Используемые сокращения
АБ |
Антибиотики |
АМП |
Антимикробные препараты |
АРВ/АРВП |
Антиретровирусные препараты/антиретровирусная профилактика |
ВИЧ/СПИД |
Вирус иммунодефицита человека/Синдром приобретенного иммунодефицита |
ВОЗ |
Всемирная организация здравоохранения |
ГРЛС |
Государственный реестр лекарственных средств |
ГСМ |
Горюче-смазочные материалы |
ИБ |
История болезни |
ИСМП |
Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи |
КМП |
Качество медицинской помощи |
ЛП |
Лекарственные препараты |
МИ |
Медицинские изделия |
МО |
Лечебная медицинская организация |
МЭ |
Медицинская эвакуация |
НД |
Нормативная документация |
НП НАСКИ |
Некоммерческое партнерство "Национальная ассоциация специалистов по контролю инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи" |
НПА |
Нормативно-правовой акт |
РУ |
Регистрационное удостоверение |
РЦ СМП и МК |
Региональный центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф |
СанПиН |
Санитарные правила и нормы |
СИЗ |
Средства индивидуальной защиты |
СМП |
Скорая медицинская помощь |
СОП |
Стандартная операционная процедура |
СОС |
Стандарт определения случая |
ССМП |
Скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь |
ТИБ |
Транспортировочный изолирующий бокс |
ТМК |
Телемедицинская консультация |
ТЦМК |
Территориальный центр медицины катастроф |
ЧС |
Чрезвычайная ситуация |
Введение
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и выполняется путем:
- соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными, правовыми актами;
- формирования показателей качества деятельности конкретной лечебной медицинской организации;
- соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи;
- создания системы оценки деятельности медицинских специалистов;
- создания системы учета, обеспечивающей сбор, хранение и обработку полученной информации.
В представленных "Предложениях (практических рекомендациях) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности вне медицинской организации (скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи)" (далее - Практические рекомендации) содержатся подходы к формированию и функционированию системы внутреннего контроля качества и безопасности в лечебных медицинских организациях.
Выделены 12 основных направлений обеспечения качества и безопасности. По каждому направлению определены критерии (объединённые в требования), являющиеся одновременно целевыми ориентирами для повседневной работы и критериями их оценки.
Помимо качественных показателей предложены количественные индикаторы, которые могут быть использованы для формирования системы мониторинга качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации.
В основу практических рекомендаций включены результаты анализа экспертной оценки (более 700 экспертов) критериев качества оказания медицинской помощи при проведении медицинской эвакуации вне медицинской организации в режимах повседневной деятельности и чрезвычайной ситуации. Абсолютным большинством экспертов (от 71,4 до 92,4%) для формирования критериев качества медицинской эвакуации приняты следующие показатели:
1. Своевременность проведения медицинской эвакуации.
2. Подготовка пациента к эвакуации.
3. Выбор тактики оказания медицинской помощи в процессе медицинской эвакуации.
4. Маршрутизация медицинской эвакуации.
5. Состояние пациента после проведения медицинской эвакуации.
6. Состав бригады медицинских специалистов.
7. Набор медицинского оборудования выездных бригад.
8. Организация проведения медицинской эвакуации.
9. Наличие осложнений в состоянии пациента в ходе медицинской эвакуации.
10. Защита медицинского персонала при медицинской эвакуации.
Практические рекомендации предназначены для применения руководством медицинских организаций, в которых оказывается скорая, скорая специализированная медицинская помощь вне медицинской организации для создания системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и не несут цели быть инструментом, используемым при проверках надзорными органами.
1. Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности при оказании скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации
1.1 Особенности контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях скорой медицинской помощи
Технология управления качеством в здравоохранении представляет собой последовательные этапы выявления и формулировки проблем, установления и обоснования причинно-следственных связей, оценки эффективности работы, определения и корректировки целей и задач для обеспечения эффективной деятельности как персонала, так и медицинской организации в целом.
