Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Администрации города Ижевска
от 15 декабря 2021 г. N 433
Методические рекомендации
по порядку определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования "Город Ижевск"
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения единообразного подхода к определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок товаров, работ, услуг (далее - НМЦК) для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования "Город Ижевск" в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и носят рекомендательный характер.
Настоящие Методические рекомендации могут применяться для обоснования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
1.2. В настоящих Методических рекомендациях изложены возможные способы определения и обоснования НМЦК, которые распространяются на все товары, работы, услуги, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок установлены особенности или иной порядок формирования НМЦК, указанных в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям, а также особенности обоснования НМЦК при осуществлении закупок некоторых видов товаров, работ, услуг.
II. Общие рекомендации
2.1. Организацию работы по определению и обоснованию НМЦК возможно условно разделить на следующие этапы:
1) планирование закупки (определение объекта закупки, условий исполнения контракта);
2) сбор ценовой информации об объекте закупки (исследование рынка);
3) анализ полученной ценовой информации об объекте закупки;
4) подготовка обоснования и расчета НМЦК.
2.2. На первом этапе заказчиком определяется потребность в конкретном виде товара, работы, услуги, их функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), на основе которых разрабатывается описание объекта закупки (техническое задание) и условия исполнения контракта.
2.3. На втором этапе осуществляется сбор ценовой информации об объекте закупки посредством использования одного из или совокупности следующих методов:
- на основе информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов);
- метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с частями 2 - 6 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ, а также особенностями, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" (далее - Постановление N 2014) (при необходимости).
В случае использования информации из реестра контрактов учитываются контракты на поставку товаров, работ, услуг, соответствующих описанию объекта закупки, заключенные заказчиками Приволжского федерального округа (далее - ПФО) и исполненные в течение трех лет без взыскания неустойки. При отсутствии таких контрактов в ПФО - может использоваться информация без ограничения по месту исполнения контракта. Также возможно использовать информацию из контракта со статусом "Исполнение прекращено", если по нему не взыскивалась неустойка (письмо Минфина России от 12.03.2020 N 24-01-08/18892).
В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) может использоваться:
- общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ;
- информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу о предоставлении ценовой информации заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг, в том числе направленному с использованием функционала модуля "Малые закупки" подсистемы "Управление в сфере закупок для государственных нужд Удмуртской Республики" государственной информационной системы "Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики" (далее - АИС);
- информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе в сфере закупок;
- оферты поставщиков в АИС.
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок.
В случае использования общедоступной информации с сайтов производителей, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для фиксации ценовой информации необходимо сделать снимок экрана (скриншот) соответствующего сайта или сохранить прайсы с указанием сайта, с которого они получены и даты получения информации.
При направлении запросов в целях получения от производителя, поставщика (подрядчика, исполнителя) коммерческих предложений рекомендуется составлять такой запрос по примерной форме (Приложение N 2 к настоящим Методическим рекомендациям). В запросе о предоставлении ценовой информации целесообразно описать объект закупки (приложить техническое задание), а также коммерческие условия исполнения контракта либо приложить к запросу проект такого контракта.
В случае если объектом закупки является оказание услуг (выполнение работ), сопровождаемое поставкой товара, который передается заказчику по накладной (или универсальному передаточному документу) или по документу о приемке товара, предусмотренному контрактом, и принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в запросе целесообразно указывать на необходимость предоставления информации о стоимости единицы поставляемого товара отдельно от информации о цене единицы закупаемых услуг (работ). В приложении к запросу (в техническом задании) поставляемый товар и оказываемую услугу (выполняемую работу) необходимо выделять отдельными строками.
После направления запроса, при наличии возможности, следует связаться с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), которому он был направлен, для уточнения необходимости предоставления коммерческого предложения по приложенной к запросу примерной форме и указания цены единицы товара, работы, услуги, по которой поставщик (подрядчик, исполнитель) готов поставить товар, выполнить работу, оказать услугу на коммерческих условиях исполнения контракта.
Указанные способы получения ценовой информации можно совмещать, например: получить два коммерческих предложения и дополнительно взять стоимость товара, работы, услуги из реестра контрактов.
2.4. На третьем этапе производится анализ полученной информации:
- определяется идентичность характеристик товара, работы, услуги, указанных в реестре контрактов, с характеристиками объекта закупки, анализируется структура их цены, с точки зрения сопоставимости с условиями планируемой закупки;
- определяется идентичность (однородность) характеристик предлагаемого производителем, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) товара, работы, услуги с характеристиками объекта закупки, анализируется структура их цены, с точки зрения сопоставимости предлагаемых (оцениваемых) коммерческих условий с аналогичными условиями закупки.
