Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Коми
от 16 декабря 2021 г. N 591
Изменения,
вносимые в постановление Правительства Республики Коми от 18 декабря 2020 г. N 627 "Об утверждении региональной программы "Снижение доли населения Республики Коми с доходами ниже прожиточного минимума на период до 2030 года"
В постановлении Правительства Республики Коми от 18 декабря 2020 г. N 627 "Об утверждении региональной программы "Снижение доли населения Республики Коми с доходами ниже прожиточного минимума на период до 2030 года":
1. В региональной программе "Снижение доли населения Республики Коми с доходами ниже прожиточного минимума на период до 2030 года", утвержденной постановлением (приложение), (далее - Программа):
1) в паспорте Программы:
а) графу вторую позиции "Соисполнители Программы" дополнить абзацами шестым - восьмым следующего содержания:
"Министерство финансов Республики Коми;
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми;
Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений;";
б) в графе второй позиции "Задачи Программы":
в пункте 4 слова "адаптации нуждающихся граждан" заменить словами "адаптации нуждающихся граждан;";
дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5) повышение финансовой грамотности населения";
в) в графе второй позиции "Целевые показатели Программы":
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4) число созданных дополнительных мест для детей в возрасте до трех лет в государственных, муниципальных и частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за счет субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Коми (нарастающим итогом) (мест);";
дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:
"6.1) прирост количества граждан, охваченных мероприятиями по финансовой грамотности, в отчетном году по отношению к предыдущему году (процентов);";
г) позицию "Объемы и источники финансирования Программы" изложить в следующей редакции:
"
";
д) в графе второй позиции "Ожидаемые результаты реализации Программы":
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4) число созданных дополнительных мест для детей в возрасте до трех лет в государственных, муниципальных и частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за счет субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Коми, составит 694 места к 2022 году;";
дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:
"6.1) прирост количества граждан, охваченных мероприятиями по финансовой грамотности, в отчетном году по отношению к предыдущему году, не менее 1% в год;";
2) раздел II "Анализ текущей ситуации" изложить в следующей редакции:
"II. Анализ текущей ситуации
Ситуация с уровнем жизни населения в Республике Коми характеризуется следующими показателями.
1. Информация о социально-экономическом развитии региона (таблица 1)
Таблица 1
Примечания:
*(1) Данные за 2015 - 2017 гг. приведены с учетом Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года.
*(2) Оценка на начало года; на 1000 человек трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособных возрастов.
*(3) ЕВ-2017 - единовременная денежная выплата, произведенная в январе 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ "О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию" в размере 5 тыс. рублей.
*(4) Оценка на основании данных о величине прожиточного минимума за I - IV кварталы соответствующего года.
*(5) С величиной прожиточного минимума трудоспособного населения.
*(6) С величиной прожиточного минимума пенсионера за IV квартал.
*(7) Данные по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
2. Информация о ситуации с бедностью в Республике Коми (таблицы 2, 3)
Таблица 2
N |
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: |
|
|
|
|
|
