В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", руководствуясь статьей 33 Устава муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрация города Лабытнанги постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации предоставления дополнительного образования на территории муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Муниципальному учреждению "Управление образования Администрации города Лабытнанги" обеспечить контроль за организацией предоставления дополнительного образования на территории муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа.
3. Признать утратившим силу постановление Администрации города Лабытнанги от 06.04.2018 N 399 "Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования на территории муниципального образования город Лабытнанги".
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Вестник Заполярья" и разместить на официальном сайте Администрации города Лабытнанги.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации города Лабытнанги, курирующего вопросы социальной сферы.
Глава города Лабытнанги |
М.А. Трескова |
Утверждено
постановлением
Администрации города Лабытнанги
от 9 декабря 2021 г. N 1900
Положение
об организации предоставления дополнительного образования на территории муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации предоставления дополнительного образования на территории муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196, Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 N 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе".
1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок организации предоставления дополнительного образования по дополнительным общеобразовательным программам (дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам) муниципальными образовательными организациями на территории муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - муниципальное образование, предоставление дополнительного образования, дополнительные общеобразовательные программы).
1.3. Реализацию полномочий от имени Администрации города Лабытнанги по организации предоставления дополнительного образования осуществляют муниципальное учреждение "Управление образования Администрации города Лабытнанги", муниципальное учреждение "Управление культуры Администрации города Лабытнанги".
II. Организация предоставления дополнительного образования
2.1. Система дополнительного образования на территории муниципального образования является частью сферы образования и культуры и представляет собой совокупность муниципальных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы и имеющие лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - организации дополнительного образования).
2.2. Деятельность организаций дополнительного образования направлена на:
1) формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
2) удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
3) укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
4) обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
5) выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
6) профессиональную ориентацию обучающихся;
7) социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
8) формирование общей культуры обучающихся;
9) удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
10) создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
11) создание условий для художественного образования и эстетического воспитания обучающихся, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусства, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств;
12) создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки;
13) обеспечение преемственности, разрабатываемых образовательных программ, позволяющих одаренным обучающимся сделать выбор будущей профессии;
14) подготовку творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования.
2.3. Организации дополнительного образования обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
обеспечивать реализацию в полном объеме дополнительных общеобразовательных программ (соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
создавать безопасные условия обучения, , в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников организации дополнительного образования;
соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации дополнительного образования.
2.4. Муниципальные учреждения, реализующие полномочия Администрации города Лабытнанги по организации предоставления дополнительного образования, указанные в пункте 1.3 настоящего Положения, осуществляют следующие функции:
1) формирование, утверждение и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания для организаций дополнительного образования, контроль предоставления муниципальных услуг и выполнения муниципального задания;
2) оказание содействия развитию и оптимизации сети организаций дополнительного образования;
3) организацию взаимодействия организаций дополнительного образования, координацию их деятельности;
4) содействие организации лицензирования организаций дополнительного образования;
5) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области дополнительного образования;
6) осуществление мониторинга качества предоставления дополнительного образования на территории муниципального образования;
7) обеспечение поддержки инновационных процессов в организациях дополнительного образования;
8) организацию изучения потребностей и интересов населения в получении дополнительного образования;
9) осуществление иных полномочий в сфере образования, культуры и искусства, предусмотренных действующим законодательством, муниципальными правовыми актами в пределах своей компетенции.
2.5. Организации дополнительного образования вправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности: общеобразовательные организации - дополнительные общеобразовательные программы; дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы, образовательные организации в сфере культуры по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам, дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам.
2.6. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией дополнительного образования. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией дополнительного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями.
2.7. Организации дополнительного образования реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Организации дополнительного образования в сфере культуры реализуют дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы, дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы в течение календарного года с учетом каникулярного времени.
2.8. Организации дополнительного образования организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее - объединения), а также индивидуально. Организации дополнительного образования в сфере культуры организуют образовательный процесс в соответствии с примерными учебными планами образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств, разработанных Министерством культуры Российской Федерации и научно - методическим центром по художественному образованию.
2.9. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации дополнительного образования.
