Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I
Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе основные проблемы и приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы и прогноз ее развития
1. Цели, указанные в национальной программе "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - Цифровая экономика), Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Тверской области, утвержденной распоряжением Правительства Тверской области от 31.08.2021 N 847-рп "О Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Тверской области" (далее - Стратегия), требуют новых подходов к реализации государственной политики в сфере ИКТ.
Основными целями указанных документов стратегического планирования являются цифровая трансформация государственного управления, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры на основе новых технологий, укрепление информационной безопасности, развитие цифровых навыков и компетенций.
Об интенсивности запросов граждан Тверской области свидетельствует количество электронных заявлений, направленных через ЕПГУ, в 2021 году их количество составило 2,3 млн единиц. Тверская область в рейтинге субъектов Российской Федерации по количеству оказанных услуг в электронной форме поднялась с 30-го места (2020 год) на 29-ое (2021 год). Дальнейшее развитие оказания государственных и муниципальных услуг требует перехода в проактивный режим предоставления услуг, что обеспечит переход к новой модели государственного управления: государство как платформа.
Отсутствие единого подхода на уровне Тверской области в сфере функционирования защищенной государственной сети передачи данных осложняет своевременное достижение показателей Цифровой экономики и Стратегии в части оказания услуг в электронной форме.
В целях безусловного достижения показателей Цифровой экономики и Стратегии в части оказания услуг в электронной форме требуется решение накопившихся вопросов в сфере организации функционирования единой сети передачи данных, а также повышение исполнительской дисциплины при подготовке административных регламентов. Указанные выше вопросы требуется решать в том числе на основе оценки руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и исполнительных органов государственной власти Тверской области в форме рейтинга.
Стратегией запланированы проекты по цифровизации государственного управления - внедрение цифровых платформ и сервисов, систем и облачных решений в государственном управлении, в том числе электронной подписи и "цифрового профиля" граждан и юридических лиц, автоматизация контрольной (надзорной) деятельности на основе анализа рисков по большим данным с объектов проверок, единое окно цифровой обратной связи.
2. Главной предпосылкой успешности государственной политики в сфере Цифровой экономики выступают согласованные действия и постоянные коммуникации органов государственной власти, бизнеса, научного, образовательного и экспертного сообществ.
Одной из эффективных форм такого взаимодействия является проведение хакатонов (форумы для разработчиков), отраслевых форумов и конференций.
Проведение хакатонов на регулярной основе как способа практического решения ключевых задач по цифровизации органов исполнительной власти и муниципалитетов, а также в сферах электронного взаимодействия между федеральной, региональной и муниципальной властью, отраслевыми и профессиональными сообществами, гражданами способно обеспечить ускоренный переход к цифровой экономике.
Проведение отраслевых конференций и форумов всероссийского масштаба является инструментом популяризации в обществе отрасли информационных технологий и связи, а также выступает важным инструментом профессионального обсуждения стратегических задач региона, консолидации бизнеса, научного, образовательного и экспертного сообществ в определении путей развития региона в сфере Цифровой экономики. Проведение значимых отраслевых мероприятий вносит существенный вклад в обеспечение выхода региональных предприятий на новые территориальные рынки, привлечения инвестиций в регион. Последнее мероприятие такого уровня в Тверской области состоялось 3 июля 2009 года. В 2019 году в Тверской области отраслевая конференция стала проводиться под брендом "Дни цифры" (Digital days).
3. На территории Тверской области, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области, всего в отрасли информационных технологий и связи (ОКВЭД 61 "Деятельность в сфере коммуникаций", 62 "Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги", 63 "Деятельность в области информационных технологий") по состоянию на 1 июля 2021 года насчитывается 700 организаций, которые составляют 2,4% от общего числа предприятий, зарегистрированных в Тверской области (28,8 тыс. ед.). Количество рабочих мест в отрасли составляет 11,4 тыс. единиц. Наблюдается положительная динамика оплаты труда работников отрасли, которая составила в 2019 году - 41,6 тыс. рублей, в 2020 году - 45,7 тыс. рублей. По состоянию на 2019 год предприятия отрасли занимают 2,32% в структуре валового регионального продукта Тверской области (далее - ВРП). На основе метода расчета опережающего индикатора ВРП, показатель отраслей в структуре ВРП к 2026 году составит не менее 3,11%.
