Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
На территории Самарской области исполнительным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, является департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области (далее - Департамент).
Департамент в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2018 N 582, выполняет возложенные функции по региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее - региональный государственный контроль (надзор)), в том числе посредством проведения плановых и внеплановых проверочных мероприятий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и Федеральным законом от 31.06.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется:
а) в сфере естественных монополий;
б) в области газоснабжения;
в) в электроэнергетике;
г) в сфере теплоснабжения;
д) в сфере водоснабжения и водоотведения;
е) в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
ж) в области регулирования цен на топливо твёрдое, печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье;
з) в сфере оказания транспортных услуг на подъездных железнодорожных путях;
и) в сфере перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;
к) в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам;
л) в сфере перевозок пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении и на переправах;
м) в области регулирования тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств;
н) в сфере технического осмотра транспортных средств;
о) в сфере технической инвентаризации жилищного фонда; п) в области регулирования предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на медицинские изделия, включённые в утверждённый Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
р) в области регулирования предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, соблюдение организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, при реализации лекарственных препаратов требований к применению цен, уровень которых не должен превышать сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов, и которые не превышают зарегистрированных предельных отпускных цен, и размеров оптовых надбавок и (или) размеров розничных надбавок, не превышающих соответственно размеров предельных оптовых надбавок и (или) размеров предельных розничных надбавок, установленных в субъекте Российской Федерации;
с) области регулирования тарифов на услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в части ценообразования в указанной сфере деятельности и правильности применения регулируемых государством надбавок к ценам.
В целях реализации положений Закона N 294-ФЗ:
приказом Департамента от 13.03.2019 N 61 утвержден перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности на территории Самарской области размещен на официальном сайте Департамента в сети "Интернет" (https://tarif.samregion.ru/napravleniya-deyatelnosti/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/profilaktika-perechen-normativnyh-pravovyh-aktov-soderzhashhih-obyazatelnye-trebovaniya-oczenka-soblyudeniya-kotoryh-yavlyaetsya-predmetom-regionalnogo-gosudarstvennogo-kontrolya-nadzora-2/);
приказом Департамента от 20.12.2019 N 837 утверждено Руководство по соблюдению обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Самарской области (ttps://tarif.samregion.ru/napravleniya-deyatelnosti/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/profilaktika-perechen-normativnyh-pravovyh-aktov-soderzhashhih-obyazatelnye-trebovaniya-oczenka-soblyudeniya-kotoryh-yavlyaetsya-predmetom-regionalnogo-gosudarstvennogo-kontrolya-nadzora-2/).
На официальном сайте Департамента в сети "Интернет" также размещаются:
ежегодные планы проведения плановых проверок (https://tarif.samregion.ru/napravleniya-deyatelnosti/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/plan-proverok/);
доклады об осуществлении Департаментом регионального государственного контроля (надзора) (https://tarif.samregion.ru/napravleniya-deyatelnosti/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/oczenka-effektivnosti-i-rezultativnosti-kontrolno-nadzornoj-deyatelnosti-doklad/).
Одновременно, в 2021 году Департамент на постоянной основе организовывает и проводит мероприятия по профилактике нарушений, в том числе в форме:
информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, которое осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Департамента в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах, сведений, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Самарской области;
обобщения правоприменительной практики, ежегодно Департамент не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, подготавливает доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Департамента по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), который утверждается приказом Департамента и размещается на официальном сайте Департамента в сети "Интернет" не позднее 3 дней со дня его утверждения;
объявления предостережения в случае наличия у Департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований;
консультирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольного (надзорного) мероприятия.
В текущем году проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований проводится Департаментом на постоянной основе в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), в том числе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности на территории Самарской области, на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы", утвержденной приказом Департамента от 25.12.2020 N 877, размещенной на официальном сайте Департамента в сети "Интернет" (https://tarif.samregion.ru/napravleniya-deyatelnosti/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/profilaktika-perechen-normativnyh-pravovyh-aktov-soderzhashhih-obyazatelnye-trebovaniya-oczenka-soblyudeniya-kotoryh-yavlyaetsya-predmetom-regionalnogo-gosudarstvennogo-kontrolya-nadzora/)).
В 2021 году Департаментом проведена одна плановая проверка в установленный срок и одна внеплановая проверка, основанием которой является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного Департаментом предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Проведение плановой проверки осуществлялось Департаментом с применением риск-ориентированного подхода, закрепленного Законом N 294-ФЗ.
Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора), осуществляемого Департаментом, утверждены постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2017 N 923 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Самарской области".
Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельности в области регулируемых государством цен (тарифов) которых присвоена категория риска размещен на официальном сайте в сети "Интернет" (https://tarif.samregion.ru/napravleniya-deyatelnosti/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/reestr-podkontrolnyh-subektov/).
Значительную долю контрольной (надзорной) деятельности Департамента в 2021 году занимает работа по проведению систематического наблюдения и анализа за исполнением обязательных требований, работа с поступившими обращениями граждан, организаций и своевременной подготовки ответов на них.
Наиболее часто встречающимися нарушениями положений законодательства, которые допускают на протяжении 2021 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулируемые виды деятельности на территории Самарской области, являются несоблюдения стандартов раскрытия информации, непредставление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) и нарушения порядка ценообразования.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в 2022 году планируется Департаментом в условиях вступления в силу Закона N 248-ФЗ. Требования к профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям определены разделом IV данного закона.
Порядок организации и осуществления Департаментом регионального государственного контроля (надзора) в 2022 году определен Законом N 248-ФЗ и соответствующим положением о региональном государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Самарской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.