Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Кабинета
Министров Республики Адыгея
от 7 декабря 2021 года N 257
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (далее - региональный контроль (надзор)).
2. Предметом регионального контроля (надзора) является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание (далее - контролируемые лица), требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52; 2014, N 30; 2017, N 47, 50; 2018, N 7, 11; 2019, N 18; 2020, N 29; 2021, N 24), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также Закона Республики Адыгея от 30 июля 2014 года N 332 "О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2014, N 7; 2016, N 4; 2017, N 5; 2018, N 5, 11; 2021, N 8), Закона Республики Адыгея от 18 декабря 2014 года N 367 "О Перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2014, N 12; 2019, N 5; 2020, N 12) и иных нормативных правовых актов Республики Адыгея, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания (далее - обязательные требования).
3. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея по осуществлению регионального контроля (надзора) является Министерство труда и социального развития Республики Адыгея (далее - контрольный орган).
4. Должностными лицами контрольного органа, уполномоченными принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются Министр труда и социального развития Республики Адыгея и заместитель Министра труда и социального развития Республики Адыгея (далее - уполномоченные должностные лица).
5. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального контроля (надзора), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее инспекторы), являются:
1) уполномоченные должностные лица;
2) начальник отдела учреждений социального обслуживания Министерства труда и социального развития Республики Адыгея;
3) начальник отдела по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Республики Адыгея;
4) заместитель начальника отдела учреждений социального обслуживания Министерства труда и социального развития Республики Адыгея;
5) консультант отдела учреждений социального обслуживания Министерства труда и социального развития Республики Адыгея;
6) консультант отдела по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Республики Адыгея;
7) ведущий специалист-эксперт отдела учреждений социального обслуживания Министерства труда и социального развития Республики Адыгея;
8) ведущий специалист-эксперт отдела по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Республики Адыгея;
9) консультант группы финансового контроля и аудита Министерства труда и социального развития Республики Адыгея;
10) главный специалист-эксперт группы финансового контроля и аудита Министерства труда и социального развития Республики Адыгея.
6. Инспекторы при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31; 2021, N 24) (далее - Федеральный закон).
7. К отношениям, связанным с осуществлением регионального контроля (надзора), организацией и проведением профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) применяются положения Федерального закона.
8. Объектами контроля являются:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к поставщикам социальных услуг, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования.
9. Учет объектов контроля осуществляется посредством сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля, информации, представляемой в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
10. Контрольный орган осуществляет фиксацию сведений об объектах контроля путем ведения перечня сведений об объекте контроля, а также посредством государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности". Внесение сведений об объектах контроля осуществляется в течение 2 рабочих дней со дня их поступления.
11. Формирование и ведение учетных документов осуществляется по каждому объекту контроля отдельно.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального контроля (надзора)
1. При осуществлении регионального контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - риски).
2. Контрольный орган при осуществлении регионального контроля (надзора) относит объекты контроля, предусмотренные пунктом 8 раздела I настоящего Положения, к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
3. Отнесение объектов контроля к категориям риска осуществляется контрольным органом на основе сопоставления их характеристик со следующими критериями отнесения объектов контроля к категориям риска:
1) категория высокого риска - деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу в течение 5 предшествующих календарных лет обвинительного приговора суда с назначением наказания работнику контролируемого лица или решения (постановления) о назначении административного наказания контролируемому лицу или работнику контролируемого лица за нарушение обязательных требований;
2) категория среднего риска - деятельность контролируемых лиц, у которых в течение последних 5 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия были выявлены нарушения обязательных требований, за которые не предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В случае если объект контроля не отнесен контрольным органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
5. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:
1) для категории высокого риска - одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий один раз в 2 года:
а) документарная проверка;
б) выездная проверка;
2) для категории среднего риска - одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий один раз в 3 года:
а) документарная проверка;
б) выездная проверка.
6. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
7. Индикаторы риска нарушения обязательных требований, на основании которых контрольный орган осуществляет оценку риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, приведены в приложении N 1 к Положению.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
1. При осуществлении регионального контроля (надзора) контрольный орган проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
2. Информирование осуществляется контрольным органом посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона на Интернет-странице контрольного органа официального Интернет-сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.adygheya.ru) (далее - официальный сайт), в республиканских средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
3. Контрольный орган поддерживает сведения, размещаемые в соответствии с пунктом 3 настоящего раздела, в актуальном состоянии и обновляет в срок не позднее 5 рабочих дней с момента их изменения.
4. По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа (далее - доклад о правоприменительной практике).
5. Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным.
6. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Министра труда и социального развития Республики Адыгея и размещается на официальном сайте в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
7. В случае наличия у контрольного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
8. Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона.
9. Контролируемое лицо после получения предостережения вправе подать в контрольный орган возражение в отношении предостережения в срок не позднее 30 дней со дня его получения.
10. Возражение в отношении предостережения рассматривается контрольным органом в течение 30 дней со дня его получения. После чего контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
11. Консультирование осуществляется инспекторами по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
12. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия одного контролируемого лица или его представителя не может превышать 15 минут.
13. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
1) по разъяснению положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального контроля (надзора);
2) по разъяснению положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления регионального контроля (надзора);
3) по порядку обжалования действий или бездействия должностных лиц.
14. В случае поступления в контрольный орган в течение 1 месяца 10 и более однотипных обращений от контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения, подписанного Министром труда и социального развития Республики Адыгея или уполномоченным им должностным лицом.
15. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не представляется, за исключением случаев, установленных в пункте 16 настоящего раздела.
16. Письменное консультирование осуществляется в следующих случаях:
1) контролируемым лицом или его представителем представлен письменный запрос о представлении письменного ответа по вопросу консультирования;
2) за время консультирования, установленное пунктом 12 настоящего раздела, представить ответ на поставленный вопрос не представляется возможным. Письменный ответ направляется контролируемому лицу в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19; 2010, N 27, 31; 2013, N 19, 27; 2014, N 48; 2015, N 45; 2017, N 49; 2018, N 53).
17. Профилактический визит проводится инспекторами в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
18. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
1) объектов контроля, отнесенных к категориям высокого риска;
2) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания.
19. Обязательный профилактический визит в отношении лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания, проводится не позднее чем в течение 1 года с момента начала указанной деятельности.
20. В ходе обязательного профилактического визита инспекторами может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном пунктами 11-16 настоящего раздела, а также статьей 50 Федерального закона.
21. Инспектор уведомляет контролируемое лицо о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения в письменной форме посредством почтовой связи либо в форме электронного документа в соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона.
22. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом должностное лицо контрольного органа не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
23. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству инспектора Министр труда и социального развития Республики Адыгея может продлить срок проведения профилактического визита не более чем на 3 рабочих дня.
IV. Осуществление регионального контроля (надзора)
1. Региональный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) документарной проверки;
2) выездной проверки.
2. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
3. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) истребование документов;
4) получение письменных объяснений.
4. Срок проведения выездной проверки составляет 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
5. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в контрольный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в следующих случаях:
1) в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Республики Адыгея либо на ее части;
2) при наличии обстоятельств, требующих безотлагательного присутствия индивидуального предпринимателя в ином месте во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия (при представлении подтверждающих документов).
6. Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, указанных в пункте 5 настоящего раздела.
7. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного органа, подписанное уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 64 Федерального закона.
8. В целях фиксации инспектором и лицами, обладающими специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия контрольному органу, в том числе при применении технических средств, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий (далее специалисты), доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
9. Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается инспекторами и специалистами самостоятельно.
10. В обязательном порядке инспектором и специалистами для доказательства нарушений обязательных требований используются фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в следующих случаях:
1) проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, которым создавались (создаются) препятствия в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, совершении контрольных (надзорных) действий;
2) если в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности;
3) проведение осмотра в ходе контрольного (надзорного) мероприятия в отсутствие контролируемого лица;
4) проведение выездной проверки.
11. При осмотре, осуществляемом в присутствии контролируемого лица или его представителя, может применяться видеозапись.
12. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
13. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
14. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки производится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
15. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
16. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
17. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
V. Обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц
1. Жалоба контролируемого лица на решение контрольного органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается уполномоченным должностным лицом.
2. Уполномоченное должностное лицо принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:
1) жалоба подана по истечении сроков подачи жалобы, установленных частями 5 и 6 статьи 40 Федерального закона, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее уполномоченному должностному лицу была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного органа, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного органа.
3. Уполномоченное должностное лицо в течение 20 рабочих дней со дня регистрации жалобы:
1) рассматривает жалобу;
2) принимает одно из следующих решений:
а) оставляет жалобу без удовлетворения;
б) отменяет решение контрольного органа полностью или частично;
в) отменяет решение контрольного органа полностью и принимает новое решение;
г) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольного органа незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
4. Уполномоченное должностное лицо при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.
5. При рассмотрении жалобы уполномоченное должностное лицо вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы.
Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их уполномоченным должностным лицом, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
6. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
7. Решение уполномоченного должностного лица, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) в государственной информационной системе "Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Адыгея" в срок не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.
Раздел VI вступает в силу с 1 марта 2022 г.
VI. Оценка результативности и эффективности деятельности контрольного органа
1. Оценка результативности и эффективности деятельности контрольного органа осуществляется на основе системы показателей результативности и эффективности регионального контроля (надзора) по итогам каждого календарного года.
2. Контрольный орган ежегодно осуществляет подготовку доклада о региональном контроле (надзоре) с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях регионального контроля (надзора), в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.
3. Ключевым показателем регионального контроля (надзора) является доля контролируемых лиц, нарушивших обязательные требования.
4. Показатель, предусмотренный пунктом 3 настоящего раздела (), рассчитывается по формуле:
,
где:
- количество контролируемых лиц, нарушивших обязательные требования;
- общее количество контролируемых лиц.
5. Целевые значения ключевого показателя регионального контроля (надзора) приведены в приложении N 2 к Положению.
6. Индикативные показатели регионального контроля (надзора) приведены в приложении N 3 к Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.