Постановление Правительства Мурманской области от 15 декабря 2021 г. N 941-ПП
"Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Мурманской области"
В целях реализации пункта 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и в соответствии с Законом Мурманской области от 10.11.2011 N 1415-01-ЗМО "О полномочиях органов государственной власти Мурманской области в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Мурманской области" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Мурманской области (далее - Положение).
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Мурманской области от 13.03.2020 N 108-ПП "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Мурманской области".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением раздела 7 прилагаемого Положения. Раздел 7 прилагаемого Положения вступает в силу с 1 марта 2022 года.
Губернатор Мурманской области |
А. Чибис |
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Мурманской области
(утв. постановлением Правительства Мурманской области от 15 декабря 2021 г. N 941-ПП)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Мурманской области (далее - региональный государственный контроль).
1.2. Региональный государственный контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных статьей 24 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", а также статьей 13 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации".
1.3. Предметом регионального государственного контроля являются:
- соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
- соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;
- соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции.
Целью регионального государственного контроля является достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
1.4. Региональный государственный контроль на территории Мурманской области осуществляет Министерство развития Арктики и экономики Мурманской области (далее - министерство) в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Положением, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Мурманской области, муниципальными нормативными правовыми актами.
1.5. Должностными лицами министерства, уполномоченными на организацию и осуществление регионального государственного контроля (далее - должностные лица), являются:
министр развития Арктики и экономики Мурманской области (далее - министр);
заместитель министра - начальник управления по лицензированию министерства;
заместитель начальника управления по лицензированию министерства;
заведующий сектором лицензирования управления по лицензированию министерства;
консультант управления по лицензированию министерства;
главный специалист управления по лицензированию министерства;
главный специалист сектора лицензирования управления по лицензированию министерства;
ведущий специалист управления по лицензированию министерства.
1.6. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, являются:
министр;
заместитель министра - начальник управления по лицензированию министерства (далее - заместитель министра).
1.7. Должностные лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом должностные лица в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
а) выдавать контролируемым лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, указанных в пункте 1.3 настоящего Положения (далее - обязательные требования);
б) запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от контролируемого лица информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
в) проводить мероприятия в рамках представленных полномочий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
г) совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами о видах контроля, настоящим Положением.
1.8. Объекты регионального государственного контроля определены в пункте 1 статьи 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
1.9. Министерство в рамках регионального государственного контроля обеспечивает учет объектов контроля в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 248-ФЗ и настоящим Положением.
Учет объектов регионального государственного контроля осуществляется посредством сбора, обработки, анализа и учета информации, содержащейся в государственных информационных системах, информации об объектах регионального контроля, представляемой министерству в соответствии с нормативными правовыми актами, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, информации, размещенной в личном кабинете министерства на портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также общедоступной информации.
Учет объектов лицензионного контроля осуществляется посредством сведений, содержащихся в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Учет объектов контролируемых лиц (организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, обеспечивается министерством путем использования государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
Учет объектов контролируемых лиц (организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, обеспечивается министерством путем использования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При осуществлении учета объектов контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля
2.1. Региональный государственный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2.2. Министерство относит объекты государственного контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
а) значительный риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
2.3. Критерии отнесения объектов государственного контроля к категориям риска приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.
При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект контроля к более высокой категории риска.
Решение об отнесении объекта контроля к определенной категории риска и об изменении категории риска оформляется приказом министерства, который принимается в срок до 1 августа года, следующего за годом начала осуществления деятельности на территории Мурманской области в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе при оказании услуг общественного питания).
При отсутствии решения об отнесении объекта контроля к определенной категории риска объект контроля считается отнесенным к категории низкого риска.
2.4. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида и содержания внепланового контрольного (надзорного) мероприятия учитываются индикаторы риска нарушения обязательных требований для регионального государственного контроля.
Индикаторы риска нарушения обязательных требований приведены в приложении N 2 к настоящему Положению.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики) ежегодно утверждается министерством в срок до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий.
Утвержденная программа профилактики размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.2. Министерство вправе заключать соглашения с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора) и вопросам совместного проведения профилактических мероприятий.
