Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение F
(справочное)
Измерения, отчетность и верификация в системе подходов
F.1 Общие положения
Система подходов, предназначенная для всех климатических проектов, должна обладать последовательным и сопоставимым подходом к измерениям, отчетности и верификации.
MRV-система в отношении предотвращения изменения климата должна охватывать область измерений, источник (источники) выбросов парниковых газов и их параметры, целевые показатели выбросов, выбросы других газов (по применимости) и соответствующие точки измерений. Меры по адаптации к изменению климата должны устанавливать цели и области применения, а затем определять соответствующие источники климатических данных и систему показателей.
Назначенный персонал должен определить способы управления измерениями и данными на их основе в отношении обеспечения качества и контроля качества (QA и QC).
Для минимизации неопределенности соответствующих данных и их источников следует использовать калиброванные (поверенные) средства измерений.
Измерения являются рекомендуемым методом выбора или разработки методики. Однако при высоких экономических, социальных или технических ограничениях можно предложить методы расчета и оценки.
Организация может выполнять расчеты по значениям показателей/параметров, принятых по умолчанию, а также коэффициентов выбросов парниковых газов в проектах по предотвращению изменения климата с учетом как экономических ограничений (обусловленных, например, высокой стоимостью средств измерений и затратами на персонал), так и технических (обусловленных, например, дефицитом компетентного персонала или необходимого оборудования). В подобных случаях применяемая формула должна быть четко задокументирована и обоснована с использованием консервативного подхода. Выбор подходящих коэффициентов выбросов парниковых газов обеспечит приемлемое качество окончательных данных о выбросах.
Разработка MRV-системы способна обеспечить экологическую целостность (см. F.2), определение базовой линии (см. F.3), достижение сокращения выбросов парниковых газов в большем числе отраслей экономики (см. F.4), информационную открытость MRV-системы (см. F.5) и предотвращение двойного учета объема сокращения выбросов парниковых газов (см. F.6).
F.2 Экологическая целостность
Для повышения экологической целостности организация должна использовать различные подходы, чему может способствовать выбор соответствующих методик и критериев пригодности.
F.3 Определение базовой линии
Организация должна достигать измеряемых сокращений выбросов парниковых газов и/или эффектов по адаптации к изменению климата по отношению к консервативной базовой линии (точке отсчета), соответствующей отсутствию предлагаемых климатических проектов.
Организация должна принимать во внимание тот факт, что проекты по предотвращению последствий изменения климата характеризуются показателями/параметрами сокращения выбросов парниковых газов или эффективности мер по адаптации к этим последствиям в целевых (под)отраслях (секторах) экономики (экономический рост, экономика с одним источником энергии, энергоемкость, ценовая эластичность, ожидаемые уровни производства).
Существующие и планируемые политики, стратегии и законодательство также должны отражаться и учитываться в базовой линии.
Базовая линия должна адаптироваться к непредвиденным изменениям макроэкономических факторов и реальных уровней бизнес-активности (наблюдаемых ретроспективно) с тем, чтобы сокращение выбросов парниковых газов и/или меры по адаптации к последствиям изменения климата впоследствии не могли бы достигаться за счет снижения уровня бизнес-активности.
F.4 Достижение сокращения выбросов парниковых газов в большем числе отраслей экономики
Переносимые на международный уровень результаты предотвращения последствий изменения климата (например, квоты на выбросы парниковых газов, механизм чистого развития, рынок углеродных единиц) могут стать средством глобального сокращения выбросов парниковых газов (определяемых в чистом выражении). Для стимулирования широкомасштабных, более комплексных климатических проектов, основное внимание в новых подходах должно уделяться деятельности по предотвращению изменения климата в большем числе отраслей экономики, чем предполагается в проектном подходе. Объемы "расширения отраслей экономики" можно определить, как подотрасль или отрасль национальной экономики. При этом, например, можно использовать определение подотрасли и отрасли, принятое Межправительственной комиссией по климатическим изменениям (IPCC) (2006) [14]. Масштабы расширения могут быть на городском (районном), областном или общеэкономическом уровне. Климатические проекты могут сочетаться с такими политиками и мерами, которые каждая из стран посчитает целесообразными.
F.5 Прозрачность
MRV-система должна быть прозрачной и соответствовать объему стратегических мер и климатических проектов, определенных для группы источников выбросов парниковых газов. Например, MRV-систему необходимо создавать на уровне отдельных крупных локальных источников выбросов, таких как промышленные установки или электростанции. Также эта система должна охватывать совокупные выбросы, определенные по результатам исследований и данных, собранных в точках распределения топлива (например, для городского транспорта). После этого выбранная MRV-система может масштабироваться на проекты по предотвращению изменения климата (например, на уровне (под)отрасли, на городском или национальном уровне). MRV-система должна соответствовать национальным MRV-подходам и принципам, а также появляющимся формирующимся международным MRV-принципам, принятым РКИК ООН. MRV-система должна допускать независимую верификацию.
