Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 13.12.2021 N 609-п
Положение
о региональном государственном геологическом контроле (надзоре)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) (далее - геологический контроль (надзор)).
2. Предметом геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон Российской Федерации "О недрах"), Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ивановской области, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Ивановской области, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.
Геологический контроль (надзор) направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами обязательных требований, за исключением требований, являющихся предметом государственного горного надзора в соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации "О недрах", в том числе по следующим вопросам:
наличие утвержденной проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона Российской Федерации "О недрах";
соблюдение требований проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона Российской Федерации "О недрах", недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
ведение геологической и иной документации при осуществлении видов пользования недрами, предусмотренных статьей 6 Закона Российской Федерации "О недрах", обеспечение ее сохранности;
соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр;
достоверность содержания геологической и иной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;
соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды;
своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;
выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами или соглашением о разделе продукции;
сохранность находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях;
сохранность образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах, полученных при осуществлении пользования недрами на участке недр;
предотвращение самовольного пользования недрами;
предотвращение самовольной застройки земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов и находящихся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещения за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений;
достоверность данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, включаемых в государственную отчетность организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;
приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;
ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
3. К разрешительным документам, содержащим требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках геологического надзора, относятся:
а) проектная документация, предусмотренная статьей 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах", и документы о ее согласовании;
б) проектная документация, предусмотренная статьей 36.1 Закона Российской Федерации "О недрах", и материалы проведения ее экспертизы;
в) документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона Российской Федерации "О недрах";
г) план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона Российской Федерации "О недрах";
д) разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренное статьей 25 Закона Российской Федерации "О недрах";
е) документ об утверждении нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, на территории Ивановской области.
4. Геологический контроль (надзор) осуществляется Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее - Департамент).
5. От имени Департамента геологический контроль (надзор) вправе осуществлять следующие должностные лица:
а) начальник Департамента либо лицо, его замещающее;
б) заместитель начальника Департамента, начальник отдела государственного экологического надзора;
в) заместитель начальника отдела государственного экологического надзора Департамента;
г) старший государственный инспектор отдела государственного экологического надзора Департамента;
д) государственный инспектор отдела государственного экологического надзора Департамента.
6. Должностные лица, перечисленные в подпунктах "а", "б" пункта 5 Положения, уполномочены на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в области геологического контроля (надзора).
7. Объектами регионального государственного геологического контроля (надзора) являются деятельность организаций и граждан в области использования и охраны недр, участки недр, предоставленные в пользование, а также неиспользуемые части недр, в отношении участков недр местного значения.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении контроля (надзора)
8. В рамках осуществления геологического контроля (надзора) объект может быть отнесен к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
а) категория высокого риска;
б) категория значительного риска;
в) категория среднего риска;
г) категория умеренного риска;
д) категория низкого риска.
9. При осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий объекты геологического надзора, отнесенные в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установленными статьей 42 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", к объектам II, III и IV категории, относятся к следующим категориям риска:
а) к категории среднего риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории;
б) к категории умеренного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории;
в) к категории низкого риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории.
10. Объекты геологического надзора, которые относятся в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения к категориям среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно в случае, если объект размещается:
а) в границах особо охраняемой природной территории регионального значения;
б) в водоохранных зонах водных объектов за исключением водных объектов, являющихся предметом федерального государственного геологического контроля (надзора).
11. Объекты геологического надзора, которые отнесены в соответствии с пунктами 9 и 10 настоящего Положения к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта геологического контроля (надзора) к категории риска:
постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу и (или) его должностному лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.3, 7.4, 7.5, частью 1 статьи 8.7, статьей 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьей 8.11, частью 1 статьи 8.13 (в части нарушения водоохранного режима на водосборах подземных водных объектов), частью 1 статьи 8.17 (в части нарушения требований по безопасному проведению поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов, буровых работ), частью 1 статьи 15.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Департамента или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами Департамента;
приговора суда, которым должностное лицо контролируемого лица признано виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьей 255 Уголовного кодекса Российской Федерации;
решения суда, предусматривающего обязанность контролируемого лица по возмещению вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, либо направленного контролируемому лицу требования о добровольном возмещении такого вреда, которое не признано недействительным.
Объекты геологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с настоящим пунктом к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.
Объекты геологического надзора, которые отнесены в соответствии с пунктами 9 и 10 настоящего Положения к категориям значительного, среднего и умеренного риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного и низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта геологического надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных настоящим пунктом, и одновременном соблюдении требований законодательства Российской Федерации о недрах.
12. Учет объектов геологического контроля (надзора) осуществляется путем внесения сведений о таких объектах в информационные системы контрольных (надзорных) органов, создаваемые в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), в срок не позднее 10 дней со дня поступления таких сведений.
При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах геологического контроля (надзора) для целей их учета Департамент использует информацию, предоставляемую ему в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию, в том числе сведения, содержащиеся в государственном реестре работ по геологическому изучению недр, государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.
Отнесение объектов геологического контроля (надзора) к определенной категории риска осуществляется решением начальника Департамента либо лица, его замещающего, на основании сопоставления характеристик объектов геологического контроля (надзора) с критериями, указанными в пунктах 9 - 11 настоящего Положения.
Департамент ведет перечень объектов геологического контроля (надзора), которым присвоены категории риска.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
13. В рамках осуществления геологического контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия (далее - профилактические мероприятия):
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Профилактические мероприятия осуществляются Департаментом в соответствии с главой 10 Закона N 248-ФЗ.
14. Департамент осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), в средствах массовой информации.
