Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждены
распоряжением Правительства
Чеченской Республики
от 15 декабря 2021 г. N 471-р
Основные направления
бюджетной политики Чеченской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
I. Общие положения
Основные направления бюджетной политики Чеченской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов подготовлены в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Чеченской Республики от 14 июля 2008 года N 39-P3 "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Чеченской Республике" с учетом итогов реализации бюджетной политики Чеченской Республики в 2018-2021 годах.
При подготовке Основных направлений бюджетной политики Чеченской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов учтены цели и задачи социально-экономического развития Российской Федерации, определенные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, а также приоритеты социально-экономического развития Чеченской Республики в соответствии с посланием Главы Чеченской Республики Парламенту Чеченской Республики и народу Чеченской Республики о социально-экономическом развитии Чеченской Республики и задачах органов государственной власти Чеченской Республики на 2022 год и предстоящий период, государственными программами и иными документами стратегического планирования Чеченской Республики, включая задачи по обеспечению сбалансированности бюджета Чеченской Республики (далее - республиканский бюджет), установленные государственной программой Чеченской Республики "Обеспечение финансовой устойчивости Чеченской Республики", утвержденной постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 351 (в редакции постановления Правительства Чеченской Республики от 29 октября 2021 года N 274), и Программой оздоровления государственных финансов Чеченской Республики на 2018-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Чеченской Республики от 30 марта 2018 года N 80-р (в редакции распоряжения Правительства Чеченской Республики от 27 мая 2019 года N 164-р).
Основные направления бюджетной политики Чеченской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов разработаны в целях определения условий, используемых при составлении проекта республиканского бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, основных подходов к его формированию, общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
II. Предварительные итоги реализации бюджетной политики Чеченской Республики в 2018-2021 годах
Бюджетная политика Чеченской Республики в 2018-2021 годах в условиях высокого уровня дефицита республиканского бюджета и недостаточности средств для исполнения расходных обязательств Чеченской Республики была направлена в первую очередь на обеспечение устойчивости консолидированного бюджета Чеченской Республики, безусловное выполнение социальных обязательств Чеченской Республики.
В этих целях реализовывалась Программа оздоровления государственных финансов Чеченской Республики на 2018-2024 годы, утвержденная распоряжением Правительства Чеченской Республики от 30 марта 2018 года N 80-р (в редакции распоряжения Правительства Чеченской Республики от 27 мая 2019 года N 164-р), предусматривающая комплекс мероприятий, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики, оптимизацию расходов бюджета и сокращение государственного внутреннего долга Чеченской Республики.
В рамках реализации мероприятий указанной Программы в целях обеспечения сбалансированности республиканского бюджета в 2018-2021 годах осуществлялось поэтапное сокращение расходов республиканского бюджета, выявление и мобилизация резервов увеличения налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики, проводились мероприятия, направленные на управление государственным долгом Чеченской Республики и создание условий для устойчивого социально-экономического развития Чеченской Республики.
В целях сокращения долговой нагрузки на республиканский бюджет проведена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета в 2015-2017 годах, что позволило сохранить уровень долговой нагрузки республиканского бюджета в 2018-2021 годах на экономически безопасном уровне.
В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств республиканского бюджета в 2018-2021 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- формирование и исполнение республиканского бюджета в программном формате на основе государственных программ Чеченской Республики;
- формирование регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, выполняемых государственными (муниципальными) учреждениями;
- формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Чеченской Республики;
- повышение эффективности государственных закупок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Чеченской Республики;
- применение системы поощрения главных распорядителей средств республиканского бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента;
- обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе и исполнении республиканского бюджета для всех заинтересованных лиц, в том числе для граждан, в доступной форме;
- ежегодное проведение публичных слушаний по проекту республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета и в целях повышения информационной открытости деятельности Правительства Чеченской Республики и выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения республиканского бюджета.
Обеспечивалось выполнение условий соглашений с Минфином России о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Чеченской Республики, в том числе по осуществлению мер, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики, достижению целевых значений показателей социально-экономического развития, а также устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), установленных законами Чеченской Республики, неустановлению и неисполнению расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что Чеченская Республика относится к субъектам Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета превышает 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, организация исполнения республиканского бюджета все последние годы осуществляется с открытием и ведением лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета в территориальном органе Федерального казначейства.
