Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение D
(справочное)
Типовые процедуры ввода в эксплуатацию
D.1 Примеры мероприятий по вводу в эксплуатацию
D.1.1 Пример 1 - Процедура пуска подводной скважины (с типичными параметрами)
Исходное положение: все дистанционно управляемые клапаны закрыты (при использовании устьевой арматуры вертикального типа). Давление в стволе скважины контролируется с помощью системы управления добычей и составляет 17 МПа, давление в линии нагнетания метанола до 7 МПа, давление между главной эксплуатационной задвижкой и дистанционно управляемый скважинный клапан-отсекатель составляет приблизительно 18 МПа, давление в закрытой скважине - 18 МПа; выкидные линии рассчитаны на давление до 18 МПа.
Операции пуска выполняются в следующем порядке:
a) запускается насос нагнетания метанола и устанавливается заданное значение давления 7 МПа. Открывается верхний отсекающий клапан для подачи метанола в линию нагнетания;
b) давление подачи метанола доводится до 18 МПа, чтобы свести к минимуму перепад давления на клапане для дозированного введения метанола;
c) открывается клапан для дозированного введения метанола;
d) давление подачи метанола доводится до 18 МПа, чтобы свести к минимуму перепад давления на главной эксплуатационной задвижке;
e) открывается главная задвижка эксплуатационной линии;
f) давление подачи метанола доводится до 20 МПа для закачки метанола в продуктивный пласт. Проводится текущий контроль восстановления давления в стволе скважины. После стабилизации давления метанол нагнетается в продуктивный пласт через дистанционно управляемый скважинный клапан-отсекатель;
g) открывается дистанционно управляемый скважинный клапан-отсекатель;
h) в скважину нагнетается необходимое количество метанола;
i) проверяется давление в выкидной линии, которое должно составлять 18 МПа для снижения перепада давления на эксплуатационной задвижке отводящей линии;
j) открывается эксплуатационная задвижка на отводящей линии;
k) открываются отсекающие задвижки на платформе;
l) открывается штуцер на платформе. Далее необходимо руководствоваться процедурой "увеличения дебита скважины" путем изменения диаметра штуцера;
m) регулируется расход метанола до эксплуатационного значения;
n) контролируется повышение температуры в скважине;
о) нагнетание метанола останавливается закрытием клапана подачи метанола после того, как температура входящего потока углеводородов на штуцере платформы станет выше температуры образования гидратов.
Процедура должна быть утверждена после успешно проведенных испытаний.
D.1.2 Пример 2 - Порядок испытания на герметичность главной эксплуатационной задвижки
Исходное положение: все дистанционно управляемые клапаны закрыты, нижняя устьевая задвижка открыта. Давление в стволе скважины контролируется системой управления добычей и составляет 17 МПа, давление в линии нагнетания метанола составляет 7 МПа, давление между главной эксплуатационной задвижкой и дистанционно управляемый скважинный клапан-отсекатель составляет приблизительно 10 МПа; давление в закрытой скважине - 18 МПа.
Типовая проверка на герметичность выполняется следующим образом:
a) запускается насос нагнетания метанола и устанавливается заданное значение давления - 7 МПа. Открывается верхний отсекающий клапан для направления метанола в линию;
b) давление подачи метанола доводится до 17 МПа, чтобы свести к минимуму перепад давления на клапане нагнетания метанола;
c) открывается клапан подачи метанола;
d) отключается насос и производится стравливание метанола до достижения давления в линии нагнетания 10 МПа, чтобы свести к минимуму перепад давления на главной эксплуатационной задвижке;
е) открывается главная эксплуатационная задвижка;
f) регулируется давление подачи метанола до 10 МПа и открывается верхний изолирующий вентиль;
g) давление подачи метанола доводится до 20 МПа и осуществляется текущий контроль восстановления давления в стволе скважины. Когда давление установится на отметке 18 МПа, производится нагнетание метанола в продуктивный пласт через дистанционно управляемый скважинный клапан-отсекатель. Нагнетание останавливается при прекращении роста давления;
h) закрывается эксплуатационная задвижка на отводящей линии;
i) уменьшается давление в линии нагнетания метанола до 13 МПа, чтобы получить перепад давления на главной эксплуатационной задвижке до 5 МПа (примерное значение);
j) закрывается клапан подачи метанола и проводится контроль восстановления давления в скважине в течение 4 мин.
