Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Орского городского
Совета депутатов
от 17 ноября 2021 г. N 16-143
Положение
о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования "Город Орск"
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля в границах муниципального образования "Город Орск".
1.2. Предметом муниципального земельного контроля является:
- соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность (далее - обязательные требования);
- исполнение контролируемыми лицами решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий.
1.3. Муниципальный земельный контроль - деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований земельного законодательства, осуществляемая в пределах полномочий посредством профилактики нарушений обязательных требований земельного законодательства, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований земельного законодательства, выявления нарушений обязательных требований земельного законодательства, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований земельного законодательства, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
1.4. Объектами муниципального земельного контроля являются земельные участки, расположенные в границах муниципального образования "Город Орск".
1.5. Муниципальный земельный контроль осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований земельного законодательства.
1.6. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением и нормативно-правовыми актами администрации г. Орска в сфере земельного законодательства.
1.7. Муниципальный земельный контроль осуществляется администрацией г. Орска в лице Комитета по управлению имуществом г. Орска (далее - орган муниципального земельного контроля).
1.8. Муниципальный контроль осуществляют должностные лица комитета по управлению имуществом г. Орска, в должностные обязанности которых в соответствии с должностной инструкцией входит осуществление муниципального земельного контроля, в том числе проведение профилактических и контрольных мероприятий (далее - уполномоченные лица).
1.9. Решение о проведении контрольных мероприятий, в том числе документарной проверки, принимается руководителем (заместителем руководителя) органа муниципального земельного контроля.
1.10. Уполномоченные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, при осуществлении муниципального земельного контроля взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.
1.11. Уполномоченные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль в пределах своих полномочий, несут обязанности и обладают правами, установленными ст. 29 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
1.12. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального земельного контроля применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
2. Управления рисками причинения вреда (ущерба)
2.1. Руководствуясь п. 7 статьи 22 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" система оценки и управления рисками при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования "Город Орск" не применяется.
2.2. Руководствуясь п. 2 статьи 61 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования "Город Орск" осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
2.3. В соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" все внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики) ежегодно утверждается органом муниципального земельного контроля.
3.2. Разработанный органом муниципального земельного контроля проект программы профилактики подлежит общественному обсуждению, которое проводится с 1 октября по 1 ноября года, предшествующего году реализации программы профилактики.
В целях общественного обсуждения проект программы профилактики размещается на официальном сайте администрации г. Орска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 октября предшествующего года с одновременным указанием способов подачи предложений по итогам его рассмотрения
3.3. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям ежегодно утверждается актом органа муниципального земельного контроля в срок до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий и размещается на официальном сайте администрации г. Орска в сети "Интернет".
3.4. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом объектам муниципального земельного контроля направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований земельного законодательства всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований земельного законодательства и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом объектам муниципального земельного контроля;
3) создание условий для доведения обязательных требований земельного законодательства до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
3.5. При осуществлении муниципального земельного контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) объектам муниципального земельного контроля, является приоритетным по отношению к проведению контрольных мероприятий.
3.6. При осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования "Город Орск" могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики
в) объявление предостережений;
г) консультирование;
3.6.1. Орган муниципального земельного контроля осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований земельного законодательства.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте администрации г. Орска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
3.6.2. Обобщение правоприменительной практики осуществляется органом муниципального земельного контроля посредством сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах.
По итогам обобщения правоприменительной практики органом муниципального земельного контроля готовится доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению муниципального земельного контроля, который утверждается и размещается в срок до 1 марта года, следующего за отчетным годом, на официальном сайте администрации г. Орска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.6.3. Орган муниципального земельного контроля объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) при наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований земельного законодательства или признаках нарушений обязательных требований земельного законодательства и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований земельного законодательства причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований земельного законодательства. Предостережения объявляются руководителем (заместителем руководителя) органа муниципального земельного контроля не позднее 30 дней со дня получения указанных сведений.
