Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Общие положения
1. Муниципальная программа Сургутского района "Укрепление общественного здоровья на территории Сургутского района" (далее - муниципальная программа) разработана в целях реализации Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.01.2020 N 8 "Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года", закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2012 N 86-оз "О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", решения Думы Сургутского района от 17.12.2018 N 591 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Сургутского района до 2030 года", протокола совместного заседания постоянной комиссии совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и комиссии при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по развитию гражданского общества от 30.03.2021 N 52.
2. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития по направлению реализации муниципальной программы:
Сургутский район - это составная часть Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области Российской Федерации. Общая площадь территории составляет - 105186 кв. км.
Климат Сургутского района резко континентальный, его отличают высокая влажность в весенне-летний и осенний период. Сургутский район приравнен к районам Крайнего Севера.
На территории района находятся 25 населённых пунктов: г. Лянтор, пгт. Белый Яр, пгт. Барсово, пгт. Фёдоровский, п. Солнечный, п. Банный, д. Сайгатина, д. Юган, с. Локосово, д. Верхне-Мысовая, д. Русскинская, с. Сытомино, п. Горный, п. Высокий Мыс, с. Тундрино, д. Лямина, п. Песчаный, п. Нижнесортымский, с. Угут, д. Каюкова, д. Тайлакова, д. Таурова, п. Малоюганский, п. Ульт-Ягун, п. Тром-Аган.
Сургутский район многонационален, на его территории живут и трудятся представители разных национальностей, коренным национальным населением являются ханты, манси и ненцы. На территории района из числа коренных малочисленных народов проживает около 3,6 тыс. человек (2,8% от всего населения района), 2,4 тыс. чел. из которых проживают на территориях традиционного природопользования. По национальному составу 98% - ханты, 1% - ненцы, менее 1% - манси.
Численность постоянного населения Сургутского района на 01 января 2020 года по данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) составила 125 707 чел., на 01 января 2021 года по оценке Росстата - 126 110 чел., это 7,44% постоянного населения округа. Численность городского населения составляет 88 950 человек.
Среднегодовая численность постоянного населения Сургутского района за 2016 - 2020 годы прирастала в среднем на 0,6%. В целом демографическая ситуация в Сургутском районе характеризуется относительной стабильностью. Основным фактором стабильного развития демографического потенциала муниципалитета является положительный естественный прирост.
Таблица 1
Естественное
движение населения Сургутского района человек на 1000 населения, промилле
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||||||
Рождаемость |
Общая смертность |
Естественный прирост |
Рождаемость |
Общая смертность |
Естественный прирост |
Рождаемость |
Общая смертность |
Естественный прирост |
Рождаемость |
Общая смертность |
Естественный прирост |
14,6 |
4,8 |
+9,8 |
14,2 |
4,2 |
+10,0 |
13,7 |
4,3 |
+9,4 |
13,0 |
5,6 |
+7,4 |
Вместе с тем, в последние годы отмечается стабильная тенденция роста смертности населения: 2017 - 588, 2018 - 526, 2019 - 535, 2020 - 711.
Среди населения Сургутского района отмечается наибольшая заболеваемость болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями.
Таблица 2
Общая заболеваемость населения
Сургутского района хроническими неинфекционными заболеваниями (на 100 000 человек)
Наименование заболевания |
2017 |
2018 |
2019 |
Злокачественные новообразования |
899,9 |
750,0 |
1040,3 |
Сахарный диабет |
200,1 |
190,1 |
120,1 |
Болезни системы кровообращения |
1650,1 |
1270,1 |
1230,1 |
Таблица 3
Смертность населения Сургутского района
по причинам смерти (число умерших на 100 000 человек)
Наименование причины |
Год |
||
2017 |
2018 |
2019 |
|
Злокачественные новообразования |
83,4 |
91,6 |
74,3 |
Сахарный диабет |
4,0 |
5,6 |
7,2 |
Болезни системы кровообращения |
226,0 |
194,5 |
212,6 |
Хронические заболевания органов дыхания |
3,2 |
5,6 |
4,0 |
Ведущая причина смертности - болезни системы кровообращения, на втором месте - злокачественные новообразования.
