Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 09.12.2021 N 50/10-П
Отчет
о проведенном мониторинге правоприменения некоторых законов Московской области, регулирующих отношения по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан
I. Общие положения
Объект правового мониторинга: Закон Московской области N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее - Закон Московской области N 1/2006-ОЗ) и Закон Московской области N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (далее - Закон Московской области N 36/2006-ОЗ) в части регулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее - мониторинг).
Субъект мониторинга: Московская областная Дума.
Период проведения мониторинга: с 1 января 2019 года по 1 января 2021 года.
Время проведения мониторинга: IV квартал 2021 года.
Целью проведения мониторинга является совершенствование законодательства Московской области в части предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Задачей мониторинга является анализ отдельных положений Закона Московской области N 1/2006-ОЗ и Закона Московской области N 36/2006-ОЗ, регулирующих отношения по установлению прав отдельных категорий граждан на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В целях изучения и анализа реализации прав отдельных категорий граждан на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг:
1) осуществлялись сбор, обработка и систематизация информации о практике применения положений Закона Московской области N 1/2006-ОЗ и Закона Московской области N 36/2006-ОЗ;
2) проводился анализ информации о практике применения норм Закона Московской области N 1/2006-ОЗ и Закона Московской области N 36/2006-ОЗ;
3) осуществлялась подготовка предложений по совершенствованию законодательства Московской области в части предоставления компенсации расходов отдельных категорий граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также рекомендаций в целях повышения эффективности применения норм Закона Московской области N 1/2006-ОЗ и Закона Московской области N 36/2006-ОЗ.
II. Деятельность Комиссии по проведению мониторинга
В соответствии с постановлением Московской областной Думы от 11.11.2021 N 24/6-П "О проведении мониторинга некоторых законов Московской области, регулирующих отношения по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" для проведения мониторинга создана Комиссия по мониторингу (далее - Комиссия) в следующем составе:
1) Голубев А.А. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
2) Вшивцев В.С. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
3) Карзубова Т.В. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
4) Бондаренко О.М. - руководитель аппарата Комитета по социальной политике и здравоохранению Московской областной Думы;
5) Редькина Н.В. - консультант Комитета по социальной политике и здравоохранению Московской областной Думы;
6) Степанова Н.Н. - консультант отдела правовой экспертизы и судебной работы Государственно-правового управления Московской областной Думы.
По предложению Губернатора Московской области в состав Комиссии направлена Филимонова И.В., начальник управления обеспечения социальных гарантий Министерства социального развития Московской области.
Председателем Комиссии избран Голубев А.А., депутат Московской областной Думы, председатель Комитета по социальной политике и здравоохранению.
Проведено три заседания Комиссии с участием представителей исполнительных органов государственной власти Московской области, Правового управления Губернатора Московской области.
Комиссией был разработан и утвержден план проведения мониторинга, в ходе реализации которого:
1) проведен анализ нормативных правовых актов Московской области в части реализации права отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
2) направлены запросы в Министерство социального развития Московской области о предоставлении информации по теме мониторинга;
3) проведены анализ и оценка эффективности применения норм объекта мониторинга, изучены предложения, направленные на совершенствование законодательства в части рассматриваемых вопросов;
4) выработаны предложения, направленные на повышение эффективности применения норм Закона Московской области N 1/2006-ОЗ.
III. Проведение мониторинга
1. Состояние законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области в части предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области
Право определенных категорий граждан на получение мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг реализуется путем предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг малообеспеченным гражданам (ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации) или предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в порядке, установленном статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В Московской области региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
в совокупном доходе семьи утвержден в размере федерального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи 22 процента
от совокупного дохода семьи.
Размер субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется исходя из размера стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного статьей 2 Закона Московской области N 120/2009-ОЗ "О стандарте нормативной площади жилого помещения для предоставления субсидий и оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Московской области" (далее - Закон Московской области N 120/2009-ОЗ).
Стандарт нормативной площади жилого помещения на территории Московской области составляет 33 кв. метра занимаемой общей площади жилого помещения на одиноко проживающих граждан, 21 кв. метр на каждого члена семьи, состоящей из двух человек, 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.
Для одиноко проживающих граждан стандарт нормативной площади жилого помещения для целей предоставления мер социальной поддержки устанавливается в размере 42 кв. метров общей площади жилого помещения, но не более фактического размера занимаемой ими общей площади жилого помещения.