4. В то же время из 700 предприятий только 10 получают налоговые льготы. Федеральными администраторами мер финансовой поддержки выступают Фонд развития интернет-инициатив, Фонд содействия инновациям, Фонд "Сколково", Российский фонд развития информационных технологий, а также 15 кредитных учреждений, работающих в сфере льготного кредитования компаний в сфере ИКТ.
5. Отрасль информационных технологий в Тверской области в основном представлена микро- и малыми предприятиями по разработке программного обеспечения, работающими с российскими и зарубежными клиентами. В регионе также присутствуют средние и крупные предприятия (например, закрытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт "Центрпрограммсистем", акционерное общество "Научно-исследовательский институт информационных технологий", Научно-исследовательский институт информационных технологий при Федеральной службе исполнения наказаний) и подразделения организаций, зарегистрированных в городе Москве (Тверской технологический центр Accenture, Тверское обособленное подразделение акционерное общество "РусБиТех", Тверской технологический центр акционерное общество "РэдСофт" и Тверское дочернее предприятие EPAM Systems). Кроме того, некоторые крупные российские государственные и частные организации создали или планируют развивать центры обработки данных в Тверской области (Центральный банк России, Федеральная таможенная служба, "Росэнергоатом", компания "ОТП Банк", DataPro, публичное акционерное общество "Мегафон").
6. Отрасль информационных технологий в Тверской области недостаточно развита по сравнению с лидирующими в данном направлении регионами Российской Федерации, такими как Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская и Новосибирская области и Республика Татарстан. В рейтинге регионов России по уровню развития индустрии разработки программного обеспечения за 2020 год Тверская область была включена в группу регионов, занимающих места с 31-го по 41-ое.
При этом Тверская область имеет хорошие возможности для роста сектора, обусловленные наличием научных институтов и образовательных учреждений в сфере ИКТ, присутствием крупных предприятий, а также близостью к городу Москве - крупнейшему российскому рынку разработки и потребления ИКТ-решений. Региону необходимо использовать рыночные возможности, предоставляемые ростом глобального и российского рынков ИКТ, а также национальной политикой в сфере цифровой экономики.
7. Рост и повышение конкурентоспособности отрасли информационных технологий в Тверской области сдерживаются рядом барьеров:
1) недостаток кадровых ресурсов, обусловленный низким количеством выпускников ИКТ-специальностей в региональных образовательных учреждениях, оттоком ИКТ-специалистов в другие регионы Российской Федерации и зарубежные страны, миграцией трудоспособного населения из региона, а также сложностями привлечения ИКТ-специалистов в Тверскую область, связанными с качеством жизни (53-е место в рейтинге регионов по качеству жизни в 2020 году) и недостаточным уровнем заработной платы;
2) пробелы в практических навыках выпускников образовательных учреждений, а также навыках в области маркетинга и развития бизнеса среди сотрудников ИТ-предприятий;
3) отсутствие конкурентных преимуществ по сравнению с другими субъектами Российской Федерации в области технологий, научных исследований или компетенций персонала (региональный сектор ИКТ конкурирует главным образом на основе качества по умеренной цене благодаря более низкой стоимости рабочей силы по сравнению с городами Москва и Санкт-Петербург);
4) недостаток новых предпринимателей, проектов и инвестиций в сфере ИТ, которые могли бы обеспечить рост сектора и экономики региона в целом;
5) недостаточное предложение продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью в связи с преобладанием разработки программного обеспечения на заказ (услуг аутсорсинга);
6) низкий уровень деловой кооперации в секторе информационных технологий, в том числе между ИКТ-компаниями и научными/образовательными организациями региона;
7) сложности с продвижением продукции и услуг в связи с фрагментарностью понимания рынков и потребностей клиентов, недостаточным участием в профильных российских и международных мероприятиях, нехваткой связей с международными технологическими компаниями и иными потенциальными партнерами, а также проблемами доступа к крупным государственным и частным заказам (особенно на международном уровне);
8) малые размеры регионального рынка и ограниченность российского рынка ИКТ (по сравнению с крупнейшими рынками, такими как США, Европа и Китай);
9) недостаточный доступ к финансированию бизнеса вследствие нехватки основных фондов ИКТ-предприятий для залогового обеспечения и в связи с ограниченным доступом к программам государственной финансовой поддержки на федеральном и региональном уровнях;
10) отсутствие развитой инфраструктуры поддержки начинающих предпринимателей (стартап), смарт-офисов.