Настоящие Практические рекомендации предназначены для внедрения системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях при оказании скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, принципиальными особенностями работы которой являются:
1. Высокая ресурсоемкость, что обуславливает значительную зависимость от уровня технического оснащения - состояния автопарка, средств связи, процессов автоматизации и информатизации системы управления выездными бригадами СМП, медицинского оснащения (то есть, качества вспомогательных процессов), а также состояния кадровых ресурсов (персонала фельдшерских, врачебных общепрофильных и специализированных бригад - его наличия и уровня профессиональной подготовки).
2. Оперативный характер работы, предъявляющий требования к срокам и характеру экспертных действий и управленческих решений. Он обеспечивается целой системой организационных решений: рациональным расположением станций (подстанций, отделений) СМП, достаточным количеством бригад СМП, организацией работы по принципу "ожидания вызова", жестким контролем за всеми технологическими звеньями обслуживания вызова.
Исходя из этого, система управления КМП в организациях СМП призвана решать задачи по созданию оптимальной структуры, организации технологических процессов, управлению результатами медицинской деятельности, непрерывному обучению персонала, внедрению современных организационных технологий и дифференцированной оплаты труда. Иными словами, она должна удовлетворять требованиям "триады Донабедиана" (A. Donabedian, 1990), в которой выделены три главных направления работы по обеспечению качества медицинской помощи: качество структуры, процесса и результата, и подчеркнута их тесная взаимосвязь.
Одним из методов, позволяющих расширить диапазон контроля КМП, является использование индикаторов (показателей) качества, косвенно отражающих качество его основных составляющих (структуру, процесс, результат). Индикаторы (показатели) структуры оценивают потенциальные возможности медицинского субъекта (организации, бригады или медицинского работника) оказывать соответствующую медицинскую помощь, так как характеризуют качество ее организации, ресурсную базу: финансирование, кадры, оснащение и др. Индикаторы (показатели) медицинских процессов относятся непосредственно к качеству медицинской помощи, применяются для оценки правильности ведения (диагностики, лечения) пациентов в определенных клинических ситуациях. Индикаторы (показатели) результатов имеют важнейшее значение для общей оценки эффективности работы. Они являются в определенной мере интегрирующими и зависимыми как от качества организации медицинской помощи, так и от качества ее оказания, позволяют оценить степень выполнения поставленных задач и достижения намеченных целей на каждом этапе оказания медицинской помощи; поэтому данная группа индикаторов может быть использована как для оценки качества организации медицинской помощи, так и опосредованно (через исход оказания медицинской помощи) для оценки качества оказания медицинской помощи.
Информация о выполнении (невыполнении) каждого индикатора (показателя) качества, как в отдельном случае, так и в совокупности, позволяют провести объемный и оперативный анализ по определенным критериям, оценить целевой и фактический уровень их выполнения, выделить проблемные зоны и пути их устранения.
Управление качеством оказания СМП заключается в принятии управленческих решений на основе анализа целевых и фактических показателей деятельности. Рекомендуемые показатели могут рассматриваться как критерии эффективности деятельности медицинских организаций, их руководителей и работников. Предложенные индикаторы (показатели) являются результатом экспертной оценки показателей работы подразделений СМП и важны как при оценке выполнения необходимых объемов работы, так и обеспечения доступности и качества.
Система внутреннего контролю качества и безопасности медицинской деятельности создается по приказу руководителя МО с утверждением положения, структуры, полномочий, ответственных лиц, форм отчетности. Врачебная комиссия МО организует работу по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности, при необходимости - создает подкомиссии по определенным направлениям с учетом специфики и особенностей МО.
Для удобства практической реализации мероприятий по контролю состояния качества и безопасности медицинской деятельности в МО нами предложены стандартизованные формы учета, в которых основная информация сформирована в виде таблиц (оценочных листов). Каждая таблица включает в себя следующие разделы (табл. 1):
Таблица 1 - Форма оценочного листа
N |
Требование |
Критерии |
N |
Предмет оценки |
Да/нет |
Порядок оценки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
При подготовке к оценке рекомендуется дополнить оценочные листы столбцами для записи примечаний и дополнительными строками в соответствии с учетными формами N 110/у "Карта вызова скорой медицинской помощи" (далее - карта вызова) и N 114/у "Сопроводительный лист станции (отделения) скорой медицинской помощи и талон к нему". При необходимости следует добавить пояснения персонала и пациентов (их представителей).
