Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 ноября 2021 г. N 5.1-01/2917
по проекту федерального закона N 1212908-7 "О присоединении Российской Федерации к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года", принятому Государственной Думой 25 ноября 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 13 июля 2021 года (N 1212908-7).
В соответствии с Федеральным законом Российская Федерация присоединяется к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года (далее - Конвенция), принятой 18 мая 2007 года на Международной конференции ООН в городе Найроби (Кения). Конвенция, вступившая в силу 14 апреля 2015 года, была разработана под эгидой Международной морской организации (ИМО) с целью укрепления безопасности морского судоходства и морской среды на основе единообразных правил, которыми регулируются вопросы в сфере удаления затонувших судов и выплаты компенсации за связанные с этим расходы.
В соответствии с Конвенцией она не применяется к военным кораблям и другим государственным судам, если только государство-участник не примет иного решения.
Территориальная сфера действия Конвенции распространяется на исключительную экономическую зону государства-участника, вместе с тем при выражении своего согласия на обязательность Конвенции или в любое время после этого государство-участник может уведомить Генерального секретаря ИМО о применении Конвенции к его территории, включая территориальное море. Соответствующее заявление Российской Федерации содержится в Федеральном законе.
Кроме того, Российская Федерация делает оговорку, согласно которой она не считает себя связанной положениями пунктов 2 и 3 статьи 15 Конвенции (данные положения касаются обязательных процедур урегулирования споров между государствами-участниками в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года).
По условиям Конвенции государство-участник требует от капитана и оператора судна, плавающего под его флагом, незамедлительно сообщать затронутому государству о затонувшем в результате морской аварии судне (далее - судно). Если, по мнению затронутого государства, судно представляет опасность, оно незамедлительно информирует об этом государство регистрации судна и его собственника. Зарегистрированный собственник обязан удалить судно. Также Конвенцией устанавливается обязанность зарегистрированного собственника судна валовой вместимостью 300 и более осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение, например гарантию банка или аналогичного учреждения, на сумму, равную пределу его ответственности согласно применимому национальному или международному режиму ограничения ответственности, в удостоверение чего соответствующим органом государства регистрации судна ему выдаётся свидетельство, которое должно соответствовать образцу, приведённому в приложении к Конвенции. Согласно Конвенции государство-участник не разрешает эксплуатацию судна, имеющего право плавать под его флагом, если оно не имеет такого свидетельства, а также обеспечивает, чтобы страхование или иное обеспечение имелось в отношении каждого судна валовой вместимостью 300 и более, входящего в порт на его территории или покидающего его, подходящего к прибрежному сооружению в территориальном море или отходящего от него.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Конвенция согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Решение о присоединении Российской Федерации к Конвенции подлежит принятию в форме федерального закона на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 и подпункта "а" пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части, касающейся обязательного страхования ответственности в отношении удаления затонувших судов, содержит иные правила, чем установленные российским законодательством, и потребует внесения в него изменений, в частности в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу в общем порядке - по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 10 декабря 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.