В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", подпунктом "а" пункта 1 статьи 31.2 Устава Архангельской области Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу Архангельской области "Развитие торговли в Архангельской области на 2022-2024 годы" (далее - региональная программа).
2. Рекомендовать участникам региональной программы ежегодно, до 20 февраля года, следующего за отчетным, представлять в министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области информацию о достижении показателей региональной программы согласно приложению N 3 к региональной программе.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора |
А.В. Алсуфьев |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Архангельской области
от 29 ноября 2021 г. N 666-пп
Региональная программа
Архангельской области "Развитие торговли в Архангельской области на 2022-2024 годы"
Паспорт
региональной программы Архангельской области "Развитие торговли в Архангельской области на 2022-2024 годы"
Наименование программы |
- |
региональная программа Архангельской области "Развитие торговли в Архангельской области на 2022-2024 годы" (далее - региональная программа) |
Ответственный исполнитель программы |
- |
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области |
Участники программы |
- |
министерство образования Архангельской области; министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области; органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальный районов и городских округов Архангельской области (далее - органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области) (по согласованию); автономная некоммерческая организация Архангельской области "Агентство регионального развития" (далее - АНО "Агентство регионального развития") (по согласованию) |
Цель программы |
- |
развитие торговой деятельности и формирование эффективной торговой политики в Архангельской области, направленной на максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли. Показатели региональной программы приведены в приложении N 1 к региональной программе |
Задачи программы |
- |
задача N 1 - создание организационно-правовых условий для обеспечения населения Архангельской области товарами и повышения конкуренции в сфере торговой деятельности; задача N 2 - создание на территории Архангельской области современной торговой инфраструктуры; задача N 3 - повышение уровня кадрового обеспечения торговой сферы |
Сроки и этапы реализации программы |
- |
сроки реализации региональной программы - 2022-2024 годы. Региональная программа реализуется в один этап |
I. Анализ состояния и развития торговой отрасли на территории Архангельской области
Основные стратегические цели и задачи государства, определенные Президентом Российской Федерации, - повышение качества жизни населения, обеспечение высоких темпов экономического роста, создание потенциала для будущего развития - прямо или косвенно пересекаются с проблемами развития потребительского рынка Российской Федерации.
Торговля является важнейшим индикатором социально-экономического развития Архангельской области, в котором отражаются динамика потребления и платежеспособного спроса населения, эффективность государственной политики в области занятости, поддержки отечественных производителей малого и среднего предпринимательства. Отрасль торговли является важной сферой жизнеобеспечения, которая удовлетворяет потребность населения в товарах, и одним из наиболее развивающихся секторов экономики как Российской Федерации в целом, так и Архангельской области в частности.
В 2020 году в сфере потребительского рынка в Архангельской области осуществляют свою деятельность 13 384 объекта, в том числе:
600 объектов оптовой торговли;
1175 объектов общественного питания;
3200 объектов бытового обслуживания;
6991 объект розничной торговли (3624 объекта по реализации продовольственных товаров и 3367 объектов по реализации непродовольственных товаров);
1415 нестационарных торговых объектов;
3 розничных рынка (1 сельскохозяйственный и 2 универсальных).
Таблица N 1
Индексы
потребительских цен (тарифов) на продовольственные, непродовольственные товары и услуги по Архангельской области (за исключением Ненецкого автономного округа), Северо-Западному федеральному округу, Российской Федерации
Наименование товаров и услуг |
Наименование административно-территориальной единицы |
2018 год (процентов) |
2019 год (процентов) |
2020 год (процентов) |
Все товары и услуги |
Архангельская область (кроме Ненецкого автономного округа) |
103,95 |
103,13 |
104,73 |
Северо-Западный федеральный округ |
104,1 |
102,95 |
104,8 |
|
Российская Федерация |
104,3 |
103,0 |
104,9 |
|
Продовольственные товары |
Архангельская область (кроме Ненецкого автономного округа) |
103,49 |
101,8 |
106,0 |
Северо-Западный федеральный округ |
104,5 |
102,1 |
106,1 |
|
Российская Федерация |
104,7 |
102,6 |
106,7 |
|
Непродовольственные товары |
Архангельская область (кроме Ненецкого автономного округа) |
103,0 |
102,97 |
104,77 |
Северо-Западный федеральный округ |
104,1 |
102,8 |
104,5 |
|
Российская Федерация |
104,1 |
103,0 |
104,8 |
|
Услуги |
Архангельская область (кроме Ненецкого автономного округа) |
106,1 |
105,15 |
102,9 |
Северо-Западный федеральный округ |
103,8 |
104,04 |
103,7 |
|
Российская Федерация |
103,9 |
103,8 |
102,7 |
В декабре 2020 года по сравнению с декабрем 2019 года индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги в Архангельской области ниже аналогичных показателей по Северо-Западному федеральному округу на 0,07 процента, по Российской Федерации - на 0,17 процента. Минимальная инфляция составила в 2020 году 4,6 процента (2019 год - 2,8 процента, 2018 год - 4,3 процента). В 2020 году наблюдалась тенденция к увеличению темпов роста цен по сравнению с 2018 и 2019 годами.
Розничные цены на продовольственные товары в Архангельской области выросли с начала 2020 года на 4.2 процента. Этот показатель выше на 0,7 процента по Российской Федерации и ниже на 0,1 процента по Северо-Западному федеральному округу.
За 2020 год среди продовольственных товаров более всего выросла цена на сахар-песок (+69,97 процента). Существенно подорожало масло подсолнечное (+21,0 процента), яйца куриные (+22,0 процента), из бакалейной группы товаров - мука пшеничная (+15,11 процента), крупа гречневая-ядрица (+43,61 процента), макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта (+12,79 процента). Прирост цен наблюдался на отдельные виды плодоовощной продукции: морковь (+22,92 процента), яблоки (+18,29 процента), картофель (+34,82 процента).
Розничные цены на непродовольственные товары в Архангельской области в течение 2020 года увеличились на 1,8 процента. Данный показатель - на уровне Российской Федерации, но выше, чем по Северо-Западному федеральному округу, на 0,27 процента.
Цены на услуги в 2020 году понизились на 2,25 процента. Этот показатель выше, чем по Российской Федерации на 0,2 процента и ниже, чем по Северо-Западному федеральному округу, на 0,8 процента.
