Распоряжение Правительства Пензенской области от 9 декабря 2021 г. N 714-рП
"Об утверждении Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Пензенской области на 2021-2023 годы, Плана мероприятий по ее реализации и состава проектного комитета по реализации общественного проекта "Ментальное здоровье" в Пензенской области"
В целях реализации общественного проекта "Ментальное здоровье" на территории Пензенской области, руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Концепцию комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Пензенской области на 2021-2023 годы;
1.2. План мероприятий по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Пензенской области на 2021-2023 годы.
1.3. Состав Проектного комитета по реализации общественного проекта "Ментальное здоровье" в Пензенской области.
2. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы здравоохранения и социального развития.
Исполняющий обязанности |
Н.П. Симонов |
Утверждена
распоряжением
Правительства Пензенской области
09.12.2021 N 714-рП
Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Пензенской области на 2021-2023 годы
1. Общие положения
1.1. Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Пензенской области на 2021-2023 годы (далее - Концепция) направлена на создание организационно-правовых, методических и инфраструктурных условий для решения проблем социализации данной категории граждан, проживающих в Пензенской области.
1.2. Необходимость создания системы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями (далее соответственно - РАС и ДМН) в Пензенской области обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции ООН о правах ребенка, Конвенции ООН о правах инвалидов и направлена на обеспечение прав людей с РАС и ДМН на полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, на охрану здоровья, абилитацию, реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду и полноценную жизнь в обществе.
1.3. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является интеграция людей с ментальными нарушениями в общество, формирование условий для их развития, взаимодействия с другими людьми и окружающим миром.
Дети с РАС и ДМН отличаются от своих сверстников неразвитыми социально-бытовыми навыками, неприспособленностью к повседневным делам, неспособностью подражать поведению взрослых в повседневной жизни, трудностями с применением накопленных знаний в реальной жизни, отсутствием мотивации к овладению социально-бытовыми навыками и, как следствие, часто невозможностью самостоятельного проживания в обществе. Своевременное комплексное сопровождение детей с РАС и ДМН способствует максимальному развитию способностей, успешной социализации и включению их в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.
1.4. Создание условий для включения людей с РАС и ДМН в систему комплексного сопровождения позволит сформировать у них определенные профессиональные навыки и вовлечь в социальную и трудовую деятельность.
1.5. Необходимость постоянного ухода за людьми с РАС и ДМН значительно снижает возможность трудоустройства их родителей или иных законных представителей. Возможность вовлечения в межведомственную систему комплексного сопровождения детей с РАС и ДМН с самого раннего возраста позволит родителям и иным законным представителям заниматься трудовой деятельностью.
1.6. По данным Министерства здравоохранения Пензенской области, в 2020 году зафиксировано 1319 детей с РАС с ДМН, из них:
с РАС - 130 детей, в том числе от 0 до 3 лет - 0 детей, от 3 до 14 лет - 115 детей, от 15 до 18 лет - 15 детей;
с ДМН - 1189 детей.
1.7. Диагноз РАС и ДМН в большинстве случаев устанавливается детям в возрасте от 5 до 9 лет. Это свидетельствует о позднем установлении диагноза и, соответственно, о несвоевременном начале абилитационных и реабилитационных мероприятий. В связи с этим необходимо обеспечить максимально раннее выявление детей, имеющих признаки РАС и ДМН, дифференциальную диагностику и своевременное начало абилитационных и реабилитационных мероприятий. Оптимальный возраст для раннего выявления признаков РАС и ДМН у детей, а также проведения медицинской диагностики (скрининга) - от 1,5 до 3 лет.
1.8. Система оказания помощи людям с РАС и ДМН и их семьям в Пензенской области включает учреждения и организации системы здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, спорта, общественные некоммерческие и коммерческие организации.
1.9. В Пензенской области амбулаторная медицинская помощь детям с РАС и ДМН предоставляется участковыми врачами-педиатрами межрайонных и районных больниц, городских, межрайонных и районных детских поликлиник Пензенской области, а также врачами-психиатрами городской детской поликлиники и ГБУЗ "Пензенская областная детская клиническая больница имени Н.Ф. Филатова".
1.9.1. Стационарная помощь детям с РАС и ДМН оказывается ГБУЗ "Областная психиатрическая больница им. К.Р. Евграфова", ГБУЗ "Пензенская областная детская клиническая больница имени Н.Ф. Филатова".
1.9.2. Консультативно-информационная помощь семье с детьми с РАС и ДМН по проблемам медицинского аспекта оказывается ГБУЗ ПО "Пензенский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики".
1.9.3. В целях организации работы по комплексному сопровождению людей с РАС в системе здравоохранения Пензенской области необходимо обеспечение условий доступности услуг ранней диагностики и медицинской помощи детям с РАС в отдаленных районах области. Учитывая дефицит врачей-психиатров, преимущественно в сельских районах области, необходима организация работы по совершенствованию кадровых ресурсов.
1.10. В системе образования Пензенской области дети с РАС и ДМН получают услуги в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и внедряющих инклюзивную практику, в организациях профессионального образования.
1.10.1. По данным Министерства образования Пензенской области, 232 ребенка с РАС охвачены образовательными услугами на разных уровнях образования, в том числе - 1 человек с РАС - является студентом образовательной организации среднего профессионального образования.
