Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 декабря 2021 г. N 03-07-09/97506
Вопрос: Фонд в процессе реализации Программы реновации выполняет функции застройщика при строительстве многоквартирных домов.
Приемка у подрядных организаций выполненных строительно-монтажных работ осуществляется ежемесячно (отчетный период) по Актам приемки выполненных работ (форма КС-2) и Справкам о стоимости выполненных работ (форма КС-3).
Приемка работ осуществляется на основании актов выполненных работ, согласно Расшифровке цены договора, соответствующей сводному сметному расчету. Достоверность сводного сметного расчета подтверждается заключением.
В процессе строительства, как правило, возникает необходимость пересмотра объемов и стоимости как уже выполненных, так и еще подлежащих приемке работ, что подтверждается повторным заключением о достоверности сводного сметного расчета. После выхода заключения (по одному объекту строительства оформляется два и более заключений экспертизы) между Фондом и подрядной организацией заключается дополнительное соглашение об утверждении твердой договорной цены и ее расшифровки.
При этом, часть работ, по которым произошло изменение объемов и стоимости, уже были приняты Фондом у подрядной организации в предшествующие отчетные периоды.
Поскольку дополнительное соглашение об изменении объемов и стоимости ранее принятых работ подписывается сторонами в текущем отчетном периоде, отсутствуют основания считать ошибочно принятыми объемы работ в предшествующие отчетные периоды.
На основании изложенного Фонд, в соответствии с дополнительным соглашением, где сторонами согласованы все изменения, требует от подрядных организаций составлять корректировочный Акт приемки выполненных работ с указанием именно изменений объемов и стоимости принятых ранее строительно-монтажных работ по каждой позиции и корректировочные счета-фактуры к каждому ранее выставленному в адрес Фонда счету-фактуре за конкретный отчетный период. Необходимо отметить, что документальное оформление корректировочных счетов-фактур регулируется требованиями постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, где установлено, что корректировка осуществляется только по тем позициям основного счета-фактуры, по которым прошли изменения объемов и стоимости. Данные положения полностью соответствуют порядку корректировки изменений объемов и стоимости строительно-монтажных работ, установленных Фондом.
В связи с большим количеством строительных объектов и большими трудозатратами, связанными с пересчетом стоимости по отчетным периодам, подрядные организации предлагают к каждому прошедшему отчетному периоду составлять отрицательные корректировочные Акты приемки выполненных работ и корректировочные счета-фактуры с отрицательными числовыми показателями, в которых текущим отчетным периодом снимаются все ранее выполненные и принятые Фондом объемы строительно-монтажных работ. В текущем отчетном периоде подрядчик предлагает оформлять один Акт приемки выполненных работ (форма КС-2), где указываются все выполненные с начала строительства объемы работ с учетом прошедших изменений, в том числе объемы работ, выполненные в текущем отчетном периоде, подтвержденные исполнительной документацией и один счет-фактуру на все выполненные объемы работ с начала строительства по текущий отчётный период включительно.
Предлагаемое подрядчиком документальное оформление корректировки объемов и стоимости полностью аннулирует все ранее оформленные Акты выполненных работ и оформляется один Акт приемки выполненных за весь период с начала строительства по текущий период включительно, то есть на дату окончания текущего отчетного периода.
Предлагаемая корректировка объемов и стоимости выполненных работ приводит к аннулированию всех счетов-фактур, ранее выставленных за предыдущие отчетные периоды и оформлению одного счета-фактуры за весь период с начала строительства по текущий период включительно.
Просим подтвердить или опровергнуть правомерность предлагаемого подрядчиком документального оформления изменений объемов и стоимости принятых Фондом строительно-монтажных работ.
Возможен ли вычет налога на добавленную стоимость по счету-фактуре, оформленному в соответствии с предлагаемым подрядчиком документальным оформлением корректировки объемов и стоимости?
Ответ: В связи с письмом о документальном оформлении и составлении корректировочного счета-фактуры в случае корректировки ранее принятых объемов строительно-монтажных работ Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно пункту 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 Кодекса.
На основании пункта 10 статьи 172 Кодекса корректировочные счета-фактуры выставляются продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.
Таким образом, в случае если стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав изменяется и при этом оформляются документы, перечисленные в пункте 10 статьи 172 Кодекса, то продавцом выставляются корректировочные счета-фактуры в порядке, установленном Правилами заполнения корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137.
Что касается порядка заполнения документов, составляемых при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, то разъяснения по данному вопросу к компетенции Минфина России не относятся.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав изменяется и при этом оформляются документы, подтверждающие согласие (факт уведомления) покупателя на изменение цены, то продавец выставляется корректировочные счета-фактуры.
При этом Минфин не разъясняет порядок заполнения документов, составляемых при изменении стоимости.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 декабря 2021 г. N 03-07-09/97506
Текст письма опубликован в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", январь 2022 г., N 1