Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области, во исполнение Соглашений о сотрудничестве в области информационного обмена, направляет для размещения в информационных ресурсах разъяснения по вопросам налогового администрирования.
Заместитель руководителя, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса |
Ю.А. Чван |
Зарплату, выплаченную за счет субсидии на нерабочие дни, освободили от НДФЛ и страховых взносов
Заработная плата (или ее часть), выплаченная сотрудникам из сумм субсидии, полученных предпринимателями пострадавших отраслей за нерабочие дни, освобождена от НДФЛ и страховых взносов.
Соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ внесены Федеральным законом от 29.11.2021 N 382-ФЗ.
Указанные доходы освобождаются от НДФЛ и исключаются из базы для начисления страховых взносов однократно - в календарном месяце получения субсидии или в следующем за ним месяце. Такой порядок установлен новым пунктом 89 статьи 217 Налогового кодекса РФ и новым подпунктом 17 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ.
При этом размер освобождаемого дохода по каждому работнику не должен превышать 12 792 рубля, что составляет один МРОТ.
Управление ФНС России по Новгородской области напоминает, что предприятия малого и среднего бизнеса (МСП), а также социально-ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) из ряда отраслей могут получить субсидию "на нерабочие дни" в октябре - ноябре 2021 года. Правила получения новой выплаты утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.09.2021 N 1513 (в ред. Постановления РФ от 28.10.2021 N 1849).
Данная субсидия выдается в целях частичной компенсации затрат, связанных с деятельностью в условиях нерабочих дней, установленных указом Президента РФ в октябре и ноябре 2021 года, а также с проведением мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов.
Заявление на получение субсидии следует направить до 15 декабря 2021 года в обособленные подразделения Управления ФНС России по Новгородской области любым удобным для налогоплательщика способом: в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также на бумаге по почте. По почте заявление следует направить в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Документы, связанные с применением УСН, можно представлять в любой налоговый орган
Управление ФНС России по Новгородской области сообщает о возможности экстерриториально подавать документы, связанные с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН).
Теперь налогоплательщики могут представить в любой налоговый орган (без привязки к месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя) следующие документы:
- уведомление о переходе на УСН (форма N 26.2-1) (КНД 1150001);
- сообщение об утрате права на применение УСН (форма N 26.2-2) (КНД 1150003);
- уведомление об отказе от применения УСН (форма N 26.2-3) (КНД 1150002);
- уведомление об изменении объекта налогообложения (форма N 26.2-6) (КНД 1150016);
- уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН (форма N 26.2-8) (КНД 1150024).
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН с 2022 года, должны уведомить об этом налоговый орган не позднее 31 декабря 2021 года.
Так как в текущем году последний день срока подачи уведомления приходится на выходной день, то днем окончания срока будет считаться ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 10 января 2022 года (пункт 7 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ).
Для перехода на УСН налогоплательщики должны соответствовать требованиям, установленным ст. 346.12 Налогового кодекса РФ.
Вновь созданным организациям и вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям следует уведомить налоговый орган о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет.
Нарушение срока представления уведомления о переходе на УСН влечет неправомерность применения данного специального налогового режима.
Налогоплательщики могут уменьшить суммы налога по ПСН и УСН на уплаченные страховые взносы
ФНС России в связи с поступающими обращениями налогоплательщиков по вопросу порядка уменьшения налога, уплачиваемого индивидуальным предпринимателем (далее - ИП) в связи с применением патентной системы налогообложения (далее - ПСН) и упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), на сумму уплаченных страховых платежей (взносов) и пособий в письме от 30.11.2021 N СД-4-3/16722@ разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ПСН применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании подпункта 1 пункта 3.1 статьи 346.21 и подпункта 1 пункта 1.2 статьи 346.51 Кодекса налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, и налогоплательщики ПСН уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом сумма соответствующего налога может быть уменьшена на сумму указанных страховых платежей, но не более чем на 50 процентов.