Индикатором состояния розничной торговли является его оборот.
Ограничительные мероприятия в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) привели к снижению оборота розничной торговли в большинстве субъектов Российской Федерации, в том числе в Архангельской области.
В 2020 году объем оборота розничной торговли в Архангельской области составил 271,92 млрд. рублей, что составило 99,7 процента к предыдущему году в сопоставимых ценах.
Данный показатель в Архангельской области по сравнению с Российской Федерацией выше на 2,9 процента, но ниже, чем по Северо-Западному федеральному округу, на 0,5 процента.
Таблица N 2
Оборот
розничной торговли по Архангельской области (за исключением Ненецкого автономного округа), Северо-Западному федеральному округу, Российской Федерации
Показатель |
Наименование административно-территориальной единицы |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||
млн. рублей |
в процентах к предыдущему году |
млн. рублей |
в процентах к предыдущему году |
млн. рублей |
в процентах к предыдущему году |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Оборот розничной торговли |
Архангельская область (кроме Ненецкого автономного округа) |
252875,2 |
103,1 |
263295,9 |
99,4 |
271921,7 |
99,7 |
Северо-Западный федеральный округ |
3112019 |
103,7 |
3301993 |
102,0 |
3418713 |
100,2 |
|
Российская Федерация |
31579371 |
102,8 |
33624303 |
101,9 |
33873660 |
96,8 |
В рейтинге субъектов Северо-Западного федерального округа по абсолютному показателю розничного товарооборота за 2020 год Архангельская область занимала третье место после Ленинградской области и города Санкт-Петербурга (таблица N 3).
Таблица N 3
Оборот
розничной торговли
млн. рублей | ||||
Наименование административно-территориальной единицы |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
Северо-Западный федеральный округ |
3112019,2 |
3301993,1 |
3418712,9 |
|
в том числе: | ||||
Республика Карелия |
121814,1 |
129121,6 |
138562,2 |
|
Республика Коми |
154571,4 |
162257,8 |
164775 |
|
Архангельская область (кроме Ненецкого автономного округа) |
254215,9 |
263295,8 |
271921,7 |
|
Вологодская область |
186480,1 |
198096,5 |
211408,9 |
|
Калининградская область |
170195,8 |
181271,1 |
186139,9 |
|
Ленинградская область |
405492 |
438860,3 |
481711,7 |
|
Мурманская область |
169676,6 |
178998 |
179008,3 |
|
Новгородская область |
115328 |
120513,3 |
121595,1 |
|
Псковская область |
112140,5 |
120911,9 |
125207 |
|
Город Санкт-Петербург |
1412406 |
1498835,7 |
1528373,6 |
|
Российская Федерация |
31579371,8 |
33624303,3 |
33873660,2 |
Одним из важнейших индикаторов развития торговли, позволяющих осуществить межрегиональные сопоставления, является оборот розничной торговли на душу населения.
Данный показатель по Архангельской области в 2020 году сложился на уровне 250,0 тыс. рублей и был выше показателя Северо-Западного федерального округа на 5,2 тыс. рублей и среднероссийского показателя - на 18,7 тыс. рублей.
Таблица N 4
Оборот
розничной торговли на душу населения по Архангельской области (за исключением Ненецкого автономного округа), Северо-Западному федеральному округу, Российской Федерации
Наименование административно-территориальной единицы |
2018 год (рублей) |
2019 год (рублей) |
2020 год (рублей) |
Архангельская область (кроме Ненецкого автономного округа) |
229922 |
240155 |
250033 |
Северо-Западный федеральный округ |
222891 |
236244 |
244859 |
Российская Федерация |
215074 |
229104 |
231283 |
Розничная торговля на территории Архангельской области осуществляется в различных форматах (таблица N 5).
Таблица N 5
Удельный вес
в общем объеме оборота розничной торговли по Архангельской области (за исключением Ненецкого автономного округа)
Вид хозяйствующих субъектов |
2018 год (процентов) |
2019 год (процентов) |
2020 год (процентов) |
Торговые организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынка |
99,3 |
99,4 |
99,6 |
в том числе: |
|
|
|
крупные организации и субъекты среднего предпринимательства |
36,1 |
39,7 |
44,3 |
малые предприятия (включая микропредприятия) |
26,4 |
24,9 |
24,3 |
индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынка |
36,8 |
34,8 |
31,0 |
розничные рынки и ярмарки |
0,7 |
0,6 |
0,4 |
В 2020 году удельный вес торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынка, в общем объеме оборота розничной торговли по Архангельской области (за исключением Ненецкого автономного округа) составил 99,6 процента.
Данный показатель в Архангельской области по сравнению с Российской Федерацией - выше на 4,3 процента и выше, чем по Северо-Западному федеральному округу, на 0,2 процента. Анализ оборота розничной торговли в 2020 году свидетельствует о преобладающей роли крупных организаций и субъектов среднего предпринимательства в формировании оборота розничной торговли всех организаций.
В отчетном периоде на долю крупных организаций и субъектов среднего предпринимательства приходилось 44,3 процента оборота розничной торговли, что на 4,6 процента больше, чем в 2019 году, и на 8,2 процента чем в 2018 году.
На долю малых и микропредприятий приходилось 24,3 процента оборота розничной торговли, что на 0,6 процента меньше, чем в 2019 году и на 2,1 процента меньше, чем в 2018 году. Доля индивидуальных предпринимателей составила 31 процент, что ниже показателей предыдущих лет.
Доля продаж на рынках и ярмарках в Архангельской области сложилась на уровне 0,4 процента, что ниже показателя Российской Федерации на 4,3 процента и ниже, чем по Северо-Западному федеральному округу, на 0,2 процента.
Таким образом, в Архангельской области за последние три года на фоне сокращения доли продаж на розничных рынках и ярмарках и, соответственно, уменьшения объемов рыночных продаж наблюдался рост удельного веса оборота розничной торговли торговых организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка.
Доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли в Архангельской области в 2018 и 2019 годах составила 25,4 процента, в 2020 году - 32,7 процента, что ниже общероссийских показателей.
Доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли в Северо-Западном федеральном округе в 2018 году составила 47,2 процента, в 2019 году - 48,2 процента, в 2020 году - 52 процента.
Доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли в Российской Федерации в 2018 году составила 32,7 процента, в 2019 году - 34,2 процента, в 2020 году - 38,5 процента.
Таблица N 6
Доля
оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли по Архангельской области (за исключением Ненецкого автономного округа), Северо-Западному федеральному округу, Российской Федерации
Наименование административно-территориальной единицы |
2018 год (процентов) |
2019 год (процентов) |
2020 год (процентов) |
Северо-Западный федеральный округ |
47,2 |
48,2 |
52 |
в том числе: | |||
Республика Карелия |
43,4 |
43,4 |
47,6 |
Республика Коми |
37,2 |
40,1 |
44,4 |
Архангельская область (кроме Ненецкого автономного округа) |
25,4 |
25,4 |
32,7 |
Вологодская область |
33,8 |
34,1 |
37 |
Калининградская область |
43,2 |
45,6 |
47 |
Ленинградская область |
51,2 |
52,3 |
58,5 |
Мурманская область |
31,5 |
31,7 |
46,5 |
Новгородская область |
38,5 |
38,4 |
43,3 |
Псковская область |
39 |
38,9 |
42,2 |
Город Санкт-Петербург |
57,1 |
57,6 |
59,6 |
Российская Федерация |
32,7 |
34,2 |
38,5 |
Таблица N 7
Структура
оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, непродовольственными товарами по Архангельской области (за исключением Ненецкого автономного округа), в общем обороте розничной торговли
Годы |
Пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия (процентов) |
Непродовольственные товары (процентов) |
2018 |
52,0 |
48,0 |
2019 |
52,5 |
47,5 |
2020 |
55,3 |
44,7 |
В 2020 году в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 55,3 процента, непродовольственных товаров - 44,7 процента (2019 год - 52,5 процента и 47,5 процента, 2018 год - 52,0 процента и 48,0 процента соответственно).
Долю оборота непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота можно рассматривать как один из показателей качества жизни населения. В 2018 и 2019 годах этот показатель составлял менее 47,5 и 48,0 процента соответственно. Однако по итогам 2020 года он составил 44,7 процента, так как более динамично развивалась продажа продовольственных товаров, что составило 55,3 процента в общем объеме товарооборота.
В 2020 году в Архангельской области оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями составил - 142 962,5 млн. рублей, в 2019 году - 138 072,3 млн. рубле, в 2018 году - 132 574,5 млн. рублей.
В общем объеме продаж основных продуктов питания наибольший удельный вес в 2020 году приходился на мясо, включая мясо птицы, продукты и консервы из мяса (19,2 процента), свежие картофель, овощи и фрукты (13,2 процента), сахар и кондитерские изделия (43,1 процента).
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в Северо-Западном федеральном округе в 2020 году составил 1 534 135,7 млн. рублей, в 2019 году - 1 434 602,5 млн. рублей, в 2018 году - 1 350 604,2 млн. рублей.
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в Российской Федерации в 2020 году составил 16 587 173,1 млн. рублей, в 2019 году - 16 120 770,5 млн. рублей, в 2018 году - 15 055 431,1 млн. рублей.
Таблица N 8
Оборот
розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по Архангельской области (за исключением Ненецкого автономного округа), Северо-Западному федеральному округу, Российской Федерации
Наименование административно-территориальной единицы |
2018 год (млн. рублей) |
2019 год (млн. рублей) |
2020 год (млн. рублей) |
Северо-Западный федеральный округ |
1350604,2 |
1434602,5 |
1534135,7 |
в том числе: | |||
Республика Карелия |
66500,1 |
71009,1 |
77085 |
Республика Коми |
75892,3 |
79725,5 |
81557,4 |
Архангельская область (кроме Ненецкого автономного округа) |
132574,5 |
138072,3 |
142962,5 |
Вологодская область |
105978,8 |
111171,8 |
117648,5 |
Калининградская область |
82397,1 |
88407,7 |
92662,1 |
Ленинградская область |
194032,9 |
200262,3 |
226394,2 |
Мурманская область |
100081 |
107013,4 |
108396,5 |
Новгородская область |
55307,5 |
59281,4 |
62136,5 |
Псковская область |
55452,6 |
59017,1 |
60786,4 |
Город Санкт-Петербург |
476073,6 |
514281,6 |
558009,2 |
Российская Федерация |
15055431,1 |
16120770,5 |
16587173,1 |
Доля оборота розничной торговли непродовольственными товарами в общем объеме товарооборота можно рассматривать как один из показателей качества жизни населения.
В 2020 году в Архангельской области оборот розничной торговли непродовольственными товарами составил 128 959,2 млн. рублей, в 2019 году - 125 223,5 млн. рублей, в 2018 году - 121 641,4 млн. рублей.
В общем объеме продаж непродовольственных товаров наибольший удельный вес составили: бензин автомобильный (32,4 процента), персональные электронные вычислительные машины (29,5 процента), медицинские изделия и лекарственные препараты и сопутствующие товары (8,5 процента), мужская, женская и детская одежда (13,1 процента).
Оборот розничной торговли непродовольственными товарами в Северо-Западном федеральном округе в 2020 году составил 1 884 577,2 млн. рублей, в 2019 году - 1 867 390,6 млн. рублей, в 2018 году - 1761415,0 млн. рублей.
Оборот розничной торговли непродовольственными товарами в Российской Федерации в 2020 году составил 17 286 487,1 млн. рублей, в 2019 году - 17 503 532,8 млн. рублей, в 2018 году - 16 523 940,7 млн. рублей.
Таблица N 9
Оборот
розничной торговли непродовольственными товарами по Архангельской области (за исключением Ненецкого автономного округа), Северо-Западному федеральному округу, Российской Федерации
Наименование административно-территориальной единицы |
2018 год (млн. рублей) |
2019 год (млн. рублей) |
2020 год (млн. рублей) |
Северо-Западный федеральный округ |
1761415 |
1867390,6 |
1884577,2 |
в том числе: | |||
Республика Карелия |
55314 |
58112,5 |
61477,2 |
Республика Коми |
78679,1 |
82532,3 |
83217,6 |
Архангельская область (кроме Ненецкого автономного округа) |
121641,4 |
125223,5 |
128959,2 |
Вологодская область |
80501,3 |
86924,7 |
93760,4 |
Калининградская область |
87 798,7 |
92 863,4 |
93 477,8 |
Ленинградская область |
211 459,1 |
238 598 |
255 317,5 |
Мурманская область |
69 595,6 |
71 984,6 |
70 611,8 |
Новгородская область |
60 020,5 |
61 231,9 |
59 458,6 |
Псковская область |
56 687,9 |
61 894,8 |
64 420,6 |
Город Санкт-Петербург |
936 332,4 |
984 554,1 |
970 364,4 |
Российская Федерация |
16523940,7 |
17503532,8 |
17286487,1 |
Рост потребительского спроса на непродовольственные товары происходит за счет приобретения населением товаров длительного пользования (легковые автомобили, бытовая техника, другое).
