Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия обращения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края оспаривает конституционность следующих норм:
абзаца первого пункта 2.1 статьи 11 "Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав" Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
абзаца пятого подпункта "б" пункта 7 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 года N 995);
подпункта "ж" пункта 20 Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляющей деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 года N 796).
Как следует из представленных материалов, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края в отношении гражданки М., ранее привлекаемой к уголовной ответственности, было принято постановление о ее недопуске к профессиональной деятельности с участием несовершеннолетних. Решением суда общей юрисдикции в удовлетворении административных исковых требований М. о признании данного постановления незаконным и его отмене было отказано. Судом апелляционной инстанции указанное решение было отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
По результатам повторного рассмотрения данного административного искового заявления оспариваемое решение комиссии признано незаконным, поскольку на момент его принятия деяние, уголовное дело по которому было прекращено в связи с истечением срока давности уголовного преследования, декриминализовано.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы возлагают на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обязанности органов и лиц, осуществляющих деятельность в сфере уголовно-правового регулирования, а потому не соответствуют статьям 10, 19 (часть 1), 38 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данного обращения к рассмотрению.
В силу статьи 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации заявитель не отнесен к числу органов, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов. Помимо этого, федеральное законодательство не предоставляет коллегиальному органу системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, созданному высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, права обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой в порядке конкретного нормоконтроля (статья 125, пункт "а" части 4, Конституции Российской Федерации). В соответствии с частью первой статьи 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, юридические лица и муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, чьи права и свободы, по их мнению, нарушаются примененным в конкретном деле нормативным актом.
Таким образом, данное обращение, как исходящее от ненадлежащего заявителя, не может быть принято Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года N 2589-О, от 23 июня 2016 года N 1194-О, от 28 сентября 2017 года N 1822-О, от 25 января 2018 года N 103-О и др.).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2.1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края, поскольку оно исходит от ненадлежащего органа.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2021 г. N 2378-О "Об отказе в принятии к рассмотрению обращения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края о проверке положений ряда нормативных правовых актов"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)