Постановление Правительства Саратовской области от 9 декабря 2021 г. N 1075-П
"Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)"
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Саратовской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре).
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Саратовской области от 22 апреля 2010 года N 144-П "О должностных лицах министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, осуществляющих региональный государственный экологический надзор";
постановление Правительства Саратовской области от 27 июля 2010 года N 338-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 22 апреля 2010 года N 144-П";
постановление Правительства Саратовской области от 1 июня 2011 года N 281-П "О внесении изменения в постановление Правительства Саратовской области от 22 апреля 2010 года N 144-П";
пункт 2 постановления Правительства Саратовской области от 24 ноября 2011 года N 665-П "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Саратовской области";
постановление Правительства Саратовской области от 15 марта 2012 года N 128-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 22 апреля 2010 года N 144-П";
постановление Правительства Саратовской области от 19 марта 2013 года N 127-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 22 апреля 2010 года N 144-П";
постановление Правительства Саратовской области от 14 февраля 2014 года N 75-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 22 апреля 2010 года N 144-П";
постановление Правительства Саратовской области от 3 марта 2015 года N 97-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 22 апреля 2010 года N 144-П";
постановление Правительства Саратовской области от 12 октября 2015 года N 512-П "О внесении изменения в постановление Правительства Саратовской области от 22 апреля 2010 года N 144-П";
постановление Правительства Саратовской области от 25 мая 2016 года N 248-П "О внесении изменения в постановление Правительства Саратовской области от 22 апреля 2010 года N 144-П";
постановление Правительства Саратовской области от 13 мая 2019 года N 321-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 22 апреля 2010 года N 144-П";
постановление Правительства Саратовской области от 22 июля 2015 года N 370-П "Об утверждении Положения о порядке осуществления регионального государственного экологического надзора";
постановление Правительства Саратовской области от 27 ноября 2017 года N 600-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 22 июля 2015 года N 370-П";
постановление Правительства Саратовской области от 29 мая 2018 года N 289-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 22 июля 2015 года N 370-П";
постановление Правительства Саратовской области от 5 июля 2018 года N 372-П "О внесении изменения в постановление Правительства Саратовской области от 22 июля 2015 года N 370-П";
постановление Правительства Саратовской области от 8 июля 2019 года N 469-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 22 июля 2015 года N 370-П";
постановление Правительства Саратовской области от 6 ноября 2019 года N 774-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 22 июля 2015 года N 370-П";
постановление Правительства Саратовской области от 11 июля 2014 года N 388-П "Об утверждении Положения о порядке осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов при осуществлении регионального государственного экологического надзора";
постановление Правительства Саратовской области от 20 марта 2015 года N 129-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 11 июля 2014 года N 388-П";
постановление Правительства Саратовской области от 16 декабря 2019 года N 868-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 11 июля 2014 года N 388-П";
постановление Правительства Саратовской области от 5 февраля 2021 года N 58-П "О внесении изменения в постановление Правительства Саратовской области от 11 июля 2014 года N 388-П";
постановление Правительства Саратовской области от 11 июля 2014 года N 389-П "Об утверждении Положения о порядке осуществления регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха при осуществлении регионального государственного экологического надзора";
постановление Правительства Саратовской области от 31 октября 2019 года N 765-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 11 июля 2014 года N 389-П";
постановление Правительства Саратовской области от 23 ноября 2017 года N 593-П "Об утверждении Положения о порядке осуществления регионального государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору";
постановление Правительства Саратовской области от 31 октября 2019 года N 767-П "О внесении изменения в постановление Правительства Саратовской области от 23 ноября 2017 года N 593-П".
3. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Вице-губернатор Саратовской области - Председатель Правительства Саратовской области |
Р.В.Бусаргин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Саратовской области
от 9 декабря 2021 года N 1075-П
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) (далее - государственный экологический контроль).
2. Предметом государственного экологического контроля являются:
а) соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании":
технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" (пункт 3, подпункты "л", "м" пункта 4, пункты 6, 9, 23, 25, 27, 93, 108, 119, 197, 201, 215, 234, подпункт "в" пункта 236, пункты 257, 274, 340, 351, 352, 375, 378-382, 385, 386, 401, 406-413, 415, 435, 438, 439, 470, 481, 497, 498, 501, 502, подпункт "в" пункта 503, пункт 8 раздела II приложения N 1 к техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, приложение N 4 к техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта);
технический регламент Таможенного союза "О безопасности маломерных судов";
технический регламент Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям".
