Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 30.09.2021 N 648-р
Отраслевая программа
"Развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции в Красноярском крае на 2022-2024 годы"
1. Паспорт отраслевой программы
Наименование отраслевой программы |
"Развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции в Красноярском крае на 2022-2024 годы" (далее - программа) |
Органы исполнительной власти Красноярского края, ответственные за разработку программы |
министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края (далее - министерство сельского хозяйства и торговли) |
Органы исполнительной власти Красноярского края, реализующие программу |
министерство сельского хозяйства и торговли |
Цели и задачи программы |
Цели: 1. Повышение конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, пищевых продуктов и напитков, производимых в Красноярском крае, и обеспечение продовольственной безопасности региона. 2. Развитие сельских территорий, рост занятости и повышение уровня жизни сельского населения. Задачи: 1. Увеличение объемов производства, повышение финансовой устойчивости агропромышленного комплекса Красноярского края. 2. Обеспечение занятости, повышение доходов и уровня жизни сельского населения в Красноярском крае |
Основные предприятия (организации) отрасли, вида экономической деятельности |
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях: ЗАО "Сибирь" Балахтинского района; ООО "Крестьянское хозяйство Родник" Балахтинского района; ОАО "Птицефабрика Бархатовская" Березовского района; ООО "Урожай" Березовского района; АО "Свинокомплекс "Красноярский" Большемуртинского района; ОАО "Птицефабрика "Заря" Емельяновского района; ЗАО "Большеуринское" Канского района; АО "Канская сортоиспытательная станция" Канского района; ОАО "Новотаежное" Канского района; ОАО "Племзавод Красный Маяк" Канского района; ОАО "Тайнинское" Канского района; АО "Тубинск" Краснотуранского района; АО племзавод "Краснотуранский" Краснотуранского района; АО "Березовское" Курагинского района; СПК "АЛЕКСЕЕВСКИЙ" Курагинского района; ЗАО "Имисское" Курагинского района; ЗАО "Марининское" Курагинского района; ЗАО "Искра Ленина" Минусинского района; АО "Агрохолдинг "Сибиряк" Назаровского района; ЗАО "Гляденское" Назаровского района; ЗАО "Назаровское" Назаровского района; ЗАО "Светлолобовское" Новоселовского района; ООО "Искра" Рыбинского района; ООО "ОПХ Солянское" Рыбинского района; ООО "Мильман-Агро" Рыбинского района; ООО "ОбъединениеАгроЭлита" Сухобузимского района; АО АПХ "АгроЯрск" Сухобузимского района; ООО "Племзавод "Таежный" Сухобузимского района; АО "ЕнисейАгроСоюз" Сухобузимского района; ООО "СХП "Дары Малиновки" Сухобузимского района; СПК "Андроновский" Ужурского района; ООО "Колос" Ужурского района; АО "Солгон" Ужурского района; АО "Искра" Ужурского района; ООО Агрофирма "Учумская" Ужурского района; ЗАО "Авангард" Шарыповского района; ООО "ТРЭНЭКС" Шарыповского района; АО "Алтатское" Шарыповского района; ООО "Фортуна Агро" Шарыповского района; АО "Шушенская птицефабрика" Шушенского района; ЗАО "Сибирь-1" Шушенского района. Производство пищевых продуктов: ООО "Премьер-Агро" Манского района; ООО "Млада", г.Красноярск; ОАО "Молоко", г.Минусинск; ООО "Филимоновский молочноконсервный комбинат" Канского района; ООО "Агромилк", г.Железногорск; ООО "Ярск", г.Красноярск; ООО АПК "Правильные продукты", г.Минусинск; АО "Кондитерско-макаронная фабрика "Краскон", г.Красноярск; ЗАО "Минусинская кондитерская фабрика", г.Минусинск; ООО "КДВ Минусинск", г.Минусинск; ООО "Джокер", г.Красноярск; ООО "Кондитерские технологии крайпотребсоюза", г.Красноярск; ООО "Дивногорский хлебозавод", г.Дивногорск; ООО "Хлеб-2000", г.Красноярск; ООО "Причулымье", г.Ачинск; ООО Техно-торговый центр "Славяне", г.Красноярск; ООО "Мельник" Минусинского района; ООО "Хозяин", г.Ачинск; ИП Безматерных Олег Сергеевич, Минусинский район. Производство напитков: ООО "Красноярский Водочный Завод", г.Красноярск |
Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности |
