Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Республики Коми
от 10 декабря 2021 г. N 556-р
"Одобрен
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 19 августа 2021 г. N 400-р
(приложение)
Прогноз
социально-экономического развития Республики Коми на 2022 год и на период до 2024 года
Показатели |
Единица измерения |
2019 факт |
2020 факт |
2021 оценка |
прогноз |
|||||
2022 |
2023 |
2024 |
||||||||
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
|||||
Численность населения (в среднегодовом исчислении) |
тыс. человек |
825,4 |
817,0 |
808,7 |
798,1 |
798,7 |
787,1 |
788,6 |
776,6 |
779,0 |
Общий коэффициент рождаемости |
число родившихся на 1000 человек населения |
9,6 |
9,3 |
9,1 |
8,9 |
9,2 |
9,0 |
9,3 |
9,1 |
9,4 |
Общий коэффициент смертности |
число умерших на 1000 человек населения |
12,0 |
13,5 |
14,8 |
14,8 |
14,5 |
14,5 |
14,3 |
14,3 |
14,2 |
Миграционный прирост (убыль) |
тыс. чел. |
-7,8 |
-3,3 |
-5,2 |
-6,6 |
-6,0 |
-6,5 |
-6,0 |
-6,1 |
-5,4 |
Валовой региональный продукт |
млрд руб. |
720,7 |
658,2 |
763,5 |
763,6 |
782,4 |
788,2 |
821,7 |
794,4 |
847,2 |
Темп роста объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,9 |
92,2 |
98,5 |
96,8 |
99,1 |
99,5 |
101,3 |
97,0 |
100,1 |
Индекс промышленного производства, в том числе по видам экономической деятельности: |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,2 |
93,0 |
102,4 |
100,8 |
103,6 |
100,8 |
103,7 |
100,9 |
102,5 |
Добыча полезных ископаемых |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,0 |
91,1 |
100,9 |
100,9 |
102,7 |
100,9 |
102,1 |
101,3 |
102,7 |
Обрабатывающие производства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,0 |
90,6 |
104,3 |
100,5 |
105,2 |
100,5 |
106,2 |
100,3 |
102,2 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,4 |
98,3 |
103,4 |
101,0 |
102,1 |
101,1 |
102,5 |
102,2 |
103,0 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
97,2 |
106,6 |
106,0 |
105,8 |
107,9 |
101,6 |
107,9 |
97,1 |
102,0 |
Продукция сельского хозяйства всех категорий |
млрд руб. |
10,8 |
12,1 |
13,0 |
13,5 |
13,6 |
14,1 |
14,5 |
14,8 |
15,4 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
96,5 |
114,8 |
101,8 |
100,8 |
102,2 |
100,6 |
102,3 |
100,6 |
102,4 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" |
млрд руб., в ценах соответствующих лет |
44,9 |
43,5 |
44,0 |
44,1 |
45,0 |
44,1 |
46,3 |
44,2 |
47,9 |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
90,0 |
98,1 |
97,5 |
95,9 |
98,0 |
96,0 |
98,5 |
96,2 |
99,0 |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м. общей площади |
236,7 |
204,2 |
211,0 |
174,8 |
233,0 |
177,8 |
237,0 |
180,0 |
240,0 |
Инвестиции в основной капитал |
млрд рублей |
121,6 |
140,4 |
115,0 |
108,7 |
117,9 |
111,2 |
120,7 |
107,0 |
116,3 |
Темп роста объема инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
83,8 |
111,5 |
77,9 |
90,4 |
97,9 |
97,7 |
97,8 |
91,9 |
92,0 |
Индекс потребительских цен на конец года |
% к декабрю предыдущего года |
103,0 |
106,6 |
106,1 |
105,8 |
105,5 |
105,4 |
105,2 |
105,2 |
104,8 |
Оборот розничной торговли |
млрд рублей |
162,3 |
164,8 |
170,5 |
176,6 |
177,3 |
183,1 |
184,8 |
189,9 |
193,0 |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,1 |
97,8 |
99,5 |
99,6 |
100,1 |
99,7 |
100,3 |
99,8 |
100,5 |
|
Объем платных услуг населению |
млрд рублей |
52,5 |
46,8 |
51,6 |
52,5 |
53,0 |
53,4 |
54,9 |
54,4 |
56,9 |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
97,6 |
83,8 |
105,0 |
96,5 |
97,9 |
96,6 |
98,5 |
96,7 |
98,9 |
|
Фонд заработной платы работников организаций |
млрд рублей |
196,2 |
206,0 |
211,4 |
214,4 |
218,2 |
217,3 |
225,2 |
220,0 |
232,4 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) |
рублей |
46609,0 |
50500,0 |
52500,0 |
54705,0 |
55125,0 |
57002,6 |
57881,3 |
59396,7 |
60775,3 |
% к предыдущему году |
103,9 |
108,3 |
104,0 |
104,2 |
105,0 |
104,2 |
105,0 |
104,2 |
105,0 |
|
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
% г/г |
96,6 |
96,5 |
95,0 |
94,9 |
96,6 |
95,3 |
97,1 |
95,8 |
97,8 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
1,4 |
3,5 |
1,9 |
2,0 |
1,9 |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
1,7 |
Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе |
тыс. чел. |
494,5 |
481,0 |
468,1 |
463,5 |
465,8 |
458,0 |
463,2 |
456,0 |
461,7 |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
тыс. чел. |
448,2 |
443,4 |
424,5 |
420,5 |
422,5 |
415,5 |