в % от общей численности населения (уровень бедности) |
15,6 |
16,1 |
15,7 |
14,9 |
15,5 |
|
тыс. чел. |
135,2 |
138,1 |
133,9 |
125,3 |
128,6 |
|
2. |
Среднегодовая численность малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан |
13 497 |
15 161 |
17 745 |
17 590 |
16 293 |
в них человек |
45 998 |
51 007 |
59 669 |
58 771 |
53 073 |
|
в том числе детей |
20 691 |
24 011 |
30 193 |
30 287 |
26 039 |
|
3. |
Численность малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан на начало года |
13 699 |
13 712 |
16 226 |
18 059 |
16 983 |
в них человек |
46 328 |
46 929 |
54 409 |
60 814 |
56 707 |
|
в том числе детей |
20 520 |
21 582 |
26 623 |
31 136 |
29 434 |
|
4. |
Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов (в процентах к итогу) |
|
|
|
|
|
все население |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
в том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб.: |
|
|
|
|
|
|
5 000,1 - 7 000,0 |
4,6 |
3,9 |
3,5 |
2,9 |
2,4 |
|
7 000,1 - 10 000,0 |
7,0 |
6,5 |
6,0 |
5,3 |
4,7 |
|
10 000,0 - 14 000,0 |
11,5 |
11,1 |
10,7 |
9,9 |
9,1 |
|
14 000,1 - 19 000,0 |
14,5 |
14,4 |
14,2 |
13,6 |
13,0 |
|
19 000,1 - 27 000,0 |
19,0 |
19,3 |
19,5 |
19,3 |
19,1 |
|
27 000,1 - 45 000,0 |
24,1 |
24,9 |
25,6 |
26,4 |
27,2 |
|
45 000,1 - 60 000,0 |
8,9 |
9,3 |
9,6 |
10,3 |
11,0 |
|
свыше 60 000,0 |
10,4 |
10,6 |
10,9 |
12,3 |
13,4 |
|
5. |
Распределение общего объема денежных доходов населения |
|
|
|
|
|
денежные доходы - всего, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
в том числе по 20-процентным группам населения: |
|
|
|
|
|
|
первая (с наименьшими доходами) |
5,7 |
5,9 |
6,0 |
6,0 |
6,1 |
|
вторая |
10,5 |
10,7 |
10,8 |
10,8 |
10,9 |
|
третья |
15,4 |
15,6 |
15,7 |
15,7 |
15,8 |
|
четвертая |
22,8 |
22,8 |
22,8 |
22,9 |
22,9 |
|
пятая (с наибольшими доходами) |
45,6 |
45,0 |
44,7 |
44,6 |
44,3 |
|
6. |
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в раз |
13,8 |
13,1 |
12,7 |
12,5 |
12,2 |
7. |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) |
0,396 |
0,388 |
0,383 |
0,382 |
0,379 |
Таблица 3
Городской округ/муниципальный район в Республике Коми |
Доля граждан, в установленном порядке признанных малоимущими, в общей численности населения, % |
||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|
Сыктывкар |
3,9 |
3,8 |
3,4 |
Ухта |
1,8 |
1,6 |
1,5 |
Воркута |
3,8 |
4,5 |
3,3 |
Инта |
6,5 |
6,7 |
6,0 |
Печора |
4,8 |
4,5 |
4,0 |
Усинск |
2,1 |
2,8 |
2,5 |
Вуктыл |
2,6 |
2,6 |
2,7 |
Сосногорск |
2,7 |
2,9 |
2,3 |
Сыктывдинский |
12,9 |
12,8 |
11,7 |
Сысольский |
19,9 |
18,5 |
16,7 |
Койгородский |
18,2 |
15,1 |
14,3 |
Прилузский |
22,5 |
26,0 |
25,7 |
Корткеросский |
22,3 |
21,1 |
19,4 |
Усть-Куломский |
29,0 |
28,7 |
29,0 |
Троицко-Печорский |
13,2 |
13,1 |
12,0 |
Усть-Вымский |
8,5 |
8,5 |
7,8 |
Княжпогостский |
6,9 |
6,8 |
5,0 |
Удорский |
13,6 |
12,4 |
10,9 |
Ижемский |
31,7 |
31,1 |
30,0 |
Усть-Цилемский |
22,3 |
21,6 |
20,9 |
Итого |
7,1 |
7,0 |
6,4 |
2.1. Уровень бедности в Республике Коми
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики (далее - Комистат) в 2019 году доходы 15,5% жителей республики были ниже величины прожиточного минимума. В целом по России уровень бедности был на 3 п.п. ниже и составлял 12,3%. В 2019 году Республика Коми находилась на 59 месте в рейтинге субъектов Российской Федерации по доле малоимущего населения по возрастанию показателя.
Анализируя динамику уровня бедности, можно сделать вывод, что после периода заметного снижения в начале 2000-х гг. существенных изменений не происходило. В 2005 - 2019 гг. доля малоимущих в республике менялась не более чем на 3,1 п.п., находясь в пределах от 13,4% до 16,5%. За этот период численность малоимущих снизилась на 41,6 тыс. человек, что связано с негативными демографическими тенденциями.