Таким образом, объем розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями составил 143 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 1 процент больше, чем в 2019 году. Объем розничной торговли непродовольственными товарами составил 129 млрд. рублей, что на 1,3 процента меньше к соответствующему периоду предыдущего года.
На увеличение темпов роста оборота розничной торговли оказало влияние изменение потребительского поведения населения, характеризующееся ростом объемов потребительского кредитования.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Архангельской области на 2021-2023 годы оборот розничной торговли (по оценке) в 2021 году составит 273 369,2 млн. рублей, в 2022 году 312 736,1 млн. рублей, в 2023 году 355 380,1 млн. рублей.
На 1 января 2021 года среднесписочная численность работников организаций по виду экономической деятельности "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов" составила 28 487 тыс. человек, что на 2,9 процента меньше к аналогичному периоду прошлого года.
Торговый сектор продолжает занимать значимую роль в экономике Архангельской области, это одна из важных сфер жизнеобеспечения населения, крепкая основа малого и среднего предпринимательства.
Таблица N 10
Среднесписочная численность
работников организаций без внешних совместителей по Архангельской области (за исключением Ненецкого автономного округа)
Вид экономической деятельности |
2018 год (тыс. человек) |
20219 год (тыс. человек) |
2020 год (тыс. человек) |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
31,6 |
29,3 |
28,5 |
Размер среднемесячной начисленной заработной платы работников по Архангельской области (за исключением Ненецкого автономного округа), занятых в организациях по виду экономической деятельности "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов", за 2020 год составил 35 026,4 рубля, что на 9,7 процента выше аналогичного периода прошлого года и на 17,9 процента выше, чем в 2018 году.
Таблица N 11
Среднемесячная заработная плата
одного работника по Архангельской области (за исключением Ненецкого автономного округа)
Вид экономической деятельности |
2018 год (рублей) |
20219 год (рублей) |
2020 год (рублей) |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
29711,1 |
31935,2 |
35026,4 |
II. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения программным методом
В 2020 году распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) привело к сокращению экономических показателей развития потребительского рынка и сферы услуг на территории Российской Федерации. Ограничительные мероприятия привели к снижению оборота розничной торговли в большинстве регионов Российской Федерации, в том числе в Архангельской области. Спад был обусловлен введением ограничительных мероприятий в отдельных организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также в отношении индивидуальных предпринимателей. С апреля 2020 года в Архангельской области были закрыты торговые центры и предприятия общественного питания.
Росту объемов товарооборота будет способствовать развитие торговой инфраструктуры. Проведенный анализ показывает, что торговая инфраструктура в последние годы претерпела серьезные изменения:
произошло сокращение организованных рынков;
укрупнились розничные торговые предприятия;
обострилась конкуренция между крупными торговыми сетями.
Уровень развития торговой деятельности в Архангельской области неоднороден. В большей степени она развивается в городах Архангельске, Северодвинске, Котласе, Коряжме, Вельске, что объясняется более высокой привлекательностью отрасли ввиду повышенного спроса и платежеспособности населения в сравнении с районными центрами муниципальных образований Архангельской области.
Для привлечения покупателей разрабатываются различные системы скидок, системы накопления бонусов и другое. Для удобства покупателей создаются новые формы оплаты товаров с использованием банковских карт. Новая система бесконтактной оплаты товаров также пользуется огромным спросом у покупателей.
В среднесрочной перспективе позитивное влияние на развитие торговой деятельности будет оказывать укрупнение организаций розничной торговли.
Развитие крупных и средних организаций торговли по-прежнему будет связано с развитием розничных торговых сетей. На сегодняшний день розничные торговые сети демонстрируют более эффективную единую закупочную политику, имеют возможность строить собственные распределительные центры, использовать современное программное обеспечение, улучшая систему учета товарных и финансовых потоков, способствуют привлечению инвестиций и сами являются важными инвесторами в экономику Российской Федерации и Архангельской области в частности.
В организациях розничных торговых сетей, которые предлагают своим покупателям широкий ассортимент товаров и являются крупными налогоплательщиками, создаются новые рабочие места.
В рамках решения задачи по стимулированию деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и организации их взаимодействия с хозяйствующими субъектами Российской Федерации, осуществляющими производство (поставки) товаров, на территории Архангельской области необходимо проведение торгово-закупочных сессий с участием представителей торговых сетей Архангельской области, сельскохозяйственных товаропроизводителей и производителей товаров в целях организации их взаимодействия и разъяснения проблемных вопросов.
Рост розничных цен в 2021 году привел к значительным изменениям в потребительских предпочтениях. Новая модель поведения на торговом рынке характеризуется увеличением объема продаж на торговых предприятиях экономкласса и его уменьшением в более дорогих сегментах торговли.
Наблюдается процесс переориентации покупателей на дискаунтеры (тип магазина с широким ассортиментом товаров по ценам ниже средних рыночных), снижается поток покупателей в супермаркетах, сокращается потребление соков, напитков, кондитерских изделий, сыров, мяса, некоторых видов молочных продуктов наименее обеспеченными слоями населения, снижается спрос на товары длительного пользования.
Необходимо отметить, что в настоящее время розничные торговые сети играют важную роль в экономике Архангельской области, способствуют стимулированию потребительского спроса и повышению его качественного уровня.
Сегодня в непростой ситуации необходимо формировать новые подходы к решению социально-экономических задач по обеспечению устойчивого развития экономики, возникающих в условиях ухудшения ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2020 года N 2094 "О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости" (далее - соглашение), а также в целях обеспечения стабилизации цен на сахар-песок и масло подсолнечное, их гарантированного наличия для населения по доступным ценам Правительством Архангельской области проводилась работа по заключению соглашений с хозяйствующими субъектами - производителями и поставщиками продовольственных товаров, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети. Соглашения по сдерживанию цен на сахар-песок и масло подсолнечное заключены с торговыми сетями, организациями несетевой розницы и предприятиями потребительской кооперации Архангельской области.