420,2 |
413,8 |
418,9 |
иностранные трудовые мигранты |
тыс. чел. |
5,7 |
4,8 |
4,9 |
4,9 |
4,9 |
4,8 |
4,9 |
4,8 |
4,9 |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике |
тыс. чел. |
40,6 |
32,9 |
38,7 |
38,2 |
38,4 |
37,7 |
38,1 |
37,4 |
37,9 |
Численность занятых в экономике |
тыс. чел. |
401,0 |
383,2 |
378,9 |
372,7 |
374,5 |
365,9 |
370,1 |
360,9 |
365,4 |
Пояснительная записка
к Прогнозу социально-экономического развития Республики Коми на 2022 год и на период до 2024 года
Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2022 год и на период до 2024 года (далее - прогноз) разработан в двух вариантах - базовом и консервативном.
Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития региональной экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики на федеральном и региональном уровнях. Параметры данного варианта прогноза предполагают сдержанный внутренний спрос - как потребительский, так и инвестиционный, обусловленный сохранением части ограничений, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции; постепенный восстановительный рост экономики.
Консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, затяжном восстановлении экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий и повторных волн распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В Республике Коми в отчетном периоде 2021 года складывалась неоднозначная социально-экономическая ситуация, характеризуемая как ростом, так и снижением показателей в наиболее важных сферах жизнедеятельности. Так, по сравнению с уровнем аналогичного периода 2020 года увеличились:
производства текстильных изделий, одежды, продукции деревообработки, бумаги и бумажных изделий, нефтепродуктов, химических веществ и химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, работы по ремонту и монтажу машин и оборудования;
производство продукции сельского хозяйства (по итогам 1 полугодия 2021 г.);
объемы работ по виду деятельности "Строительство" и ввода в действие жилых домов;
оборот розничной торговли и объемы платных услуг населению;
номинальная начисленная заработная плата работников организаций (по итогам 7 месяцев 2021 г.);
доходы консолидированного бюджета Республики Коми;
объемы поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Коми.
Кроме того, снизились численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, и уровень зарегистрированной безработицы.
В числе негативных итогов отмечается:
сокращение добычи каменного угля, нефти, природного и попутного газа;
увеличение государственного долга Республики Коми; сокращение объема инвестиций в основной капитал (по итогам 1 полугодия 2021 г.);
увеличение индекса потребительских цен;
снижение реальной заработной платы;
снижение грузооборота и перевозок грузов автомобильным транспортом.
В числе основных факторов, ограничивающих рост экономики в 2021 году:
сделка ОПЕК+, направленная на стабилизацию мировых цен на нефть; структурные изменения спроса и предложения, вызванные новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в том числе введение ограничительных мер. Масштаб и продолжительность влияние данного фактора носит неопределенный характер.
При этом в Республике Коми продолжают действовать федеральные и региональные меры поддержки бизнеса и населения, направленные на ограничение спада в экономике, поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, семей с детьми. Так, программы поддержки бизнеса направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, сохранить занятость. Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.
Демографическая ситуация в Республике Коми на протяжении ряда лет характеризуется сокращением численности населения, тенденцией к снижению рождаемости, относительным ростом показателей смертности населения, отрицательным естественным приростом и сокращением ожидаемой продолжительности жизни.
Для улучшения ситуации государственная демографическая политика в среднесрочной перспективе нацелена на обеспечение устойчивого роста численности населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни. Для достижения национальных целей, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указы N 204 и N 474), в Республике Коми в рамках национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение" реализуется ряд региональных проектов, направленных на нивелирование основных факторов и проблем, тормозящих улучшение динамики демографических показателей.
