Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 13.12.2021 N 605-п
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - контроль (надзор) в области охраны и использования ООПТ).
2. Предметом контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ивановской области в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся:
режима особо охраняемой природной территории регионального значения;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - Обязательные требования).
3. Контроль (надзор) в области охраны и использования ООПТ на территории Ивановской области осуществляет Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее - Департамент).
4. От имени Департамента контроль (надзор) в области охраны и использования ООПТ вправе осуществлять следующие должностные лица:
а) руководитель Департамента, либо лицо, его замещающее;
б) заместитель руководителя Департамента, начальник отдела государственного экологического надзора;
в) заместитель начальника отдела государственного экологического надзора, старший государственный инспектор отдела государственного экологического надзора, государственный инспектор отдела государственного экологического надзора.
5. Должностные лица, перечисленные в подпункте "а" пункта 4 настоящего Положения, уполномочены на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
6. К объектам контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ относятся:
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться Обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются Обязательные требования (далее - производственные объекты).
I. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении контроля (надзора)
7. Объекты государственного контроля (надзора) относятся к следующим категориям риска:
а) категория значительного риска - деятельность граждан и организаций в границах природных парков и государственных природных заказников регионального значения;
б) категория среднего риска - деятельность граждан и организаций в границах:
охранных зон природных парков;
охранных зон государственных природных заказников регионального значения;
памятников природы;
в) категория низкого риска - деятельность граждан и организаций в границах:
охранных зон памятников природы;
дендрологических парков и ботанических садов;
парках культуры и отдыха Ивановской области.
8. Объекты контроля (надзора), подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения к категориям среднего риска и низкого риска, относятся к категориям значительного риска и среднего риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля (надзора) к категории риска:
а) постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, указанных в части 1 статьи 23.25, части 1 статьи 23.29, вынесенного должностными лицами Департамента или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами Департамента;
б) обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица организации, индивидуального предпринимателя или гражданина виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 250 - 252, 254 - 262 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Объекты, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта к категориям значительно риска и среднего риска, подлежат отнесению к категории среднего риска и низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения Обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.
9. Объекты контроля (надзора), отнесенные к категориям значительного риска и среднего риска, подлежат отнесению к категориям среднего риска и низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения, и одновременном соблюдении требований законодательства об особо охраняемых природных территориях и в области охраны окружающей среды.
II. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
10. В рамках осуществления контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ Департаментом проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Профилактические мероприятия осуществляются Департаментом в соответствии с главой 10 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
11. Департамент осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения Обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), в средствах массовой информации.
12. Доклад о правоприменительной практике Департамента в области охраны и использования ООПТ подготавливается Департаментом один раз в год.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом начальника Департамента (либо лица, его замещающего) в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте Департамента в сети Интернет в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
13. Контролируемое лицо после получения предостережения о недопустимости нарушения Обязательных требований вправе подать в Департамент возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается должностным лицом Департамента, и в течение 30 дней со дня получения возражения контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в возражении или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в возражении. В случае несогласия с возражением в ответе приводятся соответствующие обоснования.
Департамент осуществляет учет объявленных им предостережений о недопустимости нарушения Обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
14. Консультирование осуществляется должностными лицами Департамента по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, письменно в сроки, определенные начальником Департамента (или лицом его замещающим), либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. При проведении консультирования осуществляется аудио- и (или) видеозапись, о применении которых консультируемое лицо извещается до начала консультирования.
15. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
16. Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения Обязательных требований в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий. Письменное консультирование осуществляется по запросам, поступившим в письменной форме.
17. В случае поступления 2 и более однотипных обращений контролируемых лиц и (или) их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Департамента в сети Интернет письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Департамента.
18. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в отношении объектов надзора в области охраны и использования ООПТ, отнесенных к категориям значительного риска, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
19. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, начальник Департамента (или лицо, его замещающее) может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.
20. В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Департамента, проводящее профилактический визит, указанное в подпунктах "б - в" пункта 4 настоящего Положения, незамедлительно направляет информацию об этом начальнику Департамента (либо лицу, его замещающему), которые являются уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
III. Осуществление государственного контроля (надзора)
21. В рамках осуществления контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ Департаментом проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
Контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в соответствии с разделом V Закона N 248-ФЗ.
