ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Росреестра
от 22 июля 2021 г. N П/0315
Порядок
осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения
1. Настоящий Порядок определяет механизм осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения (далее - государственный мониторинг земель).
2. Государственный мониторинг земель в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
3. В рамках государственного мониторинга земель осуществляются:
своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору;
обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;
обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
4. Государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.
5. В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
Полученные по итогам мониторинга использования земель сведения используются при осуществлении государственного земельного надзора, для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацией об использовании земель.
6. В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением отходами производства и потребления, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.
7. При проведении мониторинга состояния земель выявляются количественные характеристики изменения площадей земель и земельных участков различных категорий, а также видов разрешенного использования, установленных в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации 1.
При проведении мониторинга состояния земель выявляются изменения качественных характеристик состояния земель под воздействием следующих негативных процессов: подтопления и затопления, переувлажнения, заболачивания, эрозии, опустынивания земель, загрязнения земель тяжелыми металлами, радионуклидами, нефтью и нефтепродуктами, другими токсичными веществами, захламления отходами производства и потребления, вырубок и гарей на землях лесного фонда, образования оврагов, оползней, селевых потоков, карстовых и других процессов и явлений, влияющих на состояние земель.
8. При осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения получаются с использованием:
а) дистанционного зондирования Земли из космоса или с борта воздушного судна, в том числе беспилотного;
б) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
в) сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
г) землеустроительной документации;
д) сведений о количестве земель, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;
е) данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;
ж) результатов обновления единой электронной картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов), создание и обновление которой предусмотрено статьей 20 Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 2;
з) данных государственного лесного реестра, создание которого предусмотрено статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации 3;
и) иных данных, содержащихся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления.
9. Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения государственного мониторинга земель, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:
а) базовые (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель на момент начала осуществления государственного мониторинга земель);
б) периодические (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель и их динамике за период от 3 лет и более в зависимости от интенсивности использования территории и развития негативных процессов);
в) оперативные (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель на текущий момент).
При подготовке итоговых материалов государственного мониторинга земель указывается, какие виды съемки, наблюдения и обследования использовались.
10. В ходе осуществления государственного мониторинга земель Росреестр запрашивает сведения об использовании и состоянии земельных участков у федеральных органов исполнительной власти, к компетенции которых относится регулирование деятельности в отношении той или иной категории земель или вида разрешенного использования земельных участков, а также у федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся соответственно в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, или земель, государственная собственность на которые не разграничена, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
11. Предоставление сведений, указанных в пунктах 15 и 16 настоящего Порядка, осуществляется на основании запросов Росреестра, направляемых в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Росреестра, либо в форме документа на бумажном носителе (в случае невозможности направления в форме электронного документа).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления предоставляют указанные в пунктах 15 и 16 настоящего Порядка сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица соответствующего органа власти, либо в форме документа на бумажном носителе (в случае невозможности направления в форме электронного документа).
12. В качестве объектов государственного мониторинга земель определяются земли (независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования) субъекта Российской Федерации в целом, административного муниципального образования (муниципальный район, городское поселение, городской округ, иные муниципальные образования), а также земельный участок или группа земельных участков.
13. При проведении мониторинга использования земель земельные участки изучаются в соответствии с установленными статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации для них категориями и видами разрешенного использования.
14. Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.
15. Показателями мониторинга использования земель являются:
общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории, установленной статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации;
общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);
площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории и (или) разрешенным использованием, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
площадь земельных участков, в отношении которых выявлено неиспользование земель и земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства (включая предоставленные для индивидуального жилищного строительства и строительства многоквартирного дома), в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральными законами;
площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства;
площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий земель и видов разрешенного использования), исходя из данных Единого государственного реестра недвижимости.
16. Показателями мониторинга состояния земель (с указанием наименования и степени развития негативного процесса) являются:
площадь земель, подверженных эрозии (слабая, средняя, сильная степень развития);
площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная степень развития);
площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);
площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);
площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);
площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная степень развития);
площадь захламленных земель отходами производства и потребления (слабая, средняя, сильная степень развития);
площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная степень развития);
площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);
площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);
площадь земель, подверженных иным негативным процессам.
17. Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения.
По результатам оценки состояния земель составляются доклады, аналитические записки, содержащие прогнозы и рекомендации, с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.
18. Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке Росреестром ежегодного государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.
19. Государственный мониторинг земель может осуществляться с использованием автоматизированной информационной системы, являющейся подсистемой единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), предусмотренной статьей 63.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" 4.
Оператором автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель обеспечивается информационное взаимодействие с автоматизированными информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Тематические карты состояния и использования земель, а также материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, полученные в ходе государственного мониторинга земель, хранятся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, в порядке, установленном в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" 5.
20. Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга земель, предоставляется оператору государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 г. N 681 "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)" 6.
21. Информация о результатах государственного мониторинга земель (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) является общедоступной и размещается на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
------------------------------
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2018, N 27, ст. 3947.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 51.
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2021, N 27 ст. 5131.
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2014, N 11, ст. 1092.
5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2582; 2008, N 30, ст. 3616.
6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4383; 2018, N 50, ст. 7766.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22 июля 2021 г. N П/0315 "Об утверждении... |