Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
22. Департаментом ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики).
23. Программа профилактики направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
24. Программа профилактики состоит из следующих разделов:
1) анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора), описание текущего уровня развития профилактической деятельности Департамента, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики;
2) цели и задачи реализации программы профилактики рисков причинения вреда;
3) перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения;
4) показатели результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда.
25. Программа профилактики разрабатывается Департаментом и утверждается им в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
26. Утвержденная программа профилактики размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
27. Департамент вправе проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики.
28. Департаментом могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
29. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется Департаментом в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
30. Обобщение правоприменительной практики проводится Департаментом для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению должностными лицами Департамента, указанные в пункте 4 настоящего Положения, обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
31. Департаментом ежегодно не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, по итогам обобщения правоприменительной практики распоряжением Департамента утверждается доклад, содержащий сведения о результатах осуществления регионального государственного контроля (надзора) (далее - доклад о правоприменительной практике).
32. Доклад о правоприменительной практике утверждается распоряжением Департамента и размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 5 календарных дней со дня утверждения доклада.
33. В случае наличия у Департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Департамент объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
34. Составление и оформление предостережения осуществляется должностным лицом Департамента по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом", не позднее 30 календарных дней со дня получения Департаментом сведений о готовящихся нарушениях либо признаков нарушения обязательных требований.
35. Решение об объявлении предостережения принимается руководителем Департамента.
36. Предостережение направляется контролируемому лицу в порядке, установленном частями 4-5 статьи 21 и частью 3 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
37. Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в Департамент возражение в отношении предостережения (далее - возражение).
38. Возражение должно содержать:
1) наименование контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на осуществление вида контроля и направившего предостережение;
2) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
3) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя;
4) дату и номер направленного предостережения;
5) дату получения предостережения;
6) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении готовящихся или возможных действий (бездействии), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
7) способ получения ответа.
39. В случае необходимости контролируемое лицо прилагает к возражению документы, обосновывающие его доводы, либо их заверенные копии.
40. Возражения направляются контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в Департамент или в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты Департамента, или иными указанными в предостережении способами.
41. Департамент при поступлении возражения на предостережение:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение возражения, в случае необходимости - с участием контролируемого лица;
2) при необходимости запрашивает документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных лиц;
3) по результатам рассмотрения возражения принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов контролируемого лица;
4) направляет письменный ответ по существу поставленных в возражении вопросов.
42. Департамент рассматривает возражение и по итогам рассмотрения направляет ответ контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.
43. По результатам рассмотрения возражений Департамент принимает одно из следующих решений:
1) об удовлетворении возражения и отмене предостережения;
2) об отказе в удовлетворении возражения.
44. Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается.
45. При отсутствии возражений контролируемое лицо в указанный в предостережении срок направляет в Департамент уведомление об исполнении предостережения.
46. В уведомлении об исполнении предостережения указываются:
1) наименование контролируемого лица;
2) идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
3) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
4) сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
47. Консультирование осуществляется должностными лицами Департамента по обращениям контролируемых лиц по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного контроля (надзора).
48. Консультирование осуществляется без взимания платы.
49. Консультирование может осуществляться должностным лицом Департамента по телефону, посредством видео-конференц-связи (далее - ВКС), на личном приеме, либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.
50. Время консультирования не должно превышать 15 минут.
51. Личный прием контролируемых лиц проводится руководителем Департамента.
Информация о месте приема, а также об установленных для консультирования днях и часах размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
52. Консультирование в письменной форме осуществляется должностным лицом Департамента в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в случаях, если:
1) контролируемым лицом направлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
2) за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
3) ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений от иных органов власти или лиц.
53. Должностные лица Департамента, указанные в пункте 4 настоящего Положения, предоставляют консультирование по следующим вопросам:
1) профилактика рисков нарушения обязательных требований;
2) соблюдение обязательных требований в сфере социального обслуживания;
3) порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора);
4) порядок обжалования решений Департамента;
5) иные вопросы, касающиеся осуществления регионального государственного контроля (надзора).
54. Если поставленные во время консультирования вопросы не относятся к осуществляемому виду регионального государственного контроля (надзора), контролируемому лицу даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти или к соответствующим должностным лицам.
55. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Департамента, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.
Информация, ставшая известной должностному лицу Департамента в ходе консультирования, не может использоваться Департаментом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
Департамент осуществляет учет консультирований, который проводится посредством внесения соответствующей записи в журнал консультирования.
При проведении консультирования во время контрольных (надзорных) мероприятий запись о проведенной консультации отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
56. При поступлении в течение календарного года пяти и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.
57. Профилактический визит проводится должностным лицом Департамента в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования ВКС в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
58. В ходе профилактического визита должностным лицом Департамента, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора), в соответствии с пунктами 47-55 настоящего Положения осуществляется консультирование контролируемого лица (при необходимости).
59. В случае осуществления профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица, должностное лицо, уполномоченное на осуществление регионального государственного контроля (надзора), должно явиться в назначенные день и время по месту осуществления деятельности контролируемого лица.
60. В ходе профилактического визита должностным лицом Департамента, указанным в пункте 4 настоящего Положения, осуществляется сбор сведений, необходимых для отнесения контролируемого лица к категориям риска.
61. При проведении профилактического визита представление контролируемым лицом запрашиваемых должностным лицом Департамента сведений не является обязательным.
62. В случае осуществления профилактического визита путем использования ВКС должностное лицо Департамента, уполномоченное на осуществление регионального государственного контроля (надзора), осуществляет указанные действия посредством использования электронных каналов связи.
63. При проведении профилактического визита контролируемому лицу не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
64. Если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Департамента незамедлительно направляет информацию об этом руководителю Департамента для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
65. Контрольный (надзорный) орган обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
66. Проведение обязательных профилактических визитов должно быть предусмотрено в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.