1.10.2. Психолого-педагогическая консультативная помощь семьям с детьми с РАС и ДМН оказывается в ГБУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области", муниципальном учреждении "Психолого-педагогический центр системы образования "Надежда" (г. Заречный), консультативных центрах, созданных на базе организаций дошкольного образования, восьми интернатных учреждений Пензенской области.
1.10.3. С целью определения образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в том числе детей с РАС и ДМН, дошкольного и школьного возраста в Пензенской области организована работа 5 психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК): 1 центральной, 4 муниципальных.
1.11. Система социального обслуживания людей с РАС и ДМН включает:
ГБУ ССЗН "Областной социально-реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов", ГБСУ СО "Мокшанский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", 3 психоневрологических интерната и другие учреждения социального обслуживания Пензенской области.
1.12. В государственных и муниципальных учреждениях культуры и спорта Пензенской области отсутствуют адаптивные разработанные программы и секции для людей с РАС. Отмечается необходимость обучения специалистов определенным навыкам работы с людьми с РАС.
1.13. Услуги людям с РАС на территории Пензенской области также оказывают общественные организации.
1.14. Анализ имеющихся ресурсов в сфере оказания помощи людям с РАС указывает на необходимость развития межведомственной системы непрерывного комплексного сопровождения людей с РАС.
2. Термины и определения, используемые в Концепции
В настоящей Концепции применяются следующие термины и определения:
2.1. Абилитация - система и процесс формирования отсутствующих способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
2.2. Автономный класс - форма обучения на базе общеобразовательных организаций, при которой обучающиеся с РАС и ДМН зачислены в отдельный класс и обучаются по специальной адаптированной основной общеобразовательной программе, при этом они могут принимать участие в учебном процессе общеобразовательного класса в меру своих возможностей. Учащиеся автономного класса участвуют в разных видах инклюзии вне обучения в общеобразовательном классе (например, столовая, перемена, праздник).
2.3. Группа комбинированной направленности - форма организации дошкольного образования, при которой организовано совместное образование нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Дети с ОВЗ получают дошкольное образование по адаптированной программе с учетом особенностей их психофизического развития.
2.4. Группа компенсирующего вида - форма организации дошкольного образования только для детей с ограниченными возможностями здоровья, при которой осуществляется коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
2.5. Доступная среда - обеспечение равного доступа людей с РАС и ДМН к объектам инфраструктуры, услугам и информации, включая возможность образования и трудоустройства, независимо от наличия постоянных или временных ограничений мобильности.
2.6. Комплексное сопровождение - содействие при получении людьми с РАС и ДМН социально значимых услуг (медицинских, социальных, образовательных, услуг в сфере физической культуры и спорта, профессиональной подготовки и занятости), а также проведение комплекса мероприятий с родителями и иными законными представителями людей с РАС и ДМН, направленных на социальную интеграцию в общество и повышение ресурсности данных семей.
2.7. Коррекционный класс - это класс, в котором обучаются до 18 детей с ОВЗ. В классе данной категории возможно обучение не более 2 детей с РАС и ДМН.
2.8. Ментальные нарушения - умственные и психические (интеллектуальные) расстройства, которые ограничивают способность человека обслуживать себя, обучаться, заниматься трудовой деятельностью и осложняют процесс интеграции в общество.
2.9. Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых детям с РАС и ДМН в возрасте до 3 лет и их семьям, направленных на раннее выявление детей с РАС и ДМН, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей или иных законных представителей. При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7-8 лет.
2.10. Расстройства аутистического спектра (РАС) - гетерогенная группа нарушений нейроразвития, включающих различные нозологические дефиниции (синдромы Каннера и Аспергера, высокофункциональный аутизм, инфантильный психоз, атипичный детский психоз, детское дезинтегративное расстройство, а также множество хромосомных и генетических синдромов), характеризующихся триадой нарушений (качественные нарушения социального взаимодействия, общения, стереотипное поведение и неспецифические проблемы (МКБ-10) и диадой нарушения социального взаимодействия, ограниченными и повторяющимися паттернами поведения и/или интересов (DSM-5).
2.11. Реабилитация - система полного или частичного восстановления способностей к бытовой, общественной, профессиональной или иной деятельности.
2.12. Ресурсный класс - форма обучения на базе общеобразовательных учреждений, при которой обучающиеся с РАС и ДМН зачислены в регулярные (общеобразовательные) классы, одновременно с этим большую часть времени они обучаются в ресурсной зоне в малых группах и ряд учебных предметов посещают в регулярных классах.
2.13. Служба ранней помощи - форма организации сопровождения детей с РАС и ДМН в раннем возрасте (до 3 лет), предполагающая индивидуальную диагностику ребенка, проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми и консультаций родителей специалистами сопровождения.
2.14. Сопровождаемое проживание инвалидов - стационарозамещающая технология социального обслуживания, предусматривающая возможность предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по реабилитации, абилитации и социальному сопровождению в привычной, благоприятной для него среде, максимально приближенной к домашней.