Таблица 4
Смертность населения Сургутского района
от внешних причин (травмы, отравления) (число умерших на 100 000 человек)
Наименование причины |
Год |
||
2017 |
2018 |
2019 |
|
Всего |
59,9 |
53,1 |
55,1 |
Транспортные несчастные случаи, все виды |
21,9 |
11,3 |
12,0 |
из них: ДТП |
20,2 |
8,8 |
11,2 |
Причины смерти, обусловленные алкоголем |
5,7 |
10,5 |
8,0 |
В Сургутском районе отмечается тенденция к снижению смертности от ДТП, повышение смертности от причин, обусловленных алкоголем.
Экологическая обстановка в Сургутском районе в большей степени обусловлена работой нефте- и газодобывающих и перерабатывающих предприятий, недостаточной развитостью систем очистки сточных вод от жилищного фонда и производственных организаций, наличием несанкционированных свалок и требующих рекультивации полигонов твердых бытовых отходов.
Проблема в сфере обращения отходов производства и потребления продолжает оставаться одной из актуальных, так как почва является фактором риска среды обитания, влияющим на качество жизни и здоровье населения.
Опасность загрязнения почв определяется уровнем её возможного отрицательного влияния на контактирующие среды: вода, воздух, пищевые продукты, а также прямое или опосредованное воздействие на человека, биологическую активность почвы и процесса самоочищения.
В настоящее время в Сургутском районе эксплуатируется один лицензированный полигон, расположенный в г. Лянтор, полигон в с.п. Нижнесортымский закрыт и не эксплуатируется до момента его реконструкции. Полигон твердых бытовых отходов (далее - ТБО) г.п. Федоровский прошёл стадию рекультивации. Вывоз отходов на территории Сургутского района осуществляется на полигоны ТБО г. Лянтор и г. Сургут.
Всего за 2020 год было отобрано проб почвы: 28 для исследования на содержание тяжелых металлов, 155 для исследования по микробиологическим показателям, 333 для исследования по паразитологическим показателям. Из перечисленных проб все отвечали гигиеническим требованиям, за исключением микробиологических показателей - в одной пробе (полигон ТБО) было обнаружено превышение индекса БГКП.
В 2020 году всего было отобрано 72 пробы атмосферного воздуха (36 проб - азота диоксид, 36 - оксид углерода). Превышений по исследуемым веществам выявлено не было.
В 2018 - 2020 годы доля проб воды в источниках централизованного водоснабжения, не соответствующих санитарным требованиям по санитарно-химическим показателям составляет 100%.
В 2020 году доля несоответствующих проб на выходе с водоочистных сооружений по санитарно-химическим показателям составила 16,2%, что меньше, чем в 2019 году на 6,7 п.п. Это можно связать с вводом в эксплуатацию новых водоочистных сооружений, проведением профилактических мероприятий, а также более строгим подходом к процессу очистки воды.
В 2020 году доля проб воды из распределительной сети централизованного водоснабжения, не соответствующих санитарным требованиям по санитарно-химическим показателям составляет 27,8%. Процент несоответствия качества воды в населённых пунктах Сургутского района снизился на 6,4 п.п. в сравнении с 2019 годом (34,2%).
В 2020 году доля проб воды из распределительной сети централизованного водоснабжения в населенных пунктах Сургутского района, не соответствующих санитарным требованиям по микробиологическим показателям составляет 0,3%. Процент несоответствия качества воды в населённых пунктах Сургутского района увеличился на 0,1 п.п. в сравнении с 2019 годом (0,2%).
Транспортный комплекс Сургутского района сформирован автомобильным, воздушным и водным транспортом и включает в себя сеть автомобильных дорог различного значения, водные пути, автовокзалы и вертолётные площадки. Также в центральной части Сургутского района находится крупнейший в округе аэропорт г. Сургута и крупнейшая грузопассажирская железнодорожная станция в г. Сургуте. Через Сургутский район проходит железная дорога "Тюмень-Сургут-Новый Уренгой", которая связывает юг Западной Сибири с заполярным Ямалом. На территории района также расположена железнодорожная станция в с.п. Ульт-Ягун. Станция является транзитной для поездов, направляющихся в Нижневартовский район и в Ямало-Ненецкий автономный округ.