ИП, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму соответствующего налога на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в размере, определенном в соответствии с пунктом 1 статьи 430 Кодекса.
Согласно пункту 8 статьи 346.18 Кодекса налогоплательщики, применяющие УСН и перешедшие по отдельным видам деятельности на уплату налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, в соответствии с главой 26.5 Кодекса, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.
В письме ФНС России поясняет, что в аналогичном порядке следует распределять суммы уплачиваемых страховых взносов. В случае невозможности разделения расходов на уплату страховых взносов по УСН и ПСН их распределение производится пропорционально размеру доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.
В этой связи в случае, если ИП совмещает ПСН и УСН и использует труд наемных работников в рамках обоих специальных налоговых режимов, то ИП следует распределять по каждому применяемому специальному налоговому режиму уплаченные страховые взносы как за себя, так и за работников для последующего уменьшения сумм налогов по ПСН и УСН.
Например:
ИП совмещает ПСН и УСН и использует труд наемных работников при осуществлении видов предпринимательской деятельности, облагаемых в рамках обоих специальных налоговых режимов.
Доходы от предпринимательской деятельности, облагаемой по УСН, составляют 70 000 рублей.
Доходы от предпринимательской деятельности, облагаемой по ПСН составляют 30 000 рублей.
При этом ИП уплатил страховые взносы за себя и за работников в размере 10 000 рублей. В случае невозможности разделения расходов на уплату страховых взносов их распределение осуществляется пропорционально доходам по указанным специальным режимам:
УСН: 70 процентов (70 000 100 000 100) или 7 000 рублей из 10 000 рублей уплаченных страховых взносов (10 000 100 70);
ПСН: 30 процентов (30 000 100 000 100) или 3 тыс. рублей из 10 000 рублей уплаченных страховых взносов (10 000 100 30).
Минфин России разъяснил особенности применения вычетов по НДС в отношении товаров, приобретенных на счет заемных средств
По общему правилу вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации (пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс).
Как следует из положений статей 78, 78.2 - 79 и 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии и (или) бюджетные инвестиции также предоставляются на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, либо в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества.
В случае если приобретенные товары (работы, услуги) полностью оплачиваются налогоплательщиком за счет поименованных субсидий и (или) бюджетных инвестиций, выделяемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то принятие к вычету (возмещению) налога на добавленную стоимость, оплаченного за счет таких бюджетных средств, приводит к повторному субсидированию налогоплательщиков из федерального бюджета на сумму возмещенного налога, что, в конечном итоге, увеличивает расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий, полностью финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Поэтому, как поясняет Минфин России, в целях сокращения указанных дополнительных расходов федерального бюджета положениями пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным налогоплательщиком полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению).
В соответствии с пунктом 1 статьи 807 § 1 "Заем" Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.
Таким образом, в случае если за счет средств федерального бюджета организации предоставляются бюджетные инвестиции в целях реализации инвестиционных проектов и договорами о предоставлении таких бюджетных инвестиций, заключенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, предусмотрено право организации перечислять полученные из федерального бюджета целевые денежные средства в качестве заемного финансирования юридических лиц, непосредственно реализующих инвестиционные проекты, то положения вышеуказанных пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса в отношении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, приобретенных этими юридическими лицами за счет средств указанного заемного финансирования, не применяются.
Что касается применения налога на добавленную стоимость в случае, если заемное обязательство юридического лица, возникшее на основании договора займа, в дальнейшем на основании дополнительного соглашения к этому договору займа конвертируется во вклад в уставный капитал юридического лица, то на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса ранее принятые к вычету суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным за счет заемного финансирования, подлежат восстановлению.
Данные разъяснения приведены в письме Минфина России от 26.11.2021 N 03-07-15/96173.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 2 декабря 2021 г. N 2.10-25/23768@ "О направлении информации"
Текст письма опубликован не был