В 2021 году, по оценке, среднегодовая численность населения снизится по сравнению с уровнем 2020 года на 1,0%, и составит 808,7 тыс. человек. Основными негативными факторами продолжат оставаться естественная убыль населения и миграционный отток, которые, по оценке, в 2021 году составят 5,7 на 1000 человек и 5,2 тыс. человек соответственно.
К 2024 году общий коэффициент рождаемости ожидается в консервативном варианте на уровне ожидаемой оценки 2021 года, в базовом вырастет до 9,4 родившихся на 1000 человек населения.
Сдержанная динамика показателя будет обусловлена инерционным характером репродуктивного поведения населения, в том числе сокращением численности женщин фертильного возраста, в среднесрочной перспективе. Нивелировать данный фактор будет реализация системных мер социальной поддержки семей с детьми, направленных на рост числа рождений, в том числе вторых и последующих детей, выполнении плановых значений по увеличению доступности восстановления репродуктивного здоровья, в том числе в рамках реализации региональных проектов национального проекта "Демография" (адресные выплаты, материнский капитал и льготная ипотека).
К 2024 году за счет миграционной убыли численность населения сократится еще на 17,4-19,2 тыс. человек в базовом и консервативном вариантах соответственно.
Неблагополучная эпидемиологическая обстановка ввиду распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), введение ограничительных мер по профилактическим осмотрам населения, ограничение плановой госпитализации пациентов; ограничение приемов диспансерных больных в амбулаторных условиях обусловили высокие значения показателя общей смертности населения, ожидаемые по итогам 2021 года (14,8 умерших на 1000 человек).
В целом высокий уровень показателя общей смертности населения установится на весь прогнозный период 2022 - 2024 годов, что обусловлено ожидаемым ростом осложнений в виде инфарктов и инсультов среди пациентов, переболевших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). При этом нивелировать ситуацию будут мероприятия, предусмотренные региональными проектами по развитию первичной медико-санитарной помощи, борьбе с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, по профилактике заболеваний, популяризации здорового образа жизни и повышению качества оказания медицинской помощи. В результате коэффициент смертности к 2024 году снизится и составит 14,2-14,3 умерших на 1000 человек населения (в базовом и консервативном вариантах соответственно).
В результате среднегодовая численность постоянного населения к 2024 году по консервативному варианту составит 776,6 тыс. человек. По базовому варианту в результате более благоприятных внешних условий и более высокой эффективности реализуемых социальных мер, среднегодовая численность населения составит 779,0 тыс. человек.
Сокращение численности населения в прогнозный период определено негативными тенденциями, в том числе:
недостаточным ростом рождаемости, обусловленным сокращением численности женщин фертильного возраста;
тенденцией старения населения: коэффициент демографического старения (доля лиц в возрасте 65 лет и более в общей численности населения) будет расти, так как за границу 65 лет перешагнет поколение конца 50-х - начала 60-х годов рождения ХХ века;
неблагоприятными для жизни природно-климатическими условиями (в условиях свободного рынка население покидает северные районы, активно развивающиеся в советскую эпоху);
не таким масштабным, как в период 2015 - 2019 годы, но оттоком населения за пределы республики, большая часть которого - мигранты трудоспособного возраста.
В целях обеспечения экономического развития и промышленного производства в Республике Коми реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие экономики и промышленности". Мероприятия данной программы направлены в том числе на повышение инвестиционной активности на территории Республики Коми, развитие конкурентной среды, обеспечение роста доходов населения, развитие и реализацию научного и инновационного потенциала Республики Коми, развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение стабильной работы предприятий в основных отраслях промышленности и создание условий для развития промышленного потенциала в Республике Коми.
В 2021 году индекс физического объема валового регионального продукта (далее - ВРП) (в сопоставимых ценах) прогнозируется на уровне 98,5% относительно ожидаемой оценки 2020 года. Вклад в формирование ВРП внесут преимущественно добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, транспортировка и хранение.
В среднесрочный период динамика ВРП будет неравномерной. В базовом варианте восстановление экономического роста прогнозируется со второй половины 2022 года и по итогам 2023 года ВРП (в сопоставимых ценах) увеличится на 1,3% к предыдущему году. Стабилизационный период прогнозируется в 2024 году вследствие достижения предприятиями плановых объемов производства с учетом новых потребностей рынка постпандемийного периода (ВРП в сопоставимых ценах составит 100,1% к уровню 2023 года).
В консервативном варианте в период 2022 - 2024 годов ВРП будет иметь отрицательную динамику.
Промышленное производство оказывает наибольшее влияние на общий объем ВРП (55,7% от объема валового регионального продукта).