Общая протяжённость автомобильных дорог, расположенных на территории Сургутского района, составляет более 7 120,488 км, из них: дорог общего пользования регионального значения - 646,688 км, муниципальных дорог общего пользования местного значения - 440,8 км, ведомственных автомобильных дорог - 6 033 км.
На территории Сургутского района в зимний период года эксплуатируются муниципальные зимние автомобильные дороги общей протяжённостью 73,289 км ("с. Сытомино - п. Горный" - 34,442 км, "с. Угут - п. Малоюганский" - 20,975 км, "с. Угут - д. Каюкова" - 17,194 км и "г. Сургут - п. Банный" - 0,678 км). В последние годы наблюдается положительная тенденция сокращения протяжённости зимних автомобильных дорог в связи с вводом в эксплуатацию автомобильных дорог с твёрдым покрытием.
Автомобильные дороги регионального значения являются структурообразующими в общей сети автомобильных дорог и принимают основную нагрузку от автомобильного транспорта. По ним же осуществляются пассажирские перевозки общего пользования на автомобильном транспорте по пригородным и междугородным маршрутам. По территории Сургутского района проходит автомобильная дорога "Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Надым - Салехард", которая является важнейшей частью национальной транспортной системы.
Доля населения, проживающего в населённых пунктах, имеющих регулярное автобусное и (или) железнодорожное сообщение с административным центром Сургутского района, в общей численности населения Сургутского района составляет 99,3%.
В системе транспортного сообщения Сургутского района немаловажную роль играет авиация. На территории Сургутского района имеется 10 вертолётных площадок, которые расположены на территориях с. Локосово, с. Сытомино, п. Горный, д. Лямина, п. Высокий Мыс, с. Угут, п. Малоюганский, д. Каюково и д. Юган.
Сургутский район обладает развитой социальной инфраструктурой, учреждения и организации которой оказывают качественные образовательные, социальные, медицинские услуги, услуги в сфере культуры, физической культуры и спорта.
Образовательная сеть Сургутского района представлена 39 образовательными организациями дошкольного, общего и дополнительного образования. Все образовательные организации соответствуют современным требованиям, предъявляемым к организации безопасного образовательного процесса.
Сеть учреждений сферы культуры формируют 22 муниципальных учреждения, в том числе:
8 муниципальных учреждений культурно-досугового типа, в том числе централизованная клубная система;
2 культурно-спортивных комплекса;
2 муниципальных учреждения библиотечного обслуживания - МКУК "Сургутская районная централизованная библиотечная система", МУК "Лянторская централизованная библиотечная система";
6 детских школ искусств;
3 музея;
1 учреждение сохранения историко-культурного наследия.
Учитывая отдаленность многих поселений от городов района и округа, проводимые культурные мероприятия пользуются высоким спросом у населения. По количеству детских школ искусств Сургутский занимает первое место среди муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Ежегодно культурно-досуговые мероприятий охватывают свыше 550 тыс. человек, число клубных формирований превышает 290 единиц.
В Сургутском районе функционирует 290 спортивных сооружений с единовременной пропускной способностью 7 489 человек / в час.
Уровень фактической обеспеченности спортивными залами составляет 85,1%, плоскостными сооружениями - 55,5%, плавательными бассейнами - 20% от нормативной потребности. Обеспеченность единовременной пропускной способностью составляет 51%.
Благодаря проведению активной политики по укреплению материально-технической базы и увеличению финансирования отрасли, количество населения, занимающегося физической культурой и спортом, увеличилось за последние годы более чем в два раза. На сегодняшний день более 63 тыс. жителей района систематически занимаются физической культурой и спортом, что составляет 53% от количества жителей района в возрасте от 3 до 79 лет.
В районе созданы условия оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Медицинская помощь населению района оказывается пятью государственными учреждениями здравоохранения:
- бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Федоровская городская больница";
- бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Лянторская городская больница";
- казённое учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Угутская участковая больница";
- бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижнесортымская участковая больница";
- бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Поликлиника п. Белый Яр".