Исполнение республиканского бюджета, начиная с 1 июля 2019 года, осуществляется с передачей полномочий финансового органа субъекта Российской Федерации по учету бюджетных и денежных обязательств и санкционированию оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации территориальному органу Федерального казначейства с одновременным осуществлением указанным органом контроля за очерёдностью списания денежных средств со счета республиканского бюджета по перечню первоочередных расходов, установленному Минфином России.
В целях обеспечения своевременного и полного финансирования первоочередных расходов республиканского бюджета, недопущения образования кредиторской задолженности по ним в условиях высокого уровня дефицита бюджета финансирование расходов республиканского бюджета в 2018-2021 годах осуществляется с учетом приоритезации расходов бюджета, установленной Правительством Чеченской Республики.
В рамках проводимой работы по обеспечению сбалансированности республиканского бюджета и сокращению его дефицита, начиная с 2018 года, реализуется комплекс мероприятий по ограничению доведения лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета (за исключением первоочередных расходов бюджета, а также расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных ассигнований дорожного фонда Чеченской Республики).
Кроме того, в целях недопущения просроченной кредиторской задолженности по денежным обязательствам получателей средств республиканского бюджета в условиях дефицита бюджета в 2018-2021 годах применяется практика введения в период завершения финансового года ограничений на принятие получателями средств республиканского бюджета бюджетных обязательств по государственным контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется контроль за соблюдением получателями средств республиканского бюджета установленных ограничений.
В результате принятых мер Правительством Чеченской Республики в 2018-2021 годах в условиях высокого уровня дефицита республиканского бюджета обеспечивается своевременное и полное финансирование первоочередных расходов бюджета, в том числе расходов на оплату труда работников бюджетной сферы с учетом с учетом сохранения установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Указы Президента Российской Федерации 2012 года) соотношений оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и среднемесячного дохода от трудовой деятельности в регионе, расходов на осуществление мер социальной поддержки населения и иных выплат социального характера, по оплате коммунальных платежей, налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, других первоочередных расходов, не допускается возникновение просроченной кредиторской задолженности по денежным обязательствам получателей средств республиканского бюджета, бюджетных (автономных) учреждений Чеченской Республики.
Для покрытия временных кассовых разрывов в ходе исполнения республиканского бюджета, своевременного и полного финансирования первоочередных расходов бюджета и недопущения кредиторской задолженности по социальным обязательствам в условиях недостаточности финансовых ресурсов в 2018-2021 годах активно использовались механизмы управления ликвидностью счета республиканского бюджета, предусматривающие ежедневное перечисление на счет республиканского бюджета неиспользованных остатков средств бюджетных и автономных учреждений Чеченской Республики, юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, а также средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств республиканского бюджета, с возвратом их на соответствующие счета по мере необходимости.
Для расширения возможностей управления остатками средств на счете республиканского бюджета, повышения прозрачности операций со средствами государственных учреждений Чеченской Республики и экономии их средств осуществлен перевод счетов автономных учреждений Чеченской Республики в Управление Федерального казначейства по Чеченской Республике, с закрытием открытых им ранее в кредитных организациях (их филиалах) банковских счетов.
В целях расширения возможностей дотационных субъектов Российской Федерации по использованию потенциала операций по управлению ликвидностью счетов региональных бюджетов и недопущения возникновения кредиторской задолженности по социально значимым расходам бюджетов в условиях завершения финансового года Правительством Чеченской Республики в 2020 году инициировано внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части приостановления действия положений Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" о возврате остатков средств бюджетных и автономных учреждений дотационных субъектов Российской Федерации при завершении финансового года (Федеральный закон от 15 октября 2020 года N 327-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году").
Учитывая положительные результаты реализации в 2020 году указанных изменений в законодательстве Российской Федерации при завершении финансового года, аналогичные нормы по инициативе Чеченской Республики включены в проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году", который в настоящее принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В рамках совершенствования информационно-технического обеспечения бюджетного процесса в 2019-2021 годах проведена работа по переходу к новой технологической платформе исполнения местных бюджетов и ведения муниципального учета на основе облачных технологий, что позволяет реализовать единые подходы к планированию и исполнению местных бюджетов, обеспечить экономию средств местных бюджетов, оперативный мониторинг хода их исполнения и повышение оперативности получения сводной информации об исполнении консолидированного бюджета республики.