В 2021 году, по оценке, объем промышленного производства составит 102,4% к уровню 2020 года. Рост будет наблюдаться в добывающем секторе (100,9%) за счет планируемого увеличения объемов добычи сырой нефти и природного газа, в обрабатывающем производстве (104,3% к уровню 2020 года) за счет роста производства нефтепродуктов, деревообработки и бумажной продукции, в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (103,4%), в водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (106,0%).
Объем добычи нефти с газовым конденсатом, по оценке, в 2021 году увеличится на 0,3% благодаря планируемому росту добычи ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" на 1,5%, с учетом действующих на текущий момент договоренностей об ограничении добычи нефти, а также влияния последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
По мере преодоления мировым рынком нефти последствий пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также постепенного ослабления ограничений на добычу нефти в базовом варианте прогноза планируется вывести объем добычи нефти на уровень в 14,0 млн тонн к 2024 году.
По оценке, в 2021 году объем добычи газа сократится относительно уровня 2020 года на 0,7%. Ожидается рост на 1,1% добычи попутного газа (связано с ростом добычи нефти) и снижение добычи природного газа на 0,9%.
В период 2022 - 2024 годов прогнозирует снижение добычи природного газа. В целом современное состояние газовой промышленности в Республике Коми характеризуется высокой степенью истощения сырьевой базы. Это связано не только со значительной выработкой запасов (до 80%) на эксплуатируемых месторождениях, но и отсутствием фонда новых месторождений газа, подготовленных к разработке и способных компенсировать выбытие добывающих мощностей.
По оценке, в 2021 году индекс производства по добыче угля составит 97,5% относительно уровня 2020 года. Сокращение добычи угля обусловлено сложными горно-геологическими условиями (темпы проходки не соответствуют графику), а также проведением перемонтажа на нескольких лавах.
В 2022 году в базовом варианте объем добычи угля прогнозируется на уровне 2021 года. Начиная с 1 квартала 2022 г. АО "Воркутауголь" прекратит добывать энергетический уголь (уголь марки ГЖО). В период 2023 - 2024 годов в базовом варианте прогнозируется незначительный рост объема добычи угля в среднем за год на 1,5% за счет продолжения строительства вентиляционных стволов на шахтах "Комсомольская" и "Заполярная", а также за счет прирезки участков шахтного поля шахты "Воргашорская". В консервативном варианте прогнозируется падение добычи угля к 2024 году в пределах 4,0% относительно уровня 2021 года.
В 2021 году, по оценке, индекс производства в обработке древесины и производстве изделий из дерева составит 102,5% к уровню 2020 года. Увеличатся объемы производства лесоматериалов, продольно распиленных, фанеры, древесноволокнистых и древесно-стружечных плит.
В среднесрочный период в консервативном варианте прогноза индекс производства составит в среднем за год 100,4%. Уровень объемов производства будет зависеть от темпов расширения спроса на готовую продукцию. Кроме того, успешная работа предприятий лесной отрасли также будет зависеть от выпуска конечной продукции деревообработки, отвечающей требованиям мирового рынка, совершенствования технологии производства продукции деревообработки и принципов организации работ.
Индекс производства по базовому сценарию составит в среднем за год 102,6%. Достижение прогнозных значений показателей возможно при условии реализации инвестиционных проектов ООО "Лузалес", ООО "Сыктывкарский ЛДК", повышения использования отходов лесопиления в биоэнергетике (развитие производства топливных гранул и брикетов).
Индекс производства бумаги и бумажных изделий ожидается в размере 103,2% к уровню 2020 года. Объем производства бумаги увеличится на 11,0% к уровню предыдущего года, картона - на 4,2%. Увеличению объемов производства также будет способствовать реализация мероприятий по оптимизации и увеличению производительности существующих мощностей (производство волокна, выпуск готовой продукции) в рамках проекта "Горизонт", наличием стабильного спроса, стабилизацией внешнеэкономической конъюнктуры по основным видам лесобумажной продукции.
В 2022 - 2024 годах производство бумаги и бумажных изделий увеличится в среднем за год в консервативном варианте на 0,2%, в базовом варианте - на 1,0%.
По итогам 2021 года прогнозируется прирост объемов производства нефтепродуктов в Республике Коми (индекс производства нефтепродуктов составит 117,0% к уровню 2020 года).
В 2022 году ООО "Енисей" планирует возобновить деятельность нефтеперерабатывающего завода на территории МОГО "Усинск" и начать выпускать продукты переработки (бензин автомобильный, дизельное топливо, мазут). Согласно производственному плану компания с 2022 года планирует ежегодно наращивать объемы переработки нефти начиная с 300 тыс. тонн до 1000 тыс. тонн к 2027 году.