планируется достижение следующих целевых показателей: 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах): в 2022 году к предыдущему году - 103,6%, в 2023 году к предыдущему году - 101,1%, в 2024 году к предыдущему году - 101,1%. 2. Индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах): в 2022 году к предыдущему году - 101,6%, в 2023 году к предыдущему году - 102,7%, в 2024 году к предыдущему году - 118,8%. 3. Индекс производства напитков (в сопоставимых ценах): в 2022 году к предыдущему году - 102,6%, в 2023 году к предыдущему году - 100,5%, в 2024 году к предыдущему году - 100,5%. 4. Среднемесячная заработная плата работников в сфере сельского хозяйства в 2024 году - не менее 39 116,2 рубля. Реализация программы позволит обеспечить к 2024 году достижение показателей развития отрасли по видам экономической деятельности: 1. Производство продукции растениеводства: зерна в весе после доработки - не менее 2 494,1 тыс. тонн; масличных культур (рапса) - не менее 248,4 тыс. тонн; картофеля - не менее 677,2 тыс. тонн; овощей - не менее 166,6 тыс. тонн. 2. Производство продукции животноводства: скота и птицы на убой (в живом весе) - не менее 198,5 тыс. тонн; молока - не менее 659,0 тыс. тонн; яиц - не менее 862,3 млн штук. 3. Производство основных видов пищевых продуктов: мяса крупного рогатого скота, свинины, баранины, козлятины, конины и мяса прочих животных семейства лошадиных, оленины и мяса прочих животных семейства оленьих (оленевых) парных, остывших или охлажденных - до 62,6 тыс. тонн; мяса и субпродуктов пищевой домашней птицы - до 25,2 тыс. тонн; колбасных изделий, включая изделия колбасные для детского питания, - до 44,1 тыс. тонн; молока жидкого обработанного, включая молоко для детского питания, - до 225,0 тыс. тонн; муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур; смесей из них - до 215,4 тыс. тонн; изделий хлебобулочных недлительного хранения - до 76,2 тыс. тонн; кондитерских изделий - до 54,8 тыс. тонн; рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков - до 11,0 тыс. тонн. 4. Производство напитков: водки - до 520,0 тыс. дкл; пива, кроме отходов пивоварения - до 3 394,7 тыс. дкл; вод минеральных природных питьевых и вод питьевых, расфасованных в емкости, не содержащих добавки сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ, - до 91 430,3 тыс. полулитров; напитков безалкогольных прочих - до 9 365,6 тыс. дкл |
Сроки реализации |
2022-2024 годы |
2. Основные разделы программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
Агропромышленный комплекс Красноярского края (далее - АПК) и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики Красноярского края (далее - край), формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность региона, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Производством сельскохозяйственной продукции в крае занимаются более 400 сельскохозяйственных предприятий (организаций), около 1400 крестьянских (фермерских) хозяйств, более 350,0 тыс. личных подсобных хозяйств. Производство пищевых продуктов осуществляют более 500 предприятий (организаций), производство напитков - более 90 предприятий (организаций).
Край занимает одно из ведущих мест по производству сельскохозяйственной продукции в Сибирском федеральном округе (далее - СФО), в 2020 году край занял четвертое место среди субъектов СФО. Доля края в производстве сельскохозяйственной продукции (в денежном выражении) в СФО составила 15,7%.
В структуре производства сельскохозяйственной продукции по категориям производителей на долю сельскохозяйственных предприятий (организаций) и крестьянских (фермерских) хозяйств в 2020 году приходилось 67,3% (65,7 млрд рублей), хозяйствами населения произведено продукции сельского хозяйства - 32,7% (31,9 млрд рублей).
Край специализируется на растениеводстве (47,0% от общего объема продукции сельского хозяйства) и животноводстве (53,0%).
В 2020 году валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в весе после подработки составил 2668,3 тыс. тонн, 618,3 тыс. тонн картофеля и 154,3 тыс. тонн овощей.
Формированию высокого валового сбора в сибирских условиях способствовало внедрение ресурсосберегающих технологий, сортосмена и сортообновление сельскохозяйственных культур, комплексная защита растений, повышение плодородия почвы.
Урожайность зерновых и зернобобовых культур в весе после подработки составила 28,8 ц/га.
Стратегическим направлением развития животноводства края является решение важнейшей социально-экономической задачи по обеспечению населения продуктами питания высокого качества за счет роста объемов регионального производства продукции животноводства, достижения продовольственной независимости от импорта продукции.
По итогам 2020 года производство скота и птицы на убой (в живом весе) составило 198,4 тыс. тонн, молока - 658,8 тыс. тонн, яиц - 861,9 млн штук.
Анализ современного состояния отрасли животноводства в крае показывает, что положительная динамика увеличения животноводческой продукции может быть обеспечена за счет качественно нового технологического и технического уровня, позволяющего более полно реализовать генетический потенциал животных, рационально использовать корма, энергетические и финансовые ресурсы, основные фонды.
Пищевая промышленность края представлена молочной, мясной, кондитерской, макаронной, овощеконсервной, пивоваренной, ликеро-водочной, рыбной, хлебопекарной и мукомольно-крупяной отраслями.