8. Решение проблем развития отрасли информационных технологий усложняется недостатком статистических данных о составе и динамике данного сектора, слабой координацией деятельности его участников, отсутствием сформированной системы поддержки проектов и компаний. Таким образом, для поддержки развития отрасли предлагается реализация настоящей государственной программы, что создаст условия для использования рыночных возможностей в отрасли информационных технологий на российском и международном уровнях.
9. На основании федеральных мер и форм государственной поддержки сферы информационных технологий можно сделать вывод о том, что целесообразным является составление единого навигатора по мерам поддержки ИКТ компаний и предпринимателей. В свою очередь федеральные меры поддержки следует дополнить региональными организационными мерами стимулирования развития ИКТ компаний и предпринимателей.
10. Основные меры организационного характера в Тверской области:
1) создание и популяризация навигатора федеральных мер поддержки;
2) проведение хакатонов;
3) создание банка лучших решений и практик в сфере цифрой экономики, ориентированных на развитие ИКТ-потребления в муниципальных образованиях Тверской области;
4) проведение Всероссийской отраслевой конференции в Тверской области с выставкой продуктов и услуг тверских ИКТ-компаний;
5) организация ИКТ-стендов демонстрирующих продукты и услуги тверских ИКТ-компаний на международных и всероссийских формах (Петербургский международный экономический форум, Российский интернет-форум), а также проведение информационных кампаний, направленных на увеличение спроса на ИКТ-продукты среди организаций и населения.
Итогом реализации федеральных и региональных мер поддержки станет рост вклада отрасли в объем ВРП и количество созданных новых рабочих мест.
11. Значительное внимание в Цифровой экономике уделяется созданию инфраструктурных цифровых платформ (например, цифровой платформы для реализации исследований и разработок), отраслевых цифровых платформ - в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, медицине и других областях (предусмотрено в отраслевых ведомственных проектах, которые вошли в Стратегию). Указанная тенденция подтверждается динамикой проникновения ИКТ в сферы деятельности человека. Так, численность работников организаций, использовавших ИКТ, в 2018 году составила 223,2 тыс. чел., а в 2019 году - 225,7 тыс. чел.
12. В целях развития межведомственного взаимодействия в электронной форме исполнительным органам государственной власти Тверской области необходимо поступательное развитие информационных систем, в настоящее время только в 9 из 32 исполнительных органов государственной власти Тверской области внедрены региональные ведомственные информационные системы и только 6 исполнительных органов государственной власти Тверской области работают в отраслевых федеральных информационных системах. В краткосрочной перспективе в Тверской области требуется создать единое информационное пространство органов власти на региональном, муниципальном уровне и обеспечить интеграцию с федеральными информационными системами, что обеспечит создание условий перехода к Цифровой экономике. Указанная потребность коррелируется с задачей Стратегии по созданию устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных.