В целях сбалансирования потребительского рынка Архангельской области, обеспечения стабилизации цен на сахар-песок и масло подсолнечное и их гарантированного наличия для населения установлены повышающие коэффициенты к розничной цене на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденные постановлением Правительства Архангельской области от 22 декабря 2020 года N 931-пп.
Для Верхнетоемского, Ленского, Лешуконского, Мезенского, Пинежского, Приморского, Шенкурского муниципальных районов и территории архипелага Новая Земля принят повышающий коэффициент на сахар-песок 1,6 (цена за 1 кг - не более 73,60 рубля). на масло подсолнечное - 1,4 (цена за литр - не более 154 рублей). Для всех остальных районов и городов Архангельской области на сахар-песок и масло подсолнечное - 1,2 (цена - не выше 55,2 рубля и 132,0 рубля соответственно).
Во исполнение пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", на основании постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года N 291 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года N 754", областного закона от 29 октября 2010 года N 212-16-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере регулирования торговой деятельности, защиты прав потребителей и средств индивидуализации товаров" утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а именно:
нормативы минимальной обеспеченности населения Архангельской области, населения городских округов и муниципальных районов Архангельской области площадью стационарных торговых объектов;
нормативы минимальной обеспеченности населения городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений Архангельской области площадью торговых объектов местного значения.
Указанные нормативы определяют нижние (минимальные) пороги обеспеченности населения площадью торговых объектов в Архангельской области.
Анализ и расчет фактической обеспеченности населения площадью торговых объектов показали, что практически все значения утвержденных нормативов достигнуты и превышают минимальный уровень.
В отчетном периоде показатель обеспеченности населения Архангельской области торговыми площадями составил 935 кв. метров на 1 тыс. жителей, что больше норматива на 75,5 процента (норматив в Архангельской области - 533 кв. метра на 1 тыс. человек населения: для продовольственных товаров - 201 кв. метр, непродовольственных товаров - 332 кв. метра).
На территории Архангельской области недостаточно развита инфраструктура торговли формата "розничный рынок". Так, в настоящее время статус розничного рынка имеют всего 3 торговых предприятия (1 сельскохозяйственный в городе Архангельске, 2 универсальных в городах Северодвинске и Котласе). Число розничных рынков на территории Архангельской области сократилось с 20 до 3, и эта тенденция снижения количества отмечается во всех субъектах Российской Федерации, так как в связи с вступлением в силу с 1 января 2013 года положений статьи Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" регламентирована организация деятельности по продаже товаров на рынках исключительно в капитальных зданиях, строениях, сооружениях, произошло введение избыточных административных и иных ограничений, предъявляемых к организации и деятельности розничных рынков.
Одним из направлений работы Правительства Архангельской области является поддержка товаропроизводителей Архангельской области, в первую очередь производителей социально необходимых продуктов питания. В связи с этим поиск устойчивого рынка сбыта как на территории Архангельской области, так и за ее пределами становится приоритетным методом поддержки. Рост роли торговых сетей вынуждает производителей Архангельской области подстраиваться под определенные условия сотрудничества, однако этот процесс необходим для соблюдения требований к качеству производимой продукции и условий ее доставки.
Крупные товаропроизводители Архангельской области имеют более 111 торговых павильонов и 41 место для размещения специализированного автотранспорта, в которых реализуется продукция собственного производства.
В целях активизации работы по организации сбыта сельскохозяйственной продукции с фермерских и личных подсобных хозяйств на территориях городских округов и муниципальных районов Архангельской области:
обустроены специально оборудованные торговые места для ежедневной сезонной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе в сельских населенных пунктах;
обустроены площадки для мини-рынков, в том числе в сельских населенных пунктах;
выделены площадки для осуществления торговли с автомобилей и автолавок в местах с наибольшим покупательским трафиком, в том числе вблизи торговых центров, магазинов розничных торговых сетей, в шаговой доступности от покупателей.
Важной задачей для создания комфортной потребительской среды является появление в Архангельской области полноценной, стабильной, не ограниченной административными барьерами, нестационарной и мобильной торговли. Для удаленных и малонаселенных пунктов в Архангельской области мобильная торговля - один из немногих, а порой и единственный способ снабжения жителей товарами.
При отсутствии системных нарушений правил торговой деятельности и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес". Требуются упрощение и сокращение сроков процедуры размещения новых торговых объектов для удовлетворения потребностей как населения в услугах торговли, так и хозяйствующих субъектов, желающих открывать новый торговый бизнес либо расширять существующий.
В настоящее время отдаленные и труднодоступные территории Архангельской области зачастую характеризуются дефицитом или даже полным отсутствием торговых площадей. В связи с этим, указанные нормативы для муниципальных образований Архангельской области учитываются в документах территориального планирования, генеральных планах, муниципальных региональных программах развития торговли, а также при разработке схем размещения нестационарных торговых объектов, планов организации розничных рынков, ярмарок и иных форм розничной торговли на территориях муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области.
Необходимо возрождение и развитие стрит-ритейла в Архангельской области. Торговая улица (торговый коридор) - городская улица, на которой по обеим ее сторонам расположены объекты стрит-ритейла - магазины, кафе, рестораны, образующие непрерывный ряд оформленных витрин, позволяющий покупателю, прогуливающемуся по улице, заходить в соответствующие магазины или объекты общественного питания.
В настоящее время стрит-ритейл и торговые улицы как формат торговли практически отсутствуют в городах Архангельской области, в особенности в их периферийных зонах.
В Архангельской области сохранена система потребительской кооперации. На сегодняшний день система потребительской кооперации Архангельской области состоит из 97 юридических лиц.
За 2020 год совокупный объем деятельности Союза потребительских обществ Архангельской области составил 5136 млрд. рублей, что соответствует уровню прошлого года. На замедление темпов роста существенно повлиял период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в связи с чем организации потребительской кооперации Архангельской области осуществляли деятельность в режиме ограниченного функционирования. В этот период была практически остановлена деятельность предприятий общественного питания, не работали торговые центры и магазины по продаже непродовольственных товаров.
