Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства области
от 13.12.2021 N 1401
(приложение 1)
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
(далее - Положение)
26 февраля 2022 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории области (далее - надзор в области охраны и использования ООПТ).
1.2. Предметом надзора в области охраны и использования ООПТ является:
соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Вологодской области в области охраны и использования ООПТ, касающихся:
а) режима особо охраняемой природной территории;
б) особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
в) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий;
исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
1.3. Надзор в области охраны и использования ООПТ и использования ООПТ осуществляется следующими контрольными (надзорными) органами:
Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области - на особо охраняемых природных территориях регионального значения и их охранных зонах (за исключением областных биологических (зоологических) заказников);
Департаментом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира области - на территориях областных биологических (зоологических) заказников (за исключением биологических (зоологических) заказников, создаваемых для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания);
Департаментом сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области - на территориях областных биологических (зоологических) заказников, создаваемых для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.
1.4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление надзора в области охраны и использования ООПТ, являются:
а) должностные лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области:
начальник Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области - главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды Вологодской области;
начальник управления по охране окружающей среды, заместитель начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области - заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Вологодской области;
начальник отдела, заместитель начальника управления по охране окружающей среды, консультант отдела государственного экологического надзора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области - старшие государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Вологодской области;
б) должностные лица Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира области:
начальник Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира области - главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды Вологодской области.
заместитель начальника Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира области - заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Вологодской области;
начальник управления по охране и регулированию использования объектов животного мира, заместитель начальника управления по охране и регулированию использования объектов животного мира, начальник отдела по охране и развитию объектов животного мира, начальник отдела правовой и кадровой работы Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира области - старшие государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Вологодской области;
консультант, главные специалисты, ведущие специалисты отдела по охране и развитию объектов животного мира Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира области - старшие государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Вологодской области;
консультант отдела правовой и кадровой работы Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области, в должностные обязанности которого входит осуществление надзора в области охраны и использования ООПТ, - старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Вологодской области;
начальники, консультанты, главные специалисты, ведущие специалисты территориальных отделов и секторов по охране и воспроизводству объектов животного мира Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира области, в должностные обязанности которых входит осуществление надзора в области охраны и использования ООПТ, - старшие государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Вологодской области;
в) должностные лица Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области:
начальник Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области - главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды Вологодской области;
начальник отдела развития рыбного хозяйства и охраны водных биологических ресурсов Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области - заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Вологодской области;
главный консультант, ведущий консультант, консультанты, главный специалист отдела развития рыбного хозяйства и охраны водных биологических ресурсов Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области - старшие государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Вологодской области.
1.5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
руководитель контрольного (надзорного) органа;
заместитель руководителя контрольного (надзорного) органа.
Должностные лица при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных действий пользуются правами и исполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и пунктами 3, 4 статьи 33 Федерального закона N 33-ФЗ.
1.6. К объектам надзора в области охраны и использования ООПТ относятся:
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, определяемые Федеральным законом N 33-ФЗ, положениями об особо охраняемых природных территориях, положениями об охранных зонах особо охраняемых природных территорий, иными нормативными правовыми актами, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении (и) или пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
Контрольные (надзорные) органы (либо уполномоченные лица) обеспечивают учет объектов надзора в области охраны и использования ООПТ по основаниям, предусмотренным приказом Минприроды России от 19 марта 2012 года N 69 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий", при ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также с использованием государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (далее - ГИС ТОР КНД) в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 248-ФЗ.
1.7. В целях учета объектов контроля в ГИС ТОР КНД указываются следующие сведения:
а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина, являющегося контролируемым лицом;
б) идентификационный номер налогоплательщика;
в) наименование объекта контроля;
г) сведения о категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска);
д) сведения о результатах проведенных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятиях.
Информация об объектах контроля актуализируется по мере ее поступления.
При осуществлении учета объектов контроля на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
1.8. Типовые формы документов, используемых при осуществлении регионального надзор в области охраны и использования ООПТ, не утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, утверждаются правовыми актами:
Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области в части осуществления надзора в области охраны и использования ООПТ на особо охраняемых природных территориях регионального значения и их охранных зонах (за исключением областных биологических (зоологических) заказников);
Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира области в части осуществления надзора в области охраны и использования ООПТ на территориях областных биологических (зоологических) заказников (за исключением биологических (зоологических) заказников, создаваемых для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания);
Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области в части осуществления надзора в области охраны и использования ООПТ на территориях областных биологических (зоологических) заказников, создаваемых для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.
1.9. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольных (надзорных) органов и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется с учетом положений статьи 21 и части 9 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
2.1. При осуществлении регионального государственного контроля применяется система оценки и управления рисками.