Лечебные учреждения относятся к учреждениям I и II (II категория у БУ ХМАО - Югры "Федоровская городская больница") уровня оказания медицинской помощи, обеспечивают население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной.
Медицинскими подразделениями больниц являются шесть амбулаторий: в с.п. Сытомино, с.п. Солнечный, с.п. Русскинская, с.п. Ульт-Ягун, д. Лямина, д. Сайгатина, шесть фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в п. Тром-Аган, п. Горный, п. Малоюганский, с.п. Тундрино, п. Высокий Мыс, районе ГПЗ с.п. Солнечный.
В с.п. Локосово медицинская помощь жителям оказывается филиалом бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Лангепаская городская больница".
На территории Сургутского района расположено и функционируют 110 организаций общественного питания, ведущих торговлю спиртными напитками, в которых посетители могут употребить спиртное.
Ориентируясь на основные цели, обозначенные в Стратегии социально-экономического развития Сургутского района до 2030 года, утвержденной решением Думы Сургутского района от 17.12.2018 N 591, учитывая положения приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.01.2020 N 8 "Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года", перед муниципальным образованием Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поставлена задача по реализации мероприятий по профилактике заболеваний и формированию у населения здорового образа жизни.
По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 20% зависит от условий окружающей среды, на 10% - от уровня развития медицинской помощи, 20% обуславливается наследственной предрасположенностью к болезням и на 50% зависит от образа жизни человека. То есть более 50% факторов, влияющих на состояние здоровья человека - управляемые. Сегодня главная задача - формирование психологии здорового образа жизни у населения, мотивация того, что здоровым быть престижно.
Повысить уровень здоровья населения возможно путем стимуляции у населения Сургутского района мотивации, направленной на формирование современного уровня знаний о рациональном и полноценном питании, мотивации к отказу от злоупотребления алкогольной продукцией и табачными изделиями, от немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, укрепление здоровья и оздоровление окружающей среды, формирования ответственного отношения людей к своему здоровью и здоровью окружающих, приобщение к физической культуре и спорту.
Все это диктует необходимость комплексного подхода: объединения различных ведомств, организаций всех форм собственности, гражданского общества, чья деятельность оказывает влияние на качество жизни и здоровье; построения устойчивой системы целенаправленного и согласованного их взаимодействия в целях решения проблем здоровья населения.
Здоровье трудоспособного населения обеспечивает экономическую безопасность как района, так и автономного округа в целом. Работающее население обеспечивает пополнение бюджета, а также обеспечивает пенсионное обеспечение населения старше трудоспособного возраста и берет на себя обязательства по воспитанию и содержанию детского населения.
На территории Сургутского района ведется работа по формированию у населения мотивации к ведению здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) и созданию на территории Сургутского района условий для ведения ЗОЖ путем реализации плана мероприятий по формированию ЗОЖ среди населения муниципального образования Сургутский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2019 - 2023 годы, утверждаемого главой Сургутского района.
Для реализации мероприятий по формированию ЗОЖ, включая популяризацию культуры здорового питания, профилактику алкоголизма, по противодействию потреблению табака на территории Сургутского района сформирована система медицинской профилактики.
При содействии филиала в городе Сургуте бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр общественного здоровья и медицинской профилактики" проводятся мероприятия, направленные на профилактику заболеваний и формирование ЗОЖ среди населения Сургутского района:
Управлением опеки и попечительства администрации Сургутского района в 2020 году проведено 1516 мероприятий по ЗОЖ с охватом 2686 чел. Управлением общественных связей и информационной политики в 2020 году освещались мероприятия, направленные на пропаганду ЗОЖ, и размещались информационные материалы о реализованных мероприятиях по пропаганде ЗОЖ, профилактике социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в региональных и федеральных средствах массовой информации, социальных сетях и на официальном сайте администрации Сургутского района, к мероприятиям привлечено около 57,5 тыс. человек, данная информация просмотрена более 60 млн раз.
3. Цели муниципальной программы.
3.1. Цель муниципальной программы - формирование у населения мотивации к ведению здорового образа жизни и создание на территории Сургутского района условий для ведения здорового образа жизни.
