В целях совершенствования и повышения уровня организации текущего содержания пути и сооружений:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Инструкцию по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденную распоряжением ОАО "РЖД" от 14 ноября 2016 г. N 2288р.
2. И.о. заместителя генерального директора ОАО "РЖД" - начальника Центральной дирекции инфраструктуры Шевцову Е.А. довести изменения, утвержденные настоящим распоряжением, до сведения причастных работников.
Первый заместитель |
С.А. Кобзев |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО "РЖД"
от 21 октября 2021 г. N 2275/р
Изменения, которые вносятся в инструкцию по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденную распоряжением ОАО "РЖД" от 14 ноября 2016 г. N 2288р
1. Дополнить пункт 3.1.7 абзацем следующего содержания:
"Для усиления кривых участков радиусом 1200 м и менее на железобетонных шпалах при скреплении ЖБР в местах с повышенным выходом скреплений при производстве работ по текущему содержанию железнодорожного пути укладываются подкладочные типы скреплений. Усиление всей кривой подкладочными типами скреплений производится в плановом порядке.".
2. Пункт 3.4.30 изложить в следующей редакции:
"3.4.30. Установка отбойных брусьев перед остряками стрелок на деревянных и железобетонных брусьях производится в соответствии с утвержденными схемами. Отбойные брусья, установленные перед остряками стрелок на железобетонных брусьях, изготовленных до 1 июля 2016 г., должны соответствовать действующей конструкторской документации на момент изготовления.".
3. Подраздел 3.6 изложить в следующей редакции:
"3.6. Железнодорожные переезды.
3.6.1. Железнодорожные переезды в зависимости от интенсивности движения железнодорожного и автомобильного транспорта делятся на четыре категории. Установление категорийности, порядок содержания и обслуживания переездов, должны соответствовать Условиям эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденным приказом Минтранса России от 31 июля 2015 г. N 237 (далее - Условия).
Настилы для железнодорожных переездов должны соответствовать требованиям ТУ 22.19.73.110-001-78969127-2018 "Настилы для железнодорожных переездов и пешеходных переходов".
3.6.2. Параметры и характеристики автомобильных дорог в границах железнодорожных переездов должны соответствовать ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Ширина проезжей части железнодорожного переезда должна быть равна ширине проезжей части автомобильной дороги, но не менее 6 м. Настил железнодорожного переезда должен соответствовать утвержденной конструкторской документации. При величине возвышения междурельсового настила более 50 мм движение поездов ограничивается до 40 км/ч.
На подходах к железнодорожным переездам со стороны железной дороги устанавливаются постоянные предупредительные сигнальные знаки "С" о подаче машинистами поездов свистка.
Сигнальные знаки "С" устанавливают с правой стороны по ходу движения поездов на расстоянии 500-1500 м, а на перегонах, где обращаются поезда со скоростями более 120 км/ч - на расстоянии 800-1500 м. Перед железнодорожными переездами не общего пользования сигнальные знаки "С" устанавливаются на расстоянии 100-300 м в зависимости от местных условий.
Перед железнодорожными переездами без дежурных работников с неудовлетворительными условиями видимости, кроме того, должны устанавливаться дополнительные сигнальные знаки "С" на расстоянии 250 м от железнодорожного переезда (на перегонах, где обращаются поезда со скоростью более 120 км/ч - на расстоянии 400 м).
При наличии на железнодорожном переезде переездной сигнализации, предупреждающие сигнальные знаки 1.3.1 "Однопутная железная дорога" или 1.3.2 "Многопутная железная дорога" устанавливаются на одной опоре со светофорами, а при ее отсутствии - на расстоянии 6-10 м от ближнего рельса.
В соответствии с пунктом 25 Условий на подходах к железнодорожным переездам со стороны автомобильной дороги технические средства организации дорожного движения устанавливают на основании проекта организации дорожного движения владельцем автодороги.