Организации по производству пищевых продуктов края выпускают широкий ассортимент продукции, позволяющий удовлетворить потребности населения. Объем отгруженной продукции пищевых продуктов в 2020 году составил 62,9 млрд рублей.
В 2020 году увеличено производство к уровню 2019 года мяса крупного рогатого скота, свинины, баранины, козлятины, конины и мяса прочих животных семейства лошадиных, оленины и мяса прочих животных семейства оленьих (оленевых) парных, остывших или охлажденных на 8,6%; мяса и субпродуктов пищевой домашней птицы - на 15,1%; сыров, продуктов сырных и творога - на 9,1%; масла сливочного, паст масляных, масла топленого, жира молочного, спредов и смесей топленых сливочно-растительных - на 5,3%; молока жидкого обработанного, включая молоко для детского питания, - на 4,1%; муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур; смеси из них - на 4,6%; крупы - на 32,5%.
В 2020 году по отношению к 2019 году сократилось производство колбасных изделий, включая изделия колбасные для детского питания, на 3,9%; рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков - на 0,4%.
Объем отгруженной продукции напитков в 2020 году составил 5,4 млрд рублей.
В 2020 году по отношению к 2019 году увеличено производство пива, кроме отходов пивоварения, на 20,4%, производство водки сократилось на 12,7%.
По данным сводного отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса удельный вес прибыльных сельскохозяйственных предприятий (организаций) от их общего числа в 2020 году составил 88,2% против 81,6% в 2019 году.
Уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий (организаций) с учетом субсидий в 2020 году составил 25,0% (в 2019 г. - 18,4%).
В 2020 году в сельском хозяйстве было занято 20,693 тыс. человек, в производстве пищевых продуктов - 10,024 тыс. человек, в производстве напитков - 1,094 тыс. человек.
Среднемесячная заработная плата работников сельскохозяйственных предприятий (организаций) составила 30 779,9 рубля (2019 год - 26 827,5 рубля), работников предприятий (организаций) в производстве пищевых продуктов - 31 318,1 рубля (2019 год - 29 682,1 рубля), работников предприятий (организаций) в производстве напитков - 50 522,4 рубля (2019 год - 47 335,6 рубля).
Основными проблемами, сдерживающими развитие отраслей (растениеводство, животноводство и предоставление соответствующих услуг в этих областях, производство пищевых продуктов, производство напитков), являются:
отток трудовых ресурсов из сектора сельского хозяйства и дефицит квалифицированных кадров, медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности;
недостаточные темпы технологической модернизации АПК, обновления основных производственных фондов;
снижение поголовья сельскохозяйственных животных;
невысокий уровень использования имеющихся мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции;
текущее состояние товаропроводящих сетей, не обеспечивающих реализацию продукции краевых товаропроизводителей;
закредитованность предприятий (организаций), низкий уровень привлечения инвестиций;
тенденция снижения объемов производства алкогольной продукции в условиях меняющегося законодательства, направленного на ужесточение условий производства и реализации алкогольной продукции;
наличие на рынке алкоголя контрафактной продукции, реализуемой по ценам ниже установленных законодательством.
Перечень предприятий (организаций), определяющих тенденции и показатели развития АПК, в том числе предприятий (организаций), производящих напитки, и обеспечивающих более 70 процентов объема производства:
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях:
ЗАО "Сибирь" Балахтинского района;
ООО "Крестьянское хозяйство Родник" Балахтинского района;
ОАО "Птицефабрика Бархатовская" Березовского района;
АО "Свинокомплекс "Красноярский" Большемуртинского района;
ООО "Урожай" Березовского района;
ОАО "Птицефабрика "Заря" Емельяновского района;
ЗАО "Большеуринское" Канского района;
АО "Канская сортоиспытательная станция" Канского района;
ОАО "Новотаежное" Канского района;
ОАО "Племзавод Красный Маяк" Канского района;
ОАО "Тайнинское" Канского района;
АО "Тубинск" Краснотуранского района;
АО племзавод "Краснотуранский" Краснотуранского района;
АО "Березовское" Курагинского района;
СПК "АЛЕКСЕЕВСКИЙ" Курагинского района;
ЗАО "Имисское" Курагинского района;
ЗАО "Марининское" Курагинского района;
ЗАО "Искра Ленина" Минусинского района;
АО "Агрохолдинг "СИБИРЯК" Назаровского района;
ЗАО "Назаровское" Назаровского района;
ЗАО "Гляденское" Назаровского района;
ЗАО "Светлолобовское" Новоселовского района;
ООО "Искра" Рыбинского района;
ООО "ОПХ Солянское" Рыбинского района;
ООО "Мильман-Агро" Рыбинского района;
ООО "ОбъединениеАгроЭлита" Сухобузимского района;
АО АПХ "АгроЯрск" Сухобузимского района;
ООО "Племзавод "Таежный" Сухобузимского района;
АО "ЕнисейАгроСоюз" Сухобузимского района;
ООО "СХП "Дары Малиновки" Сухобузимского района;
СПК "Андроновский" Ужурского района;
ООО "Колос" Ужурского района;
АО "Солгон" Ужурского района;
АО "Искра" Ужурского района;
ООО Агрофирма "Учумская" Ужурского района;
ЗАО "Авангард" Шарыповского района;
ООО "ТРЭНЭКС" Шарыповского района;
АО "Алтатское" Шарыповского района;
ООО "Фортуна Агро" Шарыповского района;
АО "Шушенская птицефабрика" Шушенского района;
ЗАО "Сибирь-1" Шушенского района.