4. Показатели конечных результатов цели муниципальной программы.
4.1. Показателем конечных результатов цели муниципальной программы является доля граждан Сургутского района в возрасте от 3 до 79 лет, принявших участие в мероприятиях, направленных на мотивацию к ведению здорового образа жизни и занятию физической культурой и спортом.
4.2. Целевые (плановые) значения показателя конечных результатов цели муниципальной программы указан в паспорте муниципальной программы и приведены в приложении "Перечень целевых показателей и основных мероприятий с информацией по финансовому обеспечению" к настоящей муниципальной программе (далее - приложение к муниципальной программе).
4.3. Порядок определения фактических значений показателя конечного результата цели муниципальной программы:
Показатели конечных результатов цели муниципальной программы |
Расчёт показателя |
Источники данных для расчёта показателя |
Доля граждан Сургутского района в возрасте от 3 до 79 лет, принявших участие в мероприятиях, направленных на мотивацию к ведению здорового образа жизни и занятию физической культурой и спортом, %
|
Дп = (Чп : Чн) x 100, где:
Дп - доля граждан Сургутского района в возрасте от 3 до 79 лет, принявших участие в мероприятиях, направленных на мотивацию к ведению здорового образа жизни и занятию физической культурой и спортом, %; Чп - численность граждан Сургутского района в возрасте от 3 до 79 лет, привлеченных к мероприятиям, направленным на мотивацию к ведению здорового образа жизни и занятию физической культурой и спортом, чел.; Чн - численность населения Сургутского района в возрасте от 3 до 79 лет на начало года по данным Росстата, чел. |
методика расчёта показателя утверждается приказом службы по реализации отдельных полномочий в сфере здравоохранения администрации Сургутского района Источники данных: данные Росстата, отчёты организаторов мероприятий на основании листов регистрации участников. |
5. Задачи муниципальной программы.
5.1. Задача муниципальной программы - привлечение населения к мероприятиям, направленным на укрепление общественного здоровья на территории Сургутского района.
6. Показатели непосредственных результатов задачи муниципальной программы.
6.1. Показателем непосредственных результатов задачи муниципальной программы является:
- доля граждан Сургутского района в возрасте от 3 до 79 лет, привлечённых к мероприятиям, направленным на укрепление общественного здоровья.
6.2. Целевые (плановые) значения показателя непосредственных результатов задачи муниципальной программы указаны в паспорте муниципальной программы и приведены в приложении к муниципальной программе.
Порядок определения фактических значений показателя непосредственного результата задачи муниципальной программы:
Показатели непосредственных результатов задач муниципальной программы |
Расчёт показателя |
Источники данных для расчёта показателя |
Доля граждан Сургутского района в возрасте от 3 до 79 лет, привлечённых к мероприятиям, направленным на укрепление общественного здоровья, % |
Дп = (Чп : Чн) x 100, где:
Дп - доля граждан Сургутского района в возрасте от 3 до 79 лет, привлечённых к мероприятиям, направленным на укрепление общественного здоровья, %; Чп - численность граждан Сургутского района, привлечённых к мероприятиям, направленным на укрепление общественного здоровья, чел.; Чн - численность населения Сургутского района в возрасте от 3 до 79 лет на начало года по данным Росстата, чел. |
методика расчёта показателя утверждается приказом службы по реализации отдельных полномочий в сфере здравоохранения администрации Сургутского района; источники данных: данные Росстата, отчёты организаторов мероприятий на основании листов регистрации участников. |
7. Сроки и этапы реализации муниципальной программы.
7.1. Муниципальная программа реализуется в один этап с 01.01.2022 по 31.12.2025.
8. Перечень подпрограмм муниципальной программы.
8.1. В муниципальную программу входит одна подпрограмма "Реализация мероприятий, направленных на укрепление общественного здоровья на территории Сургутского района".
9. Финансовое обеспечение муниципальной программы.
Муниципальная программа не требует финансового обеспечения.
9.1. Показатели, направленные на достижение значений (уровней) отдельных показателей оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по муниципальной программе Сургутского района.
Показатели, направленные на достижение значений (уровней) отдельных показателей оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, по муниципальной программе отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.