Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства области
от 06.12.2021 N 1364
(приложение 1)
Положение
о региональном государственном строительном надзоре (далее - Положение)
24 января, 16 мая 2022 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления на территории Вологодской области регионального государственного строительного надзора (далее - строительный надзор).
1.2. Строительный надзор осуществляется Департаментом строительства области (далее - Департамент).
1.3. Должностными лицами, которые от имени Департамента вправе осуществлять строительный надзор, являются:
начальник Департамента;
начальник управления государственного строительного надзора, заместитель начальника Департамента;
начальник отдела государственного строительного надзора, заместитель начальника управления государственного строительного надзора;
главный консультант отдела государственного строительного надзора;
ведущий консультант отдела государственного строительного надзора;
консультант отдела государственного строительного надзора;
главный специалист отдела государственного строительного надзора.
1.4. К совершению отдельных контрольных (надзорных) действий Департамент в рамках своей компетенции и в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), может привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для совершения указанных действий.
Департаментом в рамках своей компетенции и в порядке, установленном Федеральным законом, к осуществлению экспертизы могут быть привлечены эксперты и (или) экспертные организации.
1.5. Объектами строительного надзора являются:
1) деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - контролируемые лица), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) объекты капитального строительства, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и которые указаны в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.6. Предметом строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является соблюдение требований, установленных частью 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Предметом строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является соблюдение требований, установленных частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.7. Строительный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
1.8. Индивидуальный предприниматель или гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства, их участие в судебном заседании), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Департаментом на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.
1.9. В случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, Департамент не позднее чем за 24 часа до его проведения обязан направить уведомление в саморегулируемую организацию о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении соответствующего контролируемого лица, являющегося ее членом, по электронной почте либо (в случае отсутствия адреса электронной почты) любым иным доступным способом связи в целях обеспечения возможности участия или присутствия представителя саморегулируемой организации при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
1.10. Учет объектов надзора осуществляется Департаментом с использованием государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (далее - ГИС ТОР КНД) в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона, а также ведущегося Департаментом реестра объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении которых Департамент осуществляет строительный надзор (далее - реестр).
1.11. Из числа должностных лиц Департамента, указанных в абзацах четвертом - восьмом пункта 1.3 настоящего Положения, правовым актом Департамента назначаются должностные лица, ответственные за ведение реестра.
1.12. Ведение реестра осуществляется посредством размещения на официальном сайте Департамента в сети "Интернет" следующей информации о строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства :
1) наименование, адрес и этап строительства, реконструкции строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства;
2) реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;
3) полное наименование юридического лица либо фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, являющихся застройщиками;
4) полное наименование юридического лица - технического заказчика (при наличии);
5) полное наименование юридического лица либо фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, осуществляющих строительный контроль на основании договора с застройщиком (техническим заказчиком) (при наличии).
1.13. Объект капитального строительства, при строительстве, реконструкции которого осуществляется строительный надзор, включается в реестр на основании правового акта Департамента в течение 5 рабочих дней со дня поступления в Департамент извещения о начале работ.
1.14. Объект капитального строительства не включается в реестр, а извещение о начале работ и прилагаемые к нему документы подлежат возврату подавшему их лицу, если при приеме извещения о начале работ будет установлено следующее:
1) при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не осуществляется строительный надзор;
2) извещение о начале работ и приложенные к нему документы оформлены с нарушением порядка, установленного частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
3) извещение о начале работ подано ненадлежащим лицом;
4) извещение о начале работ подано без приложения документов, указанных в пунктах 2 - 4 части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.15. Изменения в реестр вносятся в течение 5 рабочих дней со дня поступления в Департамент сведений об изменении информации, указанной в пункте 1.12 настоящего Положения.
1.16. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не осуществляется строительный надзор, такой объект капитального строительства исключается из реестра.
1.17. При осуществлении учета объектов строительного надзора на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержаться в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
1.18. Типовые формы документов, используемых Департаментом при осуществлении строительного надзора, не утвержденные федеральным органом власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, утверждаются правовым актом Департамента.
