НСО - государственная жилищная инспекция Новосибирской области;
ГКУЗ НСО "РЦОЗ и МП" - государственное казенное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Региональный центр общественного здоровья и медицинской профилактики";
ГУ МВД России по НСО - Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области;
КДНиЗП НСО - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области;
Минобр НСО - министерство образования Новосибирской области;
МКУ ДПО "ГЦОиЗ "Магистр" - муниципальное казенное учреждение дополнительного профессионального образования города Новосибирска "Городской центр образования и здоровья "Магистр";
МТиСР НСО - министерство труда и социального развития Новосибирской области;
НИПКиПРО - государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области "Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования";
ОМС - органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области;
ППМС - психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям;
СМИ - средства массовой информации;
СУ СК РФ по НСО - следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области;
УАО НСО - управление административных органов администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях создания условий для совершенствования системы профилактики суицидального, аутоагрессивного поведения несовершеннолетних, снижения медико-социальных и экономических потерь, связанных с суицидальным поведением детей, на 2021 - 2024 годы утверждается межведомственная программа по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних в Новосибирской области.
Исполнителями программы выступают: министерство здравоохранения области; министерство труда и социального развития области; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области; управление административных органов администрации Губернатора и Правительства Новосибирской области; органы местного самоуправления.
Задачами программы являются:
- формирование организационно-правовых основ развития системы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних и укрепления психического здоровья детей;
- создание системы профилактики психического неблагополучия детей на территории области;
- создание условий защиты и формирования психического здоровья несовершеннолетних, безопасной среды жизнедеятельности;
- создание ресурсной обеспеченности работы региональной системы охраны психического здоровья несовершеннолетних в регионе.
Финансовое обеспечение мероприятий программы будет осуществляться за счет действующих государственных программ (подпрограмм) Новосибирской области, внебюджетных средств, иных видов финансирования.
Постановление Правительства Новосибирской области от 30 ноября 2021 г. N 499-п "Об утверждении межведомственной программы по профилактике суицидального поведения у несовершеннолетних в Новосибирской области"
Вступает в силу с 30 ноября 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 2 декабря 2021 г. N 5400202112020004
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Новосибирской области от 29 декабря 2023 г. N 666-п
Изменения вступают в силу с 29 декабря 2023 г.