3.6.3. На железнодорожных переездах на протяжении не менее 10 м от крайнего рельса автомобильная дорога в продольном профиле должна иметь горизонтальную площадку или вертикальную кривую большого радиуса или уклон, обусловленный превышением одного рельса над другим, когда пересечение находится в кривом участке железнодорожного пути. Продольный уклон подходов автомобильной дороги к железнодорожному переезду на протяжении не менее 20 м перед площадкой составляет не более . Порядок проведения данных измерений определяется отдельными нормативными документами ОАО "РЖД".
3.6.4. Железнодорожные переезды, обслуживаемые дежурным работником, с движением поездов со скоростью более 140 км/ч должны быть оборудованы устройствами заграждения железнодорожного переезда (далее - УЗП). Также они могут быть оборудованы противотаранными устройствами (далее - ПТУ). Порядок оборудования и эксплуатации УЗП и ПТУ устройств осуществляется на основании нормативной документации, утвержденной ОАО "РЖД".
Железнодорожные переезды, оборудованные устройством заграждения от несанкционированного въезда на железнодорожный переезд транспортного средства, должны обустраиваться пешеходной дорожкой, а также информационными щитами на подходах к железнодорожному переезду с предупреждением водителей о наличии на железнодорожном переезде дополнительных устройств, предотвращающих въезд автотранспорта на железнодорожный переезд.
Для ограждения железнодорожного переезда при производстве ремонта железнодорожного пути, сооружений и устройств железнодорожного транспорта должны использоваться запасные горизонтально-поворотные шлагбаумы ручного действия, установленные на расстоянии не менее 1 м от основных шлагбаумов в сторону автомобильной дороги и перекрывающие всю проезжую часть дороги. Эти шлагбаумы должны иметь приспособления для закрепления их в открытом и закрытом положениях и навешивания сигнального фонаря.
3.6.5. УЗП устанавливаются в проезжую часть автомобильной дороги на одном уровне с ее покрытием. После опускания шлагбаумов должен обеспечиваться подъем плиты УЗП в сторону приближающегося автотранспорта на высоту 0,45 м +/-0,05 м, полностью перегораживая проезжую часть автомобильной дороги. Конструкция УЗП должна обеспечивать перевод в горизонтальное положение плит под воздействием колес автотранспорта при выезде с переезда для его освобождения. Устройства УЗП не должны допускать подъем плиты при нахождении в ее зоне автотранспортного средства.
3.6.6. Железнодорожные переезды оборудуются техническими средствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержат участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожного переезда, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и технических регламентов, действующих в сфере дорожного хозяйства.
Структурные подразделения ОАО "РЖД" обеспечивают исправное содержание и работу шлагбаумов, переездной и заградительной сигнализации, замену приводов шлагбаумов, исправное содержание и работу телефонной (радио-) связи, бесперебойное электроснабжение, исправность наружных электросетей, прожекторных установок, автоматическое включение и отключение наружного освещения, получение и замену электроламп наружного освещения, в том числе и в прожекторных установках.
Основные параметры железнодорожных переездов указываются в Карточке переезда, которая ежегодно актуализируется по результатам комиссионных осмотров.
3.6.7. Работы по содержанию, ремонту, капитальному ремонту и реконструкции настила и проезжей части междупутья железнодорожного переезда, установке и демонтажу временных дорожных знаков обеспечиваются структурными подразделениями дирекций инфраструктуры, на балансе которых находятся переезды.
Работы по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Работы по ремонту, капитальному ремонту и реконструкции участков автомобильных дорог в границах железнодорожных переездов (за исключением настила и проезжей части междупутья железнодорожного переезда) производятся собственником (владельцем) этих участков дорог по согласованию с дистанциями пути (далее - ПЧ) и дистанциями инфраструктуры (далее - ИЧ).
В соответствии с пунктом 80 Условий содержание, установка и замена дорожных знаков до границ железнодорожных переездов осуществляется владельцем (балансодержателем) этих участков автомобильных дорог.