К разрешительным документам, указанным в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, относятся:
декларация о воздействии на окружающую среду, представляемая юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории;
программа производственного экологического контроля, разрабатываемая и утверждаемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, представляемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, подлежащих государственному экологическому контролю (надзору);
разрешение на временные выбросы, устанавливающие временно разрешенные выбросы для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды к объектам II категории по уровню такого воздействия, не получающих комплексного экологического разрешения, и объектам III категории, на период выполнения
плана мероприятий по охране окружающей среды;
план мероприятий по охране окружающей среды, разрабатываемый и утверждаемый юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, разрабатываемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и осуществляющими свою деятельность на объектах I, II и III категорий;
свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (в отношении объектов, внесенных в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
материалы учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов I-V классов опасности (в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
материалы отнесения отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности (в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
паспорт отходов I-IV классов опасности, составляемый индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности (в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разрабатываемые юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории;
документация, представляемая органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, в региональный кадастр отходов производства и потребления в Саратовской области (в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
паспорт установки очистки газа;
программа проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы установки очистки газа и планово-предупредительного ремонта (в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
руководство (инструкция) по эксплуатации установки очистки газа (в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
положительное заключение государственной экологической экспертизы (в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
договор водопользования (в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
решение о предоставлении водного объекта в пользование (в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).
Государственному экологическому контролю подлежат также горюче-смазочные материалы: топливо (бензин, дизельное топливо), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и смазочные масла, пластичные смазки и прочие), специальные жидкости (тормозные и охлаждающие), а также разрешительная документация на обращение с ними (товарно-транспортная накладная, путевой лист, акт, паспорт качества (сертификат), судовые документы на горюче-смазочные материалы (декларация о соответствии или сертификат соответствия, документ, подтверждающий безопасность применения (для смазочных материалов), документ, подтверждающий качество горюче-смазочного материала) (в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).
3. Органом, уполномоченным на осуществление государственного экологического контроля, является министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее - Министерство).
Должностными лицами Министерства, осуществляющими государственный экологический контроль, являются:
министр природных ресурсов и экологии Саратовской области:
главный государственный инспектор Саратовской области в области охраны окружающей среды;
заместитель министра природных ресурсов и экологии Саратовской области - начальник управления государственного экологического надзора:
заместитель главного государственного инспектора Саратовской области в области охраны окружающей среды;
заместитель начальника управления государственного экологического надзора Министерства - начальник отдела охраны окружающей среды, начальник Центрального инспекционного отдела, начальник Правобережного инспекционного отдела управления государственного экологического надзора Министерства, начальник Левобережного инспекционного отдела управления государственного экологического надзора Министерства:
старшие государственные инспектора Саратовской области в области охраны окружающей среды;
консультант, главный специалист-эксперт Центрального инспекционного отдела, главные специалисты-эксперты Правобережного инспекционного отдела, консультант, главный специалист-эксперт Левобережного инспекционного отдела, ведающие вопросами организации и осуществления регионального государственного надзора в соответствии с утвержденными министром природных ресурсов и экологии Саратовской области должностными регламентами:
государственные инспектора Саратовской области в области охраны окружающей среды.
4. Учет объектов государственного экологического контроля осуществляется в ходе выдачи, согласования и анализа документов и информации, указанных в части второй пункта 2 настоящего Положения.
5. Государственный экологический контроль осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле).
6. При осуществлении государственного экологического контроля применяется система оценки и управления рисками.
7. В рамках осуществления государственного экологического контроля объект экологического контроля может быть отнесен к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
а) категория значительного риска;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
в) категория среднего риска;
г) категория умеренного риска;
д) категория низкого риска.
