Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 29 ноября 2021 г. N 5.1-01/2928
по проекту федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", принятому Государственной Думой 24 ноября 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1258295-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2021 года с учетом сроков, установленных пунктом 1 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации (не позднее 1 октября текущего года).
Федеральным законом (часть 1 статьи 1) утверждаются основные характеристики федерального бюджета на 2022 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 133 328 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,0 процента (декабрь 2022 года к декабрю 2021 года):
прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 25 021 905 145,7 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3 397 674 361,3 тыс. рублей;
общий объем расходов федерального бюджета в сумме 23 694 227 485,7 тыс. рублей.
С учетом планируемого превышения доходов федерального бюджета над расходами в 2022 году предусмотрен профицит федерального бюджета в сумме 1 327 677 660,0 тыс. рублей.
Федеральный закон (статьи 2, 3, 4, 13, 14) закрепляет нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, не установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс); утверждает перечни главных администраторов доходов федерального бюджета, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями, Центральным банком Российской Федерации, а также главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, не являющихся федеральными органами исполнительной власти; определяет особенности администрирования доходов в 2022 году; регулирует вопросы государственного долга Российской Федерации.
В структуре расходов федерального бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию 13 национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, общий объем которых в 2022 году составит 2, 74 трлн. рублей. Программная структура федерального бюджета состоит из 50 государственных программ Российской Федерации, на реализацию которых в 2022 году предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 18 593,0 млрд. рублей (приложение N 9 к пояснительной записке к законопроекту).
Бюджетные расходы сформированы с учетом необходимости выполнения социальных обязательств перед гражданами, а также поручений Президента Российской Федерации. Это, в частности, касается вопросов адресной поддержки семей с детьми, организации горячего питания обучающихся в начальной школе, обеспечения жильем отдельных категорий граждан, модернизации первичного звена здравоохранения, повышения доступности медицинской помощи в сельских населенных пунктах, ремонта автомобильных дорог регионального и местного значения.
В рамках рассмотрения законопроекта во втором чтении в нем были учтены предложения Президента Российской Федерации об индексации социальных расходов выше прогнозируемого уровня инфляции. Так, в 2022 году величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения будет составлять 12 654 рубля, для трудоспособного населения - 13 793 рубля, пенсионеров - 10 882 рубля, детей - 12 274 рубля (часть 4 статьи 8 Федерального закона). Также предусмотрено финансовое обеспечение расходов на повышение (с 12 792 до 13 890 рублей в месяц) минимального размера оплаты труда.
Кроме того, из текста законопроекта были исключены ежегодно предусматриваемые положения о размере материнского (семейного) капитала. Новый порядок определения его размера (исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым Правительством Российской Федерации) будет установлен непосредственно в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (законопроект N 1219891-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принят Государственной Думой во втором чтении 25 ноября 2021 года).
В рамках межбюджетных отношений на 2022 год предусмотрены межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации в объеме 3 228 645 201,1 тыс. рублей, в том числе дотации 957 375 503,7 тыс. рублей, субсидии на софинансирование полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - 1 398 886 336,0 тыс. рублей (приложения 31, 32 к Федеральному закону).
Федеральным законом (статья 11) предусмотрена возможность предоставления из федерального бюджета бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов с взиманием платы в размере 3 процента годовых, а также бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета с взиманием платы в размере 0,1 процента годовых.
В Федеральном законе (часть 1 статьи 21) закреплен перечень оснований (43 направления) для внесения в 2022 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета. К числу новых направлений использования зарезервированных средств относятся, в том числе: поддержка горнорудных инвестиционных проектов на территории Чукотского автономного округа, Республики Тыва; модернизация школьных систем образования в регионах; капитальный ремонт общежитий образовательных организаций высшего образования; мероприятия долгосрочной программы содействия занятости молодежи; обеспечение отдельных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, а также осуществление региональной доплаты к пенсии.
Федеральный закон (статья 5) содержит положения, регламентирующие вопросы казначейского сопровождения целевых средств. В частности, данный механизм предлагается также распространить на субсидии, предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям на иные цели и на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
В соответствии с Федеральным законом (часть 10 статьи 21) Правительству Российской Федерации предоставляется право (по согласованию с федеральными органами государственной власти) принимать решения о передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных автономных и бюджетных учреждений по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, по ведению бухгалтерского учета и иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бухгалтерского учета.
Положения Федерального закона соответствуют Конституции Российской Федерации и согласуются с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Бюджетного кодекса вступает в силу с 1 января 2022 года.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "з" (федеральный бюджет) статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктом "а" (федеральный бюджет) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 10 декабря 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.