По результатам проведенного анализа отбирается не менее трех источников ценовой информации, соответствующих требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок и условиям закупки.
Не допускается использовать следующую ценовую информацию:
- полученную из реестра контрактов по неисполненным контрактам либо по контрактам, исполненным с нарушением обязательств, по которым поставщики (подрядчики, исполнители) привлекались к ответственности (штрафы, пени);
- информация о товарах, работах, услугах в которой не соответствуют условиям технического задания (характеристики товара, работы, услуги, имеющую иные единицы измерения) или условиям контракта (условия и сроки поставки (доставки) товара, выполнения работ, оказания услуг, оплаты);
- полученную в нечитаемом виде или содержащую плохо воспроизводимые фрагменты (нечеткие скан-копии);
- не содержащую реквизиты поставщика (подрядчика, исполнителя), необходимые для его идентификации;
- в реквизитах которой указана дата, свидетельствующая о том, что коммерческое предложение направлено заказчику ранее даты формирования запроса ценовой информации;
- не зарегистрированную заказчиком;
- полученную более чем за шесть месяцев до периода определения НМЦК;
- поступившую от лиц, не осуществляющих поставки, выполнение, оказание соответствующих товаров, работ, услуг;
- поступившую от лиц, не соответствующих требованиям статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе тех, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков;
- поступившую из анонимных источников;
- поступившую от лиц, прекративших свою деятельность.
Для обоснования НМЦК допустимо использовать следующие источники ценовой информации от производителей, поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
- коммерческие предложения, полученные по электронной почте в виде сканированных документов или посредством факсимильной связи;
- скриншоты или распечатки с сайтов производителей, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с указанием сайта, с которого они получены, и даты получения информации.
2.5. На четвертом этапе производится расчет НМЦК и подготавливается соответствующее обоснование. В обосновании НМЦК не должна содержаться информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), предоставивших ценовую информацию.
В случае если объектом закупки является оказание услуг (выполнение работ), сопровождаемое поставкой товара, который передается заказчику по накладной (или универсальному передаточному документу) или по документу о приемке товара, предусмотренному контрактом, и принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в обосновании НМЦК в составе НМЦК выделяются отдельными строками начальная (максимальная) цена поставляемого товара и начальная (максимальная) цена оказываемых услуг (выполняемых работ).
К полученной информации о цене товаров, работ, услуг могут быть применены коэффициенты для перерасчета цен товаров, работ, услуг в целях приведения в соответствие с условиями планируемой закупки (например, срок исполнения контракта, количество товара, объем работ, услуг, место поставки, изменения в налогообложении). Перечень и значимость указанных коэффициентов, а также обоснование их расчета необходимо указать в обосновании НМЦК.
В случае если по итогам расчета НМЦК превышает лимиты бюджетных обязательств, доведенных до заказчика, то в целях соблюдения требований части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации НМЦК необходимо установить в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств, при этом в обосновании НМЦК необходимо указать основание такого установления. Кроме того, при обосновании НМЦК могут быть использованы минимальные цены товаров, работ, услуг из полученной информации о цене, при этом в обосновании НМЦК необходимо указать основание такого установления (письмо Минфина России от 08.09.2017 N 24-01-09/58179).
В целях подготовки расчета и обоснования НМЦК рекомендуется использовать блок "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" в АИС в соответствии с инструкцией "Формирование обоснования начальной (максимальной) цены контракта в АИС "Web-Торги КС", размещенной на сайте "Единая система закупок Удмуртской Республики" (http://wt.udmr.ru/portal/Menu/Page/163) в разделе Заказчикам/Инструкции, видеоуроки (44-ФЗ)/Заявка на закупку/Обоснование НМЦК (за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены особенности определения НМЦК).
2.6. Полученная информация о цене должна храниться вместе с документацией о закупках, следует при формировании обоснования НМЦК в АИС прикреплять файлы, содержащие ценовую информацию, использованную для расчета цены. АИС обеспечит хранение ценовой информации в течение всего срока, предусмотренного законодательством о контрактной системе (рекомендации ФАС России).
2.7. При формировании обоснования НМЦК заказчикам необходимо учитывать требования нормативных актов, регламентирующих вопросы нормирования закупок, в части требований к закупаемым товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков.
Ошибки, допускаемые при составлении обоснования НМЦК приводят к нарушению требований законодательства о контрактной системе и привлечению должностных лиц к административной ответственности в виде штрафа.
Кроме того, нарушения при формировании НМЦК могут привести к завышению НМЦК и к риску неэффективного расходования бюджетных средств, а также может повлечь признание закупки необоснованной.