F.6 Предотвращение двойного учета объема сокращений выбросов парниковых газов
Двойной учет может происходить в тех случаях, когда одни и те же единицы сокращения или поглощения выбросов парниковых газов учитываются несколько раз, например, в случае, когда одна электроэнергетическая компания и ее дочерняя компания могут количественно определять и дважды сообщать о выбросах парниковых газов от одного и того же электроэнергетического объекта.
Другой пример: рассматривается автобусный маршрут, начинающийся из города А и с пунктом назначения в городе В. В этом примере двойной учет может происходить в том случае, когда город В учитывает выбросы парниковых газов от транспорта на всех отрезках автобусного маршрута (в пределах этого города), тогда как город А может регистрировать выбросы парникового газа от транспорта на всей протяженности всех маршрутов, берущих начало в этом городе. В приведенном примере наложение административных границ и различные MRV-системы могут приводить к двойному учету выбросов.
В контексте внутренних и/или международных целей обеспечения соответствия, связанных с проведением компенсационных проектов, двойной учет может приводить:
- к двойной регистрации единиц сокращения выбросов в результате одного и того же климатического проекта (например, одной регистрации - на национальном уровне, а другой - на международном уровне); или
- к двойному зачету результатов климатических проектов после их выпуска в обращение (например, двойного или многократного использования одних и тех же результатов климатических проектов в разных углеродных офсетах).
Как следствие, двойной учет выбросов парниковых газов может приводить к их увеличению или уменьшению относительно реального объема. В частности, единицы сокращения выбросов парниковых газов, которые могут передаваться международным покупателям, не следует в таком случае учитывать для достижения национальных экологических целей или выполнения обязательств (например, учтенных в национальных вкладах стороны, предоставляющей единицы сокращения выбросов), поскольку влияние соответствующих проектов может отражаться на инвентаризациях национальных/отраслевых выбросов.
Система подходов поддерживает разработку технических решений, таких как прозрачные принципы учета, которые будет гарантировать отсутствие двойного учета. При этом следует:
- избегать перекрытия (наложения) границ при их задании;
- обеспечивать использование согласованных методик по отношению к однотипным источникам выбросов парниковых газов (как в приведенном выше примере - по отношению к выбросам парниковых газов от транспорта);
- сформировать принцип раскрытия информации о климатических проектах.
Примечание - Цель системы заключается в прозрачной регистрации и управлении климатическими проектами. В тех случаях, когда это допустимо, во избежание возможного двойного учета и/или двойного выпуска углеродных единиц в систему может вводиться этап самодекларирования/аттестации климатических проектов;
- анализировать любую область потенциального перекрытия границ и информировать о возможности возникновения конфликтов.
Климатические проекты с зачетом результатов могут быть достаточно сложными и зависеть от таких факторов, как:
a) границы и темпы экономического/структурного развития целевых секторов (например, уже сформировавшихся районов города по сравнению с городами, претерпевающими ускоренную урбанизацию);
b) взаимодействие на уровне политики и проблемы утечек выбросов (например, введение углеродного налога только в электроэнергетике, что может приводить к увеличению затрат на электроэнергию в таких секторах экономики, как производство стали и алюминия и, соответственно, к переносу деятельности предприятий под другие страны);
c) наличие данных, необходимых для установления показателей результативности, параметров и бенчмарков (для сопоставимости источников выбросов).
Отчетность поддерживает прозрачный и целостный процесс измерения для обеспечения эффекта от климатических проектов. В отчетности должны содержаться сведения:
- цели измерений и уровень намерений;
- объем и охват парниковых и иных газов (по применимости);
- периодичность отчетности (например, ежегодной) и даты начала/завершения представления отчетности;
- консультации с заинтересованными сторонами об их результатах;
- система подходов методик и процесс их разработки;
- планируемые результаты;
- вклад в устойчивое развитие.
Отчетность может передаваться физическому лицу или органу, ответственному за проверку. Такое лицо или орган для согласования совместных проектов может анализировать показатели, относящиеся к области применения, отрасли, методике, а также к технологическим/нетехнологическим инновациям, применяемым для климатических проектов.
Для проверки планируемых результатов климатических проектов организация может принимать во внимание три типа оценки соответствия, например:
- первой стороной: заключение о соответствии, составленное производителем или поставщиком (например, самой организацией, самим сообществом или отраслью экономики);
- второй стороной: заключение о соответствии, составленное в общем порядке пользователем или покупателем;
- третьей стороной: заключение о соответствии, составленное беспристрастной и независимой сторонней организацией.
Заключение третьей стороны повышает доверие заинтересованных сторон к системе подходов и обеспечивает надлежащую обратную связь с ней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.