Для целей исчисления размера субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг действует более льготный порядок исчисления стандарта нормативной площади жилого помещения. В случае, если гражданин относится к категории пенсионеров, инвалидов или лиц, из числа детей-сирот, то стандарт учитывается в размере 33 кв. метров, если занимаемая гражданином общая площадь жилого помещения меньше или равна 33 кв. метрам, и в размере 42 кв. метров общей площади жилого помещения, если занимаемая указанными лицами общая площадь жилого помещения более 33 кв. метров.
Такое регулирование представляется корректным и оптимальным, поскольку предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является мерой социальной поддержки малоимущих слоев населения, а предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг связано с социальной поддержкой граждан в зависимости от принадлежности их к той или иной категории.
Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного Жилищным кодексом Российской Федерации, - до десятого числа месяца, следующего за месяцем оплаты получения жилищно-коммунальных услуг.
В отличие от субсидий, предоставляемых гражданам на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, компенсации представляют собой меру социальной поддержки отдельных категорий граждан путем возмещения средств, потраченных на оплату жилья или коммунальных услуг. Право на получение компенсации не зависит от тех обстоятельств, с которыми закон связывает возможность получения субсидий (малообеспеченность), поэтому компенсации предоставляются гражданам после внесения ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Предоставление компенсации не исключает возможности оформления гражданином субсидии, но ее величина будет учтена при определении общего дохода семьи, так как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг включается в совокупный доход семьи при расчете предоставляемых гражданам субсидий (ч. 2 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" Московская область осуществляет переданные полномочия Российской Федерации по предоставлению компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее - федеральные льготники). В их числе:
инвалиды войны;
участники Великой Отечественной войны;
ветераны боевых действий;
члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин;
инвалиды;
семьи, имеющие детей-инвалидов;
лица, подвергшиеся воздействию радиации;
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, и члены их семей;
Герои Социалистического труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст. 26.3) и Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к категориям граждан, которым меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, относятся:
лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, ветераны военной службы;
реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
многодетные семьи;
педагогические, медицинские, фармацевтические и другие работники социальной сферы, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа;
граждане пожилого возраста и инвалиды;
граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Законом Московской области N 36/2006-ОЗ и Законом Московской области N 1/2006-ОЗ определены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг вышеуказанным категориям граждан, проживающим на территории Московской области, а также дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг иным категориям граждан, которые предоставляются в порядке, установленном статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 9 Закона Московской области N 36/2006-ОЗ дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме компенсации указанных расходов установлены для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученным при исполнении обязанностей военной службы, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанных инвалидами, лиц, награжденных медалью "За оборону Москвы".
2. Информация о правоприменении Закона Московской области N 36/2006-ОЗ и Закона Московской области N 1/2006-ОЗ в части предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
Комиссией были подготовлены и направлены запросы в Министерство социального развития Московской области о предоставлении информации, связанной с реализацией норм Закона Московской области N 1/2006-ОЗ, Закона Московской области N 36/2006-ОЗ, по теме мониторинга.
В основу мониторинга положена система показателей, отражающая общие характеристики реализации положений Закона Московской области N 1/2006-ОЗ, Закона Московской области N 36/2006-ОЗ, Закона Московской области N 120/2009-ОЗ, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Московской области. Источниками информации являются данные Государственной программы Московской области "Социальная защита населения Московской области", указанные в Законе Московской области N 147/2020-ОЗ "Об исполнении бюджета Московской области за 2019 год", Законе Московской области N 251/2020-ОЗ "О бюджете Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", Законе Московской области N 136/2021-ОЗ "Об исполнении бюджета Московской области за 2020 год", а также статистические и расчетные показатели Министерства социального развития Московской области.
Объем расходов Государственной программы Московской области "Социальная защита населения Московской области" (далее - Государственная программа) на цели предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в части выплаты компенсации оплаты жилого помещения и коммунальных услуг и предоставления субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в 2019 году составил 24 794 938 тыс. рублей 1, в 2020 году - 24 552 367 тыс. рублей 2, в 2021 году - 26 004 751 тыс. рублей 3.
Расходы Государственной программы на выплату компенсации отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг включают в себя расходы на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которым установлены федеральным законодательством, в объеме - 4 951 212 тыс. рублей 1 в 2019 году, 4 912 290 тыс. рублей 2 в 2020 году, 5 584 321 тыс. рублей 3 в 2021 году.