3.3. При осуществлении регионального государственного контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
3.4. Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ, посредством размещения сведений на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах.
3.5. Обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного контроля проводится министерством ежегодно.
По итогам обобщения министерство до 1 апреля года, следующего за отчетным, обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике) и его публичное обсуждение.
Доклад о правоприменительной практике утверждается министром и размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок не позднее 5 рабочих дней со дня его утверждения.
3.6. В случае наличия у министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
В соответствии с положениями статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ контролируемым лицом по результатам рассмотрения предостережения может быть подано в министерство возражение, в котором указываются:
а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя;
в) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований (для возражений), либо сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Возражение направляется в министерство контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты, либо иными указанными в предостережении способами.
Министерство рассматривает возражение и по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в течение десяти рабочих дней со дня получения возражения ответ о согласии или несогласии с возражением.
Объявленные министерством предостережения, результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения подлежат учету, а соответствующие данные используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Учет предостережений осуществляется путем ведения журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
3.7. По вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного контроля, должностное лицо министерства проводит консультирование контролируемых лиц и их представителей в письменной форме при их письменном обращении, либо в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме у должностного лица, в ходе осуществления профилактического визита, контрольного (надзорного) мероприятия или публичного мероприятия.
Консультирование осуществляется без взимания платы.
Должностные лица министерства осуществляют консультирование в письменной или устной форме по следующим вопросам:
1) применения обязательных требований, содержания и последствий их изменения;
2) о необходимых организационных и (или) технических мероприятиях, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований;
3) особенностей осуществления регионального государственного контроля (надзора).
При устном обращении заявителя (по телефону или лично) уполномоченные должностные лица министерства, осуществляющие консультирование, должны давать ответ самостоятельно. Если должностное лицо, к которому обратился заявитель, не может ответить на вопрос самостоятельно, то оно может предложить заявителю обратиться письменно или назначить другое удобное для него время консультации либо переадресовать (перевести) на другое уполномоченное должностное лицо, структурное подразделение, организацию или сообщить телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.
В ходе консультирования должностными лицами министерства не могут предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц министерства, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.
В письменной форме консультация предоставляется только по письменным обращениям контролируемых лиц и их представителей путем направления письменного ответа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан.
Министерство обеспечивает учет предоставленных консультаций.
Консультирование по однотипным вопросам осуществляется посредством размещения на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет письменного разъяснения, подписанного министром или его заместителем, в случаях регулярного (5 и более раз в течение календарного года) поступления обращений по вопросу соблюдения одних и тех же обязательных требований.
3.8. Профилактические визиты проводятся должностными лицами министерства в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ. Должностное лицо проводит профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо (при наличии технической возможности) с использованием видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
Предложения о проведении профилактического визита направляются контролируемым лицам в соответствии с утвержденной в установленном порядке Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Основанием для проведения профилактического визита также является обращение контролируемого лица с заявлением о необходимости его проведения.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в течение одного года с момента начала такой деятельности. Датой начала такой деятельности является дата принятия решения о предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется контролируемому лицу не позднее чем за 15 дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом министерство не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Продолжительность проведения обязательного профилактического визита не может превышать 1 рабочий день.
В ходе профилактического визита уполномоченным должностным лицом может осуществляться консультирование контролируемого лица, а также сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
Министерство обеспечивает учет проведенных профилактических визитов.
4. Контрольные (надзорные) мероприятия, проведение которых возможно в рамках осуществления регионального государственного контроля, и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия
4.1. При наличии у министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, либо выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров при осуществлении регионального государственного контроля осуществляется взаимодействие с контролируемым лицом в ходе проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка проводится в порядке, установленном статьей 67 Федерального закона N 248-ФЗ;
2) мониторинговая закупка проводится в порядке, установленном статьей 68 Федерального закона N 248-ФЗ;
3) инспекционный визит проводится в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ;
4) документарная проверка проводится в порядке, установленном статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ;
5) выездная проверка проводится в порядке, установленном статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.2. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится в порядке, установленном статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ;
2) выездное обследование проводится в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.3. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться только путем совершения должностными лицами министерства и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, следующих контрольных (надзорных) действий:
4.3.1. В ходе контрольной закупки могут совершаться:
осмотр;
эксперимент.