2.15. Тьютор - педагогический работник, который обеспечивает персональное сопровождение учащегося с особенностями развития в образовательном пространстве в целях обеспечения его успешной интеграции в образовательную среду школы.
2.16. Клинические рекомендации - документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи.
3. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих организацию помощи людям с РАС в Пензенской области
3.1. Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., ратифицирована Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"; Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.), ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.;
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 31.05.2021 N 287;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 940н "Об утверждении правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений";
Закон Пензенской области от 4 июля 2013 г. N 2413-ЗПО "Об образовании в Пензенской области" (с последующими изменениями);
Закон Пензенской области от 26 ноября 2014 г. N 2645-ЗПО "О социальном обслуживании граждан в Пензенской области" (с последующими изменениями);
Клинические рекомендации: "Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация", разработанные ассоциацией психиатров и психологов за научно-обоснованную практику, 2020.
4. Цель, задачи и приоритетные направления Концепции
4.1. Целью настоящей Концепции является создание организационно-правовых, методических и инфраструктурных условий для региональной системы комплексного непрерывного сопровождения людей с РАС и ДМН, направленной на их максимальное развитие, адаптацию и интеграцию в общество, снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление психического и физического здоровья, повышение доступности образования и занятости.
4.2. Задачи Концепции:
Создание условий для развития системы комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН на основе непрерывного межведомственного взаимодействия всех участников, реализующих цель и задачи настоящей Концепции.
Разработка нормативно-правовой и методической базы по организации комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН.
Повышение квалификации и обучение специалистов организаций эффективным технологиям и методикам работы и помощи людям с РАС и ДМН, а также семьям людей с РАС и ДМН.
Создание условий для развития деятельности учреждений и организаций разной ведомственной принадлежности, а также некоммерческих организаций в сфере оказания комплексной помощи людям с РАС и ДМН, а также семьям людей с РАС и ДМН.
Создание доступной среды для людей с РАС и ДМН.
Развитие механизмов всесторонней поддержки семей людей с РАС и ДМН.
Формирование толерантного отношения в обществе к людям с РАС и ДМН.
4.3. Приоритетные направления Концепции:
Создание регионального регистра людей с РАС и ДМН для их последующего включения в программу комплексного сопровождения.
Определение перечня организаций различных форм собственности - поставщиков услуг людям с РАС и ДМН.
Создание механизма своевременного выявления и ранней диагностики детей с РАС и ДМН.
Обеспечение своевременной ранней абилитации и реабилитации детей с РАС и ДМН.
Обеспечение доступности дошкольного, общего, дополнительного, а также профессионального образования для людей с РАС и ДМН.
Создание дифференцированных условий и подходов к комплексному сопровождению людей с РАС и ДМН с учетом степени тяжести их нарушений.
Обучение родителей или иных законных представителей, воспитывающих детей с РАС и ДМН, эффективным технологиям и методикам помощи людям с РАС и ДМН.
Организация информационной, правовой, психологической, материальной, социальной поддержки семей, воспитывающих людей с РАС и ДМН.
Организация трудоустройства людей с РАС и ДМН с учетом их возможностей и функциональности.
Обеспечение сопровождаемым проживанием людей с РАС и ДМН.
Проведение информационной кампании для формирования толерантного отношения к людям с особенностями развития, в том числе людям с РАС и ДМН.
5. Целевые группы
К целевым группам по оказанию услуг комплексного сопровождения относятся:
Дети раннего возраста (от 1,5 до 3 лет), определенные к группе риска по наличию РАС и ДМН по результатам общего скрининга.
Дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) с РАС и ДМН.
Дети школьного возраста (от 7 до 18 лет) с РАС и ДМН.
Люди с РАС и ДМН старше 18 лет.
Семьи людей с РАС и ДМН.
6. Участники системы комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН в Пензенской области
6.1. В систему взаимодействия в рамках реализации Концепции включены органы исполнительной власти Пензенской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области, центральная и территориальные ПМПК, медицинские, социальные, образовательные, спортивные и культурные организации различных ведомственной принадлежности и форм собственности, социально ориентированные некоммерческие организации, коммерческие организации, родительские объединения.
6.2. Методологическое сопровождение Концепции осуществляют федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (г. Москва), АНО "Наш солнечный мир", ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" и ГБУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области", ГБУЗ ПО "Пензенский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики", ГБУ ССЗН "Областной социально-реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов".
7. Система комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН в Пензенской области
7.1. Системный характер и многообразие проблем, обусловленных РАС и ДМН, предполагает консолидацию межведомственных и междисциплинарных усилий для осуществления комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН в следующих системообразующих аспектах.
7.1.1. Медицинский аспект включает:
Создание системы раннего выявления признаков РАС и ДМН.
Предоставление специализированной медицинской помощи, медицинского сопровождения людей с РАС и ДМН.
Формирование и ведение регионального регистра людей с РАС и ДМН.
Механизм реализации медицинского аспекта:
Наличие координационного звена и методического сопровождения оказания услуг по социальной реабилитации детям с РАС и ДМН, в том числе ранней помощи, на базе ГБУЗ "Областная психиатрическая больница имени К.Р. Евграфова".
Проведение скрининга, выявление детей с РАС и ДМН на базе медицинских организаций, оказывающих помощь детям.
