Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1 Региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется на основании статьи 37 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах") и Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 20.09.2021 N 439-П.
1.2 Предметом геологического надзора в отношении участков недр местного значения является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее именуется - Закон РФ "О недрах"), Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Челябинской области, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Челябинской области, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами (далее именуются - обязательные требования).
1.3 К разрешительным документам, содержащим обязательные требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках геологического надзора, относятся:
проектная документация, предусмотренная статьей 23.2 Закона РФ "О недрах";
проектная документация, предусмотренная статьей 36.1 Закона РФ "О недрах";
документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона РФ "О недрах";
план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона РФ "О недрах";
разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренное статьей 25 Закона РФ "О недрах";
документ, удостоверяющий нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, оформленный в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
1.4 Объектами геологического надзора являются деятельность организаций и граждан (далее именуются - контролируемые лица) в области использования и охраны недр, участки недр местного значения, предоставленные в пользование, а также неиспользуемые участки недр местного значения, за исключением объектов, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации (далее именуются - объекты геологического надзора).
Объекты геологического надзора, отнесенные в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установленными статьей 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", к объектам III и IV категорий, относятся к следующим категориям риска:
1) к категории умеренного риска - объекты геологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории;
2) к категории низкого риска - объекты геологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории.
Объекты геологического надзора, которые относятся в соответствии с пунктом 12 Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) к категориям умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного риска соответственно в случае, если объект размещается:
1) в границах особо охраняемой природной территории регионального значения;
2) в водоохранных зонах водных объектов или их частей.
Объекты геологического надзора, которые отнесены в соответствии с пунктами 12 и 13 Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) к категориям среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта геологического надзора к категории риска:
1) постановление о назначении административного наказания контролируемому лицу и (или) его должностному лицу за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.4, статьей 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьей 8.11, частью 1 статьи 8.13 (в части нарушения водоохранного режима на водосборах подземных водных объектов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное должностным лицом Министерства или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностным лицом Министерства;
2) приговор суда по фактам нарушения правил охраны и использования недр, предусмотренного статьей 255 Уголовного кодекса Российской Федерации;
3) решение суда, предусматривающее обязанность контролируемого лица по возмещению вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, либо направленное контролируемому лицу требование о добровольном возмещении такого вреда, которое не признано недействительным.
Объекты геологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного, низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.
Объекты геологического надзора, которые отнесены в соответствии с пунктами 12 и 13 Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного, низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта геологического надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных настоящим пунктом, и одновременном соблюдении требований законодательства о недрах.
1.5 Информация об общем количестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, их распределении по категориям негативного воздействия и категориям риска (по состоянию на 01.10.2021):
Общее количество объектов |
485 |
из них: |
|
Среднего риска |
2 |
Умеренного риска |
221 |
Низкого риска |
262 |
1.6 Данные об осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора):
|
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 (на 01.10.2021) |
Плановые проверки |
39 |
42 |
28 |
35 |
2 |
7 |
3 |
2 |
Внеплановые проверки |
5 |
4 |
12 |
12 |
7 |
1 |
1 |
1 |
Общее количество проверок |
44 |
46 |
40 |
47 |
9 |
8 |
4 |
3 |
Количество дел об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами контрольно-надзорного органа |
27 |
72 |
290 |
203 |
100 |
174 |
59 |
100 |
Количество привлеченных лиц к административной ответственности |
22 |
48 |
279 |
200 |
91 |
125 |
31 |
55 |
1.7 При осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) в предыдущие периоды Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области реализовывались следующие виды и формы профилактических мероприятий:
1) Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, разъяснения административных процедур;
2) Подготовка и размещение докладов по правоприменительной практике;
3) Подготовка и размещение руководств по соблюдению обязательных требований с описанием способов их недопущения;
4) Подготовка перечней обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного надзора;
5) Подготовка и размещение разъяснений о содержании новых нормативных правовых актов в случае изменений обязательных требований, разъяснения административных процедур;
6) Проведение консультаций с подконтрольными субъектами, по разъяснению обязательных требований, разъяснения административных процедур, проводимых не одновременно с контрольно-надзорными мероприятиями;
7) Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
1.8 Ключевыми проблемами, на решение которых направлена программа профилактики является:
- нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которые могут вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки;
- угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.