Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 30 ноября 2021 г. N 3.5-04/2148
по проекту федерального закона N 1258303-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 25 ноября 2021 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона подготовлен Правительством Российской Федерации в целях оптимизации системы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и обеспечения доступности медицинской помощи в части организации цифрового учета застрахованных лиц и оказанной им медицинской помощи, а также перехода к цифровому полису ОМС.
Федеральный закон вносит изменения в федеральные законы от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) и от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Так, конкретизируется понятие полиса ОМС, который представляет собой уникальную последовательность символов в машиночитаемом виде, которая присваивается сведениям о застрахованном лице в едином регистре застрахованных лиц при ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах. При этом, полис ОМС может быть выдан в виде документа на материальном носителе, предназначенном для нанесения, хранения и передачи полиса, а также в виде штрихового кода (графической информации в кодированном виде), выполненного посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг").
Кроме того, Федеральный закон вносит изменения в порядок формирования и выдачи полиса ОМС застрахованному лицу, в перечень сведений о застрахованных лицах и сведений о медицинской помощи, оказанной им, при осуществлении персонифицированного учета в сфере ОМС, в перечень прав и обязанностей застрахованных лиц и страхователей.
Определение порядка ведения персонифицированного учета, которое в соответствии с действующей редакцией Федерального закона N 326-ФЗ осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации, отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Уточняются особенности размещения сведений о застрахованных лицах в едином регистре застрахованных лиц при осуществлении персонифицированного учета. Кроме того, в целях подтверждения действительности полисов ОМС предусмотрены полномочия Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) по предоставлению медицинским организациям сведений о застрахованных лицах, формируемых при ведении персонифицированного учета. Также предусмотрена возможность получения застрахованными лицами посредством ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг" и региональных порталов государственных и муниципальных услуг сведений персонифицированного учета и оказанной медицинской помощи.
Федеральным законом уточняется порядок и особенности межведомственного электронного взаимодействия в сфере ОМС в целях персонифицированного учета. Сведения о постановке на налоговый учет в качестве страхователей для работающих граждан организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, а также сведения об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения подлежат передаче налоговыми органами напрямую в ФОМС. Также в ФОМС и в территориальные фонды предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
Отмечается исключение из состава средств нормированного страхового запаса территориального фонда на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования средств в размере 50% от применения страховыми медицинскими организациями к медицинским организациям санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Указанные средства от применения страховыми медицинскими организациями к медицинским организациям санкций за нарушения в размере 50% включаются в состав целевых средств страховой медицинской организации на оказание медицинской помощи.
Также продлевается предоставление из бюджета ФОМС в бюджеты территориальных фондов ОМС межбюджетных трансфертов на формирование нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, а также межбюджетных трансфертов для осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года за исключением ряда положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.
Необходимые расходы учтены в Федеральном законе "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет полагает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.