Несмотря на это оборот розничной торговли составил 3,7 млрд. рублей. В то же время оборот розничной торговли в сельской местности снизился на 13 процентов к 2019 году и составил 2856,9 млн. рублей. В целях развития сельских территорий Архангельской области и реализации стратегии социально-экономического развития Архангельской области 1 июня 2017 года подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации, Правительством Архангельской области и Союзом потребительских обществ Архангельской области.
В целях поддержки муниципальных образований Архангельской области в части выполнения требований федерального законодательства по обеспечению населения услугами торговой деятельности, учитывая необходимость сохранения магазинов и выездной торговли, особенно в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах Архангельской области, предприятиям потребительской кооперации предоставляются субсидии в рамках реализации областного закона от 24 сентября 2010 года N 203-15-ОЗ "О предоставлении из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных районов Архангельской области на софинансирование расходов по созданию условий для обеспечения поселений услугами торговли, бюджетам муниципальных округов Архангельской области на софинансирование расходов по созданию условий для обеспечения жителей муниципальных округов Архангельской области услугами торговли и бюджетам городских округов Архангельской области на софинансирование расходов по созданию условий для обеспечения жителей городских округов Архангельской области услугами торговли".
Согласно областному закону софинансируется часть затрат по доставке товаров первой необходимости в труднодоступные местности.
Предоставление субсидий местным бюджетам осуществляется главным распорядителем средств на основании соглашений о взаимодействии по предоставлению и расходованию межбюджетных субсидий между министерством и органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области в пределах средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период.
Благодаря предоставлению субсидий на поставку товаров в труднодоступные населенные пункты, хозяйствующими субъектами в Архангельской области обслуживается более 200 населенных пунктов, в которых проживает порядка 7 тыс. жителей Архангельской области Данную поддержку получают 12 организаций потребительской кооперации. В 2020 году организациями потребительской кооперации получена субсидия в сумме 3584 тыс. рублей.
Также к обозначенным проблемам, требующим системного решения программным методом в ближайшей и среднесрочной перспективе, в сфере торговли можно отнести:
несовершенство правового регулирования в сфере торговли;
недостаточный уровень развития современной инфраструктуры розничной торговли и территориальной доступности торговых объектов для населения;
недостаточную ценовую доступность товаров для населения Архангельской области;
недостаточный уровень обеспечения качества и безопасности потребительских товаров;
низкую деловую активность хозяйствующих субъектов;
недостаточный уровень развития сельской торговли;
недостаточное информационное обеспечение торговли;
нерешенный вопрос занятости и кадрового обеспечения отрасли.
Мероприятия региональной программы направлены на обеспечение более устойчивых темпов роста розничного товарооборота.
Проблемы развития торговой деятельности требуют комплексного подхода к их решению в рамках региональной программы.
III. Цели и задачи региональной программы
Социально-экономическое развитие Архангельской области направлено на максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли (доступность, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг) путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки), развитие многоформатной инфраструктуры торговли, в том числе ярмарочной, мобильной и нестационарной торговли, несетевого малого торгового бизнеса, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации.
Система мероприятий региональной программы разработана на основе анализа современного состояния торговли, выявленных проблем и перспективных направлений развития и согласуется с федеральными законами от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) и от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Задача 1. Создание организационно-правовых условий для обеспечения населения Архангельской области товарами и повышения конкуренции в сфере торговой деятельности
В целях совершенствования правового регулирования в сфере торговой деятельности и приведения нормативных правовых актов в соответствие с законодательством Российской Федерации в рамках задачи 1 необходимы:
систематизация нормативных правовых актов Архангельской области, регулирующих отношения в области торговой деятельности (определение актуальности нормативных правовых актов Архангельской области, их норм и положений, выявление дублирования правового регулирования);
исключение двойственного толкования положений отдельных нормативных правовых актов Архангельской области, регулирующих деятельность торговых организаций;
исключение избыточного регулирования, повышающего уровень отраслевых издержек, снижающего инвестиционную привлекательность отрасли, создающего почву для административных барьеров;
подготовка предложений по внесению необходимых изменений в нормативные правовые акты Архангельской области (в том числе в части признания утратившими силу) на основе результатов проведенной работы.
Решение поставленной задачи будет достигнуто посредством проведения мониторинга нормативных правовых актов в сфере торговой деятельности, опубликования результатов его проведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также разработки предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Архангельской области в сфере торговой деятельности (по мере необходимости).
В целях оказания консультативной и методологической помощи субъектам потребительского рынка по вопросам торговой деятельности АНО "Агентство регионального развития" создана многофункциональная система по предоставлению поддержки потенциальным и действующим предпринимателям Архангельской области и инвесторам по принципу "единого окна". АНО "Агентство регионального развития" предоставляет более 300 бесплатных услуг для стартапов и субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рамках поставленной задачи посредством проведения еженедельного мониторинга розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров, опубликования результатов его проведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" достигается:
повышение экономической доступности товаров для населения;
обеспечение своевременного выявления необоснованного роста цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости;
выявление причин указанного роста;
информирование населения о фактическом уровне цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости;
принятие мер по стабилизации цен.
Задача 2. Создание на территории Архангельской области современной торговой инфраструктуры
В рамках задачи 2 предполагаются проведение семинаров-совещаний и торгово-закупочных сессий с участием сельскохозяйственных товаропроизводителей, производителей товаров Архангельской области и представителей торговых сетей Архангельской области в целях организации их взаимодействия и разъяснения проблемных вопросов, а также организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок и иных мероприятий организационного характера, содействие выставочно-ярмарочной деятельности, развитие нестационарных торговых объектов в целях развития каналов прямой доставки продукции потребителю, обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров.
Размещение сети нестационарных торговых объектов на территории Архангельской области характеризуется неравномерностью как по городам, так и по районам Архангельской области. Их недостаток особенно проявляется в отдаленных или труднодоступных населенных пунктах Архангельской области, где население испытывает наибольшую потребность в развитии нестационарных торговых объектов.