3.6.3.1. Предостережение составляется по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
3.6.3.2. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований земельного законодательства, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
3.6.3.3. Контролируемое лицо в течение десяти рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в орган муниципального земельного контроля возражение в отношении предостережения.
Возражение должно содержать:
1) наименование органа муниципального земельного контроля, в который направляется возражение;
2) наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя или гражданина, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ контролируемому лицу;
3) дату и номер предостережения;
4) доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с объявленным предостережением;
5) дату получения предостережения контролируемым лицом;
6) личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов контролируемое лицо прилагает к возражению соответствующие документы либо их заверенные копии.
3.6.3.4. Орган муниципального земельного контроля рассматривает возражение в отношении предостережения в течение двадцати рабочих дней со дня его получения.
По результатам рассмотрения возражения орган муниципального земельного контроля принимает одно из следующих решений:
1) удовлетворяет возражение в форме отмены предостережения;
2) отказывает в удовлетворении возражения с указанием причины отказа.
Орган муниципального земельного контроля информирует контролируемое лицо о результатах рассмотрения возражения не позднее пяти рабочих дней со дня рассмотрения возражения в отношении предостережения.
3.6.3.5. Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается.
3.6.3.6. Орган муниципального земельного контроля осуществляет учет объявленных им предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований путем ведения журнала (на бумажном носителе либо в электронном виде) и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных мероприятий.
3.6.4. Консультирование осуществляется по обращениям контролируемых лиц и их представителей.
Консультирование в устной форме может осуществляться должностным лицом органа муниципального земельного контроля, уполномоченным лицом на осуществление муниципального земельного контроля по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия в устной форме.
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
1) местонахождение, контактные телефоны, адрес официального сайта администрации г. Орска в сети "Интернет" и адреса электронной почты;
2) график работы администрации г. Орска, время приема посетителей;
3) номера кабинетов, где проводятся прием и информирование посетителей по вопросам осуществления муниципального контроля;
4) перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального земельного контроля;
5) перечень актов, содержащих обязательные требования в сфере земельного законодательства.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.
Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае поступления трёх и более однотипных обращений контролируемых лиц (их представителей) консультирование осуществляется посредством размещения ответа на официальном сайте администрации г. Орска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения.
Информация, ставшая известной должностному лицу органа муниципального земельного контроля в ходе консультирования, не может использоваться контрольным органом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований земельного законодательства.
Орган муниципального земельного контроля осуществляет учет консультирований путем ведения журнала учета консультирований (на бумажном носителе либо в электронном виде).
4. Контрольные мероприятия, проводимые в рамках муниципального контроля
4.1. При осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования "Город Орск" плановые контрольные мероприятия проводятся в соответствии с действующим законодательством.
4.2. При осуществлении муниципального контроля проводятся следующие контрольные мероприятия:
1) контрольные мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами;
2) контрольные мероприятия при взаимодействии с контролируемыми лицами.
4.3. Контрольные мероприятия, указанные в п. 5.1.1., 5.1.2., 5.1.4. настоящего Положения, проводятся в форме внеплановых мероприятий и после согласования с органами прокуратуры.
В день подписания распоряжения о проведении внепланового контрольного мероприятия в целях согласования его проведения с прокуратурой должностное лицо уполномоченного органа направляет в прокуратуру сведения о внеплановом контрольном мероприятии с приложением копии распоряжения и документов, содержащих сведения, послужившие основанием для его проведения, посредством Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением направления сведений и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну.
4.4. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых с взаимодействием с контролируемыми лицами, является:
а) наличие у органа муниципального земельного контроля сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) объектам муниципального земельного контроля при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории муниципального образования "Город Орск", а также получение таких сведений в результате проведения контрольных мероприятий, включая контрольные мероприятия без взаимодействия, в том числе проводимые в отношении иных контролируемых лиц;
б) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
в) требование прокурора о проведении контрольного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
г) истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований земельного законодательства - в случаях, если контролируемым лицом не представлены документы и сведения, представление которых предусмотрено выданным ему предписанием, или на основании представленных документов и сведений невозможно сделать вывод об исполнении предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований земельного законодательства.