В целях расширения возможностей анализа и контроля за расходованием бюджетных средств получателями средств республиканского бюджета, бюджетными и автономными учреждениями Чеченской Республики разработаны и с 2019 года реализуются новые подходы к применению бюджетной классификации при исполнении бюджета по расходам, что позволяет значительно оптимизировать и упростить процедуры получения и анализа информации о расходах на содержание органов государственной власти и государственных учреждений Чеченской Республики.
В рамках совершенствования системы управления общественными финансами и межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Чеченской Республики в 2018-2021 годах разработан и реализован ряд новых подходов к формированию и осуществлению бюджетного процесса.
Так, в целях повышения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения, начиная с 2021 года, установлены единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики от отдельных видов неналоговых доходов, подлежащих зачислению в республиканский бюджет.
В целях стимулирования муниципальных образований к участию в реализации национальных проектов дополнительные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджет субъекта Российской Федерации, устанавливаются, в том числе, с учётом объёма участия муниципальных образований в реализации региональных проектов, направленных на достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в структуру национальных проектов (далее - региональные проекты).
В рамках проводимой работы по повышению эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Чеченской Республики в 2019-2021 годах применяется практика ежегодного предоставления наиболее обеспеченными муниципальными образованиями Чеченской Республики субсидий ("отрицательных трансфертов") республиканскому бюджету из местных бюджетов.
Для повышения заинтересованности органов местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики в наращивании экономического и налогового потенциала в 2018-2021 годах ежегодно предоставляются межбюджетные трансферты из республиканского бюджета в форме дотаций на стимулирование достижения наилучших результатов по увеличению налогового потенциала муниципальных образований Чеченской Республики.
В целях стимулирования развития инициативного бюджетирования в Чеченской Республике, развития гражданской инициативы и расширения непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления путем выдвижения и участия в реализации инициативных проектов с 2021 года осуществляется предоставление муниципальным образованиям Чеченской Республики на конкурсной основе межбюджетных трансфертов (субсидий) на поддержку реализации инициативных проектов.
В рамках проводимой работы по повышению эффективности управления финансовыми ресурсами Чеченской Республики с 2020 года применяется механизм предоставления из республиканского бюджета местным бюджетам субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты. Применение данного механизма позволяет исключить неиспользованные остатки целевых средств республиканского бюджета на счетах местных бюджетов, способствуя тем самым повышению ликвидности счета республиканского бюджета.
В целях соблюдения требований бюджетного законодательства при использовании бюджетных ассигнований республиканского бюджета лимиты бюджетных обязательств по расходам республиканского бюджета, по которым требуется утверждение или внесение изменений в порядок (правила) предоставления (распределения) субсидий некоммерческим организациям, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утверждение распределения субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, местным бюджетам, а также утверждение пообъектного распределения бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (реконструкции, технического перевооружения) и (или) на приобретение объектов недвижимости в государственную собственность Чеченской Республики, доводятся в текущем году до главных распорядителей средств республиканского бюджета только после утверждения или внесения изменений в соответствующие порядки (правила) предоставления (распределения) средств, утверждения распределения субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, местным бюджетам, а также утверждения пообъектного распределения бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (реконструкции, технического перевооружения) и (или) на приобретение объектов недвижимости в государственную собственность Чеченской Республики.
Кроме того, в 2021 году реализуется ряд мер, направленных на эффективное управление муниципальным долгом.
Так, в целях сокращения долговой нагрузки местных бюджетов в 2021 году проведена реструктуризация долговых обязательств муниципальных районов (городских округов) Чеченской Республики по бюджетным кредитам из республиканского бюджета и начисленным за фактический срок пользования бюджетными кредитами процентам с погашением реструктуризированной задолженности в течение 5 лет (с 2022 по 2026 год) ежегодно равными долями с возможностью ее досрочного погашения.
Средства местных бюджетов, высвобождаемые в результате проведения реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из республиканского бюджета, подлежат направлению на обеспечение расходных обязательств муниципальных образований Чеченской Республики, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из республиканского бюджета, а также на оплату проектно-изыскательских работ, услуг по проведению государственной экспертизы и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства муниципальной собственности, капитальные вложения в которые софинансируются за счет субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета в соответствии с соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти.