15. Доклад о правоприменительной практике Департамента по геологическому контролю (надзору) подготавливается Департаментом один раз в год до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом начальника Департамента (либо лица, его замещающего) и размещается на официальном сайте Департамента в сети Интернет в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
16. Контролируемое лицо после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в Департамент возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается Департаментом в течение 30 дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в возражении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в возражении. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
Департамент осуществляет учет объявленных им предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
17. Консультирование осуществляется должностными лицами Департамента по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, письменно в сроки, определенные начальником Департамента (лицом, его замещающим), либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. При проведении консультирования осуществляется аудио- и (или) видеозапись, о применении которых контролируемое лицо уведомляется до начала консультирования.
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
18. Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны и использования недр. Письменное консультирование осуществляется по запросам, поступившим в письменной форме.
19. В случае поступления 2 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Департамента в сети Интернет письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Департамента.
Учет консультирований осуществляется посредством занесения информации о консультировании в журнал учета консультирований.
20. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в отношении объектов геологического надзора, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, не позднее чем в течение 1 года с момента начала такой деятельности.
21. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, начальник Департамента (либо лицо, его замещающее) может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.
22. В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты геологического контроля (надзора) представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностные лица Департамента, указанные в подпунктах "б" - "д" пункта 5 настоящего Положения, незамедлительно направляют информацию об этом начальнику Департамента (либо лицу, его замещающему) для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
IV. Осуществление государственного контроля (надзора)
23. В рамках осуществления геологического контроля (надзора) проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий (далее - контрольные (надзорные) мероприятия):
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
Контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в соответствии с разделом V Закона N 248-ФЗ.
24. В составе инспекционного визита проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта геологического надзора.
25. В составе рейдового осмотра проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов;
д) отбор проб (образцов);
е) инструментальное обследование;
ж) испытание;
з) экспертиза.
26. В составе документарной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
27. В составе выездной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
28. В составе выездного обследования осуществляется осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов.
29. Отбор проб (образцов) осуществляется непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия совместно должностным лицом Департамента, его проводящим, и экспертом (специалистом), привлеченным к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, в соответствии со стандартами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технического регулирования и метрологии.
Отбор проб (образцов) включает в себя последовательность следующих действий:
определение (выбор) проб (образцов), подлежащих отбору, и точек отбора;
определение метода отбора пробы (образца), подготовка или обработка проб (образцов) вещества, материала или продукции в целях получения требуемой пробы (образца);
отбор пробы (образца) и ее упаковка.
Отбор проб (образцов) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы.
Способ упаковки отобранной пробы (образца) должен обеспечивать ее сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего инструментального обследования, испытания, экспертизы.
После отбора проб (образцов) составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются:
дата и место составления протокола;
фамилия и инициалы должностного лица Департамента, эксперта или специалиста, составивших протокол;
сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе проб (образцов);
использованные методики отбора проб (образцов);
иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).
Протокол (акт) отбора проб (образцов) прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копия протокола вручается контролируемому лицу или его представителю.
Отбор проб (образцов) продукции (товаров) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отсутствие контролируемого лица или его представителя проводится с обязательным использованием видеозаписи.
30. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 23 настоящего Положения, в отношении объектов геологического контроля (надзора) в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
а) для категории высокого риска - один раз в 2 года;
б) для категории значительного риска - один раз в 3 года;
в) для категории среднего риска - один раз в 4 года;
г) для категории умеренного риска - один раз в 5 лет.
В отношении объектов геологического контроля (надзора), отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
31. Учет объектов геологического контроля (надзора), относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, обеспечивается Департаментом при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
32. При наличии оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных в пунктах 1, 3 - 5 части первой статьи 57 Закона N 248-ФЗ, проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и контрольные (надзорные) действия в их составе, предусмотренные пунктами 21 - 26 настоящего Положения.
33. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе предоставить в Департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части. Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Департаментом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
34. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия помимо информации, предусмотренной частью первой статьи 64 Закона N 248-ФЗ, указываются коды объектов негативного воздействия (при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении таких объектов).
35. Для фиксации должностными лицами Департамента, уполномоченными на осуществление геологического контроля (надзора) и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований используются фотосъемка и (или) аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
36. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является наступление события, указанного в программе проверок, и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
37. Консультации по вопросу рассмотрения поступивших возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия могут проводиться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
38. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований содержит следующие данные:
дату и место составления предписания;
дату и номер акта контрольного (надзорного) мероприятия, на основании которого выдается предписание;
фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица (лиц), выдавшего (выдавших) предписание;
наименование контролируемого лица, фамилию, имя, отчество (при наличии), должность законного представителя контролируемого лица (фамилию, имя, отчество (при наличии) проверяемого индивидуального предпринимателя, физического лица или его представителя);
содержание предписания - обязательные требования, которые нарушены;
основание выдачи предписания - реквизиты нормативных правовых актов, которыми установлены обязательные требования, с указанием их структурных единиц (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы);
сроки исполнения;
сведения о вручении предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу (либо их законным представителям), которым вынесено предписание, их подписи, расшифровку подписей, дату вручения либо отметку об отправлении предписания почтой.
VI. Обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц
39. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления геологического контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
действий (бездействия) начальника Департамента (либо лица, его замещающего), должностных лиц Департамента в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
40. Рассмотрение жалоб осуществляется в соответствии со статьями 40 - 43 Закона N 248-ФЗ.
Раздел VII настоящего приложения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
VII. Ключевые показатели геологического контроля (надзора) и их целевые значения
41. Ключевые показатели геологического контроля (надзора) и их целевые значения:
Ключевые показатели |
Целевые значения |
Доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений обязательных требований |
85% |
Доля выполнения плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год |
100% |
Доля отмененных результатов контрольных (надзорных) мероприятий |
0% |
Доля отмененных в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях от общего количества вынесенных Департаментом постановлений, за исключением постановлений, отмененных на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях |
0% |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ивановской области от 13 декабря 2021 г. N 609-п "Об утверждении Положения о региональном государственном... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.