Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
приказом Министерства юстиции
Республики Коми
от "20" декабря 2019 года N 299-од
(приложение 3)
Положение
об оценке коррупционных рисков в Министерстве юстиции Республики Коми
1. Общие положения
1.1. Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом антикоррупционной политики Министерства юстиции Республики Коми (далее - Министерства), позволяющим обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности Министерства и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции в Министерстве.
1.2. Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных процессов и видов деятельности Министерства, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения сотрудниками Министерства коррупционных правонарушений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды Министерством, а также в целях минимизации коррупционных рисков либо их устранения в конкретных управленческих процессах.
1.3. Оценка коррупционных рисков в Министерстве проводится в соответствии:
- с Рекомендациями по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации, разработанными Минтрудом России (2019);
- с Методическими рекомендациями по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций (письмо Минтруда России от 25.12.2014 N 18-0/10/В-8980 "О проведении федеральными государственными органами оценки коррупционных рисков").
2. Порядок оценки коррупционных рисков
2.1. Оценка коррупционных рисков в деятельности Министерства проводится на регулярной основе ежегодно до 20 декабря.
2.2. На основании оценки коррупционных рисков:
- составляется (актуализируется) перечень функций Министерства, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции;
- актуализируется перечень должностей в Министерстве, замещение которых связано с коррупционными рисками;
- разрабатывается (актуализируется) комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.
2.3. В мероприятиях по оценке коррупционных рисков участвуют:
- должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений в Министерстве;
- рабочая группа по оценке коррупционных рисков, возникающих при реализации Министерством и подведомственными учреждениями своих функций (далее - рабочая группа);
- иные должностные лица Министерства и подведомственных учреждений;
- представители Общественного совета при Министерстве юстиции Республики Коми.
Ответственным лицом за организацию и проведение оценки коррупционных рисков является начальник отдела государственной службы кадров.
Рабочая группа привлекает сотрудников Министерства и подведомственных учреждений к разработке карт коррупционных рисков, в части подготовки описания административных процедур (действий).
2.4. Процедура оценки коррупционных рисков состоит из нескольких этапов.
1) Подготовительный этап: принятие решения о проведении оценки коррупционных рисков; определение плана проведения оценки; составление перечня и подготовка необходимых документов.
2) Этап описания административных процедур (действий): анализ деятельности Министерства в форме административных процедур (действий), описание составных элементов административных процедур (подпроцессов). Основная задача данного этапа - понять, каким образом в Министерстве реализуются на практике направления деятельности и конкретные административные процедуры (действия), выбранные в качестве объекта оценки.
3) Этап идентификации коррупционных рисков: выделение в каждой анализируемой административной процедуре (действии) критических точек и общее описание возможностей для реализации коррупционных рисков в каждой критической точке.
Основная задача этапа идентификации коррупционных рисков - насколько возможно полно выявить в каждом рассматриваемом направлении деятельности и административной процедуре (действии) критические точки.
Важнейшими признаками критической точки являются следующие:
наличие у сотрудника (группы сотрудников) Министерства полномочий совершить действие (бездействие), которое позволяет получить выгоду (преимущество) сотруднику Министерства и подведомственных учреждений, структурному подразделению Министерства, физическому и (или) юридическому лицу, взаимодействующему с Министерством подведомственными учреждениями;
взаимодействие сотрудника (группы сотрудников) Министерства с иной организацией, уполномоченной совершать действия, важные для успешной реализации административной процедуры (действия) и (или) успешного функционирования Министерства в целом.
В рамках одной административной процедуры (действия) может быть выявлено несколько критических точек.
Все выявленные критические точки должны быть обозначены в карте коррупционных рисков, возникающих при реализации Министерством, подведомственными учреждениями своих функций.
4) Этап анализа коррупционных рисков: составление описания возможных способов совершения коррупционного правонарушения в критической точке ("коррупционных схем"); определение перечня должностей сотрудников Министерства и подведомственных учреждений, которые могут быть вовлечены в совершение коррупционного правонарушения в критической точке.
