Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 30 ноября 2021 г. N 3.5-04/2150
по проекту федерального закона N 1258298-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 ноября 2021 года, комитет отмечает следующее.
При формировании бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов были использованы следующие показатели:
- фонд заработной платы на 2020 год - 26 693 млрд рублей, на 2021 год - 29 581 млрд рублей, на 2022 год - 31 699 млрд рублей, на 2023 год - 33 905 млрд рублей и на 2024 год - 36 235 млрд рублей;
- номинальная среднемесячная заработная плата на одного работника в 2020 году - 51 352 рубля, в 2021 году - 56 126 рублей, в 2022 году - 59 976 рублей, в 2023 году - 63 883 рубля и в 2024 году - 68 085 рублей;
- индекс потребительских цен на 2020 год - 104,9%, на 2021 год - 105,8%, на 2022 год - 104,0%, на 2023 год - 104,0% и на 2024 год - 104,0%;
- численность родившихся на 2022 год - 1 372,9 тыс. человек, на 2023 год - 1 385,5 тыс. человек, на 2024 год - 1 399,2 тыс. человек.
Доходы бюджета Фонда прогнозируются в 2022 году в сумме 988,2 млрд рублей (121,1% к планируемому уровню 2021 года), в 2023 году - 1 054,6 млрд рублей (106,7% к планируемому уровню 2022 года), в 2024 году - 1 125,4 млрд рублей (106,7% к планируемому уровню 2023 года). Основную долю в доходах Фонда составляют страховые взносы по двум видам обязательного социального страхования: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Так, доходы Фонда от страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусматриваются в следующих объемах: в 2022 году - 668,6 млрд рублей (118,6% к планируемому уровню 2021 года), в 2023 году - 715.2 млрд рублей (107% к планируемому уровню 2022 года), в 2024 году - 764.3 млрд рублей (106,9% к планируемому уровню 2023 года). Счетной палатой Российской Федерации отмечается, что ежегодные доходы по данному виду обязательного социального страхования сформированы без учета погашения Фондом кредиторской задолженности перед страхователями, сложившейся в сумме превышения произведенных ими до 2021 года расходов на выплату пособий над суммой начисленных страховых взносов (далее - кредиторская задолженность). Данная кредиторская задолженность Фонда по состоянию на 1 января 2021 года составляла 95,4 млрд рублей. Фондом к концу 2021 года запланировано погасить ее в полном объеме.
Доходы Фонда от страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматриваются в следующих объемах: в 2022 году - 161,2 млрд рублей (110,3% к планируемому показателю 2021 года), в 2023 году - 174,4 млрд рублей (107% к планируемому показателю 2022 года), в 2024 году - 184,3 млрд рублей (106,9% к планируемому показателю 2023 года). |
Коэффициент полноты сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определен ФНС России на 2022 - 2024 годы на уровне 0,9980.
Коэффициент полноты сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят на 2022 - 2024 годы на уровне 0,9865.
Отмечается, что в 2022 году в бюджете Фонда не предусмотрены поступления от размещения Федеральным казначейством временно свободных средств Фонда по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В соответствии с отчетом Фонда об исполнении бюджета за 2020 год по состоянию на 1 января 2021 года резерв указанных средств составлял 37 млрд рублей и уменьшился в 5,3 раза в связи с его использованием в 2020 году в качестве источника внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. По информации Фонда остаток резерва указанных средств также используется в полном объеме в 2021 году в качестве источника внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В 2023 - 2024 годах доходы от размещения Федеральным казначейством временно свободных средств Фонда по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в бюджете Фонда предусмотрены в объемах 1,3 млрд рублей и 3,2 млрд рублей соответственно.
Также в бюджете Фонда предусматривается поступление капитализированных платежей предприятий в 2022 году в объеме 318,5 млн рублей (70,7% к планируемому показателю 2021 года), в 2023 году - 316,6 млн рублей (99,4% к планируемому показателю 2022 года), в 2024 году - 318,4 млн рублей (100,6% к планируемому показателю 2023 года).
Сохраняется динамика увеличения объемов межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета, которые составят в 2022 году 143 млрд рублей (101,2% к планируемому показателю 2021 года), в 2023 году - 150,3 млрд рублей (105,1% к планируемому показателю 2022 года), в 2024 году - 157,9 млрд рублей (105,1% к планируемому показателю 2023 года).
Межбюджетный трансферт из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) предусмотрен в 2022 году в объеме 14,3 млрд рублей (107,5% к планируемому показателю 2021 года), в 2023 году - 14,4 млрд рублей (100,7% к планируемому показателю 2022 года) и в 2024 году - 14,5 млрд рублей (100,7% к планируемому показателю 2023 года). Указанный объем средств определен с учетом стоимости родового сертификата в размере 12 тыс. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не предусматриваются.
Объем расходов бюджета Фонда в 2022 году составит 944,1 млрд рублей (113,3% к планируемому уровню 2021 года), в 2023 году - 1 011,9 млрд рублей (107,2% к планируемому показателю 2022 года), в 2024 году - 1 076,2 млрд рублей (106,4% к планируемому показателю 2023 года) из них:
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2022 году в сумме 757 млрд рублей (114,1% к планируемому показателю 2021 года), в 2023 году - 818,8 млрд рублей (108,2% к планируемому показателю 2022 года), в 2024 году - 876,2 млрд рублей (107,7% к планируемому показателю 2023 года);
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2022 году в сумме 119,5 млрд рублей (107,4% к планируемому показателю 2021 года), в 2023 году - 124,4 млрд рублей (104,1% к планируемому показателю 2022 года), в 2024 году - 130,1 млрд рублей (104,6% к планируемому показателю 2023 года).