Если основанием для проведения внепланового контрольного мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом объектам муниципального земельного контроля, должностное лицо уполномоченного органа для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом прокуратуры посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных пунктом 4.3. настоящего Положения. Уведомление контролируемого лица в этом случае может не проводиться.
4.5. Обращения (заявления) граждан и организаций, содержащие сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом объектам муниципального земельного контроля, принимаются органом муниципального земельного контроля к рассмотрению:
1) при подаче таких обращений (заявлений) гражданами и организациями либо их уполномоченными представителями непосредственно в орган муниципального земельного контроля либо через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина, а для представителя гражданина или организации - документа, подтверждающего его полномочия;
2) при подаче таких обращений (заявлений) граждан и организаций после прохождения идентификации и аутентификации заявителя посредством единой системы идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг, региональных порталах государственных и муниципальных услуг или на официальном сайте администрации г. Орска в сети "Интернет";
3) при иных способах подачи таких обращений (заявлений) гражданами и организациями после принятия уполномоченным лицом органа муниципального земельного контроля мер по установлению личности гражданина и полномочий представителя организации и их подтверждения.
4.5.1. В ходе проведения мероприятий, направленных на установление личности гражданина и полномочий представителя организации, уполномоченное лицо органа муниципального земельного контроля взаимодействует с гражданином, представителем организации, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, а также с использованием информационно-коммуникационных технологий, и предупреждает его о праве органа муниципального земельного контроля обратиться в суд в целях взыскания расходов, понесенных органом муниципального земельного контроля в связи с рассмотрением поступившего обращения (заявления) гражданина, организации, если в обращении (заявлении) были указаны заведомо ложные сведения.
4.5.2. При невозможности подтверждения личности гражданина, полномочий представителя организации поступившие обращения (заявления) рассматриваются органом муниципального земельного контроля в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
4.5.3. Сведения о личности гражданина как лица, направившего заявление (обращение), могут быть предоставлены органом муниципального земельного контроля контролируемому лицу только с согласия гражданина, направленного в контрольный (надзорный) орган.
4.6. По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом объектам муниципального земельного контроля уполномоченное лицо органа муниципального земельного контроля направляет руководителю, заместителю руководителя органа муниципального земельного контроля:
1) при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом объектам муниципального земельного контроля - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
2) при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом объектам муниципального земельного контроля - мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
3) при невозможности подтвердить личность гражданина, полномочия представителя организации, обнаружении недостоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом объектам муниципального земельного контроля - мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
4.7. Контрольные мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами органа муниципального земельного контроля на основании заданий уполномоченных должностных лиц органа муниципального земельного контроля.
4.8. Для проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки, принимается решение органа муниципального земельного контроля, подписанное руководителем, заместителем руководителя органа муниципального земельного контроля, в котором указываются сведения, предусмотренные частью 1 статьи 64 Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4.9. В отношении проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования не требуется принятие решения о проведении данного контрольного мероприятия, предусмотренного пунктом 4.8 настоящего Положения.
4.10. Контрольные мероприятия проводятся специалистами комитета по управлению имуществом г. Орска, указанными в решении органа муниципального земельного контроля о проведении контрольного мероприятия.
При проведении контрольного мероприятия в месте осуществления деятельности контролируемого лица, контролируемому лицу (его представителю) уполномоченным лицом органа муниципального земельного контроля предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия распоряжения либо распоряжение в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер контрольного мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
4.11. При необходимости орган муниципального земельного контроля привлекает к проведению контрольных мероприятий экспертов, экспертные организации, аттестованные в установленном порядке, и включенных в реестр экспертов, экспертных организаций, привлекаемых к проведению контрольных мероприятий.
