Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 ноября 2021 г. N 5.1-01/2901
по проекту федерального закона N 1135194-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статьи 9 и 14 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", принятому Государственной Думой 24 ноября 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1135194-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым и И.Б. Дивинским (в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы) 24 марта 2021 года.
При принятии законопроекта во втором чтении было изменено его наименование.
Федеральный закон направлен на снижение угроз финансовой стабильности Российской Федерации, связанных с ростом долговой нагрузки заемщиков - физических лиц. С этой целью Банк России наделяется полномочиями по установлению для кредитных и (или) микрофинансовых организаций макропруденциальных лимитов, срока их действия, а для микрофинансовых организаций, осуществляющих профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, отдельных экономических нормативов.
Так, Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" дополняется положениями, согласно которым Банк России на основании решения Совета директоров вправе устанавливать для кредитных организаций и (или) микрофинансовых организаций максимально допустимую долю отдельных видов кредитов (займов), предоставляемых физическим лицам кредитной организацией или микрофинансовой организацией в общем объеме кредитов (займов) указанного вида, и (или) в общем объеме кредитов (займов), предоставленных кредитной организацией или микрофинансовой организацией физическим и юридическим лицам.
Согласно Федеральному закону виды кредитов (займов), в отношении которых могут быть установлены макропруденциальные лимиты, характеристики указанных кредитов (займов), порядок установления и применения макропруденциальных лимитов в отношении указанных кредитов (займов) определяются нормативным актом Банка России.
При этом Федеральным законом устанавливается, что макропруденциальные лимиты могут быть дифференцированными для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией и микрофинансовых организаций (микрофинансовых компаний и микрокредитных компаний) в зависимости от числовых значений характеристик кредитов (займов).
Федеральным законом предусматривается, что макропруденциальные лимиты не устанавливаются в отношении кредитов (займов), предоставленных юридическим лицам, физическим лицам в целях, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, кредитов (займов), предоставленных физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, обязательства физического лица по которым обеспечены ипотекой, а также кредитов (займов), обязательства физического лица по которым обеспечены залогом автомототранспортного средства.
Федеральным законом вносятся также изменения в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", предусматривающие право Банка России устанавливать для микрофинансовых организаций, осуществляющих профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов) в порядке, установленном Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", экономические нормативы (их значение, а также методики их расчета).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
В соответствии со статьей 3 Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.
Реализация Федерального закона потребует принятия Банком России подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктом "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации, и в соответствии с пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона должно быть начато не позднее 9 декабря 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.