Объем расходов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляет более 80% в общем объеме расходов бюджета Фонда.
При этом расходы Фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности запланированы в 2022 году в сумме 417,2 млрд рублей, в 2023 году - 451 млрд рублей, в 2024 году - 481,2 млрд рублей. Отмечается, что с 1 сентября 2021 года выплата пособия по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 8 лет осуществляется в размере 100% среднего заработка независимо от страхового стажа.
Расходы Фонда на выплату пособия по беременности и родам предусмотрены в 2022 году в сумме 132,8 млрд рублей, в 2023 году - 144,9 млрд рублей, в 2024 году - 156,1 млрд рублей.
Расходы Фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет предусмотрены в следующих объемах: в 2022 году - 169,5 млрд рублей, в 2023 году - 184,7 млрд рублей, в 2024 году - 199,1 млрд рублей.
Объемы расходов Фонда на выплату единовременного пособия при рождении ребенка запланированы в 2022 году в сумме 19,9 млрд рублей, в 2023 году - 20,9 млрд рублей, в 2024 году - 21,9 млрд рублей.
Расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - TCP), в том числе на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, включая расходы на осуществление указанных полномочий, предусмотрены в пределах межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета. Исходя из установленных бюджетных назначений объемы средств на эти цели на период 2022 - 2024 годов составляют 37,3 млрд рублей ежегодно, что на 4 млрд больше, чем в 2021 году. Однако по данным Счетной палаты Российской Федерации общая потребность в средствах для обеспечения инвалидов TCP на 1 января 2021 года составляет 50,8 млрд рублей, в том числе 9,6 млрд. рублей - задолженность перед инвалидами на 1 января 2021 года.
Объемы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами в 2022 году предусмотрены в сумме 6,6 млрд рублей (106,5% к планируемому показателю 2021 года), в 2023 году - 7 млрд рублей (106,1% к планируемому показателю 2022 года), в 2024 году - 7,5 млрд рублей (107,1% к планируемому показателю 2023 года).
Расходы на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно запланированы на 2022 - 2024 годы с увеличением: в 2022 году - 5,9 млрд рублей (103,5% к планируемому показателю), в 2023 году - 6,2 млрд рублей (105,1% к планируемому показателю 2022 года), в 2024 году - 6,5 млрд рублей (104,8% к планируемому показателю 2023 года). Расчет объема средств на данные цели произведен в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации исходя из численности граждан в субъектах Российской Федерации, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а также норматива финансовых затрат по санаторно-курортному лечению на 1 гражданина в сумме 143,8 рубля в месяц, или 1 725,6 рубля в год. При этом стоимость путевки с 2022 года прогнозируется в сумме 24 265,8 рубля (1348,1 х 18 дней). По данным Фонда по состоянию на 1 января 2022 года прогнозная численность граждан льготной категории, ожидающих получения путевок на санаторно-курортное лечение, составляет 480 тыс. человек. В связи с этим комитет указывает на недостаточность средств, предусматриваемых на санаторно-курортное лечение.
В 2022 - 2024 годах на реализацию Фондом пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, в том числе обеспечение их техническими средствами реабилитации, предусмотрены средства в объеме 300 млн рублей ежегодно. Расходы на финансово-хозяйственную деятельность Фонда и территориальных органов в 2022 году запланированы в объеме 29,6 млрд рублей (116,1% к планируемому показателю 2021 года), в 2023 году - 29,1 млрд рублей (98,3% к планируемому показателю 2022 года), в 2024 году - 30 млрд рублей (103,1% к планируемому показателю 2023 года).
Бюджет Фонда планируется в 2022 - 2024 годах с профицитом в суммах 44 млрд рублей, 42,7 млрд рублей и 49,3 млрд рублей соответственно.
Федеральным законом предусматривается использование в 2022 году остатков средств федерального бюджета и бюджета ФОМС по состоянию на 1 января 2022 года, образовавшихся в результате неполного использования бюджетных ассигнований.
Кроме того, с 2022 года Фонд наделяется полномочиями по предоставлению в 2022 - 2024 годах федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых им осуществляется функции и полномочия учредителя, субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, субсидии на иные цели, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации (далее - субсидии на капитальные вложения).
При обсуждении в Государственной Думе во втором чтении проекта федерального закона были рассмотрены и приняты внесенные Правительством Российской Федерации поправки к нему. Так, в целях стимулирования работодателей к трудоустройству безработных граждан остатки средств, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2022 года в результате неполного использования Фондом в 2021 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на осуществление расходов по предоставлению субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, направляются Фондом в 2022 году на осуществление выплат по сформированным в 2021 году обязательствам перед работодателями, осуществившими трудоустройство безработных граждан, а также в объеме до 7 млрд рублей на частичную компенсацию затрат работодателя на выплату заработной платы работникам из числа трудоустроенных граждан, относящихся к категории молодежи в возрасте до 30 лет.
Также отмечается, что при обсуждении в Государственной Думе во втором чтении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" были рассмотрены и приняты внесенные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным поправки к нему, предусматривающие увеличение величин прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения и МРОТ с 1 января 2022 года на 8,6%, что повлечет увеличение размеров по ряду социальных пособий и выплат.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
С учетом изложенного комитет полагает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.