1.19. Департамент в рамках межведомственного информационного взаимодействия при организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий запрашивает и получает на безвозмездной основе в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 года N 724-р.
1.20. Сведения о проводимых Департаментом при осуществлении строительного надзора профилактических мероприятий, указанных в пунктах 4 и 7 части 1 статьи 45 Федерального закона, и контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в части 2 статьи 56 Федерального закона, вносятся должностными лицами Департамента, указанными в абзацах четвертом - восьмом пункта 1.3 настоящего Положения, в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
1.21. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается.
1.22. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами Департамента и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется с учетом положений статьи 21 и части 9 статьи 98 Федерального закона.
2. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законным ценностям
2.1. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) разрабатывается и утверждается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на официальном сайте Департамента в сети "Интернет".
2.2. При осуществлении строительного надзора Департаментом проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
2.3. Профилактические мероприятия проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
2.4. Департаментом осуществляется информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона.
Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Департамента в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Департамент размещает и поддерживает в актуальном состоянии на официальном сайте сведения, указанные в части 3 статьи 46 Федерального закона.
2.5. Департаментом осуществляется обобщение правоприменительной практики в соответствии со статьей 47 Федерального закона.
Департамент ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, по итогам обобщения правоприменительной практики готовит доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Департамента (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте Департамента в сети "Интернет" не позднее 3 рабочих дней со дня его утверждения приказом Департамента.
Департамент в соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики.
2.6. Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) осуществляется Департаментом в соответствии со статьей 49 Федерального закона. Форма предостережения определена приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 года N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
2.6.1. Решение об объявлении предостережения принимает начальник Департамента, начальник управления государственного строительного надзора, заместитель начальника Департамента на основании мотивированного представления должностных лиц Департамента, указанных в пункте 1.3 настоящего Положения.
Департамент осуществляет учет объявленных предостережений в электронной форме с использованием информационной системы, используемой Департаментом.
2.6.2. Предостережение направляется контролируемому лицу в течение 10 рабочих дней с даты получения Департаментом сведений, указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона.
2.6.3. Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования и предусматривающий их нормативный правовой акт, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействия) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований, и не может содержать требование предоставления контролируемым лицом сведений и документов.
2.6.4. Контролируемое лицо вправе не позднее 15 рабочих дней с даты получения предостережения подать в Департамент возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
2.6.5. В возражении указываются:
1) наименование контролируемого лица;
2) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица;
3) дата и номер направленного предостережения;
4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению требований проектной документации, обязательных требований, требований, установленных правовыми актами.
2.6.6. Возражения направляются в Департамент контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением, в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты Департамента, или иными указанными в предостережении способами.
2.6.7. Департамент рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ о результатах рассмотрения возражения.
По результатам рассмотрения возражения оно признается обоснованным или необоснованным.
Возражение признается необоснованным в следующих случаях:
если возражение не соответствует требованиям законодательства, в том числе если это подтверждено вступившим в силу решением суда по вопросам, поставленным в возражении;
если возражение подано после истечения срока подачи, установленного в подпункте 2.6.4 настоящего пункта;
если до принятия решения по результатам рассмотрения возражения от контролируемого лица, подавшего возражение, поступило заявление об отзыве возражения.
Не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем принятия решения, предусмотренного настоящим пунктом, контролируемому лицу, подавшему возражение, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
Должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение возражений, являются начальник Департамента, начальник управления государственного строительного надзора, заместитель начальника Департамента.
2.7. Должностные лица Департамента, указанные в абзацах четвертом - восьмом пункта 1.3 настоящего Положения, по обращению контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование в порядке, предусмотренном статьей 50 Федерального закона.
2.7.1. Консультирование осуществляется должностными лицами Департамента, указанными в абзацах четвертом - восьмом пункта 1.3 настоящего Положения, по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Время консультирования по телефону, посредством видеоконференцсвязи, а также на личном приеме одного контролируемого лица не может превышать 10 минут.