Объекты регионального государственного экологического контроля подлежат отнесению к категориям риска причинения вреда (ущерба) в соответствии со следующими критериями:
а) к категории низкого риска - объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - Постановление N 2398);
б) к категории умеренного риска - объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, предусмотренным Постановлением N 2398;
в) к категории среднего риска - объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, предусмотренным Постановлением N 2398.
Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с настоящим Положением к категориям среднего и умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного и среднего риска в случае, если объект контроля размещается:
в границах особо охраняемой природной территории регионального значения;
в водоохранных зонах водных объектов или их частей.
Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с настоящим Положением к категориям среднего и умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного и среднего риска при наличии вступивших в законную силу в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска:
постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, в отношении юридического лица, его должностного лица или индивидуального предпринимателя за совершение административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении деятельности с использованием объекта контроля, вынесенного должностными лицами Министерства или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами Министерства, которое повлекло за собой возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде или причинение такого вреда;
обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объекта контроля, виновными в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250, 251 Уголовного кодекса Российской Федерации;
неисполненное решение суда, предусматривающее обязанность контролируемого лица по возмещению вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, либо направленное контролируемому лицу и не исполненное им требование о добровольном возмещении такого вреда, которое не признано недействительным.
Изменение категории риска объектов контроля может быть осуществлено по следующим основаниям:
объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с настоящим Положением к категориям значительного и среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям среднего и умеренного риска после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия;
объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с настоящим Положением к категориям среднего и умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям умеренного и низкого риска при отсутствии в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных частью четвертой настоящего пункта, и одновременном соблюдении установленных законодательством требований в области охраны окружающей среды.
Министерство ведет перечень объектов экологического контроля, которым присвоены категории риска.
8. В целях принятия решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Министерство руководствуется индикаторами риска нарушения обязательных требований (далее - Перечень индикаторов риска) согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
9. Определение индикаторов риска осуществляется Министерством с использованием сведений, характеризующих риск причинения вреда (ущерба), полученных с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведений, содержащихся в информационных ресурсах, в том числе обеспечивающих маркировку, прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации, и иные сведения об объекте контроля.
10. Министерство при получении сведений, характеризующих риск причинения вреда (ущерба), полученных с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведений, содержащихся в информационных ресурсах, в том числе обеспечивающих маркировку, прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации, и иных сведений об объекте контроля в течение 10 рабочих дней проводит контрольное (надзорное) мероприятие на основании распоряжения Министерства в соответствии с Законом о контроле и настоящим Положением.
11. Министерство проводит следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
12. Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
13. В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Министерства, проводящее профилактическое мероприятие, незамедлительно направляет информацию об этом должностному лицу Министерства, уполномоченному на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Должностными лицами Министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются министр природных ресурсов и экологии Саратовской области либо в случае его отсутствия в связи с командировкой, отпуском, болезнью и другими обстоятельствами, исключающими исполнение обязанностей, заместитель министра природных ресурсов и экологии Саратовской области - начальник управления государственного экологического надзора.
В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, предусмотренные частью 1 статьи 64 Закона о контроле.
14. Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Закона о контроле, на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
15. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения задач, предусмотренных частью 1 статьи 47 Закона о контроле.
По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике готовится Министерством один раз в год, утверждается приказом Министерства и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 7 рабочих дней со дня его утверждения.
16. При наличии у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство в течение 5 рабочих дней со дня, когда были получены указанные сведения, объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований направляется контролируемому лицу по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается лично.
В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в предостережении, контролируемое лицо в течение 15 рабочих дней со дня получения предостережения вправе представить в Министерство в письменной форме возражения в отношении предостережения. При этом контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их копии. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов).
В случае поступления в Министерство указанных возражений Министерство назначает консультации с контролируемым лицом по вопросу рассмотрения поступивших возражений, которые проводятся не позднее чем в течение 15 рабочих дней со дня поступления возражений. Министерство направляет контролируемому лицу уведомление о проведении консультаций не позднее чем за 2 рабочих дня до дня проведения консультаций любым доступным способом, позволяющим зафиксировать факт уведомления контролируемого лица, с указанием места и времени мероприятия. В ходе таких консультаций контролируемое лицо вправе давать пояснения, представлять дополнительные документы или их заверенные копии, в том числе представлять информацию о предпочтительных сроках устранения выявленных нарушений обязательных требований.