Численность получателей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством, в 2019 году составила 457 814 человек, в 2020 году - 447 551 человек, в 2021 году - 439 600 человек.
В таблице 1 представлены сведения о численности получателей, которым меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг установлены федеральным законодательством, и среднем размере предоставленной им компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Таблица 1
Основные категории
граждан, получающих компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Московской области в соответствии с осуществлением государственных полномочий Российской Федерации, и средний размер компенсации на одного получателя
Категория получателей |
Количество получателей |
Средний размер компенсации, рублей |
||||
2019 |
2020 |
2021 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Ветераны Великой Отечественной войны |
21 266 |
21 149 |
21 011 |
1 158,9 |
1 015,8 |
928,10 |
Ветераны боевых действий |
89 526 |
89 512 |
89 491 |
591,45 |
571,1 |
555,0 |
Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" |
606 |
606 |
584 |
1 223,9 |
1 127,6 |
951,30 |
Члены семей ветеранов Великой Отечественной войны |
20 808 |
20 794 |
20 768 |
1 015,2 |
902,5 |
726,85 |
Инвалиды |
259 275 |
249 734 |
242 567 |
1 023,4 |
1 076,3 |
1 007,5 |
Дети-инвалиды |
51 410 |
50 835 |
50 260 |
640,4 |
667,0 |
688,1 |
Лица, подвергшиеся воздействию радиации |
14 923 |
14 921 |
14 919 |
747,7 |
727,6 |
637,96 |
ВСЕГО: |
457 814 |
447 551 |
439 600 |
893,2 |
906,1 |
848,4 |
Объем расходов Государственной программы на цели предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг малообеспеченным гражданам составил в 2019 году 3 247 884 тыс. рублей, в 2020 году 3 448 301 тыс. рублей, в 2021 году 3 384 872 тыс. рублей (таблица 2).
Таблица 2
Основные показатели
по предоставлению в 2019 - 2021 годах субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг малообеспеченным гражданам, имеющим место жительства в Московской области
Год |
Объем субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, тыс. рублей |
Число получателей, (семей /человек) |
Среднемесячный размер субсидии в расчете на одну семью, рублей |
2019 год |
3 247 884 |
150 454 семей / 206 957 человек |
1 449,31 |
2020 год |
3 448 301 |
142 515 семей / 195 439 человек |
1 506,83 |
2021 год |
3 384 872 |
142 250 семей / 195 844 человека |
1 667,15 |
По информации, поступившей в Комиссию от Министерства социального развития Московской области, более 60 процентов получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составляют пенсионеры и семьи, состоящие из пенсионеров.
Объем расходов Государственной программы на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме компенсации соответствующих расходов, установленной Законом Московской области N 1/2006-ОЗ и Законом Московской области N 36/2006-ОЗ, составил в 2019 году 16 594 490 тыс. рублей 4, в 2020 году 16 189 001 тыс. рублей 5, в 2021 году 16 673 788 тыс. рублей 6. Фактические расходы за 9 месяцев 2021 года составили - 11 236 410 тыс. рублей.
Число граждан, которым была назначена и выплачена компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Московской области N 1/2006-ОЗ и Законом Московской области N 36/2006-ОЗ, составило в 2019 году 1 630 829 человек, в 2020 году 1 733 123 человека, за 9 месяцев 2021 года 1 749 898 человек (таблица 3).
