Решение Собрания депутатов Канашского района Чувашской Республики от 7 декабря 2021 г. N 16/5
"Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле"
См. постановление администрации Канашского района Чувашской Республики от 1 марта 2022 г. N 123 "Об утверждении формы проверочного листа (список контрольных вопросов), используемого при осуществлении муниципального земельного контроля"
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 31.07.2020 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Уставом Канашского района Чувашской Республики, Собрание депутатов Канашского района Чувашской Республики решило:
1. Утвердить прилагаемое Положение о муниципальном земельном контроле на территории Канашского района Чувашской Республики.
2. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.
Глава Канашского района - |
С.А. Шерне |
Утверждено
решением Собрания депутатов
Канашского района
Чувашской Республики
от 7 декабря 2021 г. N 16/5
Положение
о муниципальном земельном контроле
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики (далее - муниципальный земельный контроль).
2. Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность:
1) обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;
2) обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
3) обязательных требований, связанных с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в течение установленного срока;
4) обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
5) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль, в пределах их компетенции.
3. Муниципальный земельный контроль осуществляется Администрацией Канашского района Чувашской Республики (далее - администрация).
4. Должностными лицами администрации, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль, являются:
- Глава администрации Канашского района Чувашской Республики;
- Заместитель главы администрации - начальник отдела по взаимодействию с организациями АПК;
- другие должностные лица структурных подразделений администрации, в должностные обязанности которых в соответствии с их должностной инструкцией входит осуществление полномочий по муниципальному земельному контролю.
Должностные лица, уполномоченные осуществлять муниципальный земельный контроль, при осуществлении муниципального земельного контроля, имеют права, обязанности и несут ответственность в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и иными федеральными законами.
5. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального земельного контроля, организацией и проведением профилактических мероприятий, контрольных мероприятий применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
6. Объектами земельных отношений являются:
- деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в сфере землепользования, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
- результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
- объекты земельных отношений, расположенные в границах Канашского района Чувашской Республики.
7. Администрацией в рамках осуществления муниципального земельного контроля обеспечивается учет объектов муниципального земельного контроля.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
III. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля
8. Администрация осуществляет муниципальный земельный контроль на основе управления рисками причинения вреда (ущерба).
9. Отнесение администрацией объектов контроля к определенной категории риска осуществляется в соответствии с критериями отнесения используемых гражданами, юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земель и земельных участков к определенной категории риска при осуществлении администрацией муниципального земельного контроля согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Отнесение объектов контроля к категориям риска и изменение присвоенных категорий риска осуществляется распоряжением администрации.
При отнесении администрацией объектов контроля к категориям риска используются в том числе:
1) сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости;
2) сведения, получаемые при проведении должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль, контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами;
3) иные сведения, содержащиеся в администрации.
10. Проведение администрацией плановых контрольных мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
1) для категории среднего риска, - один раз в 3 года;
2) для категории умеренного риска, - один раз в 6 лет;
3) для к категории низкого риска, - не проводятся.
11. По запросу контролируемого лица должностные лица, уполномоченные осуществлять муниципальный земельный контроль, в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, предоставляет ему информацию о присвоенной объекту контроля категории риска, а также сведения, использованные при отнесении объекта контроля к определенной категории риска.
Контролируемое лицо вправе подать в администрацию заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска.
12. Индикаторы риска нарушения обязательных требований указаны в приложении N 2 к настоящему Положению.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований размещается на официальном сайте администрации.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
13. Профилактические мероприятия осуществляются администрацией в целях:
- стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами;
- устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- доведения обязательных требований до контролируемых лиц, способов их соблюдения.
14. Профилактические мероприятия осуществляются на основании Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденной главой администрации Канашского района Чувашской Республики, прошедшей общественное обсуждение, и размещенной на официальном сайте администрации в сети "Интернет".
Контролирующий орган может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.
В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный земельный контроль, незамедлительно направляет информацию об этом главе (заместителю главы) администрации для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
15. При осуществлении администрацией муниципального земельного контроля могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережений;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
16. Информирование осуществляется администрацией по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте администрации, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Администрация обязана размещать и поддерживать в актуальном состоянии на официальном сайте администрации сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Администрация также вправе информировать население Канашского района на собраниях и конференциях граждан об обязательных требованиях, предъявляемых к объектам контроля, их соответствии критериям риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении земельных участков, исходя из их отнесения к соответствующей категории риска.
17. Обобщение правоприменительной практики осуществляется администрацией посредством сбора и анализа данных о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах.
По итогам обобщения правоприменительной практики должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль, ежегодно готовится доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению муниципального земельного контроля и утверждаемый распоряжением администрации, подписываемым главой администрации. Указанный доклад размещается в срок до 31 марта года, следующего за отчетным годом, на официальном сайте администрации.
18. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований объявляются контролируемому лицу в случае наличия у администрации сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтверждения данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Предостережения объявляются (подписываются) главой (заместителем главы) администрации Канашского района не позднее 30 дней со дня получения указанных сведений. Предостережение оформляется в письменной форме или в форме электронного документа и направляется в адрес контролируемого лица.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований оформляется в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
Объявляемые предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований регистрируются в журнале учета предостережений с присвоением регистрационного номера.
В случае объявления администрацией предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении указанного предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается администрацией в течение 30 дней со дня получения. В результате рассмотрения возражения контролируемому лицу в письменной форме или в форме электронного документа направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением в ответе указываются соответствующие обоснования.
19. Консультирование контролируемых лиц осуществляется должностным лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный земельный контроль, по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных мероприятий и не должно превышать 15 минут.
Личный прием граждан проводится главой (заместителем главы) администрации Канашского района и (или) должностным лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный земельный контроль. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на официальном сайте администрации.
Консультирование осуществляется в устной или письменной форме по следующим вопросам:
1) организация и осуществление муниципального земельного контроля;
2) порядок осуществления контрольных мероприятий, установленных настоящим Положением;
3) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный земельный контроль;
4) обязательные требования;
5) получение информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется администрацией в рамках контрольных мероприятий.
Консультирование контролируемых лиц в устной форме может осуществляться также на собраниях и конференциях граждан.
20. Консультирование в письменной форме осуществляется должностным лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный земельный контроль, в следующих случаях:
1) контролируемым лицом представлен письменный запрос о представлении письменного ответа по вопросам консультирования;
2) за время консультирования предоставить в устной форме ответ на поставленные вопросы невозможно;
3) ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений.
При осуществлении консультирования должностное лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный земельный контроль, обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный земельный контроль, иных участников контрольного мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного мероприятия экспертизы, испытаний.
Информация, ставшая известной должностному лицу, уполномоченному осуществлять муниципальный земельный контроль, в ходе консультирования, не может использоваться администрацией в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
Должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль, ведется журнал учета консультирований.
В случае поступления в администрацию пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте администрации, письменного разъяснения, подписанного главой (заместителем главы) администрации Канашского района или должностным лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный земельный контроль.
21. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объектов контроля, исходя из их отнесения к соответствующей категории риска.
При проведении профилактического визита контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
IV. Осуществление муниципального земельного контроля
22. Решение о проведении контрольного мероприятия принимается контрольным (надзорным) органом и подписывается главой администрации.
23. При осуществлении муниципального земельного контроля проводятся следующие контрольные мероприятия:
1) выездная проверка;
2) документарная проверка;
3) инспекционный визит;
4) рейдовый осмотр;
5) выездное обследование;
6) наблюдение за соблюдением обязательных требований.
24. Выездная проверка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов;
- инструментальное обследование;
- испытание;
- экспертиза.
25. Документарная проверка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:
- получение письменных объяснений;
- истребование документов;
- экспертиза.
26. Инспекционный визит осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные действия:
- осмотр;
- опрос;
- получения письменных объяснений;
- инструментальное обследование;
- истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
27. Рейдовый осмотр осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 71 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- инструментальное обследование;
- истребования документов;
- испытание;
- экспертиза.
28. Выездное обследование осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные действия:
- осмотр;
- инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
- испытание;
- экспертиза.
29. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении контролируемых лиц осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ.
30. К случаю, при наступлении которого индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в администрацию информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия, в связи с чем проведение контрольного мероприятия переносится администрацией на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в администрацию (но не более чем на 20 дней), относится соблюдение одновременно следующих условий:
1) отсутствие контролируемого лица либо его представителя не препятствует оценке должностным лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный земельный контроль, соблюдения обязательных требований при проведении контрольного мероприятия при условии, что контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного мероприятия;
2) отсутствие признаков явной непосредственной угрозы причинения или фактического причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) имеются уважительные причины для отсутствия контролируемого лица (болезнь контролируемого лица, его командировка и т.п.) при проведении контрольного мероприятия.
31. Во всех случаях проведения контрольных мероприятий для фиксации должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль, и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных действий, доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, геодезические и картометрические измерения, проводимые должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольного мероприятия. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, геодезических и картометрических измерений и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте, составляемом по результатам контрольного мероприятия, и протоколе, составляемом по результатам контрольного действия, проводимого в рамках контрольного мероприятия.
32. Результаты контрольного мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16 Федерального закона.