В рекомендациях используется два вида показателей. Помимо качественных, оценивающих ресурсы и процессы медицинской деятельности, предлагается использовать количественные показатели и нормативы, оценивающие исходы (результаты) медицинской деятельности. Данный вид показателей важен для оценки эффективности работы МО, а также для сравнения различных МО или регионов между собой.
Показатели оцениваются при помощи ответов:
- "да" (наличие, соответствие, исполнение и т.д.);
- "нет" (отсутствие, несоответствие, неисполнение, неправильное или неполное исполнение и т.д.).
Каждый показатель оценивается отдельно, затем проводится общий расчет по разделу в целом по МО (в процентах). Градация оценки выполнения проводится следующим образом:
- выше 80% - система обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности в МО эффективная, требует контроля и минимальных улучшений;
- 75% - 80% (по каждому из разделов в отдельности) - система в целом эффективна, требуются корректировки по отдельным разделам работы;
- ниже 75% - система неэффективна, выявлены значительные нарушения в большинстве разделов работы МО, требуются существенные изменения.
В итоге, совместная работа всех подразделений медицинской организации СМП должна строиться в целях достижения целевых показателей (100%). Индикаторы (показатели) качества могут являться критериями для определения рейтинга медицинских организаций СМП (уровень района, субъекта РФ, федерального округа, федерации и др.), а также использоваться для целей внутреннего управления и контроля (оценки деятельности структурных подразделений (подстанций)). Они позволяют сформировать комплекс мероприятий, направленных на повышение качества структуры, процесса и результата оказания скорой медицинской помощи на разных уровнях, а также осуществлять мониторинг реализации программ повышения КМП по приоритетным направлениям.
1.2 Источники информации при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Для повышения объективности оценки показателей качества и безопасности медицинской деятельности необходимо использовать несколько источников информации, дополняющих друг друга. Основными источниками информации являются следующие:
1. Документация:
1.1. нормативная - приказы главного врача, положения, должностные инструкции, протоколы/алгоритмы по оказанию медицинской помощи, инструкции и другая, регламентирующая организацию медицинской помощи в МО;
2. Персонал, знания и мнение которого можно проверить путем опроса, анкетирования, тестирования.
3. Непосредственный контроль - прямое наблюдение за подготовкой к работе и оказанием скорой медицинской помощи, проведением медицинской эвакуации, в том числе в выездной форме.
1.3 Требования к СОПам, клиническим рекомендациям и алгоритмам оказания медицинской помощи (локальным протоколам)
Для внедрения внутреннего контроля и управления качеством потребуется разработка (наличие) несколько типов документов МО, среди которых:
1. стандартные операционные процедуры (СОП);
2. клинические рекомендации;
3. алгоритмы оказания медицинской помощи (локальные протоколы).
Стандартные операционные процедуры (СОПы) - документально оформленные инструкции по выполнению рабочих процедур или формализованные алгоритмы выполнения действий, исполнения требований стандартов медицинской помощи.
Актуальность разработки СОПов обусловлена необходимостью рационального выбора и применения адекватных (эффективных, безопасных и экономически приемлемых, основанных на данных доказательной медицины) медицинских технологий. СОПы необходимы для оценки качества медицинской помощи, а также для защиты прав пациента и врача при разрешении спорных вопросов.
В СОПе должны быть указаны: цель разработки, необходимые ресурсы и технологии для его выполнения, ожидаемые результаты (промежуточные и окончательные) внедрения СОПа и критерии оценки соблюдения требований СОПа. СОП должен содержать ответы на 3 вопроса:
1. Кто участвует в реализации, выполняет его требования и какие ресурсы необходимы для его реализации?
2. Где, в каком подразделении МО следует выполнять требования СОПа?
3. Сколько времени потребуется на выполнение требований СОПа?