2.10. Занятия в объединениях могут проводится по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (художественной, туристско-краеведческой, естественнонаучной, технической, социально-гуманитарной, физкультурно-спортивной). Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией дополнительного образования самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации дополнительного образования.
В организации дополнительного образования в сфере образования каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
В организации дополнительного образования в сфере культуры обучение осуществляется по одной из дополнительных предпрофессиональных программ или дополнительных общеразвивающих программ.
Образовательная организация может предусмотреть освоение обучающимися отдельных учебных предметов помимо учебных предметов, включенных в учебный план дополнительной предпрофессиональной программы, в пределах указанной максимальной аудиторной нагрузки, на платной основе по заявлению родителей (законных представителей).
По заявлению родителей (законных представителей) обучающегося, возможен перевод обучающихся с одной программы на другую, который осуществляется в целях: создания благоприятных условий для обучающихся, творческого развития ребенка с учетом его индивидуальных способностей, сохранения здоровья.
2.11. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией дополнительного образования, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией дополнительного образования может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе предоставления
содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ, методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
2.12. Организации дополнительного образования ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы, с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
2.13. В организации дополнительного образования образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации и (или) на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языках народов Российской Федерации.
Дополнительное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации дополнительного образования.
2.14. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся администрацией организации дополнительного образования по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
2.15. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, дополнительного образования) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Организации дополнительного образования вправе привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
2.16. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации дополнительного образования, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей (законных представителей).
2.17. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.
2.18. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
2.19. Организации дополнительного образования определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
2.20. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации дополнительного образования организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Организации дополнительного образования должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.
Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций дополнительного образования, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии - для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации - для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов.
2.21. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации дополнительного образования обеспечивают:
1) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
а) адаптацию официальных сайтов организаций дополнительного образования в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
б) размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
в) присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
г) обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
д) обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации дополнительного образования, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;
2) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
а) дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
б) обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации дополнительного образования, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
2.22. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях дополнительного образования.
С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации дополнительного образования, так и по месту жительства.
2.23. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Обучение по дополнительным общеобразовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется организацией дополнительного образования с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.
2.24. При реализации дополнительных общеобразовательных программ, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организациями дополнительного образования
обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.
2.25. Организации дополнительного образования, могут оказывать услуги педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных программ организации досуговой и внеучебной деятельности обучающихся, а также молодежным и детским общественным объединениям, и организациям на договорной основе.
2.26. При приеме на хореографические объединения родители (законные представители) предоставляют медицинское заключение о состоянии здоровья несовершеннолетнего.
2.27. Образовательные отношения между организацией дополнительного образования, и лицом, зачисляемым на обучение, родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица, регулируются договором об образовании, заключенным между ними.
2.28. Образовательный процесс в текущем учебном году регламентируется учебным планом дополнительного образования детей, разрабатываемым и утверждаемым организацией дополнительного образования самостоятельно.
Организация дополнительного образования в соответствии с лицензией, выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации. Форма указанных документов определяется самой организацией дополнительного образования. Указанные документы заверяются печатью организации дополнительного образования.
За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация дополнительного образования и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
III. Финансовое обеспечение организаций дополнительного образования
3.1. Финансовое обеспечение организаций дополнительного образования на территории муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования и осуществляется в размерах, предусмотренных решениями Думы города Лабытнанги о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
3.2. Финансовое обеспечение деятельности организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет:
1) средств местного бюджета в виде субсидий на выполнение муниципального задания и целевых субсидий;
2) средств, выделенных из окружного бюджета в виде субвенций и субсидий;
3) средств, поступающих от платных дополнительных образовательных услуг и иных, предусмотренных уставом организации дополнительного образования, услуг;
4) пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;
5) иных поступлений, не запрещенных действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 декабря 2021 г. N 1900 "Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования на территории муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа"
Текст постановления опубликован в "Официальном вестнике" от 16 декабря 2021 г. N 50/1 (приложение к газете "Вестник Заполярья"), на официальном сайте г. Лабытнанги (http://lbt.yanao.ru) 9 декабря 2021 г.