По требованию контролируемого лица уполномоченное лицо органа муниципального земельного контроля обязано предоставить информацию об экспертах, экспертных организациях и иных лицах, привлекаемых для проведения контрольного мероприятия при взаимодействии с контролируемым лицом, в целях подтверждения полномочий.
4.12. В случае, если проведение контрольного мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения такого контрольного мероприятия, уполномоченное лицо органа муниципального земельного контроля составляет акт о невозможности проведения контрольного мероприятия (приложение N 2 к настоящему Положению) с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного мероприятия в установленном порядке. В этом случае уполномоченное лицо органа муниципального земельного контроля вправе совершить контрольные действия в рамках указанного контрольного мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного мероприятия.
4.13. В случае, указанном в пункте 4.12. настоящего Положения, должностное лицо органа муниципального земельного контроля вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с прокуратурой.
4.14. По окончании проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, уполномоченное лицо органа муниципального земельного контроля составляет акт контрольного мероприятия (далее - акт) по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
4.15. В случае если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований земельного законодательства, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом оно установлено.
В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения.
4.16. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований земельного законодательства, приобщаются к акту.
4.17. Оформление акта производится по месту проведения контрольного мероприятия в день проведения такого мероприятия.
4.18. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного мероприятия, за исключением проведения документарной проверки. Акт документарной проверки направляется органом муниципального земельного контроля контролируемому лицу в установленном порядке.
4.19. Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного мероприятия в акте делается соответствующая отметка.
4.20. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном разделом 7 настоящего Положения.
4.21. Акт контрольного мероприятия, проведение которого было согласовано прокуратурой, направляется в прокуратуру посредством Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
5. Виды контрольных мероприятий
5.1. В рамках осуществления муниципального земельного контроля при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
5.1.1. Инспекционный визит. Под инспекционным визитом понимается контрольное мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) объекта муниципального земельного контроля.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте не может превышать один рабочий день.
Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ уполномоченного лица органа муниципального земельного контроля на объект муниципального земельного контроля.
5.1.2. Рейдовый осмотр. Под рейдовым осмотром понимается контрольное мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов муниципального земельного контроля, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов.
Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ уполномоченного лица органа муниципального земельного контроля на объект муниципального земельного контроля
При проведении рейдового осмотра уполномоченное лицо органа муниципального земельного контроля вправе взаимодействовать с находящимися на объекте муниципального земельного контроля лицами.
В случае, если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований земельного законодательства, уполномоченное лицо на месте проведения рейдового осмотра составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований земельного законодательства.
5.1.3. Документарная проверка. Под документарной проверкой понимается контрольное мероприятие, которое проводится по месту нахождения органа муниципального земельного контроля и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений органа муниципального земельного контроля.
5.1.3.1. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении органа муниципального земельного контроля, результаты предыдущих контрольных мероприятий и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих контролируемых лиц муниципального земельного контроля.
5.1.3.2. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
5.1.3.3. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа муниципального земельного контроля вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований земельного законодательства, орган муниципального земельного контроля направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в орган муниципального земельного контроля указанные в требовании документы.
В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа муниципального земельного контроля документах и (или) полученным при осуществлении муниципального контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в контрольный (надзорный) орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении муниципального контроля, вправе дополнительно представить в контрольный (надзорный) орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
5.1.3.4. При проведении документарной проверки орган муниципального земельного контроля не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов.
5.1.3.5. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней.
В указанный срок не включается период с момента направления органом муниципального земельного контроля контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в орган муниципального земельного контроля, а также период с момента направления контролируемому лицу информации органа муниципального земельного контроля о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа муниципального земельного контроля документах и (или) полученным при осуществлении муниципального контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в орган муниципального земельного контроля.
5.1.3.6. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
5.1.4. Выездная проверка. Под выездной проверкой понимается комплексное контрольное мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим земельными участками и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований земельного законодательства, а также оценки выполнения решений контрольного органа.
5.1.4.1. В ходе проведения выездной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов.
5.1.4.2. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта муниципального земельного контроля.