В 2022 - 2023 годах индекс производства нефтепродуктов в базовом варианте прогноза прогнозируется на уровне 114,2% (при условии запуска производства ООО "Енисей"), в консервативном - на 101,1% в среднем за год. В 2024 году в результате постепенного выхода на планируемый объем производства нефтепродуктов темпы несколько снизятся и составят в базовом варианте прогноза 103,3%, в консервативном - 100,0%.
Прирост объемов производства по виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" (в 2021 году - 103,4% к уровню 2020 года) планируется за счет температурного фактора, а также за счет увеличения темпов роста экономики, а рост объемов производства в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (106,0%) будет обусловлен динамикой отчетного периода текущего года, а также ростом объемов производства промышленных предприятий региона.
В среднесрочном периоде в целом прогнозируется положительная динамика: индекс производства в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха в среднем за год составит 101,4-102,5%; в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 101,5-105,9% (в консервативном и базовом вариантах соответственно).
В результате в 2022 - 2024 годах ожидается прирост промышленного производства, который в среднем за год составит в консервативном варианте - 100,8%, в базовом - 103,3%. В консервативном варианте в прогнозном периоде ожидается замедление динамики роста промышленного производства, что обусловлено, в первую очередь, сохранением неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, сложной макроэкономической и эпидемиологической ситуацией в стране и мире.
Республика Коми не относится к регионам, где агропромышленный комплекс занимает доминирующее положение. В структуре ВРП Республики Коми сельское хозяйство составляет 1,5%.
В 2021 году, по оценке, индекс производства продукции сельского хозяйства составит 101,8% к уровню 2020 года (в сопоставимых ценах), в том числе индекс продукции животноводства - 102,3%, растениеводства - 100,9%. Рост производства будет обеспечен за счет роста продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах (далее - К(Ф)Х) при сокращении объемов производства в хозяйствах населения.
Предполагается, что в 2021 году будет выращено овощей в размере 27,6 тыс. тонн (100,6% к уровню 2020 года), в том числе в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х - 12,8 тыс. тонн (102,5%); картофеля - 57,4 тыс. тонн (98,1%), в том числе в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х - 2,4 тыс. тонн (69,4%). Снижение валовых сборов связано с сокращением посадок картофеля вследствие его убыточности.
В животноводстве по итогам 2021 года ожидается, что объемы производства скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составят 35,9 тыс. тонн (101,2% к уровню 2020 года), при увеличении производства в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х - 33,8 тыс. тонн (101,8%).
Объем производства яиц в хозяйствах всех категорий в 2021 году планируется к увеличению до 124,9 млн шт. (101,2% к уровню 2020 года), в том числе в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х - 120 млн шт. (101,2%).
Общий объем производства молока в хозяйствах всех категорий в 2021 году составит 55,1 тыс. тонн (101,4% к уровню 2020 года), в том числе в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х - 47 тыс. тонн (101,7% к уровню 2020 года). Рост объемов производства молока будет обеспечиваться за счет наиболее крупных сельскохозяйственных организаций, реализующих или планирующих реализацию инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) животноводческих ферм. В хозяйствах населения в связи со значительным сокращением поголовья коров объемы производства молока сократятся.
Учитывая, что развитие сельского хозяйства в республике определяется высокой зависимостью от природных факторов и сезонностью производства, на среднесрочный период прогнозируются умеренные темпы роста сельскохозяйственного производства. В связи с этим в 2022 - 2024 годах среднегодовые индексы производства продукции сельского хозяйства в Республике Коми составят: при базовом варианте - 102,3%, при консервативном - 100,7%. Рост производства будет обеспечен за счет роста продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х, в том числе в результате реализации проектов по строительству и реконструкции животноводческих помещений.
По оценке, в 2021 году объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составит 97,5% к уровню 2020 года. Отрицательная динамика будет обусловлена негативным влиянием постоянно действующих факторов в строительной отрасли региона, ограничивающих производственную деятельность строительных организаций, таких как недостаток квалифицированных рабочих кадров, высокие налоговые и кредитные ставки, высокая стоимость материалов, конструкций и изделий, неплатежеспособность заказчиков и недостаток финансирования.