Таблица 3
Число получателей
компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Московской области в соответствии с Законом Московской области N 1/2006-ОЗ и Законом Московской области N 36/2006-ОЗ
Категория получателей |
Число получателей, человек |
||
2019 год |
2020 год |
2021 год (9 месяцев) |
|
1. В соответствии с Законом Московской области N 36/2006-ОЗ | |||
Ветераны труда и ветераны военной службы, члены их семей |
821 778 |
811 383 |
793 935 |
Труженики тыла |
2 043 |
1 690 |
1 566 |
Реабилитированные лица, репрессированные лица, члены их семей |
16 209 |
15 564 |
15 152 |
Лица, награжденные знаком "Почетные донор СССР" и "Почетный донор Российской Федерации" |
1 886 |
2 011 |
2 048 |
Инвалиды и участники Великой Отечественной войны, лица, награжденные медалью "За оборону Москвы", знаком "Жителю блокадного Ленинграда" |
7 078 |
6 212 |
5 951 |
Одиноко проживающие малоимущие пенсионеры |
1 082 |
1 102 |
1 122 |
Работники бюджетных организаций на селе |
177 267 |
171 421 |
167 937 |
Отдельные категории граждан, получающие компенсацию взноса на капитальный ремонт |
64 739 |
70 646 |
77 086 |
Пенсионеры по возрасту, получающие компенсацию расходов по обращению с твердыми коммунальными отходами |
340 130 |
421 089 |
426 037 |
Итого по Закону Московской области N 36/2006-ОЗ |
1 432 212 |
1 501 118 |
1 490 834 |
2. В соответствии с Законом Московской области N 1/2006-ОЗ | |||
Многодетные семьи |
198 617 |
232 005 |
259 064 |
Итого по Закону Московской области N 1/2006-ОЗ |
198 617 |
232 005 |
259 064 |
ВСЕГО: |
1 630 829 |
1 733 123 |
1 749 898 |
В структуре численности получателей компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Московской области N 36/2006-ОЗ и Законом Московской области N 1/2006-ОЗ доля получателей из числа лиц, имеющих звание ветерана труда или ветерана военной службы, с 2019 года по 2021 год является максимальной - 50 процентов в 2019 году, 45,4 процента - в 2021 году.
Более 24 процентов от общего числа получателей компенсаций составляют пенсионеры по возрасту, получающие ежемесячную денежную компенсацию расходов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С 2019 года по 2021 год с 12 процентов до 15 процентов возросла доля численности граждан, проживающих в многодетных семьях и получающих компенсацию по оплате коммунальных услуг, в структуре получателей мер социальной поддержки. Менее 10 процентов от общего числа получателей составляет категория работников государственных и муниципальных учреждений социальной сферы, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа.
Доля федеральных льготников, которым Законом Московской области N 36/2006-ОЗ предоставляются дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, составляет менее одного процента и сокращается вследствие естественной убыли граждан указанной категории.
Объемы расходов Государственной программы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом Московской области N 1/2006-ОЗ и Законом Московской области N 36/2006-ОЗ области за 2019 - 2021 годы представлены в таблице 4.
Таблица 4
Объемы
финансовых расходов бюджета Московской области по предоставлению компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Московской области в соответствии с законодательством Московской области
Категория получателей |
Объем расходов по предоставлению компенсации, млн. рублей |
||
2019 год 7 |
2020 год 8 |
2021 год 9 |
|
1. В соответствии с Законом Московской области N 36/2006-ОЗ | |||
Ветераны труда, ветераны военной службы, члены их семей |
11 366,4 |
11 005,1 |
11 123,7 |
Труженики тыла |
18,5 |
15,2 |
16,8 |
Реабилитированные лица, репрессированные лица, члены их семей |
177,8 |
167,5 |
169,2 |
Лица, награжденные знаком "Почетные донор СССР" и "Почетный донор Российской Федерации" |
19,7 |
21,3 |
21,8 |
Инвалиды и участники Великой Отечественной войны, лица, награжденные медалью "За оборону Москвы", знаком "Жителю блокадного Ленинграда" |
87,4 |
69,6 |
74,2 |
Одиноко проживающие малоимущие пенсионеры |
16,1 |
15,7 |
16,1 |
Работники бюджетных организаций на селе и члены их семей |
2 869,3 |
2 771,9 |
2 911,8 |
Отдельные категории граждан, получающие компенсацию взноса на капитальный ремонт |
145,2 |
116,0 |
182,1 |
Пенсионеры по возрасту, получающие компенсацию расходов по обращению с твердыми коммунальными отходами |
406,2 |
455,9 |
442,1 |
Итого по Закону Московской области N 36/2006-ОЗ |
15 106,6 |
14 638,2 |
14 957,9 |
2. В соответствии с Законом Московской области N 1/2006-ОЗ | |||
Многодетные семьи |
1 487,9 |
1 550,9 |
1 715,9 |
Итого по Закону Московской области N 1/2006-ОЗ |
1 487,9 |
1 550,9 |
1 715,9 |
ВСЕГО: |
16 594,5 |
16 189,1 |
16 673,8 |
Максимальную долю расходов Государственной программы на предоставление компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Московской области N 36/2006-ОЗ и Законом Московской области N 1/2006-ОЗ - около 70 процентов - составляют расходы на поддержку ветеранов труда, ветеранов военной службы и членов их семей; более 17 процентов составляют расходы на компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных и муниципальный учреждений социальной сферы, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, более 9 процентов - расходы на компенсацию коммунальных услуг многодетным семьям, 3 процента - на компенсационные выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг пенсионерам по возрасту (на уплату взноса на капитальный ремонт одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений и ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате за обращение с твердыми коммунальными отходами).