D.2 Поверка датчиков, устанавливаемых в затрубном пространстве, в стволе скважины и на забое
Поверку проводят для подтверждения достоверности данных, включая давление в стволе скважины и затрубном пространстве, а также параметров давления/температуры на забое, передаваемых на блок управления подводным оборудованием, установленный на платформе.
Для проведения проверки необходимо контролировать следующие системы:
- подводную устьевую арматуру;
- систему распределения;
- подводный модуль управления;
- гидравлическую силовую установку;
- блок управления подводным оборудованием, установленный на платформе;
- систему нагнетания метанола;
- систему снижения давления в затрубном пространстве.
Испытания считаются пройденными в случае успешного выполнения следующих операций:
- на блоке управления подводным оборудованием, установленном на платформе, получены величины давления в стволе скважины и затрубном пространстве не менее чем при трех уровнях давления (низкое, среднее и высокое), и проведено сравнение полученных значений с расчетными;
- проведено сравнение забойных параметров с проектными значениями.
D.3 Пусковые работы
Пуск СПД можно разделить на следующие этапы:
- испытание на герметичность управляемого с поверхности клапана-отсекателя;
- испытание клапана-отсекателя на соответствие техническим характеристикам;
- пуск скважины.
Эти действия следует выполнять в ходе одной операции.
D.4 Испытание на герметичность и соответствие техническим характеристикам управляемого с поверхности клапана-отсекателя
Данное испытание проводится для подтверждения соответствия объема утечки через клапан-отсекатель расчетным пределам и проверки работоспособности клапана-отсекателя (переход в закрытое/открытое состояние).
Типовая процедура испытания дистанционно управляемого скважинного клапана-отсекателя на герметичность и соответствие техническим характеристикам состоит из следующих действий:
Исходное состояние: закрыты все дистанционно управляемые клапаны. Давление в стволе скважины контролируется с помощью системы управления добычей и составляет 17 МПа, в линии нагнетания метанола создается давление 7 МПа; давление между главной эксплуатационной задвижкой и дистанционно управляемым скважинным клапаном-отсекателем составляет приблизительно 18 МПа.
a) запускается насос нагнетания метанола и устанавливается заданное значение давления - 7 МПа. Открывается верхний отсекающий клапан для направления метанола в линию;
b) давление подачи метанола доводится до 17 МПа, чтобы свести к минимуму перепад давления на клапане подачи метанола;
c) открывается клапан впрыска метанола;
d) давление подачи метанола доводится до 18 МПа, чтобы свести к минимуму перепад давления на главной эксплуатационной задвижке;
e) открывается главная эксплуатационная задвижка;
f) давление подачи метанола доводится до 20 МПа для закачивания метанола в продуктивный пласт. После стабилизации давления в скважине необходимо уменьшить расход метанола до минимума (150 литров/час);
g) открывается клапан-отсекатель (для испытания на соответствие техническим характеристикам). В системе управления добычей проверяется наличие соответствующего сигнала;
h) закрывается клапан-отсекатель (при испытаниях на соответствие техническим характеристикам). В системе управления добычей проверяется наличие соответствующего сигнала;
i) для получения перепада давления на клапане-отсекателе давление в линии нагнетания метанола снижается до 11 МПа. Величина перепада давления может составлять, например, 7 МПа;
j) закрывается клапан подачи метанола и проводится контроль восстановления давления в скважине в течение 30 мин;
k) закрывается главная эксплуатационная задвижка или продолжается процедура пуска.
D.5 Документация
На этапе предварительного и окончательного ввода в эксплуатацию ведется специальный журнал, в который ежедневно следует записывать сведения о проведенных операциях.
Специальные проектные процедуры разрабатывают на ранней стадии реализации проекта (до подписания контракта с подрядчиком). Испытание процессов подключения и заводские испытания должны соответствовать общим процедурам ввода в эксплуатацию. Это позволит обеспечить непрерывность процедур на всех стадиях проекта, а персоналу получить опыт, который будет использован в последующей деятельности. Такая концепция облегчает совершенствование процедур предварительного и окончательного ввода в эксплуатацию на основе опыта заводских и комплексных испытаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.