Производство пищевых продуктов:
ООО "Премьер-Агро" Манского района;
ООО "Ярск", г.Красноярск;
ООО АПК "Правильные продукты", г.Минусинск;
ООО "Млада", г.Красноярск;
ОАО "Молоко", г.Минусинск;
ООО "Филимоновский молочноконсервный комбинат" Канского района;
ООО "Агромилк", г.Железногорск;
АО "Кондитерско-макаронная фабрика "Краскон", г.Красноярск;
ЗАО "Минусинская кондитерская фабрика", г.Минусинск;
ООО "КДВ Минусинск", г.Минусинск;
ООО "Джокер", г.Красноярск;
ООО "Кондитерские технологии крайпотребсоюза", г.Красноярск;
ООО "Дивногорский хлебозавод", г.Дивногорск;
ООО "Хлеб-2000", г.Красноярск;
ООО "Причулымье", г.Ачинск;
ООО "Мельник" Минусинского района;
ООО Техно-торговый центр "Славяне", г.Красноярск;
ИП Безматерных Олег Сергеевич, Минусинский район;
ООО "Хозяин", г.Ачинск.
Производство напитков:
ООО "Красноярский Водочный Завод", г.Красноярск.
В сельскохозяйственных организациях, обеспечивающих достижение целевых показателей, задач и показателей развития агропромышленного комплекса, производятся все виды основной сельскохозяйственной продукции.
В программу включены 33 многоотраслевых предприятия (организации) (80,5%), занимающихся производством продукции растениеводства и животноводства, и 8 узкоспециализированных предприятий (19,5%), такие как ОАО "Птицефабрика Бархатовская", ООО "Урожай" Березовского района, ОАО "Птицефабрика "Заря" Емельяновского района, АО "Свинокомплекс "Красноярский" Большемуртинского района, ООО "ОбъединениеАгроЭлита", АО "ЕнисейАгроСоюз", ООО СХП "Дары Малиновки" Сухобузимского района, АО "Шушенская птицефабрика" Шушенского района.
На долю данных предприятий (организаций) приходится около 80% сельскохозяйственной продукции, производимой сельхозпредприятиями края, 78,8% стоимости основных производственных фондов, прибыль до налогообложения составляет более 73% от суммарной прибыли предприятий отрасли.
В них занято более 77% работающих в сельскохозяйственных организациях края, среднемесячная заработная плата выше среднекраевого уровня на 8,9%.
Доля вышеуказанных предприятий (организаций) в производстве зерна сельскохозяйственных организаций края составляет более 67%, картофеля - 68,6%, овощей - 57,8%, молока - 80,8%, скота и птицы на убой в живом весе - более 90%, яиц - 74,1%.
В программу включено 19 предприятий (организаций) по производству пищевых продуктов:
4 предприятия (организации) молочной отрасли, удельный вес данных предприятий (организаций) в общем объеме производства молока жидкого обработанного, включая молоко для детского питания, по краю составляет 35,6%, масла сливочного - 69,0%;
3 предприятия (организации) мясной отрасли, удельный вес производства говядины и свинины, кроме субпродуктов, составляет 5,5%, изделий колбасных, включая изделия колбасные для детского питания, - 35,1%;
5 предприятий (организации) кондитерской и макаронной отраслей, удельный вес данных предприятий (организаций) в общем объеме производства кондитерских изделий - 85,3%;
2 предприятия (организации) хлебопекарной отрасли, удельный вес данных предприятий (организаций) в общем объеме производства изделий хлебобулочных недлительного хранения - 4,0%;
5 предприятий (организация) мукомольно-крупяной отрасли, удельный вес муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур; смесей из них - 45,3%.
Предприятия (организации) обеспечивают около 30,0% от всего объема отгруженной продукции собственного производства (оказанных услуг) производства пищевых продуктов. На предприятиях (организациях) занято более 29,0% работающих в производстве пищевых продуктов, фонд заработной платы составляет 32,8%, среднемесячная заработная плата по анализируемым предприятиям (организациям) составила 35 614 рублей.
В программу включено 1 предприятие (организация), производящее подакцизную продукцию.