СОПы должны быть краткими, четкими, конкретными. Оптимальная форма - в виде таблиц или схем и алгоритмов с минимальным объемом текстовой части. При разработке СОПов следует учитывать принцип приоритетности (значимости): первоочередными должны стать алгоритмы проведения процедур, связанных с повышенным риском для жизни и здоровья пациента, например, инвазивных манипуляций (внутримышечные инъекции, внутривенные инъекции, катетеризация мочевого пузыря, и т.п.), алгоритмы оказания медицинской помощи в экстренной форме и т.д.
Клинические рекомендации. Проверке подлежит:
- наличие клинических рекомендаций в организации и каждом подразделении в полном объеме (все опубликованные, включая за последний полный месяц, предшествующий аудиту) по всем профилям оказываемой в МО медицинской помощи в доступной для персонала форме - в печатном или электронном виде (в том числе - с круглосуточным доступом к базам нормативных правовых документов (Гарант, Консультант и др.) в сети Интернет);
- информированность персонала о наличии клинических рекомендаций и их требований; наличие протоколов информирования персонала по вопросам требований клинических рекомендаций и изменений к ним в ходе проведения конференций, совещаний, лекций, семинаров и других форм образовательной деятельности;
- соответствие ведения пациентов клиническим рекомендациям (по данным медицинской документации).
Алгоритмы оказания медицинской помощи (локальные протоколы). Важной составляющей внутреннего контроля является внедрение разработанных в самой МО алгоритмов (локальных протоколов) при оказании медицинской помощи - четких инструкций действия персонала в конкретных ситуациях (например, организационные и лечебно-диагностические мероприятия при проведении медицинской эвакуации авиационным, железнодорожном, автомобильным транспортом, при острой дыхательной недостаточности, шоке, остром коронарном синдроме и т.д.).
Основа для разработки алгоритмов (локальных протоколов) МО - документы Минздрава России, прежде всего, порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи. Алгоритмы разрабатывают (и дорабатывают) многопрофильные рабочие группы, включающие врачебный и средний медицинский персонал; они подлежат регулярному пересмотру (по мере поступления информации, требующей внесения изменений). Ознакомление персонала с особенностями работы (алгоритмами) осуществляется при утверждении документа, его изменении, при приеме сотрудников на работу.
1.4 Основные направления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Для достижения результатов при создании системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности рекомендуется следующая последовательность действий:
- Определение целей и задач по каждому направлению деятельности.
- Планирование и реализация необходимых мероприятий для достижения поставленных целей и решения задач.
- Определение направлений работы по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности.
- Определение показателей (индикаторов, критериев) достижения поставленных целей и задач.
- Определение механизма контроля.
Базовый перечень направлений внутреннего контроля может быть следующим:
1. Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
2. Управление персоналом. Медицинские кадры. Компетентность и компетенции.
3. Идентификация личности пациента при оказании скорой медицинской помощи.
4. Эпидемиологическая безопасность. Профилактика инфекций, связанных с оказанием скорой медицинской помощи.
5. Лекарственная безопасность. Фармаконадзор.
6. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности при обращении медицинских изделий.
7. Обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности при оказании скорой медицинской помощи и проведении медицинской эвакуации.
8. Организация работы оперативного отдела скорой медицинской помощи и эффективной коммуникации участников взаимодействия.
9. Обеспечение безопасности сотрудников и пациентов скорой медицинской помощи при работе вне медицинской организации.
10. Транспортное обеспечение работы скорой медицинской помощи.
11. Безопасность среды в медицинской организации.
12. Организация оказания медицинской помощи на основании данных доказательной медицины.
Указанные направления могут быть дополнены с учетом специфики и особенностей деятельности МО, а также в процессе совершенствования работы по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности. Сокращение перечня должно быть обоснованным.