В Адресной инвестиционной программе Республики Коми на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов предусмотрено строительство, ввод следующих объектов капитального строительства:
республиканская инфекционная больница в г. Сыктывкаре (1 этап);
средняя общеобразовательная школа на 400 мест в с. Помоздино МОМР "Усть-Куломский";
школа на 600 мест в с. Объячево МОМР "Прилузский";
строительство школы - детского сада в д. Усть-Ижма;
реконструкция Республиканского стадиона в г. Сыктывкаре;
лечебный корпус в с. Усть-Цильма;
строительство здания пожарного депо по адресу: Республика Коми, г. Печора, п. Каджером;
расширение республиканского Кунибского интерната на 70 мест в с. Куниб МОМР "Сысольский" (реконструкция объекта);
расширение республиканского Тентюковского дома-интерната для престарелых и инвалидов на 90 мест в г. Сыктывкаре (реконструкция объекта);
обеспечение земельного участка коммунальной инфраструктурой мкр. Шордор-2 пгт. В. Максаковка (внутримикрорайонные улицы, проезды и уличное освещение);
обеспечение земельных участков инфраструктурой мкр. Ягкар, Шордор, Шордор-2 пгт. В. Максаковка (газификация);
распределительный газопровод в границах городского поселения "Кожва";
19 фельдшерско-акушерских пунктов на территориях МОМР "Сосногорск", "Сыктывдинский", "Сысольский", "Усть-Вымский", "Ижемский", "Корткеросский", "Усть-Куломский" и МОГО "Усинск";
физкультурно-оздоровительный комплекс единоборств в г. Ухта;
спортивный комплекс с плавательным бассейном и универсальным игровым залом в г. Микунь Усть-Вымского района (2 этап - Универсальный игровой зал);
социокультурный центр в с. Вольдино МО МР "Усть-Куломский".
Кроме того, в указанный период планируется построить, реконструировать и ввести в эксплуатацию 17 объектов муниципальной собственности, из них 10 объектов инженерной и дорожной инфраструктуры, 4 объекта спорта и физической культуры, 1 объект в сфере образования, 1 объект в сфере культуры и 1 объект в сфере охраны окружающей среды.
В среднесрочный период в строительной отрасли продолжится снижение объемов работ. Среднегодовой индекс в консервативном варианте составит 96,0%, в базовом - 98,5%.
В 2021 году в рамках регионального проекта "Жилье" реализуется мероприятие по стимулированию программ развития жилищного строительства.
За счет средств федерального бюджета и консолидированного бюджета Республики Коми планируется завершить строительство автомобильных дорог протяженностью 2,112 км в рамках реализации проекта "Обеспечение земельного участка коммунальной инфраструктурой мкр. Шордор-2 пгт. В. Максаковка (внутримикрорайонные улицы, проезды и уличное освещение)".
В целях реализации регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах". По завершении реализации мероприятий программы планируется расселить не менее 7,5 тыс. граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде расселяемой площадью 125,9 тыс. кв. м.
В 2021 году к расселению запланировано 41,9 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда, жилищные условия улучшат 2,34 тыс. граждан.
По итогам 2021 года прогнозируется рост объема ввода жилья до 211,0 тыс. кв. м, что на 3,3% выше уровня 2020 года.
В 2022 - 2024 годах в целях поддержания жилищной сферы в Республике Коми продолжится реализация мероприятий Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан", включая меры по государственной поддержке строительства жилья, созданию условий для решения жилищных проблем населения республики на основе финансовых и инвестиционных механизмов, в том числе содействие в реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства.
Сохранится применение механизмов государственной поддержки граждан, решающих свои жилищные проблемы за счет собственных средств с привлечением ресурсов кредитных организаций. В их числе - возмещение за счет бюджетных средств части затрат на уплату процентов по кредитам или целевым займам на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами по кредитным договорам или договорам целевого займа, предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Будет продолжена работа по комплексному развитию территорий, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, а также по оказанию государственной поддержки (субсидии) местным бюджетам на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства.
С учетом реализации запланированных мероприятий, развития системы ипотечного кредитования для населения (за счет снижения процентных ставок), планируемых законодательных изменений в строительной сфере, а также за счет увеличения мер государственной поддержки для льготных категорий граждан в базовом варианте прогнозируется постепенное наращивание темпов роста строительства жилья. К 2024 году объем ввода жилых объектов составит 180,0 - 240,0 тыс. кв. м (в консервативном и базовом вариантах соответственно).
В 2021 году, по оценке, объем инвестиций в основной капитал составит порядка 115,0 млрд рублей (77,9% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах).
На динамику инвестиционной активности окажут влияние инвестиционные вложения предприятий добывающей и обрабатывающей отраслей, транспортного сектора в сфере развития сухопутного и трубопроводного транспорта.
По виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" объем инвестиций в основной капитал в 2021 году прогнозируется на уровне 75,5%. Основное снижение инвестиций ожидается в нефтяной и газовой отрасли (68,7%). Инвестиции в угольном секторе увеличатся (141,4%) за счет строительства вентиляционных стволов на шахтах "Комсомольская" и "Заполярная", а также прирезки участков шахтного поля шахты "Воргашорская".
По виду деятельности "Обрабатывающие производства" капитальные вложения вырастут незначительно (на 0,1% к уровню 2020 года). На динамику роста окажут влияние инвестиции крупных компаний ООО "Лузалес", ООО "СФЗ" и ООО "СЛДК".
В секторе "Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха" в 2021 году прогнозируется снижение объема инвестиций (на 15,3%). По данной отрасли в 2018 - 2020 годах был высокий уровень инвестиций в сравнении с 2017 годом (объем инвестиций в 2017 году составил 4,8 млрд рублей, в 2018 году - 8,6 млрд рублей, в 2019 году - 10 млрд рублей, в 2020 - 8 млрд рублей), что связано с введением новых электромощностей крупными компаниями: ООО "Газпром трансгаз Ухта", ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" и АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" (модернизации ТЭЦ).
Объем бюджетных инвестиций в 2021 году планируется в размере 5,0% от объема инвестиционных вложений (без учета субъектов малого предпринимательства). За счет бюджетных средств в 2021 году продолжится реализация ряда проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог, объектов в сфере образования (школы, детские сады), спорта, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения.
В рамках Адресной инвестиционной программы Республики Коми на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 18 января 2021 г. N 12-р, в 2021 году запланированы бюджетные ассигнования на сумму 5,0 млрд рублей, в 2022 году - 4,5 млрд рублей, в 2023 году - 3,4 млрд рублей.
В 2022 - 2024 годах темп роста инвестиций в основной капитал в среднем составит порядка 93,3-95,9% в зависимости от варианта прогноза. На инвестиционную активность продолжат оказывать влияние динамика ставок по кредитам, финансовая устойчивость предприятий и экономическая уверенность производителей в условиях ожидания восстановления спроса на продукцию.
На динамику инфляции в течение года оказывали влияние, прежде всего, напряженная ситуация на мировых рынках продовольственных товаров, а также ускорение мировой инфляции, колебания курса рубля.
По оценке, по итогам 2021 года индекс потребительских цен ожидается на уровне 106,1% (декабрь к декабрю 2020 года), в том числе на продовольственные товары - 107,0%, на непродовольственные товары - 106,0%, на услуги - 105,0%.
В среднесрочном периоде индекс потребительских цен прогнозируется в пределах 105,5-104,1% (декабрь к декабрю предыдущего года) по базовому варианту и 105,8-104,6% по консервативному варианту.
При этом на динамику роста цен в Республике Коми продолжат оказывать влияние следующие факторы:
сохраняющаяся тенденция роста себестоимости продукции местного производства из-за роста цен на дизельное топливо и бензин, удорожания ввозимых кормов, сырья и рецептурных компонентов, упаковочных материалов, расходов на эксплуатацию оборудования и комплектующих;
отдаленность большинства населенных пунктов республики от основных транспортных магистралей при ограниченной возможности транспортной инфраструктуры региона, оказывающая прямое влияние на формирование цен, что особенно актуально для северных районов, где доля транспортных затрат в структуре потребительских цен на продукты питания особенно ощутима;
зависимость продовольственного рынка республики от внешних условий, низкая самообеспеченность региона собственными продовольствием, сырьем и товарами.
По итогам 2021 года оборот розничной торговли (в сопоставимых ценах) ожидается ниже уровня 2020 года (99,5%).
Учитывая ожидаемые темпы инфляции, продолжающееся сокращение численности населения республики за счет миграционного оттока жителей в другие регионы, снижение доходов населения, в 2022 - 2024 годах индекс физического объема оборота розничной торговли в прогнозный период среднем за год составит 99,7-100,3% (в консервативном и базовом варианте соответственно).
В период до 2024 года тенденция расширения деятельности сетевых торговых структур в регионе сохранится, оказывая положительное влияние на потребительский рынок региона, в том числе в части увеличения оборота розничной торговли. В структуре оборота розничной торговли возрастет доля онлайн-продаж и дистанционной торговли.
В 2021 году ожидается, что объем платных услуг населению составит 51,9 млрд рублей, индекс физического объема платных услуг - 105,0% к уровню 2020 года.
В период с 2022 до 2024 года прирост объемов платных услуг не ожидается. В целом к 2024 году индекс физического объема оказанных услуг снизится на 4,6-9,9% к уровню 2021 года (в базовом и консервативном вариантах соответственно).