ООО "Красноярский Водочный завод" - на долю предприятия в 2020 году приходилось 100,0% производства водки.
Деятельность по производству пива на территории края осуществляют 30 предприятий (организаций).
Отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса в министерство сельского хозяйства и торговли представляют 220 сельскохозяйственных предприятий (организаций), 46 предприятий (организаций) пищевой промышленности.
2.2. Цели и задачи
Перед АПК на перспективу стоит задача закрепления и дальнейшего развития достигнутых положительных тенденций в аграрном секторе в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (далее - Государственная программа).
Целями программы являются:
1. Повышение конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, пищевых продуктов и напитков, производимых в Красноярском крае, и обеспечение продовольственной безопасности региона.
2. Развитие сельских территорий, рост занятости и повышение уровня жизни сельского населения.
Для достижения поставленных целей необходимо решение задач, приоритетность которых обоснована необходимостью создания условий для стабильной работы отрасли, минимизации отрицательных факторов (рисков), влияющих на объемы производства, финансовую устойчивость АПК и, соответственно, обеспечение занятости, повышение уровня жизни сельского населения.
2.2.1. Увеличение объемов производства, повышение финансовой устойчивости агропромышленного комплекса Красноярского края.
Первоочередное условие повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства края - увеличение объемов производства высококачественной продукции субъектами АПК. Переход на ресурсосберегающие технологии в растениеводстве и животноводстве способствует снижению себестоимости продукции, что положительно скажется на конкурентоспособности продукции, увеличит результативность и финансовую устойчивость агропромышленного производства. Повышение эффективности деятельности АПК обусловит надежное обеспечение населения продовольственными товарами, а перерабатывающих предприятий сельскохозяйственным сырьем, формирование развитых агропродовольственных рынков, повышение уровня доходов сельского населения, сохранение и воспроизводство используемых сельским хозяйством природных ресурсов, повышение уровня продовольственной безопасности края.
Повышение качества производимой пищевой продукции и ее продвижение на продовольственном рынке будет способствовать обеспечению населения края качественными продуктами питания. Увеличение потребительского спроса на произведенные в крае пищевые продукты будет способствовать открытию новых производств и созданию новых рабочих мест.
В целях увеличения доли пищевых продуктов, произведенных краевыми производителями, в объемах государственного и муниципального заказов предусматривается реализация мероприятий по мониторингу, информированию, подготовке и повышению квалификации специалистов сельскохозяйственных организаций.
В секторе производства напитков предусматривается создание условий для увеличения объемов производства и повышения конкурентоспособности алкогольной продукции, производимой предприятиями (организациями) края. Реализация указанного направления планируется за счет реализации федеральных мер по усилению контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции.
В сложившихся условиях развитие производства подакцизной продукции ограничивается наличием на алкогольном рынке края нелегального оборота спирта, контрафактной алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2.2.2. Обеспечение занятости, повышение доходов и уровня жизни сельского населения в Красноярском крае.
Исторически для основной массы сельских жителей характерна бытовая неустроенность, по уровню и условиям жизни село значительно отстает от города: низкий уровень заработной платы, обеспеченности жильем, развития социальной и инженерной инфраструктуры на селе. В связи с чем решение задачи по обеспечению занятости, повышению доходов и уровня жизни сельского населения является одним из основополагающих факторов для развития сельских территорий.
В 2022-2024 годах предлагается вариант развития, ориентированный на развитие агропромышленного производства и повышение его конкурентоспособности, обновление техники и технологий, активизацию инвестиционной деятельности, формирование кадрового обеспечения села, улучшение условий жизни в сельской местности.
Достижению поставленных целей и задач будет способствовать реализация инвестиционных проектов в отраслях растениеводства, животноводства, производстве пищевых продуктов.
В целях улучшения социально-экономической ситуации на селе в среднесрочном периоде будут реализованы мероприятия, направленные на создание условий для развития малого предпринимательства в сельской местности за счет государственной поддержки малых форм хозяйствования, в том числе в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", несельскохозяйственных видов деятельности.
Стимулированию ведения на территории края садоводства, огородничества и дачного хозяйства будет способствовать поддержка развития и содержания инфраструктуры территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.
Реализация программных мероприятий в сфере АПК предусматривает учет мер управления рисками путем:
совершенствования и развития механизмов страхования и внедрения инновационных технологий в АПК;
создания условий для скорейшего перевода отрасли на новую технологическую основу, повышения ее конкурентоспособности, обеспечения финансирования в полном объеме мероприятий программы;
мониторинга реализации программы, координации деятельности участников реализации программы, закрепления персональной ответственности за достижение целевых показателей (индикаторов) и конечных результатов реализации программы.