В 2019 году среднедушевой денежный доход малоимущего населения составлял 9,9 тыс. рублей в месяц. При величине прожиточного минимума в 13,7 тыс. рублей дефицит денежного дохода был равен 3,8 тыс. рублей, а глубина бедности, характеризующая насколько процентов доходы малоимущего населения ниже величины прожиточного минимума, составляла 28%. С 2017 года по 2019 год показатель соотношения дефицита денежного дохода на одного члена малоимущего домохозяйства вырос на 6,4 п.п.: с 31,6% за 2007 год до 38,0% за 2019 год.
В 2019 году в Республике Коми Комистатом было установлено, что доходы 128,6 тыс. человек были ниже величины прожиточного минимума. В среднем за 2019 год 55,1 тыс. человек были признаны в установленном порядке малоимущими в органах социальной защиты населения Республики Коми. Следовательно, органы социальной защиты населения Республики Коми не располагают сведениями о 123 тыс. человек, которые по данным Комистата, имеют доходы ниже величины прожиточного минимума, но официально за признанием семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими не обратились (или им было отказано в признании одиноко проживающего гражданина или семьи малоимущими).
В Республике Коми действует механизм признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и предоставления государственной социальной помощи в рамках Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 281 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми".
Для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими органом социальной защиты населения проводится оценка денежных доходов граждан и членов их семей за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления гражданином (расчетный период). Семья или одиноко проживающий гражданин признаются малоимущими на срок 6 месяцев, в течение которого могут пользоваться государственной социальной помощью.
Основаниями для принятия решения об отказе в признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими являются:
1) отсутствие денежных доходов за календарные месяцы, приходящиеся на расчетный период, за исключением не зависящих от граждан причин;
2) наличие в представленных гражданином документах недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе на праве собственности;
3) непредставление или представление гражданином не в полном объеме предусмотренных законодательством документов;
4) превышение в расчетном периоде среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина над соответствующей величиной прожиточного минимума;
5) отсутствие права на признание семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими.
Граждане, в установленном порядке признанные малоимущими, гарантированно получают государственную социальную помощь.
2.2. Распределение населения с доходами ниже прожиточного минимума по среднедушевым денежным доходам
По итогам 2019 года, согласно данным Комистата, численность граждан с доходом до 7,0 тыс. рублей в месяц составляла 47,2 тыс. человек, или 36,7% от общего количества лиц, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. В условиях крайней бедности проживало 2,4% населения республики. Количество граждан с доходом до 10 тыс. рублей в месяц составило 38,6 тыс. человек, или 30,0% от общего количества лиц, проживающих за чертой бедности, с доходом от 10 тыс. рублей до величины прожиточного минимума в месяц - 42,8 тыс. человек, или 33,3%.
В дополнение Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в соответствии с п. 19 Методических рекомендаций по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 326, произведено ранжирование граждан, в установленном порядке признанных малоимущими в органах социальной защиты населения Республики Коми, в соответствии с возможностями региональной отраслевой информационно-аналитической системы "Социальная защита населения". По состоянию на 1 января 2021 г. 34,0% граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения Республики Коми в целях признания семьи малоимущей, относятся к группе "очень бедных", 35,0% - "бедных", 31,0% - "умеренно бедных".
При оценке реального количества бедных необходимо учитывать также тех граждан, доходы которых незначительно превышают величину прожиточного минимума. В 2019 году 3% населения республики располагали доходом всего на 10% выше прожиточного минимума. Эти граждане рискуют попасть в категорию малоимущих при любом, даже незначительном, ухудшении экономической ситуации.
C 2017 года по 2019 год доля населения Республики Коми, чей среднемесячный доход варьировался от 19,0 тыс. рублей до 60,0 тыс. рублей, выросла на 2,6 п.п. (с 54,7% по итогам 2017 года до 57,3% по итогам 2019 года). В рамках указанной категории более половины составляют лица, чей среднемесячный доход варьируется от 27,0 тыс. рублей до 45,0 тыс. рублей.
