Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
На территории Ленинградской области органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, является комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК).
Предметом регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является соблюдение организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, к установлению и (или) применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, правильности применения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Объектом регионального контроля является деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе осуществления ими регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в части соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами
Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
ЛенРТК в соответствии с Положением о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 28 августа 2013 года N 274, выполняет возложенные функции по региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов), в том числе посредством проведения плановых и внеплановых проверочных мероприятий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и Федеральным законом от 31 июня 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 248-ФЗ следует читать как "от 31 июля 2020 г."
Контрольная (надзорная) деятельность ЛенРТК осуществляется посредством:
1) проведения плановых и внеплановых (документарных/выездных) проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
2) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
3) организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии с законодательством, регулирующим осуществление государственного контроля (надзора);
4) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе:
- составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка ценообразования и установленных стандартов раскрытия информации;
- выдача предписаний об устранении нарушений;
- производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
- контроль за исполнением вынесенных предписаний (представлений) об устранении допущенных нарушений;
- размещении информации о проведении плановых и внеплановых проверках в Федеральной государственной системе "Единый реестр проверок".
Ежегодные планы проведения плановых проверок размещены на официальном сайте ЛенРТК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://tarif.lenobl.ru/programmy-i-plany/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/plany-provedenij-planovyh-proverok-yuridicheskih-lic-i-individualnyh-p/2021-god/.
На текущий момент проведение плановых проверочных мероприятий осуществляется ЛенРТК с применением риск-ориентированного подхода, закрепленного Федеральным законом N 294-ФЗ и нормативными правовыми актами Ленинградской области. Положения действующих нормативных правовых актов, регулирующих организацию и проведение плановых проверок регулирующих организацию и проведение плановых проверок в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в полной мере отвечают целям и задачам указанных контрольных мероприятий. По результатам анализа и оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям субъекты хозяйствования, осуществляющие регулируемые виды деятельности на территории Ленинградской области, распределены по категориям риска (средний, умеренный и низкий). Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых цен (тарифов), в том числе регионального контроля в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, осуществляемого ЛенРТК, утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 13 сентября 2017 года N 367.
На сайте ЛенРТК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://tarif.lenobl.ru/ru/eias/modul-reestr/sfera-ku/ размещен перечень организаций, в отношении которых ЛенРТК осуществляет полномочия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в сфере газоснабжения, в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в указанных сферах.
По состоянию на 30 сентября 2021 года деятельность в области регулируемых цен (тарифов) на территории Ленинградской области осуществляет:
- в сфере электроэнергетики - 23 территориальные сетевые организация Ленинградской области, оказывающие услуги по передаче электрической энергии; 3 гарантирующих поставщика электрической энергии на территории Ленинградской области; 12 организаций, осуществляющих производство электрической энергии в режиме комбинированной выработки.
- в сфере газоснабжения - 7 газораспределительных организаций;
- в сфере теплоснабжения - 137 ресурсоснабжающих организаций;
- в сфере водоснабжения и водоотведения - 125 ресурсоснабжающих организаций;
- в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами 16 ресурсоснабжающих организаций;
- в сфере деятельности естественных монополий - 1 организация.
Требования к профилактике нарушений обязательных требований в 2021 году определены статьей 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ.
В 2021 году организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, проводится ЛенРТК на постоянной основе в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов), а также в сфере контроля за соблюдением установленного предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размера платы за выдачу дубликата диагностической карты на территории Ленинградской области и в сфере контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), осуществляемой комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, на 2021 - 2023 годы, утвержденной приказом ЛенРТК от 18 декабря 2020 года N 441-п, размещенной на официальном сайте ЛенРТК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://tarif.lenobl.ru/ru/programmy-i-plany/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/profilaktika-narushenij-obyazatelnyh-trebovanij/programma-profilaktiki-narushenij-obyazatelnyh-trebovanij/.
Информация по профилактике нарушений обязательных требований в полном объеме размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ЛенРТК в разделе "Контрольно-надзорная деятельность", что позволяет контролируемым лицам самостоятельно определить и добровольно подтвердить соблюдение обязательных требований.
Реализация профилактики осуществляется путем исполнения организационных и профилактических мероприятий в соответствии с ежегодно разрабатываемым планом-графиком таких мероприятий.
Отчеты по программе профилактики нарушений, осуществляемой ЛенРТК, размещаются на официальном сайте ЛенРТК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://tarif.lenobl.ru/ru/programmy-i-plany/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/profilaktika-narushenij-obyazatelnyh-trebovanij/programma-profilaktiki-narushenij-obyazatelnyh-trebovanij/.
В целях реализации положений Федерального закона N 294-ФЗ ЛенРТК:
- определен Перечень актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении ЛенРТК мероприятий по контролю в области регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения https://tarif.lenobl.ru/ru/programmy-i-plany/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/profilaktika-narushenij-obyazatelnyh-trebovanij/perechen-aktov-soderzhashih-obyazatelnye-trebovaniya/;
- разработано руководство по соблюдению обязательных требований законодательства, выполнение которых оценивается ЛенРТК в ходе проведения мероприятий по контролю в области регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения https://tarif.lenobl.ru/ru/programmy-i-plany/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/profilaktika-narushenij-obyazatelnyh-trebovanij/rukovodstva-po-soblyudeniyu-trebovanij/;
- осуществляется обобщение правоприменительной практики https://tarif.lenobl.ru/ru/programmy-i-plany/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/profilaktika-narushenij-obyazatelnyh-trebovanij/obobshenie-pravoprimenitelnoj-praktiki/.