В зависимости от тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольные (надзорные) органы при осуществлении регионального государственного контроля относят объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
а) значительный риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
Критериями отнесения объектов контроля к категории риска с учетом тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - критерии риска), являются:
а) место нахождения объектов контроля;
б) наличие выявленных нарушений обязательных требований, за которые к контролируемому лицу и (или) его должностному лицу применены меры ответственности.
2.2. Объекты надзора в области охраны и использования ООПТ относятся к следующим категориям риска:
а) к категории среднего риска - деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций в границах природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов;
б) к категории умеренного риска - деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций в границах охранных зон памятников природы;
в) к категории низкого риска - деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций в границах охраняемых природных комплексов, туристско-рекреационных местностей.
2.3. Объекты, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Положения к категориям среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска:
а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах административного правонарушения, предусмотренного статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанными в части 1 статьи 23.25, части 1 статьи 23.29, вынесенного должностными лицами надзорного органа или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами надзорного органа;
б) обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации, индивидуального предпринимателя, гражданина виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 250 - 252, 254 - 262 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Наличие в контрольном (надзорном) органе указанной информации является основанием для повышения категории риска в отношении контролируемого лица.
2.4. При определении критериев риска применяется оценка добросовестности контролируемых лиц. Поступление в контрольный (надзорный) орган информации о добросовестности контролируемого лица является основанием для понижения его категории риска.
Оценка добросовестности контролируемых лиц проводится с учетом реализации контролируемым лицом мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Объекты надзора, которые отнесены в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Положения к категориям среднего, умеренного риска подлежат отнесению к категориям умеренного, низкого риска соответственно при:
а) наличии на объекте контроля (надзора) внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в сфере охраны окружающей среды применительно к особо охраняемой природной территории;
б) предоставлении контролируемым лицом доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам.
2.5. Объекты, подлежащие отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного, низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.
2.6. Отнесение объектов регионального государственного контроля (надзора) к одной из категорий риска, а также изменение категории риска, к которой ранее был отнесен объект контроля (надзора), осуществляется по решению руководителя контрольного (надзорного) органа.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Контрольными (надзорными) органами ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.2. В рамках осуществления надзора в области охраны и использования ООПТ проводятся следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
3.3. Контрольные (надзорные) органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", в средствах массовой информации.
3.4. Контрольные (надзорные) органы обеспечивают ежегодное обобщение правоприменительной практики осуществления надзора в области охраны и использования ООПТ в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контрольные (надзорные) органы ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, готовят и обеспечивают публичное обсуждение, утверждение и публикацию доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике утверждается правовым актом контрольного (надзорного) органа и размещается на официальном сайте в сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.
3.5. Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) осуществляется контрольными (надзорными) органами в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Предостережение направляется контролируемому лицу в течение 10 рабочих дней со дня регистрации контрольным (надзорным) органом сведений, указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контрольными (надзорными) органами осуществляет учет объявленных предостережений в журнале учета в электронной форме.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения.
В возражении указываются:
а) полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);
б) идентификационный номер налогоплательщика;
в) дата и номер направленного предостережения;
г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Возражение направляется контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в контрольный (надзорный) орган, или в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты контрольного (надзорного) органа, или иными указанными в предостережении способами.
Возражение рассматривается в течение 10 рабочих дней со дня его поступления в контрольный (надзорный) орган.
По результатам рассмотрения возражения оно признается обоснованным или необоснованным.
Возражение признается необоснованным в следующих случаях:
если возражение не соответствует требованиям законодательства, в том числе если это подтверждено вступившим в силу решением суда по вопросам, поставленным в возражении;
если возражение подано после истечения срока его подачи;
если до принятия решения по результатам рассмотрения возражения от контролируемого лица, подавшего возражение, поступило заявление об отзыве возражения.
Не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем принятия решения, предусмотренного настоящим пунктом, контролируемому лицу, подавшему возражение, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
Должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение возражений, являются начальник (заместитель начальника) контрольного (надзорного) органа.
3.6. Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий.
Консультирование контролируемых лиц осуществляется контрольными (надзорными) органами в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме, если контролируемые лица обращаются по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия.
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
3.7. В случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.
3.8. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев консультирования в письменной форме при письменном обращении контролируемых лиц, при котором информация предоставляется контролируемым лицам и их представителям в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3.9. Перечень должностных лиц контрольного (надзорного) органа, осуществляющих личный прием, и время осуществления ими личного приема устанавливаются руководителем контрольно (надзорного) органа. Указанная информация размещается в помещениях контрольного (надзорного) органа в общедоступном месте и на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет".
Абзац утратил силу с 26 февраля 2022 г. - Постановление Правительства Вологодской области от 14 февраля 2022 г. N 206
Контрольные (надзорные) органы осуществляют учет консультирования путем ведения журнала учета консультирования.