По итогам 2019 года удельный вес населения с доходами, превышающими 60,0 тыс. рублей в месяц, составил 13,4%, увеличившись с 2017 года на 2,5 п.п.
Предпосылкой низкого уровня материальной обеспеченности домохозяйств и высокого материального неравенства денежных доходов населения является высокая дифференциация основного источника доходов - заработной платы. В 2019 году разрыв в уровне средней заработной платы по видам экономической деятельности в Республике Коми составил 5,3 раза. Наибольший размер оплаты труда сложился в области добычи полезных ископаемых, в деятельности воздушного транспорта, где было занято около 7% от среднесписочной численности работающих в организациях. В этих видах деятельности заработная плата превышала среднереспубликанский уровень (53,2 тыс. рублей) в 1,8 - 2,5 раза. В то же время, по оценке, около 9,0% работников, занятых отдельными видами розничной торговли, производством одежды, отделочными строительными работами, почтовой связью, деятельностью по обслуживанию зданий и территорий, предоставлением прочих персональных услуг и некоторыми другими, получали менее половины средней заработной платы по республике.
Если в начале 2000-х годов в структуре доходов населения преобладали оплата труда (52%), доходы от предпринимательской деятельности (17%), то в последние годы наблюдается снижение доли доходов от предпринимательской деятельности и рост социальных выплат (в 2000 г. - 11%, в 2020 г. - 26,9%).
Анализ показателей, характеризующих уровень доходов населения, показывает медленный рост среднедушевых денежных доходов (2016 г. - 101,6%, 2017 г. - 101,8%, 2018 г. - 105,5%, 2019 г. - 103,8%, 2020 г. - 102,6%) и реальной заработной платы (2016 г. - 99,2%, 2017 г. - 101,1%, 2018 г. - 107,1%, 2019 г. - 100,4%, 2020 г. - 102,1%), в течение 2016 - 2019 гг. в структуре использования денежных доходов растет доля потребительских расходов и наблюдается снижение доли прироста сбережений населения. Сохраняется тенденция снижения реальных денежных доходов населения и реальных располагаемых денежных доходов населения, обусловленное ростом инфляции.
На снижение реальных располагаемых денежных доходов населения оказывает влияние общая социально-экономическая ситуация в Республике Коми, которая на протяжении последних лет складывается неоднозначно. Основной вклад в экономику региона обеспечивает промышленность, преимущественно добывающий сектор, где по данным за 2019 год произведено 43,7% валового регионального продукта Республики Коми (доля обрабатывающих производств составила 9,2%).
Кроме того, динамика промышленного производства с учетом данных за последние 5 лет в целом разнонаправлена. После снижения объема производства в 2016 - 2017 годах последовал двухлетний период роста (2018 - 2019 год), который в 2020 году сменился самым глубоким за последние 25 лет спадом. За год объем производства сократился на 7,0%.
Ухудшение экономической ситуации 2020 года, в том числе из-за введения ограничений и ликвидации последствий пандемии, существенно отразилось на поступлениях в доходную часть республиканского бюджета Республики Коми. Так, в целом за 2020 год платежи только от предприятий промышленности сократились на 31%.
Положительной стороной 2020 года стал рост объемов инвестиций. В 2020 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 140,4 млрд. рублей, что на 11,5% больше (в сопоставимых ценах), чем в 2019 году. Реализация новых инвестиционных проектов является основой для создания новых рабочих мест и, соответственно, увеличения занятости населения и возможностей для заработка. Вместе с тем наиболее "объемные" инвестиционные проекты, вносящие существенный вклад в экономику региона, как правило, имеют долгосрочный характер и, соответственно, отсроченный эффект.
Еще одним существенным фактором, оказывающим прямое влияние на реальные доходы и сбережения населения, является индекс потребительских цен. В 2016 - 2020 годы темпы роста потребительских цен составляли 2 - 7% в год. В итоге за пять лет потребительские цены на товары и услуги в республике увеличились на 24%, что выше прироста цен в целом по стране и Северо-Западному федеральному округу.
