Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
На территории Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 декабря 2021 года 32 застройщиков осуществляют деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Указанными застройщиками осуществляется долевое строительство 43 многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости. Общая площадь объектов 480 074,95 кв. м., 3261 договоров участия в долевом строительстве.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Республики Саха (Якутия) (далее - региональный государственный контроль (надзор)) контролирующий орган вправе:
- проводить контрольные (надзорные) мероприятия, такие как внеплановая документарная проверка (далее - документарная проверка), наблюдение за соблюдением обязательных требований (без взаимодействия с контролируемым лицом);
- выдавать предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) и привлекать к административной ответственности;
- выдавать предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований;
- обращаться в суд с заявлением о приостановлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ).
При этом Министерство не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность застройщиков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.5 Федерального закона N 214-ФЗ и пунктом 3 статьи 123.3 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В целях принятия мер, направленных на предотвращение появления "обманутых" дольщиков, при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) с января 2021 г. по 20 сентября 2021 г.:
За истекший период 2021 года Министерством проведено всего 32 внеплановых проверок. Количество неоконченных внеплановых проверок - 1.
Характер выявленных нарушений:
- нарушения порядка раскрытия документов и сведений в ЕИСЖС - ч. 2. ст. 3.1. ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ч. 2. ст. 23.3 названного Федерального закона
- нарушения по непредставлению документов, необходимых для проведения проверки - п. 4 ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ;
- нарушения порядка предоставления отчетности в контролирующий орган - п. 6 ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ;
- нарушения правил привлечения денежных средств граждан - участников долевого строительства - ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ:
- неисполнение предписания контролирующего органа - ст. 23.5. Федерального закона от 30.12.2004 3214-ФЗ.
Проведено всего 106 контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, в том числе 88 мероприятий по анализу ежеквартальной отчетности застройщика и 18 мероприятий по наблюдению за соблюдением законодательства о долевом строительстве (мониторинг безопасности) из них:
- 88 контрольных мероприятий по анализу ежеквартальной отчетности застройщика, по результатам которых выданы 8 предписание, 1 предостережение, а также за нарушения порядка предоставления ежеквартальной отчетности по ч. 3. ст. 14.28 КоАП РФ возбуждено 49 дел об административном правонарушении в отношении юридических и должностных лиц, из них по 37 делам вынесены постановления по делу об административном правонарушении, по 12 делам протоколы об административном правонарушении еще не рассмотрены.
- 18 контрольных мероприятий на предмет соблюдения обязательных требований на основании задания, по результатам которых выдано 6 предписаний, 4 предостережения, проведена 1 внеплановая проверка.
За нарушения порядка раскрытия информации и документов по ч. 1. ст. 13.19.1 КоАП РФ возбуждено 13 дел об административном правонарушении в отношении юридических и должностных лиц (в том числе 5 постановлений Прокуратуры г. Якутска), из них по 11 делам вынесены постановления о привлечении к административной ответственности, по 2 делам протоколы об административном правонарушении еще не рассмотрены.
За нарушения требований закона о предоставлении документов к проверке по ч. 4. ст. 14.28 КоАП РФ возбуждено 8 дел об административном правонарушении в отношении должностных и юридических лиц, по ним вынесено 8 постановлений о привлечении к административной ответственности (2 постановления оспариваются в суде)
За нарушения правил привлечения денежных средств граждан по не введенному в эксплуатацию объекту недвижимости по ч. 1. ст. 14.28 КоАП РФ возбуждено 2 дела об административном правонарушении в отношении должностного и юридического лиц, по ним вынесено 2 постановления о привлечении к административной ответственности.
В 2021 Министерством не использовалось право на обращение в арбитражный суд с заявлением о приостановлении деятельности застройщика в связи с отсутствием оснований, предусмотренных частью 15 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ.
Типичными нарушениями, выявленными в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), являлись нарушения в части информационной открытости в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС) по раскрытию застройщиком информации:
- размещение застройщиком в ЕИСЖС проектной деклараций, содержащей неполную и (или) недостоверную информацию;
- непредставление ежеквартальной отчетности застройщика в полном объеме в установленный срок;
- нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации, либо вносимых в нее изменений;
- нарушение порядка, сроков и (или) периодичности размещения информации;
- размещение информации не в полном объеме.
- включение в договоры участия в долевом строительстве условий, ущемляющих прав граждан - участников долевого строительства и несоответствующих обязательным требованиям.
Основными причинами нарушений обязательных требований являются:
- отсутствие заинтересованности контролируемых лиц (застройщиков) исполнять предусмотренные законодательством о долевом строительстве требования и отсутствие правовой грамотности лиц, участвующих в долевом строительстве;
- проблемы технического характера (в части размещения информации).
Основные рекомендации контролируемым лицам (застройщикам) по проведению мероприятий, направленных на устранении условий и причин совершения массовых нарушений обязательных требований:
1) изучить требования основных нормативно-правовых актов в области долевого строительства;
2) ознакомиться с результатами проведения проверок, размещенными на сайте Министерства;
3) ознакомиться с инструкциями, методическими рекомендациями по заполнению электронной формы проектной декларации, по предоставлению в контролирующий орган отчетности застройщика;
4) своевременное ознакомление с изменениями законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.