Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 13.12.2021 N 604-п
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Ивановской области на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), расположенных на территории Ивановской области (далее - региональный государственный экологический контроль).
2. Предметом регионального государственного экологического контроля является:
2.1. Соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
2.2. Соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
3. К разрешительным документам, указанным в подпункте 2.1 пункта 2 настоящего Положения, относятся:
разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
разрешение на временные выбросы (пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");
разрешение на временные сбросы;
положительное заключение государственной экологической экспертизы;
свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
договор водопользования;
решение о предоставлении водного объекта в пользование;
согласование плана уменьшения сбросов в централизованные системы водоотведения.
4. Региональный государственный экологический контроль осуществляет Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее - Контрольный орган).
5. Региональный государственный экологический контроль осуществляют должностные лица Контрольного органа, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, перечень которых определяется Правительством Ивановской области (приложение 2 к настоящему Положению).
6. Должностным лицом, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является руководитель Контрольного органа либо лицо, его замещающее.
7. Контрольный орган осуществляет региональный государственный экологический контроль (надзор) в отношении следующих объектов государственного экологического контроля (надзора) (далее - объекты контроля):
а) деятельность (действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения, в том числе при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, указанных в подпунктах "б - г" настоящего пункта, а также соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований в рамках соблюдения обязательных требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения;
б) поверхностные водные объекты, целиком расположенные на территории Ивановской области, а также территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, за исключением:
водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;
водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;
водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тыс. человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год;
в) объекты, указанные в пункте 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - производственный объект, Закон N 248-ФЗ), за исключением объектов, расположенных:
в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;
в границах водно-болотных угодий международного значения, особо ценных водно-болотных угодий;
в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия;
г) производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, расположенные на территории Ивановской области и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", относящиеся:
к объектам II категории, за исключением объектов, на которые выдано комплексное экологическое разрешение;
к объектам III категории;
к объектам IV категории;
за исключением объектов, соответствующих критериям, установленным в подпункте "з" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)".
8. Учет объектов контроля осуществляется Контрольным органом:
а) при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
б) при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах контроля, представляемой Контрольному органу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении контроля (надзора)
9. При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
10. Контрольный орган при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска) (приложение 1 к Положению):
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) средний риск;
г) умеренный риск;
д) низкий риск.
11. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением Контрольного органа, подписываемого начальником (либо лицом, его замещающим) Контрольного органа на основании сопоставления характеристик объектов регионального государственного экологического контроля с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению 1 к настоящему Положению.
Контрольный орган ведет перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
12. Профилактические мероприятия осуществляются Контрольным органом в соответствии с главой 10 Закона N 248-ФЗ.
13. Контрольный орган может проводить следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) профилактический визит;
д) консультирование.
14. Контрольный орган осуществляет информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды.
15. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Контрольного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
16. Контрольный орган, в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, подготавливает доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Контрольного органа при осуществлении регионального государственного экологического контроля, который утверждается приказом начальника Контрольного органа (либо лица, его замещающего) и размещается на официальном сайте Контрольного органа в сети Интернет в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
17. Контролируемое лицо после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в Контрольный орган возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается должностным лицом Контрольного органа и в течение 30 дней со дня получения возражения контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в возражении или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в возражении. В случае несогласия с возражением в ответе приводятся соответствующие обоснования.
18. Контрольный орган осуществляет учет объявленных им предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
19. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении объектов контроля, отнесенных настоящим Положением к категориям высокого и значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на таких объектах контроля, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
Контрольный орган обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности на объектах контроля, отнесенных настоящим Положением к категориям высокого и значительного риска.
20. Обязательный профилактический визит проводится с предварительным уведомлением контролируемого лица не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения. Контролируемое лицо в соответствии с частью 6 статьи 52 Закона N 248-ФЗ имеет право отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Контрольный орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
При проведении профилактического визита (обязательного профилактического визита) контролируемому лицу не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
Срок проведения профилактического визита (обязательного профилактического визита) не может превышать один рабочий день в отношении объектов контроля и осуществления деятельности контролируемых лиц.