2.7.2. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
1) по вопросам, связанным с организацией и осуществлением строительного надзора;
2) по вопросам, связанным с порядком обжалования действий (бездействия) должностных лиц.
2.7.3. В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Департамента в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного начальником Департамента, начальником управления государственного строительного надзора, заместителем начальника Департамента.
2.7.4. Департамент осуществляет также консультирование в письменной форме по вопросам, указанным в подпункте 2.7.2 настоящего пункта, в случае получения соответствующего запроса контролируемого лица о предоставлении письменного ответа в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
2.7.5. Департамент осуществляет учет консультирований путем ведения журнала учета консультирования.
2.8. Должностные лица Департамента, указанные в абзацах четвертом - восьмом пункта 1.3 настоящего Положения, проводят профилактический визит в порядке, предусмотренном статьей 52 Федерального закона.
2.8.1. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи.
2.8.2. Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц в течение 3 месяцев со дня поступления в орган государственного строительного надзора от контролируемого лица извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - извещение о начале работ).
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Департамент не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
2.8.3. Профилактический визит проводится Департаментом в следующем порядке:
1) начальником управления, заместителем начальника Департамента принимается решение о проведении профилактического визита в отношении контролируемого лица в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица или путем использования видеоконференцсвязи, определяются дата, время и должностные лица Департамента, уполномоченные на его проведение;
2) контролируемое лицо уведомляется о проведении профилактического визита любым доступным способом, позволяющим проконтролировать получение уведомления, не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения профилактического визита;
3) в день проведения профилактического визита должностные лица Департамента осуществляют выезд к контролируемому лицу либо взаимодействие с контролируемым лицом с использованием видеоконференцсвязи. Порядок и способ организации видеоконференцсвязи указывается в уведомлении о проведении профилактического визита.
Срок проведения обязательного профилактического визита не должен превышать 1 рабочий день.
2.8.4. По результатам проведенного профилактического визита уполномоченное на его проведение должностное лицо Департамента составляет и подписывает справку о результатах профилактического визита.
3. Осуществление контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации
3.1. Строительный надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проводится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона.
3.2. Должностные лица, ответственные за осуществление строительного надзора на конкретном объекте капитального строительства (далее - ответственное должностное лицо), назначаются начальником Департамента (заместителем начальника Департамента) в течение 5 рабочих дней после получения извещения о начале работ, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Извещение о начале работ в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также прилагаемые к нему документы могут быть направлены в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ФГИС ЕПГУ).
3.3. Ответственное должностное лицо формирует надзорное дело применительно к каждому объекту капитального строительства (отдельному этапу строительства), при строительстве, реконструкции которого осуществляется строительный надзор.
3.4. В соответствии с частью 14 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении строительного надзора проводятся на основании программы проверок.
Программа проверок формируется не позднее чем через 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ на весь срок строительства, реконструкции объекта капитального строительства и содержит перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается информация, предусмотренная пунктами 1 - 3 части 14 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Формирование программы проверок обеспечивается ответственным должностным лицом, которое вносит изменения в программу проверок в течение 7 рабочих дней со дня получения от контролируемого лица:
1) изменений, внесенных в проектную документацию (в том числе изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации), направленных в Департамент в соответствии с частью 5.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в случае если такие изменения влекут за собой изменение состава событий, наступление которых является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, и (или) сроков наступления таких событий);
2) извещения об изменении сроков наступления события, которое является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Программа проверок формируется в электронном виде, утверждается начальником Департамента, начальником управления государственного строительного надзора, заместителем начальника Департамента и не позднее чем через 3 рабочих дня со дня утверждения направляется контролируемому лицу по адресу, указанному в извещении о начале работ, в форме электронного документа, а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона, - на бумажном носителе.
Программа проверок формируется с учетом определенных проектной документацией архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, а также сроков выполнения работ по строительству, реконструкции.
3.5. К событиям, наступление которых является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с программой проверок, относятся:
1) завершение выполнения работ, которые подлежат проверке;
2) завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
3.6. О наступлении события, указанного в подпункте 1 пункта 3.5 настоящего Положения, свидетельствует поступление от контролируемого лица извещения о сроках завершения работ, подлежащих проверке, а в случае непоступления такого извещения - истечение предполагаемого согласно программе проверок срока завершения работ, подлежащих проверке.