4.3.2. В ходе мониторинговой закупки могут совершаться:
осмотр;
эксперимент;
опрос;
инструментальное обследование;
истребование документов;
экспертиза.
Проведение экспертизы при осуществлении мониторинговой закупки осуществляется экспертами или экспертными организациями по поручению должностного лица министерства в порядке, предусмотренном статьей 84 Федерального закона N 248-ФЗ и настоящим Положением.
На месте проведения мониторинговой закупки должностное лицо составляет протокол о проведении мониторинговой закупки и направлении продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на инструментальное обследование или экспертизу в 2 экземплярах, прилагает его к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Отбор продукции (товаров) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения экспертизы. Способ упаковки отобранной продукции (товаров) должен обеспечивать ее сохранность и пригодность для проведения дальнейшей экспертизы.
В протоколе указываются сведения о наименовании продукции (товаров), результатах выполненных работ, оказанных услуг, количестве, идентификационных признаках, видах инструментального обследования или экспертизы, о должностном лице, составившем протокол, контролируемом лице или его представителе.
К указанному протоколу могут быть приложены документы и материалы, полученные в ходе мониторинговой закупки.
4.3.3. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
4.3.4. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
4.3.5. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование;
экспертиза.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
4.4. Указанные в пункте 4.1 контрольные (надзорные) мероприятия и перечисленные в пунктах 4.3.1 - 4.3.5 настоящего Положения контрольные (надзорные) действия проводятся должностными лицами министерства и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.
4.5. Содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется:
1) в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, - содержанием обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, содержанием сведений об отклонении объекта государственного контроля от параметров, утвержденных индикаторами риска нарушения обязательных требований, или о соответствии таким параметрам;
2) в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, - содержанием поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации, требования прокурора;
3) в случаях, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, - содержанием предписания министерства об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Конкретное контрольное (надзорное) мероприятие и перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия, указываются в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами на основании заданий.
Контрольные (надзорные) мероприятия, а также контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами проводятся по решению:
1) министра;
2) заместителя министра.
4.6. Экспертиза продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг по результатам контрольных (надзорных) действий в случаях, установленных пунктами 4.3.1 - 4.3.5 настоящего Положения, осуществляется по поручению должностного лица экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо экспертами, имеющими специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованными в установленном порядке.
4.7. Под экспериментом понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в использовании тест-ситуаций. Эксперимент проводится должностным лицом по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Эксперимент заключается в создании тест-ситуации осуществления розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Проводится эксперимент способами, применяемыми потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) и совершении соответствующих сделок с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими продажу товаров.
По результатам эксперимента должностным лицом составляется протокол эксперимента, в котором описывается использованная при его проведении тест-ситуация и результаты эксперимента. К протоколу прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения товаров, включая кассовые чеки и приравненные к ним бланки строгой отчетности.
4.8. В целях фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольного (надзорного) мероприятия или фиксации процесса контрольных (надзорных) действий при их проведении может применяться фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи принимается должностным лицом, осуществляющим контроль, самостоятельно.
В обязательном порядке фото- и видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований осуществляется в следующих случаях:
- при проведении осмотра в ходе выездной проверки в отсутствие контролируемого лица;
- при проведении выездной проверки, в ходе которой осуществлялись препятствия в ее проведении и совершении контрольных (надзорных) действий.
При осуществлении аудио- и (или) видеозаписи в начале записи должностное лицо объявляет о том, кем осуществляется фиксация, также делается уведомление о дате, месте и времени начала осуществления записи. В случае приостановки видеозаписи должностным лицом объявляется о приостановке и в какое время она приостанавливается. После возобновления видеозаписи объявляется о ее возобновлении и время, в которое видеозапись возобновлена.
При производстве видеозаписи должностное лицо устно поясняет фиксируемые действия участвующих лиц, перечисляет и описывает фиксируемые объекты, предметы, события.