13. Одним из главных вызовов Стратегии становится экспоненциальный рост количества и многообразия взаимосвязей между ведомствами, организациями и гражданами, сопровождающийся скачкообразной динамикой числа трансакций и объемов, обращающихся данных и приводящий к более сложной интеграции информационных систем и широкому применению ИКТ в обществе.
Об этом свидетельствует увеличение затрат на ИКТ в Тверской области. Если в 2017 году затраты на ИКТ составляли 3 579,0 млн рублей, 2018 году - 4 361,0 млн рублей, то в 2019 году затраты выросли до 8 398,0 млн рублей. Главным условием развития динамики проникновения ИКТ в общество является развитие инфраструктуры связи.
В сфере подготовки специалистов в сфере ИКТ контрольные цифры приема составили: в учреждениях высшего образования 318 мест, среднего профессионального образования - 354 места. Процент трудоустроенных по специальности IT-специалистов с высшим образованием составил в 2020 году 239 чел. (87%), со среднеспециальным образованием - всего 63 чел. (14%), что свидетельствует о необходимости новых подходов в системе среднего специального образования по направлениям подготовки ИКТ-специалистов.
В регионе получена положительная практика обучения старшеклассников навыкам программирования на базе "Яндекс.Лицей". Одной из важных задач является развитие проекта в городах Тверской области. Сформированный компанией "Яндекс" тренд на вхождение ИКТ-компаний в процесс подготовки специалистов необходимо переносить на следующие ступени образования путем открытия специализированных кафедр и направлений подготовки на базе средне-специальных учебных заведений и высших учебных заведений. Это позволит не только повысить актуальность получаемых знаний для последующего трудоустройства, но и создаст бесшовную траекторию развития человека от профориентации в школе до трудоустройства по специальности.
Аналогичный запрос на увеличение количества специалистов, выпускаемых учреждениями высшего и среднеспециального образования, сформирован и у отраслевого предпринимательского сообщества, что выражается в росте количества создаваемых рабочих мест в отрасли информационных технологий и связи. Например, среднесписочная численность работников в сфере ИКТ в 2019 году составляла 11,3 тыс. чел., а 2020 году - 11,4 тыс. чел. С учетом интенсивного роста ИКТ требуется тщательное планирование увеличения контрольных цифр приема на профильные специальности. Указанное планирование целесообразно осуществлять с основными работодателями в сфере ИКТ.
Использование населением, предпринимательским сообществом и государством ИКТ невозможно без развития инфраструктуры связи, использования единого контура защищенной государственной сети передачи данных, развития сетей региональных интернет-провайдеров, операторов подвижной радиотелефонной связи и телерадиовещания.
Несмотря на то, что доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств в Тверской области выросла с 62,7% в 2019 году до 65% в 2020 году, уровень цифрового неравенства между сельскими поселениями и городами является ощутимым. Цели Цифровой экономики предусматривают охват не менее 95% домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, что является серьезным вызовом для отрасли связи в Тверской области.
В 2021 году заканчивается реализация федерального проекта "Информационная инфраструктура". Одним из приоритетных направлений в рамках федерального проекта является создание инфраструктуры для подключения к информационно-телекоммуникационной сети Интернет социально значимых организаций, а также эффективного и безопасного использования онлайн-сервисов. Всего в рамках проекта осуществлено подключение к высокоскоростному Интернету 1415 социально значимых объектов, из них образовательных учреждений 388 школ, 49 колледжей, 342 фельдшерских и фельдшерско-акушерских пункта, 196 органов государственной власти и местного самоуправления, 49 объектов Главного управления МЧС России по Тверской области, 7 объектов Росгвардии, 383 учреждения культуры. Созданы беспрецедентные условия вовлечения в цифровой оборот всех социально значимых организаций, что прежде всего скажется на выравнивании доступа всех жителей области к современным услугам в сфере государственного управления, медицины, образования, культуры и других. Одним из главных приоритетов этой работы должен стать Центр компетенций в сфере цифровой экономики и проводимые информационно-разъяснительные кампании.