В сфере производства алкогольной продукции мероприятия программы учитывают следующие меры управления рисками:
проведение работы по увеличению доли легальных продаж алкогольной продукции посредством полной фиксации розничных продаж алкогольной продукции в системе ЕГАИС;
оперативное представление при разработке проектов нормативных правовых актов в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции обоснованных предложений по совершенствованию данных проектов в соответствующие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации.
Мероприятия программы, направленные в первую очередь на стимулирование соблюдения технологий, компенсацию части затрат, связанных с приобретением основных и оборотных средств, привлечением инвестиций в отрасль, а также продвижение пищевых продуктов на рынке, позволяют организациям АПК производить конкурентоспособную продукцию, обеспечить занятость сельского населения, повышение доходов и уровня жизни. Также повышению уровня жизни способствуют мероприятия, направленные на привлечение и закрепление специалистов на селе, на повышение заработной платы молодым специалистам.
Ожидаемыми результатами реализации программы к 2024 году по сравнению с 2020 годом являются:
увеличение объема произведенной продукции сельского хозяйства в действующих ценах на 127,7%;
увеличение объема отгруженной продукции в сельском хозяйстве на 30,5%, в производстве пищевых продуктов на 47,8%, в производстве напитков на 24,1%;
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах составит 101,1%;
темп роста объема инвестиций в основной капитал в текущих ценах по отрасли сельского хозяйства составит 90,0%;
фонд начисленной заработной платы работников сельскохозяйственных предприятий (организаций) возрастет на 21,9%, работников предприятий (организаций) производства пищевых продуктов - на 54,3%; работников предприятий (организаций) производства напитков - на 8,5%;
среднемесячная заработная плата работников в сфере сельского хозяйства увеличится на 27,1%, среднемесячная заработная плата работников в сфере производства пищевых продуктов - на 28,9%, в сфере производства напитков - на 13,2%;
среднесписочная численность работников сельскохозяйственных предприятий (организаций) составит 20 323 человека, предприятий (организаций) по производству пищевых продуктов - 12 062 человека, предприятий (организаций) по производству напитков - 1 051 человек.
2.3. План действий министерства сельского хозяйства и торговли по достижению планируемых показателей развития производства и переработки сельскохозяйственной продукции
2.3.1. Основные риски, препятствующие развитию производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
На ход реализации программы возможно влияние следующих рисков:
макроэкономических рисков, связанных с ухудшением макроэкономической ситуации, следствием чего является снижение объемов инвестиций (инфляция, ухудшение условий привлечения кредитных ресурсов, непредвиденное изменение налоговых ставок, изменения федерального законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции);
рисков, связанных с использованием средств производства естественного происхождения (земли, растений и организмов животного происхождения): заболевания, падеж, реакция животных на смену климата, зависимость от условий содержания, индивидуальная реакция на рацион питания;
влияния природных и климатических факторов;
рисков сокращения объемов бюджетных ассигнований;
высокого уровня износа основных фондов, применения устаревшей техники и оборудования (медленного внедрения достижений научно-технического прогресса);
развития конкурентной среды;
инновационно-технологических рисков, связанных, прежде всего, с капиталоемкостью модернизации существующих мощностей, длительным периодом окупаемости инвестиций;
недостатка квалифицированного персонала, что способствует снижению качества выполнения работ.
В целях создания благоприятных условий развития организаций растениеводства, животноводства и предоставления соответствующих услуг в этих областях, производства пищевых продуктов и производства напитков, обеспечения стабильности поступлений доходов в краевой бюджет, министерством планируется осуществление комплекса мероприятий, представленных далее.
2.3.2. План действий, направленный на обеспечение стабильности поступлений доходов в консолидированный бюджет Красноярского края, в том числе через создание благоприятных условий развития деятельности организаций агропромышленного комплекса, с учетом анализа возможных рисков при реализации программы включает следующие мероприятия:
по задаче 1 "Увеличение объемов производства, повышение финансовой устойчивости АПК":
реализация мероприятий по государственной поддержке АПК, предусмотренных Законом края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке агропромышленного комплекса края и развития сельских территорий края" (далее - Закон края N 17-4487), направленных на развитие подотраслей сельского хозяйства, стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе, в том числе обновление основных фондов предприятий (организаций), техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственного производства;
реализация мероприятий по государственной поддержке пищевой и перерабатывающей промышленности, предусмотренных Законом края N 17-4487;
создание условий для повышения качества, привлекательности и конкурентоспособности пищевых продуктов, производимых на территории Красноярского края;
реализация мероприятий государственной поддержки в рамках Закона края от 24.12.2020 N 10-4677 "О государственной поддержке сбыта продовольственной продукции в Красноярском крае" в целях продвижения выпускаемой предприятиями продукции на потребительский рынок Красноярского края и за его пределы, включая экспорт;
контроль за соблюдением установленных цен организациями, осуществляющими деятельность в сфере оборота алкогольной продукции;
региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По задаче 2 "Обеспечение занятости, повышение доходов и уровня жизни сельского населения в Красноярском крае":
реализация мероприятий по государственной поддержке агропромышленного комплекса, предусмотренных Законом края N 17-4487, в целях кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, комплексного развития сельских территорий;
реализация мероприятий государственной поддержки агропромышленного комплекса, предусмотренных Законом края N 17-4487 по поддержке малых форм хозяйствования, в том числе в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства";
реализация мероприятий по государственной поддержке садоводов, огородников и их некоммерческих товариществ в рамках Закона Красноярского края от 12.02.2015 N 8-3140 "О государственной поддержке садоводства и огородничества в Красноярском крае".