Организация работы по ранней помощи детям с РАС и ДМН на базе медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Пензенской области.
Исполнение медицинских стандартов абилитации, реабилитации при оказании помощи людям с РАС и ДМН.
Обеспечение деятельности координационного звена реализации Концепции в системе медицинского сопровождения семей, детей с РАС и ДМН.
7.1.2. Образовательный аспект включает:
Развитие вариативных форм получения дошкольного и общего образования с учетом особенностей и возможностей каждого обучающегося с РАС и ДМН.
Сохранение сети общеобразовательных организаций для обучающихся по адаптированным основным образовательным программам.
Создание условий для получения среднего профессионального и высшего образования людьми с РАС и ДМН.
Создание условий для дополнительного образования детей с РАС и ДМН, предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации обучающихся с РАС и ДМН.
Создание условий для повышения квалификации специалистов системы здравоохранения, социального обеспечения, образования, спорта и культуры.
Организацию работы с родителями или иными законными представителями детей с РАС и ДМН в системе образования.
Организацию работы ресурсного центра по сопровождению образования детей с РАС, включая услугу по раннему комплексному обследованию детей с РАС психолого-медико-педагогическими комиссиями.
Механизм реализации образовательного аспекта:
Обеспечение для детей с РАС и ДМН права на получение образования с соблюдением требований нормативных правовых актов федерального и регионального уровней.
Работа центра координации реализации Концепции и методического сопровождения образования детей с расстройствами аутистического спектра на базе ГБУ Пензенской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области".
Совершенствование работы консультативных центров по развитию инклюзивных практик, созданных на базе кол-интернатов# для обучающихся по адаптированным основным образовательным программам Пензенской области.
Мониторинг условий получения дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования людьми с РАС и ДМН.
7.1.3. Социальный аспект включает:
Оказание людям с РАС и ДМН специализированных услуг по абилитации и реабилитации.
Вовлечение людей с РАС и ДМН (с учетом степени ограничения) и их семей в социокультурные, творческие, спортивные мероприятия и программы.
Организация ранней, в том числе консультационной помощи семьям с детьми с РАС и ДМН на базе учреждений, подведомственных министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.
Организация и развитие системы комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов с РАС и ДМН.
Повышение квалификации специалистов учреждений социальной сферы.
Развитие стационарозамещающих технологий и технологий сопровождающего проживания для людей с РАС и ДМН.
Создание условий для занятости людей с РАС и ДМН в соответствии с уровнем их функциональности.
Механизм реализации социального аспекта:
Предоставление социальных услуг лицам с РАС и ДМН.
Обеспечение социальной поддержки людей с РАС и ДМН.
Наличие координационного звена и методического сопровождения оказания услуг по социальной реабилитации детям с РАС и ДМН, в том числе ранней помощи, на базе ГБУ ССЗН "Областной социально-реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов".
7.1.4. Профессиональный аспект включает создание условий людям с РАС и ДМН для профессиональной трудовой занятости (частичной или полной).
Механизм реализации профессионального аспекта:
Сопровождение людей с РАС и ДМН, обратившихся в службу занятости за предоставлением им государственных услуг по организации профессиональной ориентации, психологической поддержки, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
Взаимодействие с работодателями по вопросам создания рабочих мест для людей с РАС и ДМН с учетом степени их функциональности.
8. Ожидаемые результаты
8.1. В результате реализации Концепции планируется:
Создание межведомственной системы взаимодействия между учреждениями и организациями по вопросам комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН.
Повышение мотивации родителей или иных законных представителей к включению детей с РАС и ДМН в процесс комплексного сопровождения на раннем этапе.
Создание системы раннего выявления, диагностики и ранней помощи детям с РАС и ДМН.
Обеспечение равного доступа людей с РАС и ДМН к абилитационным и реабилитационным услугам.
Обеспечение доступности дошкольного, общего, профессионального, высшего, дополнительного образования для людей с РАС и ДМН с учетом их запросов, возможностей и образовательных потребностей.
8.2. Эффективность и степень достижения ожидаемых результатов планируется определять на основании сопоставления организуемой системы комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН с целевыми показателями (индикаторами), определенными приложением к настоящей Концепции, "Планом мероприятий по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Пензенской области на 2021-2023 годы", утвержденным настоящим распоряжением.