14. Для решения проблем развития отрасли информационных технологий приоритетами государственной политики в сфере реализации государственной программы являются:
1) развитие механизмов координации и сотрудничества между заинтересованными сторонами Тверской области по развитию отрасли информационных технологий;
2) создание системы мониторинга развития отрасли информационных технологий;
3) обеспечение притока квалифицированных специалистов в отрасли информационных технологий;
4) повышение квалификации сотрудников предприятий отрасли информационных технологий, других секторов экономики, государственных и муниципальных организаций в сфере ИКТ и цифровой экономики;
5) поддержка создания новых продуктов, услуг и компаний в сфере ИКТ и цифровой экономики;
6) содействие в продвижении продуктов и услуг отрасли ИКТ на региональный, российский и международный рынки;
7) развитие инфраструктуры и ресурсной базы отрасли информационных технологий и связи в регионе.
15. Целью реализации федерального проекта "Информационная инфраструктура" на региональном уровне станет создание условий, при которых региональные интернет-провайдеры обеспечат "последней милей" домохозяйства в сельской местности, используя узлы связи, созданные в рамках вышеуказанного федерального проекта.
В Тверской области действует региональный 51 интернет-провайдер (в 2020 году 50 организаций). Подключение домохозяйств в сельской местности к высокоскоростной сети Интернет не только устранит цифровое неравенство и повысит качество жизни на селе, но и обеспечит создание новых рабочих мест в отрасли связи.
В целом доля пользователей информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Тверской области среди всего населения составила 82,7%, из них 51,5% жителей используют всемирную сеть для получения государственных и муниципальных услуг, 39,3%, для заказов товаров и услуг. С учетом ежегодного роста среди пользователей Интернета количества покупок, совершенных посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, государству важно обеспечить проведение информационно-разъяснительных кампаний по вопросам информационной безопасности граждан.
Аналогичное неравенство территорий усматривается в покрытии Тверской области подвижной радиотелефонной связью. В этой сфере на территории Тверской области работает четыре крупных оператора связи: публичное акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" (1828 РЭС), публичное акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (2101 РЭС), Северо-Западный филиал "Мегафон" (1601 РЭС), общество с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл" (2223 РЭС).
В условиях, когда оператору связи нерентабельно обслуживать малочисленные населенные пункты, а у муниципалитета недостаточно средств на субсидирование операторов связи в целях развития сетей связи, формируется тенденция самостоятельного решения гражданами вопросов улучшения связи. В частности, в 2021 году установлено, что гражданами самостоятельно построено свыше 40 объектов связи, направленных на усиление сигнала подвижной радиотелефонной связи. Устанавливаемое оборудование улучшает сигнал в отдельно взятой локации, но создает помехи в сетях операторов связи, в результате чего снижается качество связи для сотен абонентов.
В целях улучшения качества подвижной радиотелефонной связи принимаются регуляторные меры на федеральном уровне. Так, решением Государственной комиссии по радиочастотам перед операторами подвижной радиотелефонной связи и субъектами Российской Федерации поставлена цель - обеспечить покрытие услугами связи стандарта LTE к 2022 году не менее 90% населенных пунктов с численностью населения 1 000 человек и более, а также не менее 70% протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, с доведением к 2031 году указанных показателей до уровня населенных пунктов от 500 домохозяйств и более и региональных автомобильных дорог к 2031 году. Для решения поставленных задач требуется активная координирующая роль государства на уровне субъекта Российской Федерации в вопросах развития инфраструктуры связи.
16. Для выявления закономерностей, оценки масштаба и динамики развития цифровой экономики в Тверской области необходим комплексный подход. Важным шагом станет определение и управление объемом расходов областного бюджета Тверской области, направляемого на ИКТ.