Решение поставленной задачи будет достигнуто посредством опубликования утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области, вносимых в них изменений на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В рамках задачи 2 оказывается содействие в достижении доступности объектов торговой инфраструктуры для маломобильных групп населения.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Архангельской области", утвержденным распоряжением Правительства Архангельской области от 13 октября 2015 года N 317-рп, предприятия потребительского рынка, организации по предоставлению государственных и муниципальных услуг, организации делового, административного и финансового назначения создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к своим объектам и учреждениям, а именно через устройство съездов пандусов с тротуаров на проезд и организацию стояночных мест для транспорта инвалидов.
Ожидаемый результат реализации данного мероприятия - увеличение доли объектов потребительского рынка, отвечающих требованиям доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 40 процентов к 2024 году, а также повышение условий доступности торговых объектов.
В целях дополнительного стимулирования торговых организаций в Архангельской области к повышению качества и конкурентоспособности продукции и услуг министерством осуществляется организация проведения регионального этапа Всероссийского конкурса "100 лучших товаров России".
Комплексная реализация мероприятий региональной программы позволит обеспечить благоприятные условия для развития торговой деятельности на территории Архангельской области.
Задача 3. Повышение уровня кадрового обеспечения торговой сферы
На территории Архангельской области зарегистрировано более 11 тыс. организаций всех форм собственности. Среди организаций потребительского рынка 90,1 процента имеют частную форму собственности, 1 процент - государственную, 8,75 процента - смешанную.
Рынок труда Архангельской области весьма разнообразен. На сегодняшний день в большей степени организациям потребительского рынка необходимы специалисты обслуживающего персонала, тогда как выпускники специализированных учебных заведений ориентированы на административно-хозяйственную работу. В связи с этим перед выпускающимися из колледжей и техникумов специалистами может встать вопрос трудоустройства и, как следствие, поиск работы в других отраслях деятельности. В связи с этим необходимо проведение ряда деловых и профориентационных мероприятий, направленных на совершенствование системы подготовки кадров (круглые столы, рабочие встречи, панельные дискуссии).
В рамках решения поставленной задачи региональной программой предусмотрены мероприятия по организации обучающих семинаров для специалистов сферы потребительского рынка. Ожидаемый результат реализации мероприятия - приобретение новых практических навыков и знаний в области торговой деятельности, внедрение образовательных программ по инновационному предпринимательству среди молодежи, а также привлечение и увеличение трудового потенциала в торговой отрасли, повышение эффективности его использования.
IV. Оценка результатов реализации региональной программы
Реализация мероприятий региональной программы будет способствовать развитию торговой деятельности на территории Архангельской области, созданию условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на разнообразные качественные товары и услуги, формированию эффективной товаропроводящей системы и обеспечит достижение положительных результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность.
Оценка результатов реализации осуществляется на основании показателей, позволяющих определить качество выполнения мероприятий, степень решения задач и достижения целей.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 381-ФЗ определены следующие основные показатели, характеризующие ожидаемые результаты реализации региональной программы:
формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения;
достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Архангельской области площадью стационарных торговых объектов;
повышение доступности товаров для населения;
создание условий для увеличения спроса на товары российских производителей.
Перечень основных показателей региональной программы дополнен следующими показателями:
оборот розничной торговли;
темп роста оборота розничной торговли;
количество стационарных торговых объектов на территории Архангельской области;
доля проведенных сельскохозяйственных ярмарок в общем количестве ярмарок на территории Архангельской области;
доля торговых мест на рынках, предоставленных товаропроизводителям Архангельской области, от общего количества торговых мест;
количество мероприятий, направленных на развитие торговли и повышение квалификации специалистов в Архангельской области;
доля объектов потребительского рынка, отвечающих требованиям доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Основные показатели имеют следующие алгоритмы их формирования:
показатель "Формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения (количество торговых объектов различных форматов)" определяется на основе данных государственного статистического наблюдения по значению составляющих его дополнительных показателей (оборот розничной торговли, темп роста оборота розничной торговли, количество стационарных торговых объектов на территории Архангельской области);
показатель "Достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов" - недопущение снижения показателя норматива минимальной обеспеченности населения Архангельской области площадью стационарных торговых объектов - 533,0 м 2 на 1000 человек. Конечным результатом реализации мероприятия будет не только недопущение снижения показателя норматива минимальной обеспеченности населения Архангельской области площадью стационарных торговых объектов, но и обеспечение информированности о реальной обеспеченности населения Архангельской области площадью стационарных торговых объектов, а также отслеживание текущей ситуации с целью предупреждения снижения показателя;
показатель "Повышение доступности товаров для населения" определяется на основе мониторинга министерства по значению двух его составляющих показателей:
доля проведенных сельскохозяйственных ярмарок в общем количестве ярмарок на территории Архангельской области;
количество торговых мест на рынках и ярмарках, предоставленных товаропроизводителям Архангельской области;
показатель "Создание условий для увеличения спроса на товары российских производителей" определяется на основе данных министерства образования Архангельской области и министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области по значению двух его составляющих показателей:
количество мероприятий, направленных на развитие торговли и повышения квалификации специалистов в Архангельской области;
доля объектов потребительского рынка, отвечающих требованиям доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Показатели региональной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлены в приложении N 1 к региональной программе.
V. Перечень программных мероприятий
Региональная программа носит информационно-аналитический характер.
Мероприятия, направленные на комплексное решение задач, указанных в разделе III региональной программы, реализуются в соответствии с перечнем мероприятий региональной программы (приложение N 2 к региональной программе).
VI. Система управления и контроля за реализацией региональной программы
Управление и контроль за реализацией региональной программы осуществляет ответственный исполнитель региональной программы.
Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области ежегодно (по итогам года), до 15 апреля текущего финансового года, формирует сводный отчет о результатах реализации мероприятий региональной программы и вносит на рассмотрение Правительства Архангельской области проект распоряжения Правительства Архангельской области.