Приложение
к Концепции
Перечень целевых индикаторов реализации Концепции
N п/п |
Наименование индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Значение показателя по годам |
Ответственный исполнитель |
||
2021 |
2022 |
2023 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Доля детей в возрасте до 3 лет, прошедших скрининг, от общей численности детей данного возраста |
% |
85 |
90 |
95 |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
2. |
Доля детей с РАС, находящихся под наблюдением врача-психиатра, в возрасте до 3 лет от общего числа детей с установленным диагнозом |
% |
95 |
96 |
97 |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
3. |
Доля детей с РАС и ДМН, получивших медицинскую помощь, медицинское сопровождение от общего количества детей с установленным диагнозом |
% |
100 |
100 |
100 |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
4. |
Доля детей с РАС и ДМН, обучающихся в образовательных организациях, от общего количества выявленных обучающихся с РАС и ДМН, в том числе: |
% |
|
|
|
|
4.1.1. |
в дошкольных образовательных организациях (от числа обратившихся) |
% |
87 |
95 |
100 |
Министерство образования Пензенской области |
4.1.2. |
в общеобразовательных организациях |
% |
90 |
95 |
100 |
Министерство образования Пензенской области |
4.1.3. |
Количество ресурсных классов в общеобразовательных организациях |
единиц |
4 |
5 |
6 |
Министерство образования Пензенской области |
4.2. |
Доля детей с РАС и ДМН в возрасте до 3 лет, получивших медицинскую, психолого-педагогическую, коррекционную, социальную помощь от общего числа обратившихся |
% |
90 |
100 |
100 |
Министерство здравоохранения Пензенской области; Министерство образования Пензенской области; Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области; Министерство культуры и туризма Пензенской области; Министерство физической культуры и спорта Пензенской области; НКО |
4.3. |
Доля детей с РАС и ДМН, получивших психолого-педагогическую, коррекционную помощь от общего числа детей с РАС и ДНМ |
% |
Не менее 50 |
Не менее 50 |
Не менее 50 |
Министерство образования Пензенской области |
4.4. |
Доля обучающихся с РАС и ДМН, прошедших предпрофессиональную подготовку и профессиональную ориентацию, от общего количества обучающихся с РАС и ДМН |
% |
Не менее 50 |
Не менее 50 |
Не менее 50 |
Министерство образования Пензенской области |
4.5. |
Доля детей с РАС и ДМН, обучающихся по программам дополнительного образования, от общего количества детей с РАС и ДМН, в том числе: |
% |
|
|
|
|
4.5.1. |
в сфере образования |
% |
35 |
40 |
50 |
Министерство образования Пензенской области |
4.5.2. |
в сфере физкультуры и спорта |
% |
10 |
15 |
30 |
Министерство образования Пензенской области |
4.6. |
Доля детей с РАС и ДМН, продемонстрировавших положительную динамику развития, от общего количества обучающихся с РАС и ДМН, в том числе на уровнях: |
% |
|
|
|
|
4.6.1. |
дошкольного образования |
% |
Не менее 80 |
Не менее 80 |
Не менее 80 |
Министерство образования Пензенской области |
4.6.2. |
начального общего, основного общего, среднего общего образования |
% |
Не менее 80 |
Не менее 80 |
Не менее 80 |
Министерство образования Пензенской области |
4.7. |
Количество людей с РАС и ДМН, получающих (получивших) среднее профессиональное образование |
человек |
Не менее 3 |
Не менее 3 |
Не менее 3 |
Министерство образования Пензенской области |
4.8. |
Количество людей с РАС и ДМН, получающих (получивших) высшее образование |
человек |
Не менее 3 |
Не менее 3 |
Не менее 3 |
Министерство образования Пензенской области |
5. |
Численность специалистов, прошедших обучение, в том числе, переподготовку, из числа включенных в систему оказания комплексной помощи людям с РАС и ДМН, в том числе: |
человек |
Не менее 70 |
Не менее 75 |
Не менее 75 |
|
5.1. |
в учреждениях социального обслуживания |
человек |
5 |
10 |
10 |
Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области |
5.2. |
в образовательных организациях, в т.ч.: |
человек |
35 |
35 |
35 |
Министерство образования Пензенской области |
5.2.1. |
педагогические работники |
человек |
25 |
25 |
25 |
|
5.2.2. |
специалисты сопровождения |
человек |
10 |
10 |
10 |
|
5.3. |
в организациях здравоохранения |
человек |
20 |
20 |
20 |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
5.4. |
в учреждениях культуры |
человек |
5 |
5 |
5 |
Министерство культуры и туризма Пензенской области |
5.5. |
в учреждениях спорта |
человек |
1 |
1 |
1 |
Министерство физической культуры и спорта Пензенской области |
6. |
Доля семей с детьми с РАС и ДМН, получивших социальные услуги от количества семей с детьми с РАС и ДМН, обратившихся в организации социального обслуживания и признанных нуждающимися в предоставлении социальных услуг |
% |
100 |
100 |
100 |
Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области |
7. |
Количество общественных организаций, принимающих участие в системе комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН |
единиц |
2 |
4 |
4 |
АНО "Квартал Луи"; АНО "Под защитой любви" |
Утвержден
распоряжением
Правительства Пензенской области
09.12.2021 N 714-рП
План мероприятий по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Пензенской области на 2021-2023 годы
N |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
Ожидаемые результаты |
Объем средств областного бюджета (тыс. руб.) |
Всего (тыс. руб.) |
||
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Формирование системы межведомственного взаимодействия по организации комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями | ||||||||
1.1. |
Принятие нормативного акта, утверждающего: - Концепцию комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Пензенской области на 2021-2023 годы (далее - Концепция); - План мероприятий по реализации Концепции; - Состав Проектного комитета по реализации общественного проекта "Ментальное здоровье" в Пензенской области |