Кроме того, в целях стимулирования расширения участия муниципальных образований республики в реализации государственных программ и региональных проектов предусмотрена возможность списания части задолженности муниципального образования Чеченской Республики по бюджетным кредитам из республиканского бюджета (в объеме до 50% задолженности, подлежащей погашению в соответствующем году) в случае направления муниципальным образованием средств местного бюджета на финансовое обеспечение приоритетных расходных обязательств, софинансируемых из федерального бюджета, а также на оплату за счет сверхплановых налоговых и неналоговых доходов проектно-изыскательских работ, услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства муниципальной собственности, капитальные вложения в которые софинансируются за счет субсидий из федерального бюджета в соответствии с соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти.
В совокупности указанные меры в условиях жестких бюджетных ограничений и высокого уровня дефицита республиканского бюджета в 2018-2021 годах позволили обеспечить безусловное исполнение первоочередных расходных обязательств Чеченской Республики, недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности республиканского бюджета, бюджетных и автономных учреждений Чеченской Республики, создать условия для достижения установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также надлежащий уровень качества управления региональными финансами (по оценке Минфина России).
III. Цели и задачи бюджетной политики Чеченской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Бюджетная политика Чеченской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов обеспечивает преемственность целей и задач бюджетной политики прошлых лет и направлена на реализацию задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, посланием Главы Чеченской Республики Парламенту Чеченской Республики и народу Чеченской Республики о социально-экономическом развитии Чеченской Республики и задачах органов государственной власти Чеченской Республики на 2022 год и предстоящий период, государственными программами и иными документами стратегического планирования Чеченской Республики.
Основными целями бюджетной политики Чеченской Республики в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов являются:
обеспечение долгосрочной устойчивости консолидированного бюджета Чеченской Республики;
безусловное исполнение первоочередных расходных обязательств Чеченской Республики, прежде всего социально значимых;
повышение эффективности использования бюджетных средств;
первоочередное финансовое обеспечение расходов на реализацию государственных программ Чеченской Республики и региональных проектов;
создание условий для устойчивого социально-экономического развития и обеспечения социальной стабильности в Чеченской Республике.
Исходя из поставленных целей и текущей экономической ситуации, основными задачами бюджетной политики Чеченской Республики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов являются:
1. Обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости республиканского бюджета, в том числе за счет:
- формирования реалистичного прогноза поступления доходов в бюджет;
- выявления и мобилизации резервов дополнительных поступлений в бюджет, в том числе от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности государственными казенными учреждениями Чеченской Республики;
- проведения ежегодной оценки эффективности налоговых расходов Чеченской Республики и принятия мер по результатам такой оценки;
- оптимизации расходов республиканского бюджета, расходов бюджетных, автономных учреждений Чеченской Республики, сдерживания их роста за счет максимальной экономии средств;
- максимального привлечения средств федерального бюджета, а также средств из внебюджетных источников на софинансирование расходных обязательств Чеченской Республики, в первую очередь с наиболее высоким уровнем софинансирования из федерального бюджета и внебюджетных источников;
- увеличения доходов от внебюджетной деятельности бюджетных, автономных учреждений Чеченской Республики;
- повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности хозяйственных обществ с участием Чеченской Республики в их капитале;
- введения ограничений на принятие новых расходных обязательств, недопущения установления расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования, а также расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- учета расчетных объемов расходных обязательств субъекта Российской Федерации ("модельного бюджета"), определенных по итогам инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за отчетный финансовый год, при принятии решений о выделении бюджетных ассигнований на принятие новых расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств Чеченской Республики;
- приоритезации расходов бюджета исходя из прогноза поступления доходов и источников финансирования дефицита бюджета;
- реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасного уровня долговой нагрузки республиканского бюджета.
2. Совершенствование системы управления государственными и муниципальными финансами, в том числе за счет:
- повышения операционной эффективности использования бюджетных средств;
- дальнейшего внедрения принципов адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
- повышения результативности предоставления субсидий юридическим лицам;
- совершенствования механизмов информационного взаимодействия в рамках планирования и исполнения республиканского бюджета, формирования отчетности о его исполнении;
- реализации механизмов управления ликвидностью счета республиканского бюджета путем привлечения остатков средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств республиканского бюджета, средств бюджетных, автономных учреждений Чеченской Республики, юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, с возвратом привлеченных средств на соответствующие счета по мере необходимости;
- использования механизма предоставления субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из республиканского бюджета местным бюджетам в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты.
3. Повышение эффективности государственного управления, в том числе за счет:
- концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;
- повышения эффективности и результативности государственных программ Чеченской Республики;
- расширения использования принципов проектного управления при разработке и реализации государственных программ Чеченской Республики;
повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей средств республиканского бюджета.