Сегодня учет проводится по ряду видов расходов классификации расходов бюджетов в отношении расходов в сфере ИКТ частично, исходя их сложившейся практики в органе исполнительной власти расходы органов власти на ИКТ интегрируются в государственные задания, а также в сметы подведомственных учреждений. Таким образом, вид расходов "242" применяется только органами государственной власти и казенными учреждениями при создании государственных информационных систем и ИКТ инфраструктуры. Бюджетные и автономные учреждения при закупках товаров, работ, услуг, относящихся к ИКТ, используют элемент вида расходов "244". Выбор вида расходов по бюджетной классификации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в сфере ИКТ вызывает сложности ввиду сложившихся подходов и отсутствия четкого отнесения мероприятий или работ к определенному виду расходов.
Маркировка расходов бюджета на ИКТ путем введения в бюджетный процесс единого вида расхода "Закупка товаров, работ, услуг в сфере ИКТ" способна открыть не только новые источники повышения эффективности расходования бюджетных средств, но и за счет централизации схожих типовых мероприятий повысить качество управленческих решений в сфере планирования и реализации мероприятий.
Эффекты от указанного подхода можно проиллюстрировать на единичных примерах, реализованных государственным казенным учреждением Тверской области "Центр информационных технологий" в сфере унификации приобретения справочно-информационных систем "Гарант" и "Консультант" для нужд исполнительных органов государственной власти Тверской области. Итогом стало получение эффекта экономии средств бюджета на 59% (снижение затрат с 8 до 3,3 млн рублей). Аналогичным примером является обеспечение органов власти услугами подвижной радиотелефонной связи и компьютерной техникой, в этом случае, соответственно, экономия составила 33 и 6%, в денежном выражении общий эффект составил 1,5 млн рублей.
17. В настоящее время формирование и рассмотрение проектов бюджетных заявок органов власти в сфере ИКТ проводится без учета позиции отраслевого органа исполнительной власти, Министерства цифрового развития и информационных технологий Тверской области, что не позволяет на этапе формирования расходов бюджета методологически сопровождать заявки органов власти, обеспечивая целостность и качество цифрового развития региона.
18. В целях планирования и санкционирования расходов органов государственной власти на ИКТ необходим план информатизации. Необходимо на уровне Тверской области принять нормативные правовые акты, регулирующие составление ведомственных планов информатизации.
Планы информатизации позволят обеспечить единство и комплексность при планировании и реализации мероприятий по информатизации исполнительных органов государственной власти Тверской области. Планы исполнительных органов государственной власти Тверской области сводятся в Сводном плане информатизации региона, которые должны коррелироваться с объемами расходов на ИКТ.
Итогом является создание единого программно-целевого подхода при формировании государственной программы на будущие периоды как контура управления цифровой трансформацией Тверской области, что обеспечит совместимость информационных систем, эффективное расходование средств областного бюджета Тверской области, прозрачность и подотчетность расходования средств, повышение уровня импортозамещения за счет внедрения отечественного программного обеспечения.
19. В силу описанных выше причин исполнительные органы государственной власти Тверской области и муниципальные образования Тверской области обладают разным уровнем цифровой зрелости. Для выравнивания уровня цифровой зрелости муниципальные образования Тверской области и исполнительные органы государственной власти Тверской области, во-первых, необходимо распределить по группам, отражающим готовность к цифровой трансформации (высокая/средняя/низкая готовность); во-вторых, для каждой группы разработать комплекс мер, направленных на повышение уровня цифровой зрелости. Составление рейтинга позволит отслеживать динамику развития цифровой трансформации на уровне муниципалитетов и органов власти.
Спецификой повестки Цифровой экономики является особый акцент на импортозамещение (телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения и т. п.), в том числе в рамках закупок исполнительными органами государственной власти Тверской области и государственными учреждениями. В Тверской области сформировался устойчивый тренд по импортозамещению в сфере программного обеспечения. В частности, в 2020 году была обеспечена закупка отечественных операционных систем в количестве и составе 2 691 ед., почтовых систем - 2 692 ед., справочно-правовых систем - 1 677 ед., электронный документооборот - 2 692 ед., антивирусное программное обеспечение - 1 420 ед., интернет-браузеры - 2 692 ед.