V. Обжалование решений администрации, действий (бездействия) его должностных лиц
33. Досудебный порядок подачи жалоб на решения администрации, действия (бездействие) должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный земельный контроль, установленный главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ, при осуществлении муниципального земельного контроля не применяется.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
32. Решения администрации, действия (бездействие) должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный земельный контроль, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
6. Ключевые показатели муниципального земельного контроля и их целевые значения
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
51. Оценка результативности и эффективности органов муниципального земельного контроля осуществляется в установленном Федеральным законом N 248-ФЗ порядке на основе системы показателей результативности и эффективности муниципального земельного контроля.
52. Ключевыми показателями эффективности и результативности осуществления муниципального земельного контроля являются:
- доля устраненных нарушений обязательных требований в общем числе нарушений обязательных требований, выявленных в ходе контрольных мероприятий в течение года, - 75 процентов;
- доля обоснованных жалоб на действия (бездействие) и (или) ее должностных лиц при проведении контрольных мероприятий в течение года - 0 процентов.
53. Индикативными показателями осуществления муниципального земельного контроля являются:
1) количество обращений граждан и организаций о нарушении обязательных требований, поступивших в орган муниципального земельного контроля (единица);
2) количество проведенных органом муниципального земельного контроля внеплановых контрольных мероприятий (единица);
3) количество принятых органами прокуратуры решений о согласовании проведения органом муниципального земельного контроля внепланового контрольного мероприятия (единица);
4) количество выявленных органом муниципального земельного контроля нарушений обязательных требований (единица);
5) количество устраненных нарушений обязательных требований (единица);
6) количество поступивших возражений в отношении акта контрольного мероприятия (единица);
7) количество выданных органом муниципального земельного контроля предписаний об устранении нарушений обязательных требований (единица).
54. Орган муниципального земельного контроля ежегодно осуществляет подготовку доклада о муниципальном земельном контроле с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях муниципального земельного контроля.
Приложение N 1
к Положению о муниципальном
земельном контроле
Критерии
отнесения используемых гражданами, юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земель и земельных участков к определенной категории риска при осуществлении администрацией Канашского района Чувашской Республики муниципального земельного контроля
1. К категории среднего риска относятся:
а) земельные участки, граничащие с земельными участками, предназначенными для захоронения и размещения отходов производства и потребления, размещения кладбищ;
б) земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные земельные участки);
в) длительное не освоение земельного участка при условии, что с момента предоставления земельного участка прошло более одного года, либо истек срок освоения земельного участка, указанный в договоре аренды земельного участка, а на земельном участке не наблюдаются характерные изменения;
г) на земельных участках не проводятся мероприятия по сохранению и воспроизводству плодородия почвы, не выполняются установленные земельным законодательством требования по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. В целях защиты земель не производятся следующие обязательные мероприятия (фитосанитарные (борьба с сорной растительностью), агротехнические (обработка почвы: дискование, вспашка, культивация, боронование, сев), мелиоративные (проведение работ по улучшению химических, физических свойств почв);
д) несоответствие фактического использования земельного участка требованиям и ограничениям по его использованию, установленными правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка.
2. К категории умеренного риска относятся земельные участки:
а) относящиеся к категории земель населенных пунктов;
б) относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения за исключением земель, предназначенных для размещения автомобильных дорог, железнодорожных путей, трубопроводного транспорта, линий электропередач), граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
в) относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов.
3. К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска, а также части земель, на которых не образованы земельные участки.
Приложение N 2
к Положению о муниципальном
земельном контроле
Индикаторы
риска нарушения обязательных требований, используемые для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении администрацией Канашского района муниципального земельного контроля
1. Несоответствие площади используемого гражданином, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем земельного участка площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
2. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах на используемый гражданином, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем земельный участок.
3. Несоответствие использования гражданином, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем земельного участка целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) видам разрешенного использования земельного участка.
4. Отсутствие объектов капитального строительства, ведения строительных работ, связанных с возведением объектов капитального строительства на земельном участке, предназначенном для жилищного или иного строительства.
5. Истечение одного года с момента возникновения в результате проведения публичных торгов на основании решения суда об изъятии земельного участка в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
6. Неисполнение обязанности по приведению земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов Канашского района Чувашской Республики от 7 декабря 2021 г. N 16/5 "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле"
Вступает в силу с 8 декабря 2021 г.
Текст решения опубликован на официальном сайте Канашского района 7 декабря 2021 г., в газете "Вестник органов местного самоуправления Канашского района" от 8 декабря 2021 г.
Решением Собрания депутатов Канашского муниципального округа Чувашской Республики от 25 ноября 2022 г. N 4/9 настоящий документ признан утратившим силу с 1 декабря 2022 г.