21. Консультирование осуществляется должностными лицами по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме еженедельно, в сроки, определенные руководителем Контрольного органа, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. При проведении консультирования осуществляется аудио- и (или) видеозапись, о применении которых контролируемое лицо уведомляется до начала консультирования.
22. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
23. Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере охраны окружающей среды. Письменное консультирование осуществляется по запросам, поступившим в письменной форме.
24. В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и (или) их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного органа в сети Интернет письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Контрольного органа.
IV. Осуществление государственного экологического контроля (надзора)
25. При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) проводятся:
а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
б) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия;
в) контрольные (надзорные) мероприятия на основании программы проверок.
26. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год утверждается приказом начальника Контрольного органа (либо лица, его замещающего).
27. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, предусмотренные частью 1 статьи 64 Закона N 248-ФЗ.
28. Контрольный орган может проводить следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
29. В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения одного из плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 28 настоящего Положения, составляет:
а) для категории высокого риска - 1 раз в 2 года;
б) для категории значительного риска - 1 раз в 3 года;
в) для категории среднего риска - 1 раз в 4 года;
г) для категории умеренного риска - 1 раз в 5 лет.
30. В отношении объектов, относящихся к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
31. Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его уполномоченного представителя и (или) с применением видеозаписи.
32. Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проводится должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, при необходимости с привлечением экспертных организаций, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и указанных в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
33. Отбор проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления осуществляется в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на экспертизу в экспертную организацию.
34. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
35. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
36. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
37. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
38. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
39. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
40. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
41. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
42. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Контрольный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
а) введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части;
б) административного ареста контролируемого лица;
в) избрания в отношении подозреваемого в совершении преступления контролируемого лица меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста;
г) тяжелого заболевания (состояния здоровья) контролируемого лица, требующего оказания такому лицу стационарной медицинской помощи;
д) смерти близкого родственника контролируемого лица (супруги (супруга), отца, матери, отца (матери) супруги (супруга), сына (дочери), родного брата (родной сестры);
е) пожара или другого стихийного бедствия, затронувшего контролируемое лицо или его близкого родственника.
43. Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
44. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;
д) инструментальное обследование.
45. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта контроля.
46. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать 1 рабочий день.
47. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностного лица, уполномоченного на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, в здания, сооружения, помещения.
48. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ.
49. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Закона N 248-ФЗ.
50. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
51. Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ.
52. Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Закона N 248-ФЗ.
53. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
54. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Контрольного органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Контрольный орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования контролируемое лицо обязано направить в Контрольный орган указанные в требовании документы.
55. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Контрольного органа документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора), информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в Контрольный орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного органа документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного экологического контроля, вправе дополнительно представить в контрольный орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
56. При проведении документарной проверки Контрольный орган не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Контрольным органом от иных органов.
57. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период со дня направления Контрольным органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до дня представления указанных в требовании документов в Контрольный орган, а также период со дня направления контролируемому лицу информации Контрольного органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Контрольного органа документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до дня представления указанных пояснений в контрольный орган.
58. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
59. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ.
60. Проведение документарной проверки, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
61. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
62. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ.
63. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ.
V. Обжалование решений Контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц
64. Жалоба на решение Контрольного органа, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении государственного экологического контроля (надзора) рассматривается начальником Контрольного органа (либо лицом, его замещающим).
65. Жалоба подлежит рассмотрению в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, связанных с необходимостью исследования значительных по объему материалов, запроса материалов в других органах государственной власти и организациях указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом, но не более чем на 20 рабочих дней.
Раздел VI настоящего приложения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
VI. Ключевые показатели вида контроля и их целевые значения для регионального государственного экологического контроля
66. Ключевые показатели регионального государственного экологического контроля и их целевые значения:
Ключевые показатели |
Целевые значения |
|
Доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений обязательных требований |
85% |
|
Доля выполнения плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год |
100% |
|
Доля отмененных результатов контрольных (надзорных) мероприятий |
0% |
|
Доля отмененных в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях от общего количества вынесенных Контрольным органом постановлений, за исключением постановлений, отмененных на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях |
0% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.