4. Повышение качества оказываемых государственных услуг, в том числе за счет:
- установления государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Чеченской Республики в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями услуг;
- использования регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, выполняемых государственными (муниципальными) учреждениями Чеченской Республики, в целях оперативного включения новых услуг и работ, необходимых для формирования государственных заданий;
- определения финансового обеспечения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Чеченской Республики на основе нормативов финансовых затрат;
- установления мер ответственности государственных учреждений Чеченской Республики за невыполнение государственного задания, в том числе за счет реализации требований об обязательном возврате в республиканский бюджет остатков субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного задания.
5. Повышение эффективности закупок для государственных нужд Чеченской Республики.
6. Развитие и совершенствование механизмов внутреннего государственного финансового контроля в финансово-бюджетной сфере и контроля в сфере закупок.
7. Повышение эффективности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
8. Реализация принципов открытости и прозрачности управления государственными (муниципальными) финансами, раскрытие финансовой и иной информации о бюджете и бюджетном процессе, обеспечение доступности информации о финансовой деятельности органов государственной власти и государственных учреждений Чеченской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики и муниципальных учреждений, результатах использования бюджетных средств.
IV. Основные подходы к формированию республиканского бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Основные параметры республиканского бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов определяются на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Чеченской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Прогнозируемый объем налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов определяется на основе сложившейся динамики начислений и поступлений налоговых и неналоговых платежей, ожидаемой оценки их поступления в текущем финансовом году, задолженности по налоговым и неналоговым доходам, действующих ставок по налоговым и неналоговым платежам с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, законодательства Чеченской Республики о налогах и сборах, вступающих в силу (планируемых к введению в действие) с 1 января 2022 года, а также факторов, влияющих на динамику доходной базы Чеченской Республики в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов, включая установление с 1 января 2022 года единого норматива отчислений в бюджеты городских округов и муниципальных районов Чеченской Республики от транспортного налога в размере 10 процентов.
Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также объем дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов планируется на уровне, установленном на соответствующий год проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Объем дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации бюджету Чеченской Республики в связи с "прямым счетом" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов планируется на уровне, установленном на соответствующий год проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и условиями соответствующего соглашения между Минфином России и Правительством Чеченской Республики.
Объем доходов республиканского бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также безвозмездных поступлений от государственных и негосударственных организаций из федерального бюджета планируется в объемах, предусмотренных проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и условиями соглашений с федеральными органами исполнительной власти, государственными и негосударственными организациями.
Планирование расходов республиканского бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов осуществляется в программном формате на основе государственных программ Чеченской Республики, а также показателей государственных заданий на предоставление государственных услуг (работ) с учетом результатов оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг.
Расходы республиканского бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов планируются с учетом оценки исполнения республиканского бюджета в 2021 году исходя из прогноза поступления доходов бюджета и параметров базового варианта прогноза социально-экономического развития Чеченской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, с учетом необходимости оптимизации расходов республиканского бюджета в целях обеспечения его сбалансированности.
Бюджетные ассигнования по расходам республиканского бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов формируются на основе "базовых" бюджетных ассигнований, в качестве которых принимаются бюджетные ассигнования, предусмотренные на 2021 год.