Расходы на дополнительные меры социальной поддержки инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны составляют менее одного процента общих расходов по реализации положений Закона Московской области N 36/2006-ОЗ и Закона Московской области N 1/2006-ОЗ в силу низкой доли числа получателей в общей структуре получателей.
Незначительные объемы расходов на выплату компенсации расходов по оплате жилья одиноко проживающим малоимущим пенсионерам объясняются тем, что значительная часть малоимущих пенсионеров является получателями субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (более 60 процентов), при этом одиноко проживающие пенсионеры, размер пенсии которых не превышает размера прожиточного минимума пенсионера, сохраняют право на получение дополнительной меры социальной поддержки, тем самым освобождаясь от оплаты жилого помещения в полном объеме в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения.
В связи с опережающим ростом величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области в 2022 году на 14 процентных пунктов (10 648 рублей в 2021 году, 12 146 рублей в 2022 году) в сравнении с планируемым размером индексации страховых пенсий в 2022 году (5,9 процента) возможно увеличение числа одиноко проживающих пенсионеров, которым будет предоставлено право на компенсацию расходов по оплате жилого помещения в полном объеме.
Комиссия отмечает, что Законом Московской области N 36/2006-ОЗ льготы предоставляются дифференцированно, т.е. с учетом снижения размера расходов отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг без каких-либо условий их предоставления или с учетом снижения размера расходов по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг с дополнительными условиями их предоставления: в пределах установленной нормы оплачиваемой жилой площади; в пределах нормативов расхода коммунальных ресурсов; в зависимости от вида жилищного фонда.
Компенсация расходов по оплате жилого помещения назначается для всех категорий граждан вне зависимости от вида жилищного фонда, для большей части получателей - в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного Законом Московской области N 120/2009-ОЗ.
Компенсация расходов по оплате жилого помещения в размере 100 процентов установлена:
1) для неработающих одиноко проживающих пенсионеров с доходом ниже прожиточного минимума (в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного Законом Московской области N 120/2009-ОЗ);
2) для работников бюджетной сферы (государственных и муниципальных учреждений):
культуры, физкультурно-спортивных учреждений; врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием; педагогических работников (без ограничения по площади);
социальных работников, работников государственной ветеринарной службы Московской области; специалистов муниципальных учреждений по работе с молодежью, провизоров (с ограничением по площади - в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения);
3) для имеющих I группу инвалидности инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, военнослужащих, ставших инвалидами I группы вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Компенсация предоставляется в размере 50 процентов расходов на оплату жилого помещения без ограничения по площади в дополнение к установленным Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" выплатам, обеспечивая 100-процентную компенсацию оплаты расходов на жилое помещение;
4) для имеющих II или III группу инвалидности инвалидов и участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Компенсация предоставляется в размере 50 процентов расходов на оплату жилого помещения с ограничением по площади в дополнение к установленным Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" выплатам, обеспечивая 100-процентную компенсацию оплаты расходов на жилое помещение в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов без ограничения по площади оплачиваемого жилья установлена только для работников государственных и муниципальных образовательных организаций, не относящихся к педагогическим работникам, выполняющим иные функции по обеспечению деятельности указанных организаций.
Компенсация расходов по оплате коммунальных услуг для всех категорий получателей, установленных Законом Московской области N 36/2006-ОЗ, ограничена нормативами потребления коммунальных услуг, которые представляют собой утвержденный в установленном порядке среднемесячный объем потребления соответствующего коммунального ресурса, предъявляемый к оплате при отсутствии приборов учета.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме".
При определении размера компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги при наличии приборов учета нормативы потребления коммунальных услуг являются ограничивающим фактором, стимулируя получателей мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг не превышать расход коммунальных ресурсов, определенный нормативом как статистически определенный среднемесячный объем потребления соответствующего коммунального ресурса, позволяющий обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяя воду, электрическую энергию, тепловую энергию как энергетические ресурсы, обязывает собственников помещений осуществлять действия, направленные на снижение объема используемых энергетических ресурсов.