2. Основные разделы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
2.0 Оценочный лист "Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности"
2.1 Оценочный лист "Управление персоналом. Медицинские кадры. Компетентность и компетенции"
Показатели эффективности:
Количественные показатели |
Норматив |
Текучесть кадров |
<5% за год |
Охват персонала обучением |
100% |
2.2 Оценочный лист "Идентификация личности пациента при оказании скорой медицинской помощи"
2.3 Оценочный лист "Эпидемиологическая безопасность. Профилактика инфекций, связанных с оказанием скорой медицинской помощи"
Нумерация подпунктов таблицы приводится в соответствии с источником
|
|
|
3.2.2 |
Применение дезинфицирующих средств в соответствии с областями применения, указанными в инструкции по применению |
|
Оценить методом наблюдения в различных подразделениях |
3.2.3 |
Наличие алгоритма (СОПа, инструкции и др.) проведения контроля предстерилизационной обработки МИ |
|
|
|||
3.2.4 |
Знание алгоритма (СОПа, инструкции и др.) проведения контроля предстерилизационной обработки МИ |
|
Опросить достаточное количество сотрудников |
|||
3.2.5 |
Исполнение алгоритма (СОПа, инструкции и др.) проведения контроля предстерилизационной обработки МИ |
|
Оценить методом наблюдения |
|||
3.2.6 |
Наличие алгоритма (СОПа, инструкции и др.) по обработке (дезинфекции, предстерилизационной очистке) МИ (сложной и простой конфигурации) ручным способом |
|
|
|||
3.2.7 |
Знание алгоритма (СОПа, инструкции и др.) по обработке (дезинфекции, предстерилизационной очистке) МИ (сложной и простой конфигурации) ручным способом |
|
Опросить достаточное количество сотрудников |
|||
3.2.8 |
Исполнение алгоритма (СОПа, инструкции и др.) по обработке (дезинфекции, предстерилизационной очистке) МИ (сложной и простой конфигурации) ручным способом |
|
Оценить методом наблюдения |
|||
3.3 |
Система стерилизации МИ в МО |
Организация работы центрального стерилизационного отделения (ЦСО) |
3.3.1 |
Наличие ЦСО |
|
|
3.3.2 |
Организация помещений ЦСО с выделением трех зон: грязной, чистой и стерильной |
|
Оценить правильность зонирования ЦСО |
|||
Наличие специального оборудования для стерилизации |
3.3.3 |
Наличие исправных паровых форвакуумных стерилизаторов в достаточном количестве |
|
Оценить наличие в количестве в соответствии с расчетной потребностью |
||
Обеспечение организации стерильными материалами в случае отсутствия ЦСО |
3.3.4 |
Порядок обеспечения организации стерильными материалами в случае отсутствия ЦСО |
|
|
||
Контроль качества стерилизации |
3.3.5 |
Проведение контроля качества стерилизации в соответствии с нормативными документами |
|
Оценить методом наблюдения |
||
3.3.6 |
Установление и исполнение порядка обеспечения организации стерильными материалами в случае отсутствия центрального стерилизационного отделения |
|
|
|||
Упаковка, хранение и использование стерильных материалов |
3.3.7 |
Соответствие требованиям упаковки, условий и сроков хранения стерильных материалов |
|
|
||
3.3.8 |
Соблюдение правил асептики при работе со стерильными материалами |
|
Оценить методом наблюдения в различных подразделениях во время различных процессов |
|||
3.3.9 |
Наличие и соответствие требованиям индивидуальных стерильных укладок |
|
|
|||
3.4 |
Обеспечение эпидемиологической безопасности среды |
Наличие специального оборудования |
3.4.1 |
Наличие исправного оборудования в достаточном количестве, включая: - Моечно-дезинфекционные машины - Дезинфекционные машины |
|
Оценить достаточность оборудования в соответствии с расчётными потребностями |
Выбор дезинфицирующих средств и тактики дезинфекции (или системы дезинфекции) |
3.4.2 |
Наличие алгоритма (СОПа, инструкции и др.) выбора дезинфицирующих средств и тактики (системы) дезинфекции |
|
|
||
3.4.3 |
Знание алгоритма (СОПа, инструкции и др.) выбора дезинфицирующих средств и тактики (системы) дезинфекции |
|
Опросить достаточное количество сотрудников |