IV квартал 2021 г. |
Министерство образования Пензенской области |
Нормативное закрепление механизма развития системы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Пензенской области на 2021-2023 годы |
- |
- |
- |
- |
1.2. |
Создание межведомственной рабочей группы координаторов реализации системы комплексного сопровождения граждан с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями (далее - РАС и ДМН) |
IV квартал 2021 г. |
Министерство образования Пензенской области |
Сформирован состав межведомственной группы для принятия решений, направленных на реализацию Плана Концепции |
- |
- |
- |
- |
1.3. |
Определение регионального перечня организаций различных форм собственности - поставщиков услуг людям с РАС и ДМН |
IV квартал 2021 г. |
Министерство образования Пензенской области |
Составлена информационная "карта" учреждений - реализаторов проекта в Пензенской области |
- |
- |
- |
- |
1.4. |
Ведение регионального банка данных детей с РАС, семей, воспитывающих детей с РАС |
2021-2023 гг. |
Министерство здравоохранения Пензенской области; Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области; Министерство образования Пензенской области; Министерство культуры и туризма Пензенской области; Министерство физической культуры и спорта Пензенской области. |
Сформирована единая база данных людей с РАС с целью включения их в систему комплексного сопровождения |
- |
- |
- |
- |
1.5. |
Межведомственный обмен информацией о данных детей с РАС, семей, воспитывающих детей с РАС |
постоянно |
Министерство здравоохранения Пензенской области; Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области; Министерство образования Пензенской области; Министерство культуры и туризма Пензенской области; Министерство физической культуры и спорта Пензенской области. |
Обеспечение комплексности, открытости и выбора услуг сопровождения |
- |
- |
- |
- |
|
Всего по задаче 1 |
|
|
|
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Всего: |
|
|
|
|
|
- |
- |
- |
0,0 |
2. Создание организационно-инфраструктурных условий реализации Концепции | ||||||||
2.1. |
Обеспечение деятельности координационного звена системы медицинского сопровождения семей, детей с РАС и ДМН на базе ГБУЗ "Областная психиатрическая больница имени К.Р. Евграфова" |
2021-2023 гг. |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
Координация деятельности медицинских организаций по проведению скрининга детей раннего возраста на предмет выявления признаков РАС, оказанию ранней помощи, разработке и апробации технологий оказания медицинской помощи, обеспечению медицинского сопровождения. Информационно-просветительская деятельность, направленная на повышение компетенции родителей в сфере оказания помощи детям с РАС и ДМН |
154,6 (ФОТ 1 спец. с начислениями х 4 мес.) |
555,3 (ФОТ 1 спец. с начислениями) |
480,3 (ФОТ 1 спец. с начислениями) |
1190,2 |
2.2. |
Обеспечение деятельности координационного звена по оказанию услуг социальной реабилитации детям с РАС и ДМН, в том числе ранней помощи, на базе ГБУ ССЗН "Областной социально-реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов" |
2021-2023 гг. |
Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области |
Координация системы комплексного сопровождения людей с РАС, апробация и разработка методик оказания помощи семьям людей с РАС, предоставление абилитационных и реабилитационных услуг детям с РАС, участие в проведении информационной кампании по реализации Концепции, организация обучающих семинаров для специалистов разных ведомств |
154,7 (ФОТ 1 спец. с начислениями х 4 мес.) |
555,3 (ФОТ 1 спец. с начислениями) |
480,3 (ФОТ 1 спец. с начислениями) |
1190,3 |
2.3. |
Работа центра координации деятельности по реализации Концепции и методическому сопровождению образования детей с расстройствами аутистического спектра, действующего на базе ГБУ Пензенской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области". |
2021-2023 гг. |
Министерство образования Пензенской области |
Координация и мониторинг исполнения Плана мероприятий по реализации Концепции. Обобщение и распространение лучших практик, технологий, опыта по сопровождению, воспитанию и обучению детей с РАС; оказание методической, экспертной и информационно-аналитической поддержки организаций, работающих с детьми с РАС; осуществление индивидуально ориентированной консультативной и коррекционно-развивающей помощи семьям, воспитывающим детей с РАС; создание и обеспечение деятельности информационного пространства (интернет-ресурса) |
309,3 (ФОТ 2 спец. с начислениями х 4 мес.) |
1110,6 (ФОТ 2 спец. с начислениями) |
960,6 (ФОТ 2 спец. с начислениями) |
2380,8 |
2.4. |
Включение в структурно-организационную систему комплексного сопровождения детей с РАС общественного сектора, родительских формирований |
2021 г. (далее - постоянно) |
Министерство образования Пензенской области; Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области; Министерство здравоохранения Пензенской области; НКО |
Структурное и содержательное развитие системы комплексного сопровождения детей с РАС |
- |
- |
- |
- |
2.5. |
Включение в структурно-организационную систему комплексного сопровождения детей с РАС различных форм организации культурно-досуговой, спортивной деятельности с данной категорией несовершеннолетних |
2021 г. (далее - постоянно) |
Министерство образования Пензенской области; Министерство культуры и туризма Пензенской области; Министерство физической культуры и спорта Пензенской области. |
Структурное и содержательное развитие системы комплексного сопровождения детей с РАС |
- |
- |
- |
- |
|
Всего по задаче 2 |
|
|
|
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Всего: |
|
|
|
|
|
618,6 |
2221,2 |
1921,2 |
4761,0 |
3. Развитие системы раннего выявления и дальнейшего сопровождения людей с РАС и ДМН | ||||||||
3.1. |
Проведение первичной диагностики (скрининга) детей |
