Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1127996-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий медицинских работников, внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, И.А. Ананских, М.В. Емельяновым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в части установления дополнительных гарантий медицинским работникам.
Наименование проекта федерального закона не соответствует положениям изменяемой нормы Федерального закона, поскольку статьей 72 Федерального закона льготы устанавливаются как для медицинских работников, так и для фармацевтических работников.
Используемая в законопроекте формулировка "организации, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации или муниципальных образований" противоречит терминологии Федерального закона, в котором указываются "медицинские организации, подведомственные исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления".
Положения пунктов 2 и 3 части 1 статьи 72 Федерального закона противоречат нормам статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с которой необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Таким образом, законопроект не учитывает положения Федерального закона от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и использует устаревшие понятия "профессиональная подготовка", "переподготовка", "повышение квалификации".
Положения пунктов 8 и 9 части 1 статьи 72 Федерального закона не согласуются с нормами статьи 144 Кодекса, определяющей порядок установления системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, к числу которых будут относится и медицинские работники государственной и муниципальной систем здравоохранения. При этом следует также учитывать, что в случае принятия проекта федерального закона расходные обязательства федерального бюджета по оплате труда работников федеральных государственных учреждений должны будут формироваться с учетом нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, определяющего размер средней заработной платы на территории субъекта Российской Федерации, что не согласуется с принципом разграничения полномочий органов государственной власти при формировании расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Также нуждается в уточнении, о какой именно деятельности идет речь в вышеназванных проектируемых нормах Федерального закона.
Устанавливаемые пунктами 8-13 и 15, 16 части 1 статьи 72 Федерального закона гарантии распространяются на всех медицинских и фармацевтических работников, независимо от того, в чьем ведении находится медицинская или фармацевтическая организация. Вместе с тем устанавливаемая в пункте 14 части 1 статьи 72 Федерального закона доплата или соответствующее увеличение размеров окладов (должностных окладов) в определенном размере для медицинских работников только федеральных медицинских организаций не согласуется с концепцией, предлагаемой проектом федерального закона. Кроме того, законодательство устанавливает единые стандарты для получения ученой степени кандидата наук и доктора наук, независимо от того, в каком субъекте Российской Федерации такие ученые степени получены. В связи с чем законопроектом должен быть предусмотрен единый подход к установлению указанных выплат. Также необходимо точно указать, будет ли проектируемая доплата устанавливаться сверх оклада (должностному окладу) или же данная выплата будет входить в оклад (должностной оклад). Также неясно, будут ли выплаты, предусмотренные пунктами 12-15 части 1 статьи 72 Федерального закона, включатся в заработную плату, предусмотренную пунктами 8 и 9 части 1 статьи 72 Федерального закона.
В пункте 10 части 1 статьи 72 изменяемого Федерального закона в части установления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским и фармацевтическим работникам содержится только отсылочная норма к "законодательству Российской Федерации". При этом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости для данной категории работников следует согласовать с положениями пункта 20 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как с отраслевым федеральным законом, устанавливающим основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В соответствии с проектируемой нормой пункта 11 части 1 статьи 72 Федерального закона у медицинских и фармацевтических работников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, появляется право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. В связи с этим нуждается в дополнительном обосновании предоставление такого права отдельной категории граждан в зависимости от их профессиональной деятельности, поскольку с учетом положений части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации такое право может быть предоставлено либо по состоянию здоровья, либо в случае, если занимаемое жилое помещение является непригодным для проживания.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 72 Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает порядок компенсации на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, на туристских базах для медицинских и фармацевтических работников. При этом соответствующие изменения не вносятся в часть 1 статьи 14 Федерального закона, содержащую закрытый перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья.
Проектируемый пункт 16 части 1 статьи 72 Федерального закона противоречит статье 52 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", которой уже определен порядок установления льгот для граждан определенных категорий для посещения организаций культуры.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.