|||
3.4.4 |
Исполнение алгоритма (СОПа, инструкции и др.) выбора дезинфицирующих средств и тактики (системы) дезинфекции |
|
Оценить методом наблюдения |
|||
Расчет потребности МО в дезинфицирующих и антисептических средствах |
3.4.5 |
Наличие алгоритма (СОПа, инструкции и др.) расчета потребности в дезинфицирующих и антисептических средствах |
|
|
||
3.4.6 |
Знание алгоритма (СОПа, инструкции и др.) расчета потребности в дезинфицирующих и антисептических средствах |
|
Опросить достаточное количество сотрудников |
|||
3.4.7 |
Исполнение алгоритма (СОПа, инструкции и др.) расчета потребности в дезинфицирующих и антисептических средствах |
|
Оценить методом наблюдения |
|||
3.4.8 |
Наличие во всех подразделениях, дезинфицирующих и антисептических средств в соответствии с расчетной потребностью |
|
Оценить методом наблюдения в различных подразделениях |
|||
Наличие оборудования для дезинфекции в соответствии с нормативными документами |
3.4.9 |
Наличие в работоспособном состоянии оборудования для дезинфекции в соответствии с расчетными количествами |
|
Оценить методом наблюдение в различных подразделениях |
||
Организация уборки помещений МО, клининг |
3.4.10 |
Наличие системы клининга, организованного на принципах инсорсинга и/или аутсорсинга |
|
Оценить организацию клининга |
||
3.4.11 |
Наличие склада для хранения дезинфицирующих средств |
|
|
|||
3.4.12 |
Наличие алгоритма (СОПа, инструкции и др.) уборки различных видов помещений |
|
|
|||
3.4.13 |
Знание сотрудниками алгоритма (СОПа, инструкции и др.) уборки различных видов помещений |
|
Опросить достаточное количество сотрудников |
|||
3.4.14 |
Исполнение алгоритма (СОПа, инструкции и др.) уборки различных видов помещений |
|
Оценить методом наблюдения |
|||
Система обращения с отходами |
3.4.15 |
Организация системы обращения с отходами в соответствии с нормативными документами |
|
Оценить организацию системы обращения с отходами |
||
3.5 |
Обеспечение эпидемиологической безопасности медицинских технологий (инвазивных вмешательств) |
Обеспечение эпидемиологической безопасности инвазивных вмешательств |
3.5.1 |
Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и др.) обеспечения эпидемиологической безопасности инвазивных вмешательств, включающих следующие разделы (не исчерпывающий список): - Катетеризации периферических сосудов (включая этапы постановки катетера, ухода за катетером, ухода за повязкой, смены и удаления катетера, антибиотикопрофилактики) - Катетеризации центральных сосудов (включая этапы постановки катетера, ухода за катетером, ухода за повязкой, смены и удаления катетера, антибиотикопрофилактики) - Катетеризации мочевого пузыря (включая этапы постановки катетера. Использования закрытой дренажной системы (или прерывистой катетеризации), ухода за катетером, смена и удаление) - Искусственной вентиляции легких (включая этапы определения показания к интубации, экстубации, положения пациента, аспирации содержимого ротоглотки, санации трахеобронхиального дерева, ухода за аппаратурой/расходных материалов) - Выполнения перевязок - Внутривенных инъекций - Внутримышечных инъекций - Внутрикожных инъекций |
|
Оценить качество СОПов на предмет соответствия современным рекомендациям |
3.5.2 |
Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и др.) обеспечения эпидемиологической безопасности инвазивных вмешательств |
|
Опросить достаточное количество сотрудников |
|||
3.5.3 |
Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и др.) обеспечения эпидемиологической безопасности инвазивных вмешательств |
|
Оценить методом наблюдения |
|||
3.6 |
Обеспечение соблюдения правил мытья и обработки рук сотрудниками, пациентами, посетителями |
Организация мероприятий по обеспечению гигиены рук сотрудников, пациентов, посетителей |
3.6.1 |