Результаты консультаций по вопросу рассмотрения возражений оформляются в течение 1 рабочего дня протоколом консультаций, к которому прилагаются документы или их заверенные копии, представленные контролируемым лицом.
О результатах рассмотрения протокола консультаций контролируемое лицо информируется путем направления мотивированного ответа одновременно с решением по результатам контрольного мероприятия.
17. Должностное лицо Министерства по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного экологического контроля). Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование может осуществляться должностным лицом Министерства по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия.
О способе, времени, месте (при необходимости) консультирования заявитель уведомляется Министерством любым доступным способом, позволяющим зафиксировать факт уведомления заявителя, не позднее 5 рабочих дней со дня получения обращения. Перечень вопросов, по которым осуществляется консультирование, в том числе перечень вопросов, по которым осуществляется письменное консультирование, предусмотрен приложением N 2 к настоящему Положению.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не представляется, за исключением случая, если заявитель просит дать письменный ответ по указанному перечню вопросов посредством направления в Министерство письменного обращения в бумажном или электронном виде.
В случае поступления в Министерство обращений контролируемых лиц и их представителей о консультировании по однотипным вопросам с просьбой представления информации в письменном виде Министерство размещает на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет письменное разъяснение по указанным вопросам, подписанное уполномоченным должностным лицом Министерства.
18. Профилактический визит проводится должностным лицом Министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. Министерство не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения профилактического визита согласовывает с контролируемым лицом дату, время, способ проведения профилактического визита.
Профилактический визит проводится в порядке, определенном статьей 52 Закона о контроле.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении объектов экологического контроля, отнесенных к категории значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).
В ходе профилактического визита (обязательного профилактического визита) контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В ходе профилактического визита (обязательного профилактического визита) должностным лицом Министерства может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Закона о контроле, а также пунктом 17 настоящего Положения.
Срок проведения профилактического визита (обязательного профилактического визита) не может превышать 1 рабочий день. По ходатайству должностного лица Министерства, проводящего профилактический визит, должностное лицо, указанное в части второй пункта 13 настоящего Положения, может продлить срок проведения профилактического визита не более чем на 3 рабочих дня.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется Министерством не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Министерство не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
При профилактическом визите (обязательном профилактическом визите) контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
19. При осуществлении государственного экологического контроля взаимодействием Министерства, его должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между должностным лицом Министерства и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие должностного лица Министерства в месте осуществления деятельности контролируемого лица.
Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, в случае наличия обстоятельств, которые создают препятствия для реализации контролируемыми лицами своих прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при проведении Министерством контрольных (надзорных) мероприятий вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для указанного обращения.
Документами, подтверждающими наличие обстоятельств, указанных в части второй настоящего пункта, являются:
1) листок нетрудоспособности;
2) документы, подтверждающие период прохождения медицинского освидетельствования при призыве на военную службу, военных сборов или участия в мероприятиях, связанных с подготовкой к военной службе;
3) документы, подтверждающие период участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя;
4) документы, подтверждающие вызов в орган дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика или понятого;
5) документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения и водоотведения, отопления и чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств (пожар, наводнение, ураган, землетрясение), препятствующие присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
6) документы, подтверждающие факты противоправных действий третьих лиц, препятствующие присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
7) документы, подтверждающие смерть близких родственников (свидетельство о смерти и документы, подтверждающие родство);
8) документы, подтверждающие выезд из места постоянного проживания в связи с обучением в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очно-заочной и заочной формам обучения;
9) решение суда по заявлению индивидуального предпринимателя об установлении факта наличия уважительной причины невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
20. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
Инспекционный визит контролируемого лица проводится путем осуществления следующих контрольных (надзорных) действий:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится после согласования с органами прокуратуры в соответствии со статьей 66 Закона о контроле, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 70 Закона о контроле.
Рейдовый осмотр контролируемого лица проводится путем осуществления следующих контрольных (надзорных) действий:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование.
Рейдовый осмотр проводится после согласования с органами прокуратуры в соответствии со статьей 66 Закона о контроле, за исключением случаев, предусмотренных частью 12 статьи 71 Закона о контроле.