Всего на 2022-2024 годы государственная поддержка мероприятий в сфере АПК за счет средств краевого бюджета, в том числе поступивших из федерального бюджета, составит 16 102 178,4 тыс. рублей, в том числе: в 2022 году - 6 106 158,4 тыс. рублей, в 2023 году - 5 481 484,6 тыс. рублей, в 2024 году - 4 514 535,4 тыс. рублей.
Государственная поддержка реализации мероприятий программы в сфере производства подакцизной продукции не предусматривается.
Объем средств государственной поддержки на реализацию мероприятий программы указан в приложении N 1 к программе.
2.3.3. Инвестиционные проекты в растениеводстве и животноводстве, производстве пищевых продуктов предполагают реконструкцию, модернизацию и строительство объектов агропромышленного комплекса, которые будут способствовать увеличению объемов производства конкурентоспособной продукции, внедрению современных технологий, созданию новых рабочих мест.
2.3.3.1. "Строительство животноводческого комплекса на 2300 голов", заказчик проекта: ООО "Ермак" Ермаковского района.
Основные параметры проекта: объем инвестиций - 2 950,0 млн рублей, увеличение объемов производства молока до 17,5 тыс. тонн в год, сохранение рабочих мест.
2.3.3.2. "Строительство животноводческого комплекса на 2300 голов", заказчик проекта: АО "Березовское" Курагинского района.
Основные параметры проекта: объем инвестиций - 2 604,1 млн рублей, увеличение объемов производства молока до 17,5 тыс. тонн в год, сохранение рабочих мест.
С начала реализации проекта вложено 57,2 млн рублей.
2.3.3.3. "Создание селекционно-семеноводческого центра в Ужурском районе Красноярского края", заказчик проекта: ООО Агрофирма "Учумская" Ужурского района.
Основные параметры проекта: объем инвестиций - 1 200,0 млн рублей, увеличение объемов по хранению семян до 60 тыс. тонн в год, создание 75 рабочих мест.
С начала реализации проекта вложено 199,2 млн рублей.
2.3.3.4. "Строительство животноводческого комплекса на 2300 голов", заказчик проекта: ЗАО "Искра Ленина" Минусинского района.
Основные параметры проекта: объем инвестиций - 2 589,6 млн рублей, увеличение объемов производства молока до 17,5 тыс. тонн в год, сохранение рабочих мест.
2.3.3.5. "Строительство животноводческого комплекса на 2300 голов", заказчик проекта: ЗАО "Имисское" Курагинского района.
Основные параметры проекта: объем инвестиций - 2 700,0 млн рублей, увеличение объемов производства молока до 17,5 тыс. тонн в год, сохранение рабочих мест.
2.3.3.6. "Строительство животноводческого комплекса на 2300 голов", заказчик проекта: АО Племзавод "Краснотуранский" Краснотуранского района.
Основные параметры проекта: объем инвестиций - 2 780,0 млн рублей, увеличение объемов производства молока до 17,5 тыс. тонн в год, сохранение рабочих мест.
2.3.3.7. "Строительство животноводческого комплекса на 2300 голов", заказчик проекта: ЗАО "Марининское" Курагинского района.
Основные параметры проекта: объем инвестиций - 2 950,0 млн рублей, увеличение объемов производства молока до 17,5 тыс. тонн в год, сохранение рабочих мест.
2.3.3.8. "Строительство завода по глубокой переработке пшеницы мощностью 250 тысяч тонн в год в Красноярском крае", заказчик проекта: АО "Сибагро Биотех" Шарыповского района.
Основные параметры проекта: объем инвестиций - 29 422,5 млн рублей, увеличение объемов по производству: клейковины до 21,2 тыс. тонн в год, лизина хлорида до 40,2 тыс. тонн в год, кормовых белковых концентратов до 53,0 тыс. тонн в год, биоразлагаемого полимера (PLA) до 30,2 тыс. тонн в год, создание 532 рабочих мест. С начала реализации проекта вложено 142,5 млн рублей.
Информация об инвестиционных проектах, реализуемых в рамках программы, представлена в приложении N 2 к программе.