постоянно |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
100% охват детей группы риска с признаками РАС |
- |
- |
- |
- |
3.2. |
Осуществление маршрутизации ребенка (семьи) с РАС (обеспечение реализации мероприятий учреждениями и организациями системы комплексного сопровождения в соответствии с "Маршрутным листом комплексного сопровождения" - далее МЛКС): - по медицинской реабилитации (исполнение медицинских стандартов абилитации, реабилитации при оказании помощи людям с РАС и ДМН); - по социально-средовой реабилитации; - психолого-педагогической коррекции |
постоянно |
Министерство образования Пензенской области Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Министерство здравоохранения Пензенской области |
Реализация МЛКС. Включение людей с РАС в систему комплексного сопровождения. Охват оказанием услуг психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (в зависимости от запроса) 100% обратившихся за помощью |
- |
- |
- |
- |
3.3. |
Организация предоставления консультативных услуг всеми учреждениями социальной сферы, определенными поставщиками услуг в рамках данной Концепции |
2021 г., постоянно |
Министерство образования Пензенской области Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Министерство здравоохранения Пензенской области |
100% охват консультативной помощью обратившихся за родителей (законных представителей) |
- |
- |
- |
- |
|
Всего по задаче 3 |
|
|
|
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Всего: |
|
|
|
|
|
- |
- |
- |
0,00 |
4. Получение детьми с РАС общего, дополнительного и профессионального образования в соответствии с образовательными потребностями | ||||||||
4.1. |
Открытие в дошкольных образовательных организациях групп компенсирующего вида, групп комбинированной направленности; организация получения дошкольного образования детьми с РАС в соответствии с образовательными потребностями |
ежегодно |
Министерство образования Пензенской области |
Создание условий для дошкольного образования детей с РАС и ДМН на основе анализа результатов мониторинга образовательных потребностей семей с детьми с РАС дошкольного и школьного возраста |
- |
- |
- |
- |
4.2. |
Открытие в общеобразовательных организациях ресурсных, автономных классов, организация получения общего образования детьми с РАС в соответствии с образовательными потребностями ребенка и рекомендациями ПМПК |
ежегодно |
Министерство образования Пензенской области |
Создание условий для школьного образования детей с РАС в соответствии с запросами |
- |
- |
- |
- |
4.3. |
Реализация дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ для детей с РАС на базе организаций дополнительного образования детей, в том числе в муниципальных образовательных организациях, в соответствии с образовательными потребностями |
ежегодно |
Министерство образования Пензенской области органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) |
Увеличение количества детей с РАС, включенных в различные виды деятельности в системе дополнительного образования. Функционирование в муниципальных образовательных организациях, иных организациях объединений дополнительного образования для детей с РАС |
- |
- |
- |
- |
4.4. |
Организация на базе физкультурно-оздоровительных комплексов специализированных отдельных групп для детей с РАС в секциях по адаптивной физической культуре |
ежегодно |
Министерство образования Пензенской области ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Министерство физической культуры и спорта Пензенской области |
Создание условий для включения детей с РАС в спортивные развивающие мероприятия с учетом степени их ограничений здоровья |
- |
- |
- |
- |
4.5. |
Создание на базе организаций профессионального образования консультативных центров для поступающих в вузы лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе людей с РАС |
ежегодно |
Министерство образования Пензенской области ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" |
Адресное профконсультирование и профориентация людей с РАС. Обеспечение работы "горячей линии" для людей с РАС, семей людей с РАС на этапе довузовской подготовки. Целевое информирование о возможностях получения высшего образования и профессионализации людей с РАС |
- |
- |
- |
- |
|
Всего по задаче 4 |
|
|
|
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Всего: |
|
|
|
|
|
- |
- |
- |
0,00 |
5. Занятость и трудоустройство людей с РАС | ||||||||
5.1. |
Оказание государственных услуг в сфере занятости населения, включая: - информирование о положении на рынке труда (при личном посещении службы занятости, при участии в ярмарке вакансий, через сайт; - содействие в поиске подходящей работы (подбор вакансий и выдача направлений к работодателям); - организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) для трудоустройства; - психологическая поддержка и социальная адаптация (индивидуальные и групповые занятия); - профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование |
ежегодно |
Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области |
Обеспечение права на трудовую занятость людей с РАС |
- |
- |
- |
- |
5.2. |
Развитие деятельности тренировочных квартир для людей с РАС и ДМН, в том числе при участии общественных организаций, НКО |
ежегодно |
Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области |
Восстановление, развитие навыков самостоятельности людей с РАС в рамках социальных технологий, специализированных смен дневного пребывания на базе учреждений социальной защиты населения |
- |
- |
- |
- |
|
Всего по задаче 5 |
|
|
|
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Всего: |
|
|
|
|
|
- |
- |
- |
0,00 |
6. Обучение и повышение квалификации специалистов учреждений и организаций эффективным технологиям и методикам помощи людям с РАС, семьям людей с РАС | ||||||||
6.1 |