5.1.4.3. Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении органа муниципального земельного контроля или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
2) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям земельного законодательства без выезда на указанное в п. 5.1.4.2. настоящего Положения место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
5.1.4.4. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала.
5.1.4.5. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
5.2. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование.
5.2.1. Под наблюдением за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у органа муниципального земельного контроля, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
5.2.1.1 Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом объектам муниципального земельного контроля, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, органом муниципального земельного контроля могут быть приняты следующие решения:
1) решение о проведении внепланового контрольного мероприятия в соответствии с п. 4.6. настоящего Положения;
2) решение об объявлении предостережения;
3) решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 6.4. настоящего Положения.
5.2.2. Выездное обследование - контрольное мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
5.2.2.1. Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта муниципального земельного контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
5.2.2.2. Выездное обследование может осуществляться посредством осмотра, инструментального обследования.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
5.2.2.3. По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные подпунктами 1, 2 пункта 6.4. настоящего Положения.
5.2.2.4. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
5.3. Контрольные мероприятия без взаимодействия проводятся уполномоченными лицами органа муниципального земельного контроля на основании заданий руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля.
6. Меры, принимаемые органом муниципального земельного контроля по результатам контрольных мероприятий
6.1. Информация о контрольных мероприятиях размещается в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
6.2. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами органов муниципального земельного контроля действиях и принимаемых решениях осуществляется посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также посредством средств связи.
Гражданин, не осуществляющий предпринимательскую деятельность, являющийся контролируемым лицом, информируется о совершаемых уполномоченными лицами органа муниципального земельного контроля действиях и принимаемых решениях путем направления ему документов на бумажном носителе в случае направления им в адрес органа муниципального земельного контроля уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе либо отсутствия у органа муниципального земельного контроля сведений об адресе электронной почты контролируемого лица. Указанный гражданин вправе направлять органу муниципального земельного контроля документы на бумажном носителе.
До 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых уполномоченными лицами органа муниципального земельного контроля действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу органом муниципального земельного контроля могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица.
6.3. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного мероприятия сведения об этом вносятся в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Уполномоченное лицо органа муниципального земельного контроля вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом объектам муниципального земельного контроля.
6.4. Орган муниципального земельного контроля в случае выявления при проведении контрольного мероприятия нарушений контролируемым лицом обязательных требований в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
1) выдать после оформления акта контрольного мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - предписание) с указанием разумных сроков их устранения, но не более шести месяцев (при проведении документарной проверки предписание направляется контролируемому лицу не позднее пяти рабочих дней после окончания документарной проверки) и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом объектам муниципального земельного контроля);
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом объектам муниципального земельного контроля или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о запрете эксплуатации объектов муниципального земельного контроля и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом объектам муниципального земельного контроля и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом объектам муниципального земельного контроля или что такой вред (ущерб) причинен;
3) при выявлении в ходе контрольного мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом объектам муниципального земельного контроля, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендации по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом объектам муниципального земельного контроля.
6.5. Предписание оформляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
6.6. Контролируемое лицо до истечения срока исполнения предписания уведомляет орган муниципального земельного контроля об исполнении предписания с приложением документов и сведений, подтверждающих устранение выявленных нарушений обязательных требований.
6.7. По истечении срока исполнения контролируемым лицом решения, принятого в соответствии с пунктом 6.4. настоящего Положения, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным решением, орган муниципального земельного оценивает исполнение решения на основании представленных документов и сведений, полученной информации.
6.8. В случае исполнения контролируемым лицом предписания орган муниципального земельного контроля направляет контролируемому лицу уведомление об исполнении предписания.
6.9. Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении решения, орган муниципального земельного контроля оценивает исполнение указанного решения путем проведения документарной проверки.
В случае, если проводится оценка исполнения решения, принятого по итогам выездной проверки, допускается проведение выездной проверки.
6.10. В случае, если по итогам проведения контрольного мероприятия, предусмотренного пунктом 6.9. настоящего Положения, органом муниципального земельного контроля будет установлено, что решение не исполнено или исполнено не надлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное подпунктом 1 пункта 6.4. настоящего Положения, с указанием новых сроков его исполнения.