Комиссия по мониторингу отмечает, что действующий порядок назначения компенсации расходов коммунальных ресурсов для отдельных категорий граждан с ограничением в объеме норматива потребления коммунальных услуг является эффективным механизмом стимулирования потребителей коммунальных услуг и покупателей коммунальных ресурсов к энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Размер компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг категорий граждан определятся на основании сведений о фактическом начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги получателю компенсации организациями (предприятиями), осуществляющими начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, об объеме потребленных жилищно-коммунальных услуг, о количестве совместно зарегистрированных граждан, об общей площади жилых помещений, наличии (отсутствии) задолженности по оплате, тарифах и нормативах потребления коммунальных услуг, об изменении тарифов (цен) на услуги, изменении нормативов потребления коммунальных услуг и методики исчисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Средний размер компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для всех категорий граждан, определенных Законом Московской области N 36/2006-ОЗ, составил в 2021 году 895 рублей на человека, что ниже среднего размера компенсации в 2019 году (985 рублей на человека) (таблица 5).
Таблица 5
Средний размер
компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для категорий граждан, определенных Законом Московской области N 36/2006-ОЗ
Категория получателей |
Средний размер компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, рублей |
||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|
Ветераны труда, ветераны военной службы, члены их семей |
1 142,7 |
1 119,8 |
1 044,3 |
Труженики тыла |
746,5 |
739,6 |
638,6 |
Реабилитированные лица, репрессированные лица, члены их семей |
906,4 |
888,8 |
811,4 |
Лица, награжденные знаком "Почетные донор СССР" и "Почетный донор Российской Федерации" |
861,6 |
878,5 |
851,8 |
Инвалиды и участники Великой Отечественной войны, лица, награжденные медалью "За оборону Москвы", знаком "Жителю блокадного Ленинграда" |
936,6 |
837,8 |
661,9 |
Одиноко проживающие пенсионеры |
1 232, 3 |
1 179,70 |
1 119,0 |
Работники бюджетных организаций на селе и члены их семей |
1 338,4 |
1 336,9 |
1 278,7 |
Отдельные категории граждан, получающие компенсацию взноса на капитальный ремонт |
186,9 |
136,8 |
167,3 |
Пенсионеры по возрасту, получающие компенсацию расходов по обращению с твердыми коммунальными отходами |
79,1 |
89,2 |
81,3 |
Итого по Закону Московской области N 36/2006-ОЗ |
985,1 |
975,0 |
895,0 |
Снижение среднего размера компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в среднем за год на одного получателя указанных мер социальной поддержки, связано, во-первых, с изменением структуры численности получателей мер социальной поддержки, принадлежащих к той или иной категории (объем компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг различается для разных льготных категорий граждан), во-вторых, со снижением объема фактически начисленных платежей и введением в 2020 году моратория по начислению и взиманию взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме для всех категорий граждан.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме являются составной частью расходов собственников помещений в таком доме. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Согласно части 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50 процентов, 80 лет, - в размере 100 процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50 процентов, 80 лет, - в размере 100 процентов.
Законом Московской области N 36/2006-ОЗ условия предоставления компенсации расширены по сравнению с условиями, определенными частью 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно частям 1.3 и 1.4 статьи 14 Закона Московской области N 36/2006-ОЗ, компенсация предоставляется лицам, проживающим в составе семьи, состоящей из совместно проживающих неработающих граждан, получающих пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тем самым компенсацию получают семьи, в которых совместно проживают лица, которым назначен любой вид государственной или страховой пенсии, включая пенсионеров-инвалидов III группы, лиц, получающих пенсию по потере кормильца и иных получателей.
Рассмотрев в ходе мониторинга правоприменение норм Закона Московской области N 1/2006-ОЗ в части выплаты компенсации расходов на оплату коммунальных услуг многодетным семьям, Комиссия отмечает следующее.