III. Особенности определения НМЦК при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования)
Особенности определения НМЦК установлены Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденным приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, в отношении закупок (кроме работ по текущему ремонту):
1) подрядных работ по:
инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;
подготовке проектной документации объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;
строительству объектов капитального строительства или некапитальных строений и сооружений, расположенных на территории Российской Федерации;
реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;
капитальному ремонту объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;
сносу объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;
сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Российской Федерации;
2) услуги по исполнению функций технического заказчика, в том числе по составлению проекта сметы контракта.
При закупке указанных работ используется проектно-сметный метод обоснования НМЦК.
Письмом Минстроя России от 16.03.2020 N 9333-ИФ/09 разъяснен порядок применения официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство). При расчете индекса фактической инфляции необходимо использовать информацию с официального сайта https://rosstat.gov.ru/.
Письмом Минэкономразвития России от 22.09.2020 N 31031-ПК/Д03и утверждены показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (отрасль "Инвестиции в основной капитал").
При осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства смета контракта при его заключении должна составляться с соблюдением Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.
В запросах ценовой информации для определения НМЦК на выполнение проектных и изыскательских работ указывается срок производства таких работ.
IV. Особенности определения НМЦК при осуществлении закупок, направленных на достижение минимальной обязательной доли закупок российских товаров
Организация работы по определению и обоснованию НМЦК при закупке товаров, включенных в Постановление N 2014, также осуществляется поэтапно (пункт 2.1 настоящих Рекомендаций), со следующими особенностями:
На первом этапе, при определении потребности в конкретном виде товара и определении его характеристик, в целях соблюдения требований в части минимальной обязательной доли закупок российских товаров в соответствии с Постановлением N 2014 при разработке описания объекта закупки (технического задания), включенного в перечень товаров, содержащийся в указанном постановлении, рекомендуется ориентироваться на характеристики российских товаров, в том числе информацию, содержащуюся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (при наличии такой информации) (далее - КТРУ).
Заказчик вправе указать дополнительные характеристики товара в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции КТРУ, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
На втором этапе осуществляется сбор ценовой информации об объекте закупки методом сопоставимых рыночных цен.
Необходимо осуществить поиск закупаемого товара в реестрах, размещенных в государственной информационной системе промышленности (далее - ГИСП), а именно (далее - реестры):
- в реестре евразийской промышленной продукции;
- в реестре промышленной продукции, произведенной на территории России (постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства");
- в едином реестре российской радиоэлектронной продукции (постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").
Заказчик обязан направить запрос о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в ГИСП. При направлении запроса необходимо предусмотреть возможность поставщика на указание предложений по внесению изменений в описание объекта закупки.
Поступившие предложения рассматриваются заказчиком на соответствие имеющимся потребностям.
В случае отсутствия сведений об организациях в ГИСП в целях дальнейшего обоснования невозможности достижения минимальной обязательной доли закупок (при необходимости) заказчику необходимо:
- зафиксировать факт отсутствия сведений об организациях в ГИСП (сделать скриншот из ГИСП);
- направить информацию об отсутствии необходимых сведений об организациях в ГИСП в Минпромторг России на адрес электронной почты: Metod@minprom.gov.ru;
- применить общие правила определения НМЦК, установленные частью 5 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ. В случае отсутствия (недостаточности) сведений об организациях в ГИСП или ненаправления указанными организациями коммерческих предложений заказчик вправе направлять запросы о предоставлении ценовой информации участникам рынка, не имеющим регистрацию в ГИСП, но осуществляющим производство/поставку товара, являющегося предметом закупки.
На третьем этапе производится анализ полученной ценовой информации.
При определении идентичности и однородности товаров в соответствии с частями 13 и 14 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик учитывает исключительно товары, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза, в том числе включенные в реестры, а также в КТРУ.
По результатам проведенного анализа отбирается не менее трех источников ценовой информации, соответствующих требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок. При наличии коммерческих предложений, поступивших от организаций в ГИСП и соответствующих потребностям заказчика, необходимо использовать их при расчете НМЦК.
В случае отсутствия сведений об организациях в ГИСП, ненаправления указанными организациями коммерческих предложений заказчику, несоответствия предоставленных коммерческих предложений потребностям заказчика в целях формирования обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок рекомендуется оформить соответствующее обоснование в свободной форме с указанием наименования товара, в отношении которого установлена минимальная доля закупок, информации о коде ОКПД2, причин невозможности исполнения положений Постановления N 2014.
На четвертом этапе производится расчет НМЦК и подготавливается соответствующее обоснование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.