При этом для целей планирования бюджетных ассигнований на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов "базовые" бюджетные ассигнования корректируются с учетом:
- уменьшения бюджетных ассигнований с учетом проведенной в течение 2021 года оптимизации расходов бюджета в целях сокращения его дефицита;
- уменьшения бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств ограниченного срока действия;
- увеличения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий "длящегося" характера, возникших в ходе исполнения бюджета в 2021 году;
- уточнения установленного объема бюджетных ассигнований в связи с изменением численности (контингента) получателей выплат по оплате труда, социальных выплат и пособий, пенсий, грантов;
- увеличения с 1 января ежегодно бюджетных ассигнований на оплату труда отдельных категорий работников в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения населения, культуры и науки в целях сохранения предусмотренных Указами Президента Российской Федерации 2012 года соотношений оплаты труда и среднемесячного дохода от трудовой деятельности в регионе;
- увеличения с 1 января ежегодно бюджетных ассигнований на оплату труда работников бюджетной сферы в целях доведения уровня оплаты труда до минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации;
- увеличения бюджетных ассигнований на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, на которых не распространяется действие указов Президента Российской Федерации 2012 года, в том числе государственных гражданских служащих Чеченской Республики, лиц, замещающих государственные должности Чеченской Республики, работников государственных казенных учреждений, осуществляющих функции по обеспечению деятельности органов государственной власти Чеченской Республики, с 1 октября ежегодно на прогнозный уровень инфляции;
- увеличения бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств (за исключением публичных нормативных обязательств, в отношении которых принято решение об отказе от их индексации) в связи с ежегодной индексацией с 1 октября на прогнозный уровень инфляции;
- увеличения бюджетных ассигнований на выплату стипендий студентам государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования в связи с ежегодной индексацией с 1 сентября стипендиального фонда на прогнозный уровень инфляции;
- уточнения бюджетных ассигнований на уплату налога на имущество организаций и земельного налога в связи с изменением остаточной стоимости государственного имущества Чеченской Республики, признаваемого основными средствами и закрепленного на праве оперативного управления за органами государственной власти, государственными учреждениями Чеченской Республики, и кадастровой стоимости земельных участков;
- увеличения бюджетных ассигнований на оплату коммунальных услуг в связи с индексацией тарифов на их оказание в отношении услуг, оказываемых организациями, отнесенными к естественным монополиям, с учетом динамики плановых и фактических объемов потребления энергетических ресурсов и коммунальных услуг органами государственной власти, государственными учреждениями Чеченской Республики за предыдущие периоды.
Бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств Чеченской Республики, софинансируемых из федерального бюджета, планируются в объемах, предусмотренных проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и заключенными (парафированными) соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, с учетом установленного Правительством Российской Федерации уровня их софинансирования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности планируются с учетом необходимости финансового обеспечения в первую очередь объектов, имеющих высокую степень готовности, а также объектов, строительство которых способствует достижению целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Расходы на реализацию государственных программ Чеченской Республики планируются на 2022-2024 годы исходя из необходимости первоочередного финансового обеспечения мероприятий государственных программ, расходные обязательства в соответствии с которыми софинансируются из федерального бюджета с учетом установленного Правительством Российской Федерации уровня их софинансирования.
Бюджетные ассигнования дорожного фонда Чеченской Республики планируются с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Чеченской Республики "О дорожном фонде Чеченской Республики" и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" исходя из прогнозируемых поступлений источников формирования дорожного фонда Чеченской Республики, определяемых с учетом установления с 1 января 2022 года единого норматива отчислений от транспортного налога в бюджеты городских округов и муниципальных районов Чеченской Республики в размере 10 процентов.
Расходы на обслуживание государственного долга Чеченской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов планируются исходя из условий договоров (соглашений), устанавливающих соответствующие долговые обязательства Чеченской Республики, с учетом расходов на обслуживание бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - инфраструктурные бюджетные кредиты), планируемых к привлечению в 2022-2023 годах.
Бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Чеченской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов планируются с учетом сохранения в 2022-2024 годах основных подходов к формированию межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Чеченской Республики.
Основной формой предоставления финансовой помощи из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) Чеченской Республики в 2022-2024 годах, как и в предыдущие годы, будут являться дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
Расчет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Чеченской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов осуществляется с учетом установления дополнительных нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) Чеченской Республики от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в республиканский бюджет, взамен дотации в соответствии с методикой, установленной Законом Чеченской Республики от 14 июля 2008 года N 39-P3 "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Чеченской Республике".
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) определяется с учетом требований статьи 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации о неснижении критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) каждому муниципальному образованию.
Предоставление дополнительной финансовой помощи бюджетам муниципальных районов (городских округов) Чеченской Республики из республиканского бюджета в 2022-2024 годах планируется осуществлять в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов).
Объемы субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из республиканского бюджета местным бюджетам на 2022-2024 годы планируются исходя из порядков определения общего объема и методик распределения соответствующих межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями Чеченской Республики, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Чеченской Республики.
Выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений Чеченской Республики в 2022-2024 годах осуществляется с учетом передачи полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений органам местного самоуправления муниципальных районов Чеченской Республики.
В целях повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Чеченской Республики в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов планируется продолжить практику предоставления наиболее обеспеченными муниципальными образованиями Чеченской Республики субсидий ("отрицательных трансфертов") республиканскому бюджету из местных бюджетов.