Основная задача анализа коррупционных рисков - определить для каждой выявленной критической точки вероятный способ совершения коррупционного правонарушения сотрудниками Министерства и подведомственных учреждений (коррупционную схему) и должности (полномочия) сотрудников, наличие которых требуется для реализации каждой коррупционной схемы.
5) Этап разработки мер по минимизации коррупционных рисков: подготовка предложений по минимизации всех или наиболее существенных идентифицированных коррупционных рисков.
Возможные меры по минимизации коррупционных рисков включают несколько основных блоков:
Организация, регламентация и автоматизация процессов, в том числе:
- детальная регламентация административной процедуры (действия) в критических точках (порядка и сроков реализации, документационного обеспечения, ответственных лиц), закрепление четких оснований и критериев принятия любых решений, влекущих конкурентное распределение выгоды (преимущества), сведение к минимуму полномочий, которые должностные лица Министерства и подведомственных учреждений могут осуществлять по собственному усмотрению;
- сведение к минимуму ситуаций, при которых решение принимается сотрудником единолично или на основании информации, подготовленной сотрудником единолично, разумное расширение круга лиц, без участия (согласование) которых не может быть принято решение о распределении выгоды (преимущества);
- исключение ситуаций, при которых сотрудник Министерства совмещает функции по исполнению решения и контролю за его исполнением;
- внедрение систем электронного взаимодействия с гражданами и организациями.
Совершенствование контрольных и мониторинговых процедур, в том числе:
- совершенствование механизмов выявления конфликта интересов в деятельности сотрудников Министерства и подведомственных учреждений, в том числе путем сопоставления информацию о родственниках сотрудников с информацией о составе учредителей и органах управления контрагентов Министерства и подведомственных учреждений;
- регулярный мониторинг информации о возможных коррупционных правонарушениях, совершенных сотрудниками Министерства и подведомственных учреждений, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций в средствах массовой информации;
- совершенствование механизмов внутреннего контроля за исполнением сотрудниками Министерства и подведомственных учреждений своих обязанностей, с учетом вероятных способов обхода внедренных процедур контроля;
Информационные и образовательные мероприятия, в том числе:
- информирование граждан и контрагентов Министерства и подведомственных учреждений о последствиях коррупционных правонарушений;
- размещение информации об ответственности за коррупционные правонарушения в зданиях Министерства и на официальном сайте Министерства;
- проведение методических совещаний, семинаров, круглых столов, по вопросам противодействия коррупции, в особенности для сотрудников Министерства, замещающих должности, связанные с коррупционными рисками;
- повышение квалификации сотрудников Министерства, ответственных за предупреждение коррупции, по вопросам управления коррупционными рисками.
6) Этап оформления, согласования и утверждения результатов оценки коррупционных рисков: формирование и представление на утверждение Министру юстиции Республики Коми карты коррупционных рисков, возникающих при реализации Министерством и подведомственными учреждениями своих функций; перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.
2.5. Карта коррупционных рисков, возникающих при реализации Министерством и подведомственными учреждениями своих функций, составляется по форме согласно приложению к настоящему Положению.
Результаты проведенной оценки коррупционных рисков и составленные в ходе ее проведения документы рассматривается на заседании рабочей группы.
Карта коррупционных рисков, возникающих при реализации Министерством и подведомственными учреждениями своих функций, перечни должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, утверждается приказом Министерства.
2.6. Карта коррупционных рисков, возникающих при реализации Министерством и подведомственными учреждениями своих функций, подлежит изменению в следующих случаях:
- по результатам ежегодного проведения оценки коррупционных рисков в Министерстве;
- в случае внесения изменений в Положение о Министерстве, в должностные регламенты и должностные инструкции сотрудников Министерства, учредительные документы подведомственных учреждений;
- в случае выявления фактов коррупции в Министерстве и (или) подведомственных учреждениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.