При неисполнении предписания в установленные сроки орган муниципального земельного контроля принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания.
7. Досудебное обжалование
7.1. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте, контролируемое лицо в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения акта вправе представить в орган муниципального земельного контроля в письменной форме возражения в отношении акта в целом или его отдельных положений. При этом контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их копии либо в согласованный срок передать их в орган муниципального земельного контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов).
В случае поступления возражений, указанных в настоящем пункте, орган муниципального земельного контроля назначает консультации с контролируемым лицом по вопросу рассмотрения поступивших возражений, которые проводятся не позднее пяти рабочих дней со дня поступления возражений, в форме очного или (в случае невозможности) заочного консультирования. В ходе консультирования контролируемое лицо вправе давать пояснения, представлять дополнительные документы или их заверенные копии, в том числе представлять информацию о предпочтительных сроках устранения выявленных нарушений обязательных требований.
7.2. Решения органа муниципального земельного контроля, действия (бездействие) уполномоченных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с 01 января 2023 года решения органа муниципального земельного контроля, действия (бездействие) их уполномоченных лиц могут быть обжалованы в суде только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
7.3. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления муниципального земельного контроля, имеют право на досудебное обжалование:
а) решений о проведении контрольных мероприятий;
б) актов контрольных мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
в) действий (бездействия) уполномоченных лиц контрольного органа в рамках контрольных мероприятий.
Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Жалоба на решение органа муниципального земельного контроля, действия (бездействие) его уполномоченных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) органа муниципального земельного контроля.
Жалоба на руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального земельного контроля рассматривается главой г. Орска.
7.4. Жалоба на решение органа муниципального земельного контроля, действия (бездействие) его уполномоченных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
7.5. Жалоба на предписание органа муниципального земельного контроля может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
7.6. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен органом или должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение жалобы.
7.7. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
7.8. Жалоба на решение органа муниципального земельного контроля, действия (бездействие) его уполномоченных лиц подлежит рассмотрению в срок, не превышающий двадцать рабочих дней со дня ее регистрации. В случае если для ее рассмотрения требуется получение сведений, имеющихся в распоряжении иных органов, срок рассмотрения жалобы может быть продлен на 20 рабочих дней руководителем органа муниципального земельного контроля или его заместителем.
7.9. Руководитель, заместитель руководителя органа муниципального земельного контроля принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы, если:
1) жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных пунктами 7.4, 7.5. настоящего Положения, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее в орган муниципального земельного контроля была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу уполномоченных лиц органа муниципального земельного контроля, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений органа муниципального земельного контроля.
7.10. Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в подпунктах 3 - 8 пункта 7.9 настоящего Положения, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений органа муниципального земельного контроля, действий (бездействия) его уполномоченных лиц.
7.11. Решение по жалобе вручается заявителю лично (с пометкой заявителя о дате получения на втором экземпляре) либо направляется почтовой связью. Решение по жалобе может быть направлено на адрес электронной почты, указанный заявителем при подаче жалобы.
7.12. Досудебный порядок обжалования до 31 декабря 2023 года может осуществляться посредством бумажного документооборота.
8. Ключевые показатели вида контроля и их целевые значения для муниципального контроля
8.1. Оценка результативности и эффективности деятельности контрольного органа осуществляется на основе системы показателей результативности и эффективности муниципального контроля в сфере муниципального земельного контроля.
8.2. В систему показателей результативности и эффективности деятельности по осуществлению муниципального земельного контроля входят:
1) ключевые показатели муниципального земельного контроля;
2) индикативные показатели муниципального земельного контроля.
8.3. Ключевые показатели муниципального контроля и их целевые значения, индикативные показатели установлены приложением 3 к настоящему Положению.
8.4. Ключевые показатели муниципального контроля и их целевые значения, индикативные показатели в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" применяются с 01 марта 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.