Экономика региона базируется на добыче и переработке горючих полезных ископаемых (нефть, газ, уголь). Специализация экономики приводит к высокому уровню экономического неравенства жителей республики, что выражается в значительной дифференциации уровня оплаты труда между отраслями, к существенному разрыву в уровне и качестве жизни между городом и селом.
2.3. Профиль бедности
По результатам наблюдения Комистата риск попасть в категорию граждан с доходами ниже прожиточного минимума в значительной степени зависит от места жительства и количества детей в семье. В 2018 году 60% домашних хозяйств с доходами ниже прожиточного минимума проживали в сельской местности, почти две трети домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума были представлены семьями с детьми.
По данным Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, по состоянию на 1 января 2021 г. основную долю среди семей, в установленном порядке признанных малоимущими в органах социальной защиты населения Республики Коми, составляют семьи с детьми (83%). В абсолютном выражении количество семей с детьми, в установленном порядке признанных малоимущими в органах социальной защиты населения Республики Коми, за последние три года выросло на 840 семей (с 14 268 до 15 108). Основной прирост связан с увеличением числа многодетных семей, имеющих в своем составе трех и более детей. Количество таких семей по итогам 2020 года по сравнению с данными за 2018 год выросло на 791 единицу, или на 24,6%. Доля многодетных семей, в установленном порядке признанных малоимущими в органах социальной защиты населения Республики Коми, в общем количестве малоимущих семей по итогам 2020 года составила 22,0%, увеличившись за три года на 3,1 п.п.
Наблюдается небольшой прирост малоимущих домохозяйств, имеющих в своем составе двух детей, с 2018 года по 2020 год их количество увеличилось на 171 единицу, или на 3,0% (с 5 673 до 5 844 единиц). Доли таких семей, в установленном порядке признанных малоимущими в органах социальной защиты населения Республики Коми, в общей численности малоимущих семей составила 32,1%. Одновременно удельный вес семей, в установленном порядке признанных малоимущими в органах социальной защиты населения Республики Коми, имеющих в своем составе одного ребенка в возрасте до 18 лет, в общем количестве малоимущих семей сократился на 2,8 п.п. до 28,9%, а количество таких семей снизилось на 122 единицы.
Увеличение числа семей, в установленном порядке признанных малоимущими в органах социальной защиты населения Республики Коми, имеющих в своем составе 3-х и более детей, обусловило в свою очередь рост численности малоимущих граждан, проживающих в таких семьях. С 2018 года по 2020 год их численность увеличилась на 3 392 человека, или на 20,7%. Доля такой категории лиц в общей численности малоимущих граждан выросла на 5,3 п.п. (с 28,9% по состоянию на 1 января 2019 г. до 34,2% по состоянию на 1 января 2021 г.).
По итогам 2019 года доля граждан, в установленном порядке признанных малоимущими в органах социальной защиты населения Республики Коми, в общей численности населения по муниципальным районам варьировалась от 2,3% (МО МР "Сосногорск") до 30,0% (МО МР "Ижемский"). В МО МР "Усть-Куломский", МО МР "Прилузский" малоимущими являлись более 25% населения, проживающего на территории муниципалитета. По городским округам значение показателя по итогам 2019 года варьировалось от 1,5% (МО ГО "Ухта") до 6,0% (МО ГО "Инта").
Муниципальные образования, в которых доля граждан, в установленном порядке признанных малоимущими в органах социальной защиты населения Республики Коми, в общей численности населении муниципального района является высокой (более 10,0%), отличаются наибольшим коэффициентом рождаемости и наименьшей покупательной способностью заработной платы. Показатель зарегистрированной безработицы (нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию) в таких муниципальных образованиях сложился выше среднереспубликанского значения. По состоянию на 1 января 2020 года коэффициент напряженности среди безработных граждан в большинстве таких сельских районов варьировался от 2 до 3 человек на одну вакансию.
Таким образом, одной из основных причин малообеспеченности семей является иждивенческая нагрузка, 83,0% семей (данные по состоянию на 1 января 2021 г.), в установленном порядке признанных малоимущими в органах социальной защиты населения Республики Коми, имеют в своем составе детей до 18 лет. Высокая концентрация бедности отмечается в сельских населенных пунктах.