Фото-, аудио- и видеоматериалы прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
4.9. При проведении инструментального обследования должностное лицо использует специальное оборудование, соответствующее требованиям статьи 82 Федерального закона N 248-ФЗ, в том числе приборы для определения подлинности федеральных специальных марок и иной маркировки алкогольной продукции, государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязательные к использованию контролируемым лицом, а также иные средства доступа к информации.
Под средствами доступа к информации понимаются аппаратно-программные средства, обеспечивающие в установленном законодательством порядке доступ к информации, содержащейся в государственных информационных системах.
4.10. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
Консультации по вопросу рассмотрения поступивших возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия или его отдельных положений могут быть проведены в форме личного приема, по телефону или посредством видео-конференц-связи с использованием информационно-коммуникационных технологий.
4.11. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в министерство документально подтвержденную информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
1) заболевания, связанного с утратой трудоспособности;
2) нахождения в служебной командировке или отпуске в ином населенном пункте;
3) иных уважительных причин.
По результатам рассмотрения указанной в настоящем пункте информации (при наличии документарного подтверждения) министерством принимается решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в иной срок с учетом необходимости устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя.
4.12. При осуществлении регионального государственного контроля плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
4.13. Региональный государственный контроль осуществляется без применения специальных режимов государственного контроля (надзора).
5. Особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию
5.1. К отношениям, связанным с соблюдением организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции), применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 171-ФЗ.
6. Обжалование решений министерства, действий (бездействия) должностных лиц
6.1. Контролируемые лица, в отношении которых приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ, имеют право на обжалование решений министерства, действий (бездействий) его должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль в досудебном порядке.
6.2. Досудебное обжалование решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
Требования к форме и содержанию жалобы установлены статьей 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства.
Министерство не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы обязано принять решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения или об отказе в его приостановлении. Информация о таком решении направляется контролируемому лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня со дня его принятия способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную тайну, подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в письменной форме с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в письменной форме в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган непосредственно или почтовым отправлением.
6.3. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы, истребования дополнительных документов по решению министра (заместителя министра) срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.
6.4. Жалоба, поступившая в министерство, регистрируется не позднее следующего рабочего дня со дня поступления.
6.5. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц министерства рассматривается министром или по его поручению заместителем министра.
6.6. Решения и действия (бездействие) министра могут быть обжалованы заместителю Губернатора Мурманской области, курирующему деятельность министерства.
6.7. Рассмотрение жалоб, связанных со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне или иного законодательства, регулирующего защиту соответствующих сведений.
6.8. Министерство принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы в случаях, установленных частью 1 статьи 42 Федерального закона N 248-ФЗ.
Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в пунктах 3 - 8 части 1 статьи 42 Федерального закона N 248-ФЗ, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений министерства, действий (бездействия) их должностных лиц.
Раздел 7 вступает в силу с 1 марта 2022 г.
7. Оценка результативности и эффективности деятельности министерства по осуществлению государственного контроля
7.1. Оценка результативности и эффективности деятельности министерства по осуществлению государственного контроля осуществляется на основе системы показателей результативности и эффективности регионального государственного контроля по итогам каждого календарного года.
7.2. Ключевой показатель регионального государственного контроля и его целевое значение, индикативные показатели регионального государственного контроля приведены в приложении N 3 к настоящему Положению.