Общая стоимость закупленного в 2020 году отечественного программного обеспечения составила 26,3 млн рублей, иностранного программного обеспечения - 0,1 млн рублей.
В последующие периоды реализации государственной программы по импортозамещению необходимо сохранить этот тренд и перенести его на приобретаемую компьютерную технику на этапе формирования заявок органов власти при проектировке областного бюджета Тверской области в рамках подготовки ведомственных планов информатизации.
20. Исходя из вышеперечисленных трендов и проблематики складывающейся в отрасли информационных технологий и связи можно выделить основные барьеры, сдерживающие развитие цифровой экономики на территории Тверской области:
1) отсутствие централизации и координации при реализации мероприятий органов исполнительной власти в сфере ИКТ и, как следствие, отсутствие унифицированных подходов к развитию парка вычислительной техники, вопросов импортозамещения, защищенных государственных сетей передачи данных, в том числе маркировки ИКТ-расходов в бюджете Тверской области и ведомственных планов информатизации;
2) недостаточный по современным требованиям уровень использования ИКТ при реализации своих функций исполнительными органами государственной власти Тверской области и органами местного самоуправления Тверской области, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг, недостаточно развитые ведомственные информационные системы, а также линейная интеграция между ними и федеральными информационными системами;
3) отсутствие Центров компетенций в сфере цифровой экономики, информационно-разъяснительных и пропагандистских информационных кампаний и, как следствие, - недостаточный уровень цифровых компетенций государственных и муниципальных служащих, а также недостаточный общий уровень цифровой грамотности населения Тверской области, культуры потребления информационных продуктов, возникающие в обществе вопросы радиофобии;
4) отсутствие единой государственной защищенной сети передачи данных, что не позволяет перейти к повсеместному оказанию государственных и муниципальных услуг в электронной форме, недостаточный уровень защищенности государственных информационных ресурсов исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований Тверской области, особенно в части критических информационных систем;
5) устранение цифрового неравенства между территориями (населенными пунктами) Тверской области в части оказания услуг подвижной радиотелефонной связи и высокоскоростного доступа в сеть Интернет, координирующая роль государства слабо выражена;
6) отсутствие региональных методик и систем оценок цифровой зрелости исполнительных органов государственной власти Тверской области и муниципальных образований Тверской области как инструмента разработки адресных, комплексных мер, направленных на выравнивание субъектов цифровой трансформации, которые сложились на старте цифровой трансформации;
7) недостаточность информационной работы с отраслевым предпринимательским сообществом, раскрывающей многообразие форм и способов федеральных мер поддержки, и отсутствие региональных адресных мер, стимулирующих развитие отрасли информационных технологий и связи;
8) недостаточно развитая нормативно-правовая база для реализации цифровой трансформации процессов в отраслях экономики, включая локальные распорядительные документы органов власти, стимулирующие государственных и муниципальных служащих к развитию компетенций в сфере цифрового государственного управления.
21. В целях устранения барьеров, сдерживающих развитие Цифровой экономики в Тверской области, предлагается реализовать программные мероприятия по следующим направлениям:
1) содействие в раскрытии потенциала человека и предпринимательского сообщества в сфере ИКТ;
2) развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
3) развитие цифрового государственного управления.
22. Объем бюджетных ассигнований, выделяемых на реализацию государственной программы по годам ее реализации, по каждой подпрограмме, задачам и мероприятиям подпрограммы, по обеспечивающей подпрограмме, по кодам бюджетной классификации и дополнительным аналитическим кодам указан в характеристике государственной программы (приложение 1 к государственной программе).
Характеристика основных показателей государственной программы приведена в приложении 2 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.