Обследование по выявлению постоянного или временного пребывания семьи в состоянии бедности было проведено на основании данных опроса граждан, проведенного в 2019 году Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми. На вопрос о периоде, в течение которого семья живет в таком финансовом положении, 29% респондентов указали период - от трех до пяти лет, 17% - от шести до десяти лет, 29% - более десяти лет. Всего 5% респондентов отметили, что имеют низкие доходы в течение менее полугода, 6% - от полугода до года.
По длительности нахождения за чертой бедности большинство граждан с доходами ниже прожиточного минимума являются "хроническими" бедными. Одной из причин преобладания "хронического" типа бедности является высокая доля работающих бедных. Результаты обследования, проведенного в рамках совместного проекта "Совершенствование системы социальной защиты в Российской Федерации" Всемирного банка, Министерства финансов Российской Федерации и Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации* (далее - обследование Всемирного банка и НИФИ), только подтверждают указанное утверждение: в Республике Коми наличие в составе семьи работающих граждан не защищает домохозяйство от бедности. 31% от общего числа бедных в Республике Коми составляют работающие граждане, а члены малоимущих домохозяйств, в которых есть 2 и более работающих, составляют 30% от общего числа малоимущих. Такие данные демонстрируют, что оказание социальной помощи должно быть тесным образом связано с политикой на рынке труда. Установление связи с программами занятости, создание дополнительных стимулов к труду среди трудоспособных получателей социальной поддержки, повышение оплаты труда может рассматриваться как одно из направлений повышение эффективности реализации региональной программы "Снижение доли населения Республики Коми с доходами ниже прожиточного минимума на период до 2030 года".
------------------------------
* Обследование проведено с 5 декабря 2017 года по 3 марта 2018 года в 58 населенных пунктах Республики Коми, общая репрезентативная выборка - 2 252 интервью (5 998 человек), дополнительная направленная выборка - 833 интервью (1 650 человек)
2.4. Информация о факторах и причинах бедности семей и одиноко проживающих граждан
По данным Комистата высокий уровень абсолютной бедности в Республике Коми обусловлен двумя факторами. Первый фактор - наличие групп населения, которым не гарантирован прожиточный минимум (иждивенцев). На сегодняшний день прожиточный минимум гарантирован только пенсионерам (с 2010 г.) и занятым полный рабочий день в открытом секторе экономики (с 2019 г.). Второй фактор бедности - низкий уровень доходов, недостаточный для содержания иждивенцев, главным образом лиц моложе трудоспособного возраста и безработных. Данные факторы бедности можно выразить следующими показателями: доля населения моложе трудоспособного возраста, уровень безработицы и покупательная способность денежных доходов населения относительно прожиточного минимума.
Для оценки влияния данных показателей на долю граждан с доходами ниже прожиточного минимума Комистатом были рассчитаны коэффициенты корреляции. Значение коэффициента выше 0,50 указывает на наличие заметной связи между величинами, а при значении больше 0,70 связь расценивается как существенная. Коэффициенты корреляции, рассчитанные за 2000 - 2019 гг., показали наличие заметной связи уровня бедности с долей населения моложе трудоспособного возраста (0,63) и уровнем безработицы (0,54), и наличие существенной связи с покупательной способностью среднедушевых денежных доходов населения относительно прожиточного минимума (-0,76).
Уровень бедности в Республике Коми в 2019 г. превосходил значение в среднем по стране (15,5% и 12,3% соответственно) за счет одновременного действия всех трех факторов: более низкой покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения (2,6 ПМ против 3,2 ПМ), более высокого уровня безработицы (6,8% против 4,6%) и большей доли населения моложе трудоспособного возраста (20,2% против 18,7%).
В Республике Коми один из самых высоких в Северо-Западном федеральном округе удельных весов лиц моложе трудоспособного возраста - 20,3% на 1 января 2019 года (в среднем по России - 18,7, в целом по Северо-западному федеральному округу - 17,1%, по г. Санкт-Петербургу - 15,7%). Дети, как правило, не получают доход, но в составе общей численности населения участвуют в расчете уровня бедности. Поэтому, при прочих равных условиях, чем выше доля детей в составе населения, тем больше численность и доля населения, имеющего доход ниже прожиточного минимума.