Для повышения заинтересованности органов местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики в наращивании экономического и налогового потенциала в 2022-2024 годах планируется продолжить практику стимулирования их к достижению наилучших результатов социально-экономического развития территорий муниципальных образований за счет предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета в форме дотаций на стимулирование достижения наилучших результатов по увеличению налогового потенциала муниципальных образований Чеченской Республики.
В целях стимулирования развития инициативного бюджетирования в Чеченской Республике, повышения заинтересованности граждан в решении вопросов местного значения посредством их участия в реализации инициативных проектов в 2022-2024 годах планируется продолжить практику предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Чеченской Республики на финансовую поддержку реализации инициативных проектов.
Бюджетные ассигнования резервных фондов Глав Чеченской Республики и Правительства Чеченской Республики на 2022-2024 годы планируются на уровне, предусмотренном Законом Чеченской Республики от 21 декабря 2020 года N 75-РЗ "О республиканском бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" на 2021 год.
Бюджетные ассигнования республиканского бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов планируются с учетом необходимости выполнения обязательств Чеченской Республики в соответствии с соглашениями с Минфином России о направлении средств, высвобождаемых в 2022-2024 годах в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам с учетом продления реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При формировании бюджетных ассигнований республиканского бюджета на 2022-2024 годы предусматриваются средства на поэтапную ликвидацию дефицита территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Чеченской Республике в соответствии с согласованным с федеральными органами исполнительной власти графиком ликвидации указанного дефицита, а также бюджетные ассигнования на реализацию инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются инфраструктурные бюджетные кредиты из федерального бюджета, в объемах, предусмотренных графиком их предоставления.
Условно утверждаемые расходы республиканского бюджета на плановый период 2023 и 2024 годов планируются с учетом их предельных объемов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В целях эффективного управления финансовыми ресурсами Чеченской Республики и повышения ликвидности счета республиканского бюджета в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов планируется продолжить практику управления остатками средств на счете республиканского бюджета, предусматривающую ежедневное перечисление на единый счет бюджета неиспользованных остатков средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств республиканского бюджета, средств бюджетных и автономных учреждений Чеченской Республики, юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, с возвратом их на соответствующие счета по мере необходимости, а также практику предоставления из республиканского бюджета местным бюджетам субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты.
В целях обеспечения сбалансированности республиканского бюджета и недопущения просроченной кредиторской задолженности республиканского бюджета в условиях прогнозируемого дефицита республиканского бюджета в 2022 году планируется продолжить практику приоритезации расходов республиканского бюджета по перечню расходов, устанавливаемому Правительством Чеченской Республики, а также практику введения ограничений по доведению лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета (за исключением первоочередных расходов бюджета, а также расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных ассигнований дорожного фонда Чеченской Республики).
В этих же целях планируется продолжить практику введения ограничений на принятие получателями средств республиканского бюджета в период завершения финансового года бюджетных обязательств по государственным контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита бюджета на погашение долговых обязательств Чеченской Республики планируются исходя из условий договоров (соглашений), устанавливающих соответствующие долговые обязательства Чеченской Республики, включая долговые обязательства по инфраструктурным бюджетным кредитам.
Бюджетные ассигнования на предоставление бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований Чеченской Республики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов планируются на уровне бюджетных ассигнований на 2021 год с учетом возможности направления в 2022-2024 годах высвобождаемых в результате реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам средств местных бюджетов на цели, предусмотренные частью 2 статьи 14 Закона Чеченской Республики от 21 декабря 2020 года N 75-РЗ "О республиканском бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", а также частичного списания задолженности муниципальных образований перед Чеченской Республикой по бюджетным кредитам в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 14 указанного закона Чеченской Республики.
Параметры государственного внутреннего долга Чеченской Республики на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов определяются в соответствии с основными направлениями долговой политики Чеченской Республики на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов и условиями соглашений с Минфином России в сфере межбюджетных отношений с учетом привлечения в 2022-2023 годах инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Привлечение рыночных заимствований в целях финансового обеспечения расходов республиканского бюджета, а также предоставление государственных гарантий Чеченской Республики в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов не планируется.
Верхний предел государственного внутреннего долга Чеченской Республики на 1 января года, следующего за планируемым, определяется исходя из прогнозируемого объема государственного внутреннего долга Чеченской Республики на 1 января 2022 года, программ государственных внутренних заимствований и государственных гарантий Чеченской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.