Публичность (открытость) информации о ходе реализации региональной программы обеспечивается размещением годовых отчетов на официальном сайте министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к региональной программе Архангельской
области "Развитие торговли в Архангельской
области на 2022-2024 годы"
Показатели
региональной программы Архангельской области "Развитие торговли в Архангельской области на 2022-2024 годы"
N п/п |
Наименование показателя |
Исполнитель |
Единица измерения |
Значение показателя |
||||
базовый |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1. Формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения | ||||||||
1.1. |
Оборот розничной торговли |
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области |
млрд. рублей |
272,0 |
314,7 |
338,6 |
365,6 |
|
1.2. |
Темп роста оборота розничной торговли |
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области |
процентов |
99,4 |
102,2 |
102,2 |
102,3 |
|
1.3. |
Количество стационарных торговых объектов на территории Архангельской области |
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (по согласованию) |
единиц |
6991 |
6997 |
6998 |
6999 |
|
2. Достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов | ||||||||
2.1. |
Обеспеченность населения площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек в соответствии с нормативом) |
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области |
м 2 |
935 |
940 |
945 |
950 |
|
3. Повышение доступности товаров для населения | ||||||||
3.1. |
Доля проведенных сельскохозяйственных ярмарок в общем количестве ярмарок на территории Архангельской области |
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области |
процентов |
70 |
71 |
72 |
73 |
|
3.2. |
Доля торговых мест на рынках, предоставленных товаропроизводителям Архангельской области, от общего количества торговых мест |
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области |
процентов |
50 |
51 |
52 |
53 |
|
4. Создание условий для увеличения спроса на товары российских производителей. | ||||||||
4.1. |
Количество мероприятий, направленных на развитие торговли и повышение квалификации специалистов в Архангельской области |
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, министерство образования Архангельской области |
единиц |
3 |
4 |
4 |
4 |
|
4.2. |
Доля объектов потребительского рынка, отвечающих требованиям доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения |
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области |
процентов |
32 |
36 |
38 |
40 |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к региональной программе Архангельской
области "Развитие торговли в Архангельской
области на 2022-2024 годы"
Перечень
мероприятий региональной программы Архангельской области "Развитие торговли в Архангельской области на 2022-2024 годы"
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Показатель результата реализации мероприятия |
1 |
3 |
3 |
Задача 1. Создание организационно-правовых условий для обеспечения населения Архангельской области товарами и повышения конкуренции в сфере торговой деятельности | ||
1.1. Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере торговой деятельности, внесение необходимых изменений в нормативные правовые акты Архангельской области (по мере необходимости) |
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области |
совершенствование нормативных правовых актов Архангельской области в сфере торговой деятельности |
1.2. Оказание консультативной и методологической помощи хозяйствующим субъектам потребительского рынка Архангельской области по вопросам торговой деятельности |
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (по согласованию), автономная некоммерческая организация Архангельской области "Агентство регионального развития" (по согласованию) |
развитие саморегулирования в торговой деятельности |
1.3. Проведение ежемесячного мониторинга розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров, опубликование результатов его проведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (по согласованию) |
своевременная выработка и реализация мер, способствующих стабилизации ценовой ситуации в Архангельской области |
Задача 2. Создание на территории Архангельской области современной торговой инфраструктуры | ||
2.1. Проведение семинаров-совещаний, торгово-закупочных сессий с участием сельскохозяйственных товаропроизводителей и производителей товаров и представителей торговых сетей Архангельской области в целях организации их взаимодействия и разъяснения проблемных вопросов |
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (по согласованию), автономная некоммерческая организация Архангельской области "Агентство регионального развития" (по согласованию) |
развитие каналов прямой доставки продукции сельхозяйственных товаропроизводителей Архангельской области потребителю через торговые сети |
2.2. Организация и проведение выставок, ярмарок товаров и услуг с участием товаропроизводителей и субъектов малого и среднего предпринимательства Архангельской области |
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (по согласованию) |
обеспечение доступности розничных цен на социально значимые товары |
2.3. Проведение оценки обеспеченности населения Архангельской области площадью торговых объектов |
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (по согласованию) |
недопущение снижения показателя норматива минимальной обеспеченности населения Архангельской области площадью стационарных торговых объектов |
2.4. Опубликование утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области и вносимых в них изменений на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (по согласованию) |
упорядочение размещения нестационарных торговых объектов на территории городских округов, муниципальных районов и муниципальных округов Архангельской области с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов |
2.5. Содействие доступности объектов торговой инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения |
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (по согласованию), министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области |
увеличение доли доступности торговых объектов для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения |
2.6. Организация проведения регионального этапа Всероссийского конкурса "100 лучших товаров России" |
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области |
обеспечение информирования населения о наличии качественной и безопасной продукции (услуг) производителей на потребительском рынке |
Задача 3. Повышение уровня кадрового обеспечения торговой сферы | ||
3.1. Организация обучающих семинаров для специалистов сферы потребительского рынка |
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, министерство образования Архангельской области, автономная некоммерческая организация Архангельской области "Агентство регионального развития" (по согласованию) |
приобретение новых практических навыков и знаний в области торговой деятельности, внедрение образовательных программ по инновационному предпринимательству среди молодежи, а также привлечение и увеличение трудового потенциала в торговой отрасли, повышение эффективности его использования |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к региональной программе Архангельской
области "Развитие торговли в Архангельской
области на 2022-2024 годы"
ИНФОРМАЦИЯ
о достижении показателей региональной программы Архангельской области "Развитие торговли в Архангельской области на 2022-2024 годы"
по итогам 20__ года
Наименование показателя |
Исполнитель |
Единица измерения |
Значение показателя |
Обоснование отклонения в отчетном году фактического значения показателя от планового значения показателя |
||
плановое, на отчетный год |
фактическое, за отчетный год |
степень достижения планового значения показателя, процентов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(руководитель исполнительного органа государственной власти Архангельской области) |
|
(подпись) |
|
(фамилия, инициалы) |
"___" _____________ 20__ г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Региональная программа носит информационно-аналитический характер и рассчитана на 2022-2024 гг. Среди её основных задач: создание организационно-правовых условий для обеспечения населения товарами и повышения конкуренции в сфере торговой деятельности; создание современной торговой инфраструктуры; повышение уровня кадрового обеспечения торговой сферы.
Реализация программы позволит: обеспечить развитие каналов прямой доставки продукции сельхозтоваропроизводителей региона потребителю через торговые сети; обеспечить доступность розничных цен на социально значимые товары; увеличить до 40% долю объектов потребительского рынка, отвечающих требованиям доступности для инвалидов.
Постановление вступает в силу с 7 декабря 2021 г.
Постановление Правительства Архангельской области от 29 ноября 2021 г. N 666-пп "Об утверждении региональной программы Архангельской области "Развитие торговли в Архангельской области на 2022-2024 годы"
Вступает в силу с 7 декабря 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 декабря 2021 г. N 2900202112070001