В 2021 году ЛенРТК на постоянной основе организовывает и проводит мероприятия по профилактике нарушений, в том числе:
- в форме информирования контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", получения необходимых сведений по электронной почте, через официальный сайт ЛенРТК;
- путем проведения информационно-методических семинаров, в рамках личных приемов, рабочих поездок и встреч с контролируемыми лицами, в части соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов);
- путем подготовки и размещения разъяснительных материалов, информационных писем, руководств по вопросам соблюдения обязательных требований на официальном сайте ЛенРТК;
- путем актуализации и размещения на официальном сайте ЛенРТК перечней нормативных актов, содержащих обязательные требования;
- путем подготовки и размещения на официальном сайте ЛенРТК перечней типовых нарушений обязательных требований, в том числе с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься объектами контроля в целях недопущения таких нарушений;
- подготовки, обсуждения и размещения на официальном сайте ЛенРТК обзора правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности ЛенРТК;
- выдачи предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ.
Наиболее часто встречающимися нарушениями положений законодательства, которые допускают на протяжении 2021 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области, являются несоблюдение стандартов раскрытия информации и нарушение порядка ценообразования.
В сфере регулируемого ценообразования одним из наиболее распространенных нарушений, совершаемых организациями, является нарушение порядка ценообразования, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ - занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Нарушения требований порядка ценообразования выявляются ЛенРТК в ходе проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Ленинградской области, а также при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц.
Так, типичными нарушениями обязательных требований порядка ценообразования являются поставка коммунальных ресурсов для оказания коммунальных услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, оказание услуг по передаче электрической энергии по неустановленным ЛенРТК тарифам.
Согласно нормам законодательства в сфере государственного регулирования, регулированию подлежат цены (тарифы) на товары, услуги в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.
В соответствии с гражданским законодательством оказание данных услуг является возмездным. Однако в соответствии с законодательством о государственном регулировании тарифов организация обязана в расчетах с потребителем применять тариф, установленный для нее регулирующим органом. Процесс установления тарифов требует времени на подготовку тарифной заявки с расчетными и обосновывающими материалами (часть из которых могут быть предоставлены организацией только после передачи ей имущества и заключения договоров с контрагентами). Направленная в регулирующий орган тарифная заявка анализируется в течение определенного времени. Далее идет процесс ее рассмотрения, принятия, оформления и опубликования тарифного решения, вступления его в законную силу. Таким образом, от момента начала деятельности организации до вступления в действие тарифа проходит срок не менее месяца, это время ресурсоснабжающая организация оказывает регулируемый вид услуги без установленного тарифа, и, соответственно, не имеет право выставлять счета на оплату за поставляемые коммунальные ресурсы.
Согласно позиции Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению указанных ситуаций, вопрос о величине расходов, подлежащих возмещению в связи с предоставлением регулируемых услуг, потребленных до установления соответствующего тарифа для регулируемой организации, может быть решен в гражданско-правовом порядке, исходя из принципа соразмерности и экономической обоснованности понесенных на оказание услуг расходов.
Осуществление юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями регулируемых видов деятельности с выставлением платы за оказанные услуги в отсутствие установленных в предусмотренном законодательством порядке цен (тарифов) является нарушением.
В целях недопущения нарушений регулируемым организациям необходимо:
- применять при расчетах с потребителями установленные тарифы;
- не допускать фактов осуществления регулируемой деятельности без тарифа (в том числе использования тарифов иных организаций, взимания оплаты в отсутствие соответствующих тарифов);
- соблюдать установленные законодательством сроки обращения с заявлением об установлении тарифов на очередной период регулирования.
Также типичными нарушениями, совершаемыми организациями, осуществляющими регулируемую деятельность на территории Ленинградской области, является нарушение стандартов раскрытия информации (часть 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ).
Наибольшая доля нарушений выявлена в ходе систематического наблюдения и анализа соблюдения регулируемыми организациями обязательных требований законодательства в сфере стандартов раскрытия информации, а также проведения плановых проверок.
В рамках профилактической работы в адрес регулируемых организаций направлялись информационные письма с разъяснением требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов), соответствующая информация и напоминания о необходимости раскрытия информации и предоставления сведений размещались на сайте ЛенРТК. В 2021 году ЛенРТК проводились обучающие семинары, в том числе, по вопросам обязательных требований законодательства в области соблюдения установленных стандартов раскрытия информации. Записи онлайн-семинаров размещены на сайте ЛенРТК.
Несмотря на предпринимаемые меры профилактического характера количество нарушений вышеуказанных обязательных требований со стороны регулируемых организаций значительно.
При этом исполнение обязательных требований со стороны организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, не требует финансовых затрат и зависит исключительно от уровня исполнительской дисциплины должностных лиц регулируемых организаций, ответственных за размещение информации.
Причина нарушений стандартов раскрытия информации, по мнению ЛенРТК, это "забывчивость" должностных лиц регулируемых организаций, ответственных за размещение информации, и отсутствие должного контроля со стороны руководства ресурсоснабжающих организаций за исполнением требований о стандартах раскрытия информации.
Объем информации, подлежащей опубликованию, включает в себя: общую информацию о регулируемой организации, информацию об утвержденных тарифах, показатели финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, информацию об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации, о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к инженерно-техническим сетям.
Для уменьшения количества правонарушений, совершаемых организациями, возможны следующие мероприятия по их устранению:
1. Организация внутреннего контроля отчетности;
2. Определение перечня лиц, ответственных за систематическое ведение работы по стандартам раскрытия информации;
3. Проведение обучения сотрудников.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в 2022 году планируется ЛенРТК в условиях вступления в силу Федерального закона N 248-ФЗ. Требования к профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям определены разделом IV Федерального закона N 248-ФЗ "Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, независимая оценка соблюдения обязательных требований".
Порядок организации и осуществления ЛенРТК регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в 2022 году определен указанным федеральным законом и соответствующим положением о государственном контроле (надзоре).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.