Приложение N 1
к Положению
Критерии
отнесения объектов регионального государственного контроля к соответствующим категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Критериями отнесения объектов контроля к соответствующим категориям риска является наличие хотя бы одного из следующих условий:
1) к категории значительного риска - наличие в течение двух лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска:
- трех и более вступивших в законную силу постановлений о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностному лицу, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- принятия двух и более решений о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (в том числе при оказании услуг общественного питания);
- вступившего в силу решения суда или уполномоченного органа об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (в том числе при оказании услуг общественного питания);
2) к категории среднего риска - наличие в течение двух лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска:
- не более двух вступивших в законную силу постановлений о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностному лицу, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- принятого решения о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (в том числе при оказании услуг общественного питания);
3) к категории умеренного риска - наличие в течение двух лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска:
- вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностному лицу, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- не более двух выданных юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
4) к категории низкого риска - отсутствие в течение двух лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, выявленных нарушений обязательных требований, правил и запретов в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Приложение N 2
к Положению
Индикаторы риска
нарушения обязательных требований для регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Мурманской области
Индикаторами риска нарушения обязательных требований, используемыми при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Мурманской области в отношении объектов, подлежащих данному региональному государственному контролю, являются:
- сведения о неоднократной выдаче (два и более раза в течение года с даты первой выдачи) предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- сведения о неоднократном (два и более раза в течение года с даты первого факта (нарушения)) привлечении к административной ответственности за нарушения обязательных требований, правил и запретов в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- сведения о неисполнении вынесенного министерством в порядке статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
- сведения об искажении (несоответствии данным Единой государственной автоматизированной информационной системы учета производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции) и (или) непредставлении в установленные сроки декларации об объеме розничной продажи алкогольной (в том числе пива и пивной продукции) и спиртосодержащей продукции;
- сведения от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, государственных и иных органов, из средств массовой информации и социальных информационных ресурсов и иных информационных систем о реализации алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, находящейся в незаконном обороте;
- сведения о двух и более жалобах (обращениях), сообщениях (в том числе из средств массовой информации и социальных информационных ресурсов) в течение года (с даты первого факта) на контролируемое лицо, содержащие информацию о нарушении обязательных требований, правил и запретов в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- отсутствие информации о закупке или реализации (списании) алкогольной продукции (в том числе пива и пивной продукции) и спиртосодержащей продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции при поступлении в министерство сведений от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, государственных и иных органов, из средств массовой информации и социальных информационных ресурсов и иных информационных систем об осуществлении оборота алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции на объектах, подлежащих региональному государственному контролю.
Приложение N 3
к Положению
Ключевой показатель,
его целевое значение и индикативные показатели регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Мурманской области
1. Ключевой показатель регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и его целевое значение
Ключевой показатель для регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Мурманской области (далее - ключевой показатель): уровень легального оборота алкогольной продукции.
Целевое значение ключевого показателя - 99,97%.
Формула расчета ключевого показателя:
, где:
Уо - уровень легального оборота алкогольной продукции (%);
АПн - объем выявленной на территории Мурманской области алкогольной продукции, находящейся в нелегальном обороте (дал);
АПпр - объем розничных продаж алкогольной продукции на территории Мурманской области (дал).
Источники данных:
сведения, содержащиеся в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
статистическая информация Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области, Мурманской таможни и Министерства развития Арктики и экономики Мурманской области.
2. Индикативные показатели для регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
1. Общее количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, ед.
2. Доля объектов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, от общего количества подконтрольных объектов, %.
3. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых были выявлены нарушения обязательных требований, ед.
4. Доля контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, от общего количества проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, %.
5. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, признанных незаконными и (или) результаты которых отменены, ед.
6. Общее количество проведенных профилактических мероприятий, ед.
7. Доля объектов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых проведены профилактические мероприятия, от общего количества подконтрольных объектов, %.
8. Доля повторных предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований от общего количества выданных.
9. Количество возбужденных административных дел, по результатам которых объекты контроля привлечены к административной ответственности, ед.
10. Количество вынесенных по результатам рассмотрения административных дел предупреждений, ед.
11. Доля предупреждений в общем количестве административных наказаний, %.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 15 декабря 2021 г. N 941-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Мурманской области"
Вступает в силу с 1 января 2022 года.
Раздел 7 Положения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован в "Электронном бюллетене Правительства Мурманской области" (www.npa.gov-murman.ru) 15 декабря 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16 декабря 2021 г. N 5100202112160005, в газете "Мурманский вестник" от 17 декабря 2021 г. N 189
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Мурманской области от 5 июля 2024 г. N 457-ПП
Изменения вступают в силу с 8 июля 2024 г.
Постановление Правительства Мурманской области от 8 сентября 2023 г. N 655-ПП
Изменения вступают в силу с 12 сентября 2023 г., действие подпунктов 1.1.1 и 1.1.3 подпункта 1.1 пункта 1 изменений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2023 г.
Постановление Правительства Мурманской области от 17 июня 2022 г. N 467-ПП
Изменения вступают в силу с 20 июня 2022 г.