Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 февраля 2025 г. N Ф10-6080/24 по делу N А48-670/2024

 

г.Калуга

 

14 февраля 2025 г.

Дело N А48-670/2024

 

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2025 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2025 года.

 

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,

судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузиной И.А.,

при участии представителей:

от общества с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N 1" (г. Орел, ул. Гагарина, д. 35, оф. 68, ОГРН 1155749007776, ИНН 5752072258) - Сапрыкина Е.А. (доверенность от 27.11.2024, диплом),

от Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области (г. Орел, ул. Полесская, д. 10, ОГРН 1165749051863, ИНН 5752073580) - Корнеевой С.Ю. (доверенность от 04.12.2024, диплом), Сергеевой Т.А. (доверенность от 09.09.2024, диплом),

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области, кассационную жалобу Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 21.06.2024 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2024 по делу N А48-670/2024,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N 1" (далее - ООО "УК ЖЭУ N 1", Общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области (далее - Департамент) от 19.12.2023 N 249.

Решением суда от 21.06.2024 (с учетом определения от 21.06.2024) требование удовлетворено.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.11.2024 решение суда от 21.06.2024 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - МКД), расположенным по адресу: г. Орел, ул. Черкасская, 75.

20.11.2023 в адрес Общества поступило заявление собственника помещения в МКД о предоставлении реестра собственников помещений в указанном доме в порядке ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ в целях проведения внеочередного общего собрания собственников.

ООО "УК ЖЭУ N 1" письмом от 24.11.2023 N 1113 отказало в предоставлении реестра собственников по мотиву отсутствия в ЕГРН записи о согласии иных собственников помещений в указанном доме на раскрытие их персональных данных в порядке ст. 36.3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В Департамент поступило обращение (жалоба) гражданина, проживающего в МКД, от 27.11.2023 о защите (восстановлении) нарушенного права, в котором указано, что Обществом не приняты меры по соблюдению требования в части предоставления реестра собственников помещений МКД по запросу от 20.11.2023.

Департаментом на основании решения от 14.12.2023 инициирована внеплановая документарная проверка в отношении Общества.

В ходе проведенной проверки в соответствии с актом внеплановой документарной проверки от 19.12.2023 Департаментом в действиях Общества выявлено нарушение предоставления инициатору общего собрания собственников помещений в МКД по его запросу о предоставлении реестра собственников помещений в МКД, не соответствующего требованиям части 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Обществу выдано предписание от 19.12.2023 N 249 об устранении выявленных нарушений.

Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Удовлетворяя заявленное требование, суды посчитали правомерным отказ в представлении собственнику жилого помещения в многоквартирном доме реестра собственников помещений такого МКД. Данный вывод судов мотивирован невозможностью получения управляющей организацией содержащихся в ЕГРН сведений ограниченного доступа, включая персональные данные правообладателей объектов недвижимости, при отсутствии согласия таких правообладателей.

Между тем, такие выводы нельзя признать законными и обоснованными.

На основании части 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), собственника или иного лица, указанного в данной статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в данной статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что в заявлении о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме должна быть указана цель его получения - для созыва и проведения общего собрания, при этом необходимость предоставления каких-либо документов, подтверждающих намерение собственника помещения в многоквартирном доме выступить инициатором проведения общего собрания, не предусмотрена.

Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416) управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, в том числе ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденными приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования N 44/пр) обязательным приложением к протоколу общего собрания является реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников.

Отсутствие указанных сведений не позволяет посчитать количество голосов для определения кворума, необходимого для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и принятия соответствующего решения, оформить результаты голосования (часть 1 статьи 46, части 1, 3 и 5.1 статьи 48 ЖК РФ).

Таким образом, обязанность по предоставлению обратившемуся лицу, инициирующему проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, реестра собственников помещений, который должен содержать сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 20 Требований N 44/пр и части 3.1 статьи 45 ЖК РФ, возложена на управляющую организацию в силу закона.

По смыслу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24.12.2024 N 3421-О, положения части 3.1 статьи 45 и пункта 2 части 3 статьи 143.1 ЖК РФ, закрепляющих обязанность организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, предоставить реестр собственников помещений в этом доме лицу, по инициативе которого созывается общее собрание собственников (часть 3.1 статьи 45), а также право собственников помещений - как являющихся, так и не являющихся членами товарищества - ознакомиться с внутренними документами товарищества, в том числе с реестром его членов, не могут расцениваться в качестве нарушающих конституционные права граждан и входящим в противоречие со смыслом Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

В связи с этим у судов не имелось оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования.

Поскольку в данном случае все фактические обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора, установлены на основании имеющихся доказательств, однако судами неправильно применены нормы материального права к конкретным обстоятельствам, суд округа, руководствуясь положениями пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, полагает возможным отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного Обществом требования.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Орловской области от 21.06.2024 (с учетом определения от 21.06.2024) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2024 по делу N А48-670/2024 отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

Н.В. Ключникова

Судьи

Т.В. Лукашенкова
Г.А. Стрегелева

 

Надзорный орган обязал управляющую компанию (УК) предоставить инициатору проведения общего собрания актуальный реестр всех собственников помещений для проведения ОСС. Суды указали, что у УК нет такой обязанности, так как ЕГРН не предоставляет персональные данные собственников без их согласия.

Однако суд округа отменил судебные акты.

Обязанность УК вести, актуализировать реестр собственников и предоставлять его инициатору проведения ОСС предусмотрена ЖК РФ и является лицензионным требованием.