3.7. В случае получения Департаментом от контролируемого лица изменений, внесенных в рабочую документацию, являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью проектной документации, Департамент оценивает соответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям измененной рабочей документации в части, в которой такая измененная рабочая документация является частью проектной документации.
3.8. Строительный надзор осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) документарная проверка;
2) выездная проверка.
3.9. При осуществлении строительного надзора могут проводиться предусмотренные статьями 74, 75 Федерального закона контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.
3.10. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся должностными лицами Департамента на основании заданий начальника Департамента (начальника управления государственного строительного надзора, заместителя начальника Департамента), включая задания, содержащиеся в планах работы Департамента, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом.
3.11. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, принимаемого по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона, подписывается начальником Департамента (начальником управления государственного строительного надзора, заместителем начальника Департамента). Форма решения определена приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 года N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
Замена лиц, участвующих в контрольном (надзорном) мероприятии в соответствии с решением, изменение срока (дат начала и окончания) ее проведения, предмета или вида оформляются решением о внесении изменений в решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
3.12. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами Департамента, уполномоченными на проведение таких контрольных (надзорных) мероприятий, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств соблюдения, нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт), протоколам отбора проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы.
3.13. Документарная проверка осуществляется Департаментом в соответствии со статьей 72 Федерального закона.
В ходе документарной проверки должностными лицами Департамента могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
Получение письменных объяснений, истребование документов производятся в порядке, установленном статьями 79, 80 Федерального закона.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включаются период с момента направления Департаментом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Департамент, а также период с момента направления контролируемому лицу информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении строительного надзора, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Департамент.
3.14. Выездная проверка осуществляется Департаментом в соответствии со статьей 73 Федерального закона.
В ходе выездной проверки должностными лицами Департамента могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) отбор проб (образцов);
6) инструментальное обследование;
7) испытание;
8) экспертиза.
Осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза производятся в порядке, установленном статьями 76, 78 - 84 Федерального закона.
3.14.1. Утратил силу с 18 мая 2022 г. - Постановление Правительства Вологодской области от 16 мая 2022 г. N 598
3.14.2. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
3.15. По окончании контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт по форме, определенной приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 года N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в том числе несоответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в акте в соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального закона должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено.
Документы и иные материалы, являющиеся доказательствами нарушений обязательных требований, в том числе несоответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, результатов таких работ требованиям, предусмотренным в пункте 1 части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, должны быть приобщены к акту (далее - приложение к акту).
3.16. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений контролируемым лицом обязательных требований, в том числе несоответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, результатов таких работ требованиям, предусмотренным в пункте 1 части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Департамент в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
1) выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения и доведению до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения;
3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией, принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
4) принять меры по осуществлению контроля над устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.17. Предписание подлежит исполнению контролируемым лицом в установленный в нем срок.
3.18. Акт, предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а также приложенные к акту подготовленные либо полученные в процессе проведения контрольного (надзорного) мероприятия документы (при их наличии) составляются в форме электронного документа и направляются (вручаются) контролируемому лицу посредством электронной почты, информационных систем, указанных в статье 17 Федерального закона (далее - информационные системы), а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона, - на бумажном носителе.
3.19. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано с органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
3.20. В случае если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия является истечение срока исполнения контролируемым лицом предписания, предметом такого контрольного (надзорного) мероприятия является исключительно исполнение выданного Департаментом предписания.
3.21. В случае если по результатам контрольного (надзорного) мероприятия акт подлежит составлению в форме электронного документа и это невозможно осуществить на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия по причине отсутствия доступа к информационным системам, акт составляется не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем окончания контрольного (надзорного) мероприятия.
