Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
На территории Ленинградской области органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, является комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК).
Предметом регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике является соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в электроэнергетике обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики, к правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности), к раздельному учету объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) и платы, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации в сфере электроэнергетики.
Объектом регионального контроля является деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе осуществления ими регулируемых видов деятельности в электроэнергетике в части соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
ЛенРТК в соответствии с Положением о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 28 августа 2013 года N 274, выполняет возложенные функции по региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов), в том числе посредством проведения плановых и внеплановых проверочных мероприятий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и Федеральным законом от 31 июня 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 248-ФЗ следует читать как "от 31 июля 2020 г."
Контрольная (надзорная) деятельность ЛенРТК осуществляется посредством:
1) проведения плановых и внеплановых (документарных/выездных) проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
2) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
3) организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии с законодательством, регулирующим осуществление государственного контроля (надзора);
4) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе:
- составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка ценообразования и установленных стандартов раскрытия информации;
- выдача предписаний об устранении нарушений;
- производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
- контроль за исполнением вынесенных предписаний (представлений) об устранении допущенных нарушений;
- размещении информации о проведении плановых и внеплановых проверках в Федеральной государственной системе "Единый реестр проверок".
Ежегодные планы проведения плановых проверок размещены на официальном сайте ЛенРТК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://tarif.lenobl.ru/programmy-i-plany/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/plany-provedenij-planovyh-proverok-yuridicheskih-lic-i-individualnyh-p/2021-god/.
На текущий момент проведение плановых проверочных мероприятий осуществляется ЛенРТК с применением риск-ориентированного подхода, закрепленного Федеральным законом N 294-ФЗ и нормативными правовыми актами Ленинградской области. Положения действующих нормативных правовых актов, регулирующих организацию и проведение плановых проверок, регулирующих организацию и проведение плановых проверок в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в полной мере отвечают целям и задачам указанных контрольных мероприятий. По результатам анализа и оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям субъекты хозяйствования, осуществляющие регулируемые виды деятельности на территории Ленинградской области, распределены по категориям риска (средний, умеренный и низкий). Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых цен (тарифов), в том числе за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике, осуществляемого ЛенРТК, утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 13 сентября 2017 года N 367.
На сайте ЛенРТК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://tarif.lenobl.ru/ru/eias/modul-reestr/sfera-ku/ размещен перечень организаций, в отношении которых ЛенРТК осуществляет полномочия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в сфере газоснабжения, в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в указанных сферах.
По состоянию на 30 сентября 2021 года деятельность в области регулируемых цен (тарифов) на территории Ленинградской области осуществляет:
- в электроэнергетике - 23 территориальные сетевые организация Ленинградской области, оказывающие услуги по передаче электрической энергии; 3 гарантирующих поставщика электрической энергии на территории Ленинградской области; 12 организаций, осуществляющих производство электрической энергии в режиме комбинированной выработки.
- в сфере газоснабжения - 7 газораспределительных организаций;
- в сфере теплоснабжения - 137 ресурсоснабжающих организаций;
- в сфере водоснабжения и водоотведения - 125 ресурсоснабжающих организаций;
- в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами 16 ресурсоснабжающих организаций;
- в сфере деятельности естественных монополий - 1 организация.
Требования к профилактике нарушений обязательных требований в 2021 году определены статьей 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ.
В 2021 году организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, проводится ЛенРТК на постоянной основе в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов), а также в сфере контроля за соблюдением установленного предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размера платы за выдачу дубликата диагностической карты на территории Ленинградской области и в сфере контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), осуществляемой комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, на 2021 - 2023 годы, утвержденной приказом ЛенРТК от 18 декабря 2020 года N 441-п, размещенной на официальном сайте ЛенРТК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://tarif.lenobl.ru/ru/programmy-i-plany/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/profilaktika-narushenij-obyazatelnyh-trebovanij/programma-profilaktiki-narushenij-obyazatelnyh-trebovanij/.
Информация по профилактике нарушений обязательных требований в полном объеме размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ЛенРТК в разделе "Контрольно-надзорная деятельность", что позволяет контролируемым лицам самостоятельно определить и добровольно подтвердить соблюдение обязательных требований.