Ремонт автоматических (полуавтоматических) шлагбаумов, электрошлагбаумов, переездной и заградительной сигнализации на железнодорожных переездах выполняется структурными подразделениями дирекций инфраструктуры.
3.6.8. Ремонт путевых устройств на железнодорожных переездах обеспечивается в плановом порядке ПЧ (ИЧ). При капитальном ремонте железнодорожного пути должен выполняться ремонт железнодорожных переездов. Объем работ при ремонте по каждому железнодорожному переезду определяется рабочей документацией.
3.6.9. Не допускается расположение рельсовых стыков в пределах переездного настила.
Вскрытие переездных настилов для проверки состояния рельсов на предмет наличия коррозии подошвы рельса (код дефекта 64.1-2), состояния скрепления, подкладок, амортизационных прокладок, шпал, балласта производится работниками ПЧ (ИЧ) с периодичностью не реже одного раза в 5 лет в соответствии с программой вскрытия переездных настилов, утверждаемой начальником ПЧ (ИЧ).".
4. Третий абзац пункта 3.11.11 изложить в следующей редакции:
"Не реже одного раза в два года на путях 1-3 классов, на путях 4-5 классов с периодичностью не реже одного раза в три года сборные изолирующие стыки с металлополимерными и металлокомпозитными накладками осматриваются со снятием накладок и измерением геометрических размеров, дефектов, а так же износов. Осмотры изолирующих стыков с композитными накладками производятся в соответствии с Порядком монтажа и содержания изолирующих стыков с композитными накладками, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 10 января 2020 г. N 11/р.".
5. Подраздел 3.11 дополнить пунктами 3.11.11(1) и 3.11.11(2) следующего содержания:
"3.11.11(1). Дистанции пути (инфраструктуры) должны следить, чтобы в зоне изолирующего стыка не было:
- дефектных (отсутствующих) шпал, скреплений, в т.ч. амортизационных прокладок;
- дефектных рельсов;
- выплесков;
- просадок 2 степени.
При обнаружении указанных неисправностей, устранение их на участках железнодорожного пути группы "О" производится в течение 14 дней с учетом сезонности выполнения работ, на остальных участках (группы В, С, П, I-V) - в плановом порядке.
Шпалы в зоне изолирующего стыка укладываются по установленной для данной категории пути эпюре.
Диаметр и расположение болтовых отверстий в стыке рельсов должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51685-2013 "Рельсы железнодорожные. Общие технические условия".
На участках железнодорожного пути группы "О" и участках обращения грузовых поездов повышенного веса и длины в изолирующих стыках в соответствии с таблицей 4.2 должен проводиться осмотр подрельсовых амортизационных прокладок. При выявлении дефектных прокладок (сквозные трещины по толщине прокладки, разрывы, уменьшение толщины прокладки на 20% и более от минимального значения, указанного в конструкторской документации, несоответствие пунктам 9.2-9.3 ГОСТ 34078-2017 "Прокладки рельсовых скреплений железнодорожного пути. Технические условия") более чем на 5 концах шпал подряд по одной рельсовой нити, организуется их замена в 7-дневный срок.
Устранение зазоров, превышающих конструктивный, в сборных изолирующих стыках на участках группы железнодорожного пути "О" производится при величине зазора более 15 мм до 20 мм - в течение 7 дней; при зазоре более 20 мм - в 3-дневный срок.
На участках главных путей 1-2 классов при обнаружении отсутствующих фасок в изолирующих стыках, в т.ч. в технологических отверстиях неисправности устраняются в 1-дневный срок.
3.11.11(2). При выполнении работ текущего содержания в зоне изолирующего стыка (выправка, рихтовка, смена шпал, рельсов и др.) до производства работ должны быть выполнены следующие условия:
осуществлен контроль температуры рельсов при выполнении работ;
на участке примыкания, протяженностью не менее 50 м, проведена протяжка клеммных и закладных болтов и проверка усилия прижатия пружинных клемм к рельсу;
проведена замена дефектных элементов верхнего строения пути;
проведена замена подрельсовых амортизационных прокладок.".
