Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 ноября 2021 г. N 5.1-01/2922
по проекту федерального закона N 1099901-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 23 ноября 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 25 января 2021 года (N 1099901-7).
В Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) предусматривается возможность для застройщиков пройти единую процедуру осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество на основании заявления о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, подаваемого в органы, уполномоченные на выдачу разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Указанные органы обязаны направлять в органы регистрации прав заявления об одновременном осуществлении государственного кадастрового учета объектов капитального строительства и государственной регистрации прав собственности застройщиков, а после государственной регистрации прав также направлять выписки из Единого государственного реестра недвижимости на электронную почту собственников.
Предусмотренный Федеральным законом порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства не применяется к многоквартирным домам или иным объектам недвижимости, создание которых осуществлялось с привлечением денежных средств участников долевого строительства, многоквартирным домам, созданным жилищно-строительными кооперативами, а также к объектам недвижимости, созданным с привлечением средств застройщиков и лиц, участвовавших в строительстве, реконструкции объектов недвижимости рамках инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, и не достигнувших между собой соглашения о возникновении прав на созданные объекты капитального строительства.
В Федеральном законе от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливается запрет на создание и использование неофициальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и программ для электронных вычислительных машин, в том числе мобильных приложений, посредством которых предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Федеральным законом вносятся корреспондирующие изменения в федеральные законы от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Во втором чтении Федеральный закон был дополнен положениями, не связанными с его первоначальной концепцией.
В Градостроительный кодекс (статьи 19, 48, 52) внесены изменения, закрепляющие, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, при осуществлении капитального ремонта зданий, сооружений возможны замена или восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, определяющие содержание схем территориального планирования муниципального района.
В статью 84 Земельного кодекса Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие, что вопросы установления, изменения границ населенных пунктов должны определяться в Градостроительном кодексе, ввиду чего норма об утверждении изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации исключена из Земельного кодекса и внесена в статью 63 Градостроительного кодекса.
Также предусмотрено дополнение Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" нормой, закрепляющей, что организация и осуществление федерального государственного строительного надзора на объектах федеральных ядерных организаций регулируются федеральными законами о виде контроля и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Для реализации Федерального закона потребуется принятие Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих случаи замены, восстановления несущих строительных конструкций объектов капитального строительства при осуществлении капитального ремонта зданий, сооружений, а также нормативных правовых актов, определяющих полномочия федерального органа исполнительный власти по установлению формы задания застройщика или технического заказчика на проектирование объектов капитального строительства, строительство которых осуществляется с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации. При этом формы таких заданий должны быть установлены нормативным правовым актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование прав и свобод человека и гражданина), "г" (порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти), "и" (федеральная информация) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктом "к" (административное, земельное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой российского законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 8 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением ряда положений, которые вступают в силу с 1 сентября 2022 года.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 8 декабря 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера АА. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.