Наличие установленного порядка регулярного контроля соблюдения правил гигиены рук в форме плановых и внеплановых проверок, в том числе готовности рук медицинского персонала, осуществляющего медицинскую помощь, включая отсутствие ран, повреждений, длинных ногтей, маникюра, ювелирных и иных украшений, часов, браслетов и т.д. |
|
|
3.6.2 |
Соблюдение правил готовности рук медицинского персонала, в том числе наличие алгоритма допуска или отстранения от работы при наличии у сотрудников, оказывающих медицинскую помощь, ран и повреждений на руках |
|
Оценить знание и исполнение алгоритма действий персонала при наличии ран и повреждений на руках медицинских сотрудников |
|||
3.6.3 |
Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и др.) обработки рук, включающего следующие показания для обработки рук: - До контакта с пациентом - До процедуры - Сразу после процедуры - Сразу после контакта с пациентом - После контакта с предметом окружающей# |
|
|
|||
3.6.4 |
Знание сотрудниками алгоритмов (СОПов, инструкций и др.) обработки рук |
|
Опросить достаточное количество сотрудников |
|||
3.6.5 |
Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и др.) алгоритмов обработки рук |
|
Оценить методом наблюдения |
|||
Регулярное обучение сотрудников гигиене рук |
3.6.6 |
Наличие плана начального и регулярного поддерживающего обучения алгоритмам мытья и обработки рук и свидетельств результатов обучения |
|
|
||
3.6.7 |
Исполнение плана обучения алгоритмам мытья и обработки рук |
|
Опросить достаточное количество сотрудников из различных подразделений |
|||
3.7 |
Обеспечение безопасности персонала во время оказания медицинской помощи |
Наличие средств индивидуальной защиты (СИЗ) в подразделениях МО |
3.7.1 |
Наличие алгоритма (СОПа, инструкций и др.) расчета количества и качества СИЗ для подразделений МО |
|
|
3.7.2 |
Знание алгоритма (СОПа, инструкций и др.) расчета количества и качества СИЗ для подразделений МО |
|
|
|||
3.7.3 |
Исполнение алгоритма (СОПа, инструкций и др.) расчета количества и качества СИЗ для подразделений МО |
|
|
|||
3.7.4 |
Наличие в подразделениях СИЗов необходимого качества и в количестве, соответствующем расчетному |
|
Оценить методом наблюдения в различных подразделениях МО |
|||
Использование СИЗ в соответствии с правилами |
3.7.5 |
Наличие алгоритма (СОПа, инструкций и др.) расчета количества и качества СИЗ для подразделений МО по использованию СИЗ, включающего следующие разделы (список не исчерпывающий): - Перчатки (стерильные и нестерильные) - Средства защиты лица и глаз - Маски - Респираторы - Халаты/костюмы - Защитные комбинезоны - Фартуки - Обувь |
|
|
||
3.7.6 |
Знание алгоритма (СОПа, инструкций и др.) по использованию СИЗ, в том числе показания для использования тех или иных СИЗ |
|
Опросить достаточное количество сотрудников |
|||
3.7.7 |
Исполнение алгоритма (СОПа, инструкций и др.) по использованию СИЗ, в том числе соблюдение правил надевания, снятия, утилизации |
|
Оценить методом наблюдения, или проведя практические занятия с решением ситуационных задач |
|||
3.8 |
Профилактика ИСМП у сотрудников |
Регистрация и учет аварийных ситуаций (в случаях контакта с биологическими жидкостями, при повреждении кожных покровов и слизистых оболочек и др.) |
3.8.1 |
Наличие системы учета аварийных ситуаций, включая порядок регистрации сотрудниками |
|
|
3.8.2 |
Регулярный анализ и разработка мероприятий по профилактике аварийных ситуаций, информирование сотрудников |
|
Опросить достаточное количество сотрудников |
|||
Организация действий при аварийных ситуациях |
3.8.3 |
Наличие алгоритма (СОПа, инструкций и др.) действий персонала при аварийных ситуациях |
|
|
||
3.8.4 |
Знание алгоритма (СОПа, инструкций и др.) алгоритмов действий при аварийных ситуациях |
|
Опросить достаточное количество сотрудников |
|||
3.8.5 |
Исполнение алгоритма (СОПа, инструкций и др.) действий при аварийных ситуациях |
|
Оценить методом наблюдения |
|||
3.9 |
Обеспечение готовности МО к проведению противоэпидемических мероприятий в случае возникновения инфекции в МО |
Организация изоляции пациентов |