Немаловажное значение на уровень бедности оказывает миграционный отток населения. Численность населения Республики Коми в 2019 году сократилась на 9,8 тыс. человек, или на 1,2%, при этом миграционная убыль населения составила 80% от общего сокращения численности. В 2020 году сокращение численности населения по причине миграции замедлилось в результате карантинных мероприятий в стране и мире, введенных в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции. Миграционный отток населения из республики определяет не только численные потери, но и оказывает влияние на качественный состав населения. Республику Коми покидает в основном квалифицированная часть трудового потенциала.
Выявленные Комистатом факторы бедности подтверждаются результатами обследования Всемирного банка и НИФИ, в рамках которого установлено, что основным фактором бедности населения является отсутствие в домохозяйстве одновременно двух основных источников денежных доходов - трудового дохода и пенсий; особой уязвимостью отличаются неполные семьи, в которых отсутствует один из родителей. В противовес бедности, основными факторами благосостояния получателей региональных мер являются наличие в домохозяйстве нескольких источников доходов от занятости или пенсий. Домохозяйства, состоящие только из получателей пенсий или получателей пенсий и нетрудоспособных, практически гарантированно не попадают в ряды малоимущих, что является результатом текущей пенсионной политики - все получатели пенсий, имеющие пенсию ниже прожиточного минимума (чаще всего это социальные пенсии по инвалидности и по потере кормильца), гарантированно получают доплату до прожиточного минимума пенсионера.
В 2021 году Контрольно-счетной палатой Республики Коми в целях определения факторов, оказывающих наибольшее влияние на изменение уровня бедности в Республике Коми, был проведен корреляционно-регрессионный анализ статистических данных, характеризующих социально-экономическое положение Республики Коми, за период 2001 - 2019 гг.
Проведенный анализ показал, что уровень безработицы, средний размер назначенных месячных пенсий, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, удельный вес потребительских расходов населения в структуре доходов населения являются коррелирующими факторами.
Коэффициенты корреляции, рассчитанные за 2001 - 2019 гг., показали наличие существенной связи уровня бедности с численностью населения в возрасте моложе трудоспособного возраста, а также наличие заметной связи уровня бедности с покупательной способностью среднедушевых денежных доходом населения относительно прожиточного минимума и уровнем безработицы.
Полученная зависимость позволила сформулировать следующие утверждения:
1. При росте уровня безработицы на 1% и неизменном действии других факторов уровень бедности в среднем повышается на 0,22%.
2. При увеличении покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения относительно прожиточного минимума на 1 прожиточный минимум в месяц уровень бедности в среднем снижается на 2,47%.
3. При увеличении численности населения в возрасте моложе трудоспособного на 1 тыс. человек и неизменном действии других факторов уровень бедности в среднем повышается на 0,078%.
Таким образом, выявленная зависимость позволяет определить наиболее значимые направления деятельности региона в целях снижения уровня бедности населения.
В первую очередь, это экономические факторы, способствующие росту экономики, повышению доходов населения, снижению безработицы и росту качества жизни: увеличение деловой активности предпринимателей, размеров и структуры производства товаров и оказания услуг; внедрение инновационных технологий; государственная помощь субъектам малого и среднего бизнеса; создание высокопроизводительных рабочих мест с достойной заработной платой.
Во-вторых, это социальные факторы, определяющие социальную политику государства: рациональное использование бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, создание возможностей для самореализации граждан на всех уровнях общественной жизни. Большое значение при этом имеет усиление адресности и эффективности социальной поддержки нуждающимся гражданам.
3. Информация о мерах социальной поддержки в Республике Коми
В целях повышения уровня доходов и социальной защиты населения в республике реализуется система мер социальной поддержки, установленная федеральным законодательством и законодательством Республики Коми.