3.22. Документы, составляемые в рамках осуществления строительного надзора, в том числе при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, документы, их копии, полученные от контролируемого лица и иных источников, в том числе полученные в порядке межведомственного взаимодействия, а также материалы, полученные по итогам рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, подлежат учету и хранятся Департаментом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об архивном деле.
3.23. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства Департаментом проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона (далее - итоговая проверка), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям, указанным в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - заключение о соответствии), либо об отказе в выдаче заключения о соответствии.
3.24. Департамент выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо такие нарушения были устранены до дня окончания итоговой проверки.
3.25. Департамент отказывает в выдаче заключения о соответствии в следующих случаях:
1) при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и такие нарушения не устранены до дня окончания итоговой проверки;
2) при проведении итоговой проверки установлено, что работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме, предусмотренном проектной документацией, не завершены. В таком случае Департамент по согласованию с застройщиком или техническим заказчиком вносит изменение в программу проверок в части срока наступления события, указанного в подпункте 2 пункта 3.5 настоящего Положения.
3.26. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии составляются в форме электронного документа, подписываются должностными лицами Департамента, осуществлявшим итоговую проверку, утверждаются распоряжением Департамента и направляются застройщику или техническому заказчику в течение 5 рабочих дней со дня завершения итоговой проверки посредством электронной почты, информационных систем, а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона, - на бумажном носителе.
3.27. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть обжаловано в судебном порядке.
4. Общие требования к организации и проведению контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации
4.1. Строительный надзор в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проводится при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона. Формирование программы проверок в соответствии с частью 14 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации при этом не осуществляется.
4.2. При получении Департаментом сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, наличие которых является основанием проведения строительного надзора в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона, инспектор последовательно предпринимает действия, предусмотренные статьей 59, частью 3 статьи 58 и статьей 60 Федерального закона.
4.3. Департаментом в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) инспекционный визит;
2) выездная проверка;
3) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
4) выездное обследование.
4.4. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся должностными лицами Департамента на основании заданий начальника Департамента (начальника управления государственного строительного надзора, заместителя начальника Департамента), включая задания, содержащиеся в планах работы Департамента, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом.
4.5. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется Департаментом в соответствии со статьей 74 Федерального закона.
4.6. Выездное обследование осуществляется Департаментом в соответствии со статьей 75 Федерального закона.
4.7. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается начальником Департамента (начальником управления государственного строительного надзора, заместителем начальника Департамента).
4.8. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами Департамента, указанными в пункте 1.3 настоящего Положения, лицами, привлекаемыми к совершению отдельных контрольных (надзорных) действий, для фиксации, доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, а также иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушения обязательных требований, прилагаются к акту, протоколам отбора проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы.
4.9. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт. Акт, а также приложенные к акту подготовленные либо полученные в процессе проведения контрольного (надзорного) мероприятия документы (при их наличии) составляются в форме электронного документа и направляются (вручаются) контролируемому лицу посредством электронной почты, информационных систем, а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона, - на бумажном носителе.
4.10. В случае если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия Департаментом выявлено нарушение обязательных требований, соблюдение которых является предметом строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Департаментом после оформления акта принимаются меры, предусмотренные частью 17 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
5. Обжалование решений, предписаний Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц
5.1. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления строительного надзора, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении надзорных мероприятий;
2) актов надзорных мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц Департамента в рамках надзорных мероприятий.
5.2. Обжалование решений, предписаний Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц в досудебном порядке осуществляется в соответствии со статьями 40, 41 Федерального закона.
5.3. При обжаловании решений, предписаний Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц при осуществлении строительного надзора жалоба рассматривается начальником Департамента.
5.4. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации с учетом особенностей, установленных пунктами 9 - 11 статьи 40 Федерального закона.
Срок рассмотрения жалобы может быть продлен на 20 рабочих дней в случае направления запросов для получения информации, необходимой для рассмотрения жалобы.
При наличии в жалобе ходатайства о приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамент в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
о приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента;
об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента.
Информация о принятом решении направляется контролируемому лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с даты принятия решения.
В случае если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую Федеральным законом тайну, контролируемому лицу, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.