22. В составе инспекционного визита проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с Обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора в области охраны и использования ООПТ.
23. В составе рейдового осмотра проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов;
д) отбор проб (образцов);
е) инструментальное обследование;
ж) испытание;
з) экспертиза.
24. В составе документарной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
25. В составе выездной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
26. Отбор проб (образцов) осуществляется непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия совместно с должностным лицом Департамента, его проводящим, и экспертом (специалистом), привлеченным к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, в соответствии со стандартами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технического регулирования и метрологии.
Отбор проб (образцов) включает в себя последовательность следующих действий:
определение (выбор) проб (образцов), подлежащих отбору, и точек отбора;
определение метода отбора пробы (образца), подготовка или обработка проб (образцов) вещества, материала или продукции с целью получения требуемой пробы (образца);
отбор пробы (образца) и ее упаковка.
Отбор проб (образцов) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы.
Способ упаковки отобранной пробы (образца) должен обеспечивать ее сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего инструментального обследования, испытания, экспертизы.
После отбора проб (образцов) составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются:
дата и место составления протокола;
фамилия и инициалы должностного лица Департамента, эксперта или специалиста, составивших протокол;
сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе проб (образцов);
использованные методики отбора проб (образцов);
иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).
Протокол (акт) отбора проб (образцов) прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копия протокола вручается контролируемому лицу или его представителю.
Отбор проб (образцов) продукции (товаров) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отсутствие контролируемого лица или его представителя проводится с обязательным использованием видеозаписи.
27. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 21 настоящего Положения, в отношении объектов контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
а) категории значительного риска - один раз в 3 года;
б) категории среднего риска - один раз в 4 года.
В отношении объектов контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
28. Учет объектов контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ осуществляется при ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения.
29. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 1 и части 3 статьи 57, пунктом 12 статьи 66 Закона N 248-ФЗ.
30. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе предоставить в Департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части. Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Департаментом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
31. Для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений Обязательных требований используются фотосъемка и (или) аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
32. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является наступление события, указанного в программе проверок, и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
33. Консультации по вопросу рассмотрения поступивших возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия могут проводиться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме.
IV. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
34. Предписание об устранении выявленных нарушений Обязательных требований должно содержать следующие данные:
дату и место составления предписания;
дату и номер акта контрольного (надзорного) мероприятия, на основании которого выдается предписание;
фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица (лиц), выдавшего (выдавших) предписание;
наименование контролируемого лица, фамилию, имя, отчество (при наличии), должность законного представителя контролируемого лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого индивидуального предпринимателя, физического лица или его представителя);
содержание предписания - Обязательные требования, которые нарушены;
основание выдачи предписания - реквизиты нормативных правовых актов, которыми установлены Обязательные требования, с указанием их структурных единиц (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы);
сроки исполнения предписания;
сведения о вручении предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу (либо их законным представителям), которым вынесено предписание, их подписи, расшифровку подписей, дату вручения либо отметку об отправлении предписания почтой.
V. Обжалование решения Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц
35. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ, имеют право на досудебное обжалование:
решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
действий (бездействия) начальника Департамента (либо лица, его замещающего), должностных лиц Департамента в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
36. Жалоба подлежит рассмотрению начальником Департамента (либо лицом, его замещающим) в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, связанных с необходимостью исследования значительных по объему материалов, запроса материалов в других органах государственной власти и организациях, указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом либо коллегиальным органом, но не более чем на 20 рабочих дней.
Раздел VI настоящего приложения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
VI. Ключевые показатели вида контроля и их целевые значения для контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ
37. Ключевые показатели надзора в области охраны и использования ООПТ и их целевые значения:
Ключевые показатели |
Целевые значения |
Доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений Обязательных требований |
90% |
Доля выполнения плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год |
100% |
Доля отмененных результатов контрольных (надзорных) мероприятий |
0% |
Доля отмененных в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях от общего количества вынесенных Департаментом постановлений, за исключением постановлений, отмененных на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях |
0% |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ивановской области от 13 декабря 2021 г. N 605-п "Об утверждении Положения о региональном государственном... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.