3.9.1 |
Наличие алгоритма (СОПа, инструкции и др.) изоляции пациентов с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, включающего следующие разделы: Изоляция одного пациента Изоляция нескольких пациентов |
|
Оценить наличие и качество алгоритмов - соответствие нормативным документам |
3.9.2 |
Знание алгоритма (СОПа, инструкции и др.) изоляции пациентов с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих |
|
Опросить достаточное количество сотрудников |
|||
3.9.3 |
Исполнение алгоритма (СОПа, инструкции и др.) изоляции пациентов с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих |
|
Оценить методом наблюдения |
|||
Организация текущей и заключительной очаговой дезинфекции |
3.9.4 |
Наличие алгоритма (СОПа, инструкции и др.) проведения текущей и заключительной очаговой дезинфекции в автомобиле скорой медицинской помощи |
|
|
||
3.9.5 |
Знание алгоритма (СОПа, инструкции и др.) проведения текущей и заключительной очаговой дезинфекции в автомобиле скорой медицинской помощи |
|
Опросить достаточное количество сотрудников |
|||
3.9.6 |
Исполнение алгоритма (СОПа, инструкции и др.) проведения текущей и заключительной очаговой дезинфекции в автомобиле скорой медицинской помощи |
|
Оценить методом наблюдения |
2.4 Оценочный лист "Лекарственная безопасность. Фармаконадзор"
Нумерация подпунктов таблицы приводится в соответствии с источником
|
|
Обеспечение безопасности при назначении препаратов off-label |
4.8.3.1 |
Наличие алгоритма (СОПа, инструкции и др.) и использования препаратов off-label |
|
|
4.8.3.2 |
Знание алгоритма (СОПа, инструкции и др.) назначения и использования препаратов off-label |
|
Опросить достаточное количество сотрудников |
|||
4.8.3.3 |
Исполнение алгоритма (СОПа, инструкции и др.) назначения и использования препаратов off-label |
|
Оценить методом наблюдения |
Нумерация пунктов таблицы приводится в соответствии с источником
2.5 Оценочный лист "Контроль качества и безопасности медицинской деятельности при обращении медицинских изделий"
2.6 Оценочный лист "Обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности при оказании скорой медицинской помощи и проведении медицинской эвакуации"
Нумерация подпунктов таблицы приводится в соответствии с источником
Нумерация пунктов таблицы приводится в соответствии с источником
Нумерация подпунктов таблицы приводится в соответствии с источником
2.7 Оценочный лист "Организация работы оперативного отдела скорой медицинской помощи и эффективной коммуникации участников взаимодействия"
Показатели эффективности:
Количественные показатели |
Расчет показателя |
Доля вызовов в экстренной форме с ожиданием прибытия бригады более 20 минут |
0% |
Доля вызовов в неотложной форме с ожиданием прибытия бригады более 120 минут |
0% |
Доля пациентов с периодом ожидания ответа фельдшера (медицинской сестры) по приему и передачи вызовов при звонке на телефон "03" > 1 минуты |
0% |
2.8 Оценочный лист "Обеспечение безопасности сотрудников и пациентов скорой медицинской помощи при работе вне медицинской организации"
2.9 Оценочный лист "Транспортное обеспечение работы скорой медицинской помощи"
2.10 Оценочный лист "Безопасность среды в медицинской организации"
Нумерация подпунктов таблицы приводится в соответствии с источником
2.11 Оценочный лист "Организация оказания медицинской помощи на основании данных доказательной медицины"
Нумерация подпунктов таблицы приводится в соответствии с источником
Генеральный директор ФГБУ |
И.В. Иванов |
Согласовано
Главный внештатный |
С.Ф. Багненко |
Главный внештатный |
С.Ф. Гончаров |
Генеральный директор ФГБУ |
И.В. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности вне медицинской организации (скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи) (утв. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения 10 июня 2021 г.)
Текст предложений приводится по изданию Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Москва, 2021 г.)