Документарная проверка контролируемого лица проводится путем осуществления следующих контрольных (надзорных) действий:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
Документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
Выездная проверка контролируемого лица проводится путем осуществления следующих контрольных (надзорных) действий:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование.
Срок проведения выездной проверки не превышает 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не превышает пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия.
Выездная проверка проводится после согласования с органами прокуратуры в соответствии со статьей 66 Закона о контроле, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 73 Закона о контроле.
21. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
В случае приостановки аудио- и видеозаписи должностным лицом, проводящим контрольное (надзорное) мероприятие, объявляется о причине приостановки и времени приостановки. После возобновления аудио- и видеозаписи объявляется о ее возобновлении, времени возобновления, участвующие лица опрашиваются о наличии возражений, замечаний относительно происходившего в период приостановки аудио- и видеозаписи.
22. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
23. По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий принимаются следующие решения:
в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом должностное лицо по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляет акт проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдает контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законодательством об охране окружающей среды;
незамедлительно принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в том числе окружающей среде, и прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
при выявлении (фиксации в акте контрольного (надзорного) мероприятия) в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии с его компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
принимает меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом должностное лицо рассматривает вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Контрольные (надзорные) мероприятия, действия в рамках контрольных (надзорных) мероприятий совершаются в сроки, установленные Законом о контроле.
24. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном пунктом 25 настоящего Положения.
25. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель государственного органа, органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, объединения граждан, индивидуальный предприниматель, гражданин, их уполномоченный представитель (далее - заявитель) имеют право на обжалование решений Министерства, действий (бездействия) должностных лиц Министерства и принятых ими решений в ходе осуществления регионального государственного контроля в досудебном порядке в случаях, указанных в части 4 статьи 40 Закона о контроле.
Жалоба на решения Министерства, действия (бездействие) должностных лиц Министерства направляется на имя министра природных ресурсов и экологии Саратовской области.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом министру природных ресурсов и экологии Саратовской области без использования единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, рассматривается министром природных ресурсов и экологии Саратовской области в порядке, установленном Законом о контроле, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном Законом о контроле.
Жалоба рассматривается Министерством в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", министр природных ресурсов и экологии Саратовской области вправе продлить срок рассмотрения жалобы на 20 рабочих дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя, направившего жалобу.
Приложение N 1
к Положению о региональном государственном
экологическом контроле (надзоре)
Перечень
индикаторов риска нарушения обязательных требований объектами контроля
N п/п |
Индикаторы риска |
1. |
Нехарактерный запах и цвет водного объекта |
2. |
Нехарактерный запах и цвет атмосферного воздуха |
3. |
Складирование на территории отходов производства и потребления |
4. |
Наличие фактов, свидетельствующих о возможном ограничении свободного доступа к водному объекту и его береговой полосе |
5. |
Поступление в министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области информации о нарушении обязательных требований в области охраны окружающей среды из любых источников, обеспечивающих ее достоверность |
Приложение N 2
к Положению о региональном государственном
экологическом контроле (надзоре)
Перечень
вопросов, по которым осуществляется консультирование
1. Основные требования, установленные федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности на территории Саратовской области, подлежащие проверке при осуществлении государственного экологического контроля.
2. Контрольные (надзорные) мероприятия, посредством которых осуществляется государственный экологический контроль, виды, порядок их организации и проведения.
3. Порядок обжалования решений министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, действий (бездействия) должностных лиц министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области и принятых ими решений в ходе осуществления государственного экологического контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Саратовской области от 9 декабря 2021 г. N 1075-П "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)"
Вступает в силу с 13 декабря 2021 г.
Текст постановления опубликован на сайте электронного периодического издания "Новости Саратовской губернии" (http://g-64.ru/) 13 декабря 2021 г., на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 16 декабря 2021 г. N 6400202112160008
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Саратовской области от 4 июля 2023 г. N 610-П
Изменения вступают в силу с 6 июля 2023 г.
Постановление Правительства Саратовской области от 24 октября 2022 г. N 1034-П
Изменения вступают в силу с 25 октября 2022 г.