С 2019 года по 2022 год общий объем расходов Государственной программы на предоставление компенсации расходов по оплате коммунальных услуг многодетным семьям в соответствии с Законом Московской области N 1/2006-ОЗ возрос с 1 487 876 тыс. рублей 10 до 1 715 911 тыс. рублей 11 (на 228 млн. рублей или на 15,3 процента), что составляет максимальный уровень роста расходов на предоставление компенсации среди всех категорий получателей. Численность семей, получивших компенсацию в 2019 году, составила 63 294 семьи (198 617 человек). Общий объем расходов бюджета Московской области на 2021 год определен в размере 1 716 млн. рублей, исходя из численности получателей компенсации в 2021 году 232 005 человек. По итогам 9 месяцев 2021 года компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг получили 259 064 человека на сумму 1 232,4 млн. рублей.
В ходе мониторинга установлено, что из 88 144 многодетных семей, проживающих на территории Московской области, мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг пользуются 72 508 семей (более 82 процентов семей).
Комиссия отмечает, что компенсация расходов по оплате коммунальных услуг для категории получателей, установленных Законом Московской области N 1/2006-ОЗ, не ограничена нормативами потребления коммунальных услуг, в отличии от всех категорий получателей мер социальной поддержки, включая назначение и выплату субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг малоимущим гражданам.
По запросу, направленному Комиссией в Министерство социального развития Московской области, была получена информация о фактических показателях реализации Закона Московской области N 1/2006-ОЗ: число многодетных семей, которым была назначена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, число многодетных семей, которым была назначена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг сверх установленных нормативов потребления коммунальных услуг, средний размер компенсации на семью в пределах нормативов и средний размер компенсации семьям, получающим компенсацию сверх нормативов потребления коммунальных услуг.
Число многодетных семей, проживающих на территории Московской области и получающих компенсацию по оплате расходов коммунальных ресурсов, потребляемых сверх нормативов потребления коммунальных услуг, составляет 1 152 семьи, или 1,6 процента от общего числа многодетных семей (таблица 6).
Таблица 6
Количество
многодетных семей, получающих меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в 2021 году в Московской области
Количество детей в семье |
Общее количество семей |
Средний размер компенсации на семью в пределах нормативов, рублей |
Число семей, получающих компенсацию ниже норматива |
Число семей, получающих компенсацию сверх норматива |
3 детей |
61 469 |
4 629,45 |
60 448 |
1 021 |
4 детей |
8 416 |
5 658,21 |
8 309 |
107 |
5 детей |
1 860 |
6 686,98 |
1 844 |
16 |
6 детей |
455 |
7 715,74 |
448 |
7 |
7 детей |
179 |
8 744,51 |
178 |
1 |
8 детей |
76 |
9 773,27 |
76 |
0 |
9 детей |
21 |
10 802,04 |
21 |
0 |
10 детей и более |
32 |
11 830,80 |
32 |
0 |
ВСЕГО: |
72 508 |
|
71 356 |
1152 |
Средний размер компенсации расходов по оплате коммунальных услуг многодетным семьям, в которых расход коммунальных ресурсов (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) многократно превышает установленные нормативы потребления коммунальных услуг составляет более 40 тыс. рублей в месяц на семью. Расходы бюджета Московской области на предоставление компенсации расходов по оплате коммунальных услуг таким семьям составляют более 400 млн. рублей в год.
Комиссия отмечает, что многодетные семьи, в которых ежемесячный расход коммунальных ресурсов значительно превышает среднестатистический объем, установленный нормативами потребления, являются исключением из общего числа многодетных семей.
Так в группе семей, имеющих 3 детей, более 98 процентов семей (60 448 семей) получают компенсацию расходов по оплате коммунальных ресурсов в пределах нормативов потребления коммунальных услуг.
В группе семей, имеющих 4 детей, процент семей, фактические расходы коммунальных ресурсов которых не превышают установленные нормативы потребления, составляет 99 процентов (8 309 семей).
В группе семей, имеющих 5 или 6 детей, менее 1 процента от общего числа (8 из 634 семей) получают компенсацию расходов по оплате коммунальных ресурсов, расход которых превышает нормативы потребления; в семьях, имеющих более 7 детей, нет семей, получающих компенсацию расходов по оплате сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов.
IV. Результаты мониторинга
В основу социального развития региона на ближайшие годы заложены необходимые финансовые ресурсы, предназначенные для поддержания государственных минимальных стандартов жизни населения, которые включают в себя, в числе прочих, обеспечение потребности граждан в жилье и коммунальном обслуживании.