Реализация профилактики осуществляется путем исполнения организационных и профилактических мероприятий в соответствии с ежегодно разрабатываемым планом-графиком таких мероприятий.
Отчеты по программе профилактики нарушений, осуществляемой ЛенРТК, размещаются на официальном сайте ЛенРТК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://tarif.lenobl.ru/ru/programmy-i-plany/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/profilaktika-narushenij-obyazatelnyh-trebovanij/programma-profilaktiki-narushenij-obyazatelnyh-trebovanij/.
В целях реализации положений Федерального закона N 294-ФЗ ЛенРТК:
- определен Перечень актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении ЛенРТК мероприятий по контролю за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике https://tarif.lenobl.ru/ru/programmy-i-plany/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/profilaktika-narushenij-obyazatelnyh-trebovanij/perechen-aktov-soderzhashih-obyazatelnye-trebovaniya;
- разработано руководство по соблюдению обязательных требований законодательства, выполнение которых оценивается ЛенРТК в ходе проведения мероприятий по контролю за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике https://tarif.lenobl.ru/ru/programmy-i-plany/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/profilaktika-narushenij-obyazatelnyh-trebovanij/rukovodstva-po-soblyudeniyu-trebovanij/;
- осуществляется обобщение правоприменительной практики https://tarif.lenobl.ru/ru/programmy-i-plany/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/profilaktika-narushenij-obyazatelnyh-trebovanij/obobshenie-pravoprimenitelnoj-praktiki/.
В 2021 году ЛенРТК на постоянной основе организовывает и проводит мероприятия по профилактике нарушений, в том числе:
- в форме информирования контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", получения необходимых сведений по электронной почте, через официальный сайт ЛенРТК;
- путем проведения информационно-методических семинаров, в рамках личных приемов, рабочих поездок и встреч с контролируемыми лицами, в части соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов);
- путем подготовки и размещения разъяснительных материалов, информационных писем, руководств по вопросам соблюдения обязательных требований на официальном сайте ЛенРТК;
- путем актуализации и размещения на официальном сайте ЛенРТК перечней нормативных актов, содержащих обязательные требования;
- путем подготовки и размещения на официальном сайте ЛенРТК перечней типовых нарушений обязательных требований, в том числе с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься объектами контроля в целях недопущения таких нарушений;
- подготовки, обсуждения и размещения на официальном сайте ЛенРТК обзора правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности ЛенРТК;
- выдачи предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ.
Наиболее часто встречающимися нарушениями положений законодательства, которые допускают юридические лица, является нарушение порядка ценообразования. Ответственность за указанные нарушения предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ - занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Нарушения требований порядка ценообразования выявляются ЛенРТК в ходе рассмотрения обращений граждан и юридических лиц.
Так, типичными нарушениями обязательных требований порядка ценообразования, являются оказание услуг по передаче электрической энергии по неустановленным ЛенРТК тарифам.
Организации, являющиеся владельцами сетевого оборудования, посредством которого осуществляется передача электрической энергии на объекты потребителей - собственников жилых домов, расположенных в коттеджных поселках (далее - собственники жилых домов), оказывают услуги по эксплуатации, осуществлению ремонта, содержанию систем электроснабжения и т.д., а также взимают плату за содержание электросетевого оборудования, при этом собственники жилых домов не являются владельцами объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В силу части 4 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ государственному регулированию подлежат, в том числе, услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания).
Эксплуатация оборудования и текущий ремонт представляют собой составляющую часть услуг по передаче электрической энергии и расходы по эксплуатации и содержанию, согласно Методическим указаниям, учитываются при расчете тарифа на передачу электрической энергии.
Положения Федерального закона N 35-ФЗ и Правил N 861 не содержат указания на возможность каким-либо организациям - владельцам объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, оказывать услуги по передаче электрической энергии по неустановленным тарифам.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в 2022 году планируется ЛенРТК в условиях вступления в силу Федерального закона N 248-ФЗ. Требования к профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям определены разделом IV Федерального закона N 248-ФЗ "Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, независимая оценка соблюдения обязательных требований".
Порядок организации и осуществления ЛенРТК регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике в 2022 году определен указанным федеральным законом и соответствующим положением о государственном контроле (надзоре).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.