6. Третий абзац пункта 3.12.2 изложить в следующей редакции:
"проведение ежемесячного зимнего комиссионного осмотра железнодорожного пути и сооружений;".
7. Пункт 3.12.3(1) изложить в следующей редакции:
"3.12.3(1). В целях обеспечения безопасности движения поездов и устойчивой работы инфраструктуры в зимний период с декабря по март необходимо по разработанному графику ежемесячно проводить зимние комиссионные осмотры железнодорожного пути и сооружений под председательством начальников, заместителей и главных инженеров дистанций пути (инфраструктуры), начальников участков. Приказами по ПЧ (ИЧ) определяются состав комиссии и участки, подлежащие зимнему комиссионному осмотру железнодорожного пути и сооружений. Осмотры проводятся в период с 1 по 20 число месяца.
Зимнему комиссионному осмотру подлежат участки:
на которых уложены рельсы с наработкой тоннажа более 700 млн тонн брутто, а также рельсы, наработка тоннажа по которым достигнет указанных значений в период с ноября по март;
с наличием дефектов смятия и износа головки рельса величиной более 2,0 мм для кодов 40.0, 46.3-4, 47.3-4, более 4,0 мм для кодов 41.0,2 и 43.1;
с грузонапряженностью более 100 млн т км брутто/км год;
на деревянном основании;
с наличием дефектов первой (коды 14, 16, 17) группы;
с дефектным земляным полотном.
Осмотр искусственных сооружений производится в соответствии с Инструкцией по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД", а также его дочерних и зависимых обществах, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 22 октября 2013 г. N 2243р.
Оформление результатов осмотра, контроль устранения неисправностей осуществляется с использованием Единой корпоративной автоматизированной системы управления инфраструктурой (ЕК АСУИ).
Распоряжениями по дирекциям инфраструктуры за неблагополучными предприятиями на период осмотра для контроля за организацией, проведением осмотра и ходом устранения выявленных неисправностей закрепляются руководители дирекций и служб пути.".
8. В таблице 4.2:
а) слова "зимнего комиссионного осмотра главных и приемо-отправочных путей, стрелочных переводов, расположенных на них и сооружений" в соответствующем падеже заменить словами "зимнего комиссионного осмотра железнодорожного пути и сооружений" в соответствующем падеже;
б) в столбце "Куда заносятся результаты осмотров и проверок" для позиций "Контролер состояния железнодорожного пути, бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений (при его отсутствии)", "Мастер дорожный", "Начальник участка пути дистанции пути (инфраструктуры)", и "Начальник дистанции пути (инфраструктуры), заместитель начальника дистанции, главный инженер дистанции" книги формы ПУ-28, ПУ-29 дополнить примечанием "*(3)";
в) примечание "*(3)" изложить в следующей редакции:
"*(3) Если промер производится электронным путевым шаблоном, книги форм ПУ-28 и ПУ-29 ведутся только в электронной версии ЕК АСУИ, на бумажном носителе не дублируются.";
г) примечание "*(4)" изложить в следующей редакции:
"*(4) При отсутствии одного из 2 средств контроля, а именно, видеоконтроля, установленного на мобильных устройствах диагностики или использовании электронного путевого шаблона, на путях линий В и С главные и приемо-отправочные пути осматриваются 2 раза в месяц;
При обеспечении проверки системами видеоконтроля, установленными на мобильных средствах диагностики, с периодичностью 2 раза в месяц и более, организации сплошной расшифровки данных, по согласованию с Центральной дирекцией инфраструктуры, проверка перегонов главных путей линий В и С контролером состояния железнодорожного пути, бригадиром (освобожденным) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений (при его отсутствии) не производится.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 21 октября 2021 г. N 2275/р "О внесении изменений в инструкцию по текущему содержанию железнодорожного пути"
Текст распоряжения опубликован в журнале "Экономика железных дорог", ноябрь 2021 г., N 11