В 2021 году прогнозируется рост среднемесячного дохода от трудовой деятельности на 4,0%, фонда начисленной заработной платы в Республике Коми на 2,6%, который по итогам 2021 года составит 211,4 млрд рублей.
Прогнозируемый рост заработной платы в бюджетной сфере обусловлен сохранением достигнутых соотношений заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных "майскими" указами Президента Российской Федерации 2012 года, индексацией заработной платы, а также ожидаемым увеличением МРОТ.
Несмотря на принимаемые меры по повышению оплаты труда, реальные располагаемые денежные доходы населения в 2021 году составят 95,0% к уровню 2020 года. Данное снижение обусловлено негативной социально-экономической ситуацией как в регионе, так и в целом по стране, в том числе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и ограничительными мерами, принятыми для борьбы с ней.
К 2024 году среднемесячный доход от трудовой деятельности вырастет на 13,1-15,8%, фонд начисленной заработной платы - 4,0-9,9% относительно ожидаемой оценки 2020 года (в консервативном и базовом вариантах соответственно).
В 2021 - 2024 годы реальные располагаемые денежные доходы населения сложатся на уровне 95,3-97,2% (по консервативному и базовому вариантам соответственно).
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения республики в 2021 году прогнозируется на уровне 14,6%. К 2024 году показатель снизится до уровня 12,1-13,2% (в базовом и консервативном вариантах соответственно).
Во исполнение Указа N 474 разработана региональная программа "Снижение доли населения Республики Коми с доходами ниже прожиточного минимума на период до 2030 года" (далее - региональная программа), утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 18 декабря 2020 г. N 627, которая направлена на:
снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года (в рамках национальной цели "Сохранение населения, здоровья и благополучие людей");
обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции (в рамках национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство").
В региональную программу включены мероприятия, связанные с сохранением и созданием новых рабочих мест, развитием малого и среднего предпринимательства, расширением возможностей трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, своевременной выплатой заработной платы и легализацией трудовых отношений, повышением среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций, развитием системы социального контракта и помощи нуждающимся гражданам.
В частности, в регионе с 2020 года осуществляется оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам в виде пособия на основании социального контракта на условиях софинансирования из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Коми. За период с начала реализации этой меры поддержки по состоянию на 1 сентября 2021 г. заключено 5869 социальных контрактов, в том числе в 2021 году - 1699 социальных контрактов. По итогам выполнения мероприятий за 2020 год повысили свои доходы 2060 человек, смогли преодолеть трудную жизненную ситуацию и перестали быть малоимущими 680 граждан. С 2021 года федеральным законодательством определены следующие мероприятия в рамках социального контракта: поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, преодоление трудной жизненной ситуации.
Также основу для роста доходов населения должен создать устойчивый экономический рост при сохранении стабильного уровня инфляции. На обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции будут направлены следующие меры государственной политики:
ежегодное повышение МРОТ на федеральном уровне; поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации, а также проведение ежегодной индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы;
обеспечение роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, что будет достигаться путем увеличения размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров до целевых значений, установленных среднесрочным прогнозом Российской Федерации до 2024 года;
индексация социальных выплат, а также развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам в целях поддержки их потребительского спроса, целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности семей с детьми;
содействие занятости отдельных категорий граждан (женщин, воспитывающих детей, инвалидов, лиц старшего поколения).
Во внебюджетном секторе рост заработной платы в целом будет определяться динамикой производительности труда и предложением трудовых ресурсов на рынке труда при сохранении спроса на них.
Учитывая демографические тренды в Республике Коми, в том числе в прогнозный период, численность трудовых ресурсов в 2021 году составит 468,1 тыс. человек, или 97,3% к уровню 2020 года, из них трудоспособное население в трудоспособном возрасте - 424,5 тыс. человек, лица за пределами трудоспособного возраста - 38,7 тыс. человек, иностранные трудовые мигранты - 4,9 тыс. человек. Численность занятых в экономике при этом составит 378,9 тыс. человек, сократившись по сравнению с уровнем 2020 года на 1,1%.
Распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и ограничительные меры, принятые для борьбы с ней, сильно сказались на рынке труда. В целях реализации гарантий государства, конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коми разрабатываются и осуществляются мероприятия для предотвращения рисков, связанных с последствиями пандемии.
В этой связи численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, к концу 2021 года может составить 7,8 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы прогнозируется на уровне 1,9%. К 2024 году уровень зарегистрированной безработицы снизится до 1,7-1,8% (в базовом и консервативном вариантах соответственно).".
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Республики Коми от 10 декабря 2021 г. N 556-р О внесении изменения в распоряжение Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.