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в Московской области по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ежегодно обеспечивают финансовую поддержку более 1 750 тыс. человек. Общий объем финансовых расходов, предусмотренных Государственной программой на цели оказания мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, составит более 26 млрд. рублей в 2021 году и в 2022 году.
Объем этой поддержки увеличивается, так как вводятся новые формы социальной поддержки для самых малообеспеченных и незащищенных слоев населения. К числу этих мер относятся компенсации оплаты расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг пенсионерам по возрасту, лицам с инвалидностью по общему заболеванию.
Сочетание различных форм поддержки, субсидии малообеспеченным категориям граждан, компенсация в размере 100 процентов расходов по оплате за жилое помещение для пожилых одиноко проживающих малоимущих пенсионеров, предоставление дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны позволяет создать гибкий механизм максимальной помощи самым уязвимым в материальном и социальном отношении группам граждан в части их расходов на содержание жилья
и пользования коммунальными ресурсами. Такая помощь позволяют существенным образом повысить уровень жизни ветеранов и пенсионеров.
Комиссией были получены, обобщены и проанализированы сведения, поступившие в соответствии с направленными запросами из Министерства социального развития Московской области, а также проанализированы показатели, утвержденные законами Московской области об исполнении бюджета Московской области за 2019 и за 2020 годы, показатели, утвержденные Законом Московской области N 251/2020-ОЗ "О бюджете Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (в редакции от 14.09.2021).
В целях обеспечения единства правовых и методологических подходов к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Московской области в соответствии с Законом Московской области N 36/2006-ОЗ и Законом Московской области N 1/2006-ОЗ, а также мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг категориям граждан, установленных федеральным законодательством, Комиссия полагает необходимым внесение изменений в Закон Московской области N 1/2006-ОЗ в части уточнения условий предоставления компенсации расходов по оплате коммунальных услуг для многодетных семей.
Комиссией в результате анализа был сделан вывод об отсутствии необходимости корректировки положений Закона Московской области N 36/2006-ОЗ, и о необходимости внесения изменений в Закон Московской области N 1/2006-ОЗ.
Комиссия отмечает необходимость текущего мониторинга показателей реализации мер социальной поддержки по предоставлению субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации оплаты аналогичных расходов малообеспеченным гражданам.
V. Выводы
По результатам проведенного мониторинга Комиссия предлагает:
1) Правительству Московской области:
осуществлять текущий мониторинг основных показателей, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг малоимущим гражданам, одиноко проживающим пенсионерам, многодетным семьям;
2) Комитету по социальной политике и здравоохранению Московской областной Думы совместно с Министерством социального развития Московской области:
подготовить и внести на рассмотрение Московской областной Думы проект закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" в части уточнения условий предоставления компенсации расходов по оплате коммунальных услуг многодетным семьям;
провести по итогам 9 месяцев 2022 года расширенное заседание Комитета по социальной политике и здравоохранению, на котором рассмотреть вопрос о реализации на территории Московской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг малообеспеченным гражданам.
___________________________________
1 Закон Московской области N 147/2020-ОЗ "Об исполнении бюджета Московской области за 2019 год";
2 Закон Московской области N 136/2021-ОЗ "Об исполнении бюджета Московской области за 2020 год";
3 Закон Московской области N 251/2020-ОЗ "О бюджете Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (в редакции от 14.09.2021)
4 Закон Московской области N 147/2020-ОЗ "Об исполнении бюджета Московской области за 2019 год";
5 Закон Московской области N 136/2021-ОЗ "Об исполнении бюджета Московской области за 2020 год";
6 Закон Московской области N 251/2020-ОЗ "О бюджете Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (в редакции от 14.09.2021)
7 Закон Московской области N 147/2020-ОЗ "Об исполнении бюджета Московской области за 2019 год";
8 Закон Московской области N 136/2021-ОЗ "Об исполнении бюджета Московской области за 2020 год";
9 Закон Московской области N 251/2020-ОЗ "О бюджете Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (в редакции от 14.09.2021)
10 Закон Московской области N 147/2020-ОЗ "Об исполнении бюджета Московской области за 2019 год";
11 Закон Московской области N 251/2020-ОЗ "О бюджете Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (в редакции от 14.09.2021)
<< Назад |
||
Содержание Постановление Московской областной Думы от 9 декабря 2021 г. N 50/10-П "Об итогах мониторинга правоприменения некоторых... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.