3.10. Обязательные профилактические визиты проводятся должностными лицами контрольного (надзорного) органа, уполномоченными на осуществление надзора в области охраны и использования ООПТ в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, а также в отношении объектов контроля (надзора), отнесенных к категории значительного риска, в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о его правах и обязанностях, а также об особенностях организации и осуществления надзора в области охраны и использования ООПТ, проводимого в отношении объекта надзора в области охраны и использования ООПТ.
Профилактический визит проводится в порядке, определенном статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контрольный (надзорный) орган предлагает проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, руководитель (заместитель руководителя) контрольного (надзорного) может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется Департаментом не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения.
3.11. В случае если при проведении профилактического визита (обязательного профилактического визита) установлено, что объект надзора в области охраны и использования ООПТ представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо контрольного (надзорного) органа незамедлительно направляет информацию об этом начальнику контрольного (надзорного) органа (лицу, его замещающему), уполномоченному на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий
IV. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
4.1. В рамках осуществления надзора в области охраны и использования ООПТ проводятся:
а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
б) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся при наличии оснований, указанных в части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.2. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого контрольными (надзорными) органами и согласованного с органами прокуратуры в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
4.3. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска.
4.4. При осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование.
4.5. В составе инспекционного визита проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться на месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора в области охраны и использования ООПТ.
4.6. В составе рейдового осмотра проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
4.7. В составе документарной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
4.8. В составе выездной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
Пункт 4.9 изменен с 26 февраля 2022 г. - Постановление Правительства Вологодской области от 14 февраля 2022 г. N 206
4.9. В отношении проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования не требуется принятие решения о проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится на постоянной основе без взаимодействия с контролируемыми лицами путем сбора, анализа данных об объектах контроля (надзора), имеющихся у контрольных (надзорных) органов, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксаций правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
В составе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектах контроля (надзора) могут осуществляться:
а) осмотр;
б) отбор проб (образцов);
в) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
г) испытание;
д) экспертиза.
4.10. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
а) категории значительного риска - один раз в 3 года;
б) категории среднего риска - один раз в 5 лет;
в) категории умеренного риска - один раз в 6 лет.
В отношении объектов надзора в области охраны и использования ООПТ, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
4.11. Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проводится должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, с привлечением экспертов, экспертных организаций, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и указанных в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
4.12. Отбор проб (образцов) древесной растительности, воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления осуществляется в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на экспертизу в экспертную организацию.
4.13. Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
4.14. Отбор проб (образцов) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы.
4.15. По результатам отбора проб (образцов) инспектором или привлеченным им лицом составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора, эксперта или специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе проб (образцов), использованные методики отбора проб (образцов), иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).
4.16. В случае отказа контролируемого лица или его представителя от подписания протокола отбора образцов инспектор, эксперт или специалист делает соответствующую отметку.
Пункт 4.17 изменен с 26 февраля 2022 г. - Постановление Правительства Вологодской области от 14 февраля 2022 г. N 206
4.17. При наличии оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5 части 1 и частью 3 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, предусмотренные пунктом 4.4 настоящего раздела, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия.
4.18. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, назначения административного наказания индивидуальному предпринимателю, гражданину в виде административного ареста, избрания в отношении подозреваемого в совершении преступления индивидуального предпринимателя, гражданина меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста, наличия обстоятельств, требующих безотлагательного присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина в ином месте во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия, заболевания, связанного с утратой трудоспособности, отпуска (при представлении подтверждающих документов). Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в Департамент.
4.19. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами контрольного (надзорного) органа, уполномоченными на проведение таких контрольных (надзорных) мероприятий, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств соблюдения, нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт), протоколам отбора проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы.
4.20. Досмотр осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случаях наличия у контрольного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
5.1. По результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт, оформляемый на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день его окончания, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
5.2. Если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено, а также отмечается факт устранения такого нарушения в случае, если таковое было осуществлено до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
К акту приобщаются документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, а также заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы.
5.3. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушения контролируемым лицом обязательных требований контрольный (надзорный) орган осуществляет мероприятия, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.4. В случае если выданное предписание об устранении нарушений обязательных требований исполнено контролируемым лицом надлежащим образом, контрольный (надзорный) орган вправе не направлять информацию о выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или не привлекать виновных лиц к установленной законом ответственности.
VI. Обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц
6.1. Консультации по вопросу рассмотрения поступивших возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия могут проводиться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме.
6.2. Правом на досудебное обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
6.3. Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении надзор в области охраны и использования ООПТ рассматривается руководителем этого органа.
6.4. Жалоба подается по форме в соответствии со статьей 41 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
6.5. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
6.6. Уполномоченный орган вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их уполномоченным органом, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
6.7. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
6.8. Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
6.9. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на контрольный (надзорный) орган, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.
6.10. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:
а) оставляет жалобу без удовлетворения;
б) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
в) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
г) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.