Повышение уровня специальных компетенций специалистов социальной сферы региона, включенных в систему оказания комплексной помощи людям с РАС |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Пензенской области |
Обучение ежегодно не менее 30 специалистов первичного звена |
- |
- |
- |
- |
6.2 |
Реализация различных форматов обучающих мероприятий (семинаров, практикумов, конференций и т.д.) для специалистов медицинских, образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, занятости, культуры и спорта, психолого-медико-педагогических комиссий, специалистов центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и методическое сопровождение их деятельности (по отдельному плану) |
ежегодно |
Министерство образования Пензенской области ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" |
Повышение компетенции специалистов организаций образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, иных организаций по вопросам оказания квалифицированной реабилитационной, коррекционной помощи лицам с РАС |
- |
- |
- |
- |
6.3. |
Разработка программ профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации и краткосрочных стажировок по подготовке тьюторов, специалистов сопровождения и волонтеров для сопровождения людей с РАС |
IV квартал 2021 г. |
Министерство образования Пензенской области ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" |
Обеспечение системы доказательными инструментами повышения компетенции специалистов организаций образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, иных организаций по вопросам оказания помощи людям с РАС |
- |
- |
- |
- |
|
Всего по задаче 6 |
|
|
|
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Всего: |
|
|
|
|
|
- |
- |
- |
- |
7. Информационное обеспечение реализации Концепции | ||||||||
7.1. |
Проведение информационно-просветительских мероприятий в целях повышения уровня методических компетенций родителей, специалистов, формирования позитивного, толерантного отношения общества к проблемам детей с ОВЗ |
в течение реализации Плана |
Министерство образования Пензенской области Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Министерство здравоохранения Пензенской области Министерство культуры и туризма Пензенской области |
Проведение ежеквартальных информационно-просветительских мероприятий для родителей (законных представителей), специалистов, общественности |
- |
- |
- |
- |
7.2. |
Создание видеосюжетов на ТВ, репортажей в сетевых изданиях, статей в газетах, размещение информации на сайтах организаций |
2021-2023 гг. |
Министерство образования Пензенской области Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Министерство здравоохранения Пензенской области Министерство культуры и туризма Пензенской области Министерство физической культуры и спорта Пензенской области |
Выполнение ежегодного медиаплана сопровождения реализации Плана мероприятий Концепции |
- |
- |
- |
- |
|
Всего по задаче 7 |
|
|
|
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Всего: |
|
|
|
|
|
- |
- |
- |
- |
|
Всего на реализацию плана (2021-2023 гг.): |
|
|
|
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Всего: |
|
|
|
|
|
618,6 |
2221,2 |
1921,2 |
4761,0 |
Утвержден
распоряжением
Правительства Пензенской области
09.12.2021 N 714-рП
Состав Проектного комитета по реализации общественного проекта "Ментальное здоровье" в Пензенской области
Ягов Олег Васильевич |
- |
первый заместитель Председателя Правительства (председатель Проектного комитета); |
Коломенцева Елена Викторовна |
- |
заместитель Министра образования Пензенской области; |
Казаков Сергей Александрович |
- |
заместитель Министра труда, социальной защиты и демографии Пензенской области; |
Воробьева Марина Александровна |
- |
заместитель Министра - начальник управления медицинской помощи детям и службы родовспоможения; |
Юрина Мария Андреевна |
- |
заместитель Министра физической культуры и спорта Пензенской области; |
Карпов Владимир Викторовича |
- |
заместитель Министра культуры и туризма Пензенской области; |
Барыкина Ирина Викторовна |
- |
начальник Управления развития общего образования Министерства образования Пензенской области; |
Круглова Ирина Викторовна |
- |
консультант Управления развития общего образования Министерства образования Пензенской области (секретарь Проектного комитета); |
Синева Мария Владимировна |
- |
заведующая детским отделением областной психиатрической больницы им. К.Р. Ефграфова# (по согласованию); |
Чистякова Ольга Александровна |
- |
депутат Законодательного Собрания Пензенской области, Председатель ПРО Общероссийской общественно-государственной организации "Союз женщин России", правления благотворительного фонда поддержки семьи, материнства и детства "Караван добрых дел" (по согласованию); |
Кудашева Наталья Ивановна |
- |
педагог-дефектолог МБДОУ детский сад с. Ленино, председатель АНО "Под защитой любви" (по согласованию); |
Котякова Виктория Александровна |
- |
учредитель АНО "Ресурсный центр поддержки "Реактив" (по согласованию). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 9 декабря 2021 г. N 714-рП "Об утверждении Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Пензенской области на 2021-2023 годы, Плана мероприятий по ее реализации и состава проектного комитета по реализации общественного проекта "Ментальное здоровье" в Пензенской области"
Вступает в силу с 21 декабря 2021 г.
Текст распоряжения опубликован на Официальном портале Правительства Пензенской области (www.pnzreg.ru) 10 декабря 2021 г., в газете "Пензенские губернские ведомости" N 91 от 16 декабря 2021 г.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 29 декабря 2023 г. N 1265-рП настоящий документ признан утратившим силу с 14 января 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Пензенской области от 12 июля 2023 г. N 574-рП
Изменения вступают в силу с 24 июля 2023 г.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 6 июня 2022 г. N 357-рП
Изменения вступают в силу с 18 июня 2022 г.