Финансирование мероприятий, направленных на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, в программе не запланировано.
План действий министерства сельского хозяйства и торговли, направленный на обеспечение стабильности поступлений доходов в консолидированный бюджет края, представлен в приложении N 3 к программе.
2.4. Целевые показатели и показатели развития растениеводства и животноводства, производства пищевых продуктов, производства напитков
Целевыми показателями программы являются:
1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах).
Индекс производства продукции сельского хозяйства - относительный показатель, характеризующий изменение объема производства сельскохозяйственной продукции в сравниваемых периодах, на достижение которого оказывают влияние не только действия экономических, агроклиматических, природных и других факторов, но и объем государственной поддержки.
2. Индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах).
Отражает изменения объемов отгруженных пищевых продуктов потребителям, выполненных работ и услуг предприятиями (организациями) в производстве пищевых продуктов без учета инфляционных процессов.
3. Индекс производства напитков (в сопоставимых ценах).
Отражает изменения объемов отгруженных напитков потребителям, выполненных работ и услуг предприятиями (организациями) в производстве напитков без учета инфляционных процессов.
4. Среднемесячная заработная плата работников в сфере сельского хозяйства.
В системе показателей, характеризующих социальную эффективность деятельности в сельском хозяйстве, наиболее важным является уровень оплаты труда работников, занятых в отрасли. Рост заработной платы связан с комплексным социально-экономическим развитием села за счет реализации мероприятий государственной поддержки АПК.
Развитие сельских территорий, рост занятости и повышение уровня жизни сельского населения характеризуется целевым показателем:
среднемесячная заработная плата работников в сфере сельского хозяйства.
Планируемые показатели развития АПК, направленные на осуществление государственной политики в сфере сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности, определены в соответствии с целевыми индикаторами Государственной программы.
Показателями развития растениеводства, животноводства и предоставления соответствующих услуг в этих областях, производства пищевых продуктов, производства напитков, обеспечивающими достижение их устойчивого роста, являются:
объем произведенной продукции сельского хозяйства;
объем отгруженной продукции сельского хозяйства, пищевых продуктов, напитков;
прибыль (убыток) до налогообложения по сельскохозяйственным предприятиям (организациям), предприятиям (организациям) производства пищевых продуктов и предприятиям (организациям) производства напитков;
основные фонды по полной учетной стоимости на конец года по сельскохозяйственным предприятиям (организациям), предприятиям (организациям) производства пищевых продуктов и предприятиям (организациям) производства напитков;
фонд начисленной заработной платы работников сельскохозяйственных предприятий (организаций), предприятий (организаций) производства пищевых продуктов и предприятий (организаций) производства напитков;
среднемесячная заработная плата работников в сфере производства пищевых продуктов, в сфере производства напитков;
среднесписочная численность работников сельскохозяйственных предприятий (организаций), работников предприятий (организаций) производства пищевых продуктов и предприятий (организаций) производства напитков;
объем производства основных видов продукции сельского хозяйства, пищевых продуктов и напитков;
объем инвестиций в основной капитал.
В результате реализации мероприятий программы к 2024 году будет обеспечено достижение следующих значений показателей развития сельского хозяйства:
валовой сбор зерна составит 2 494,1 тыс. тонн (93,5% к 2020 году), масличных культур (рапса) - 248,4 тыс. тонн (92,0%); картофеля - 677,2 тыс. тонн (109,5%), овощей - 166,6 тыс. тонн (108,0%).
Производство скота и птицы на убой (в живом весе) к 2024 году составит 198,5 тыс. тонн (100,05% к 2020 году), молока - 659,0 тыс. тонн (100,03%), яиц - 862,3 млн штук (100,05%).
На предприятиях (организациях) по производству пищевых продуктов в 2024 году по отношению к 2020 году увеличатся объемы производства:
мяса крупного рогатого скота, свинины, баранины, козлятины, конины и мяса прочих животных семейства лошадиных, оленины и мяса прочих животных семейства оленьих (оленевых) парных, остывших или охлажденных на 6,6%;
мяса и субпродуктов пищевой домашней птицы на 7,6%;
рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков на 4,7%;
муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смесей из них на 6,4%;
изделий хлебобулочных недлительного хранения на 0,3%;
кондитерских изделий на 1,5%.
На предприятиях (организациях) по производству напитков в 2024 году к 2020 году увеличатся объемы производства:
пива, кроме отходов пивоварения, на 4,6%;
вод минеральных природных питьевых и вод питьевых, расфасованных в емкости, не содержащих добавки сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ, на 1,8%;
напитков безалкогольных прочих на 3,9%.
Перечень целевых показателей и показателей развития растениеводства и животноводства, производства пищевых продуктов, производства напитков представлен в приложении N 4 к программе.
Информация об обязательных налоговых платежах, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет края, представлена в приложении N 5 к программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.