В 2019 году были предоставлены следующие меры социальной поддержки:
республиканская ежемесячная (ежегодная) денежная выплата предоставлена 141,2 тыс. граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, общий объем использованных средств республиканского бюджета Республики Коми за 2019 год составил 684,1 млн. рублей;
компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, которой воспользовались 171,1 тыс. человек, расходы за 2019 год составили 1 994,7 млн. рублей;
меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета, которыми воспользовались 45,9 тыс. человек, расходы за 2019 год составили 458,9 млн. рублей.
Также на республиканском уровне установлены различные виды государственной социальной помощи и компенсаций для граждан на основе принципов адресности и нуждаемости.
Малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставляются 12 видов государственной социальной помощи. Объем средств республиканского бюджета, израсходованных на предоставление государственной социальной помощи, в 2019 году составил 913,0 млн. рублей.
Предоставляется региональная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума неработающим пенсионерам, в том числе детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца. На 1 января 2020 года численность получателей составила 18,7 тыс. человек, объем израсходованных средств за 2019 год - 692,6 млн. рублей.
Адресная социальная защита населения также осуществляется через предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Гражданам предоставляется субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в случае, если их расходы на эти цели, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в республике - 22%). За 2019 год субсидии получили 18,7 тыс. семей, сумма средств на выплату субсидий составила 656,5 млн. рублей.
Особое внимание в республике уделяется поддержке семей с детьми, многодетных семей, в том числе в рамках реализации отдельных мероприятий регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография".
Численность детей, на которых выплачено ежемесячное пособие, на 1 января 2020 года составила 23,9 тыс. человек. Объем израсходованных бюджетных средств за 2019 год составил 247,8 млн. рублей.
Ежемесячная денежная выплата семьям с детьми в размере прожиточного минимума ребенка, установленного в Республике Коми, в случае рождения в семье, имеющей статус малоимущей, третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в 2019 году предоставлена 2 048 семьям, объем израсходованных средств за 2019 год составил 207,3 млн. рублей.
Ежемесячная выплата, назначаемая в случае рождения (усыновления) первого ребенка до достижения ребенком полутора лет, семьям, чей средний душевой доход не превышает 1,5 прожиточного минимума, в 2019 году предоставлена 2 775 семьям на общую сумму 299,8 млн. рублей.
Республиканским законодательством предусмотрено предоставление регионального семейного капитала в размере 150 тыс. рублей матерям, родившим третьего или последующих детей. За 2019 год сертификаты получили 1 625 граждан. Выплаты средств регионального семейного капитала произведены 3 377 гражданам на общую сумму 237,5 млн. рублей, из них:
на улучшение жилищных условий семьи - 652 гражданам;
на единовременную выплату - 2 099 гражданам;
на проведение капитального и (или) текущего ремонта жилого помещения - 1 248 гражданам;
на получение образования ребенком (детьми) - 60 гражданам;
на получение платных медицинских услуг ребенком (детьми) - 37 гражданам.
Республиканским законодательством регулируются некоторые вопросы в области опеки и попечительства, а также устанавливаются дополнительные формы государственной поддержки при передаче ребенка на воспитание в семью и дополнительные социальные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе в области образования. Расходы республиканского бюджета Республики Коми на предоставление социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за 2019 год составили 360,0 млн. рублей.
С 1 сентября 2019 года установлен критерий нуждаемости в размере 2,5 размера величины прожиточного минимума для предоставления компенсации родительской платы за детский сад (до 1 сентября 2020 года - 1,5 размера величины прожиточного минимума) и увеличена компенсация за первого ребенка с 20% до 30%.
Кроме того, с 1 сентября 2019 года увеличен:
размер материальной помощи малоимущим семьям с 4 920 рублей до 6 500 рублей (с 1 января 2020 года - 6 812 рублей) на покупку одежды и обуви детям, которые ходят в школу или посещают детский сад, и ее предоставление осуществляется вне зависимости от посещения детьми дошкольных или общеобразовательных организаций;
размер социального пособия для малоимущих семей, введенного с 1 июля 2019 года, с 463 рублей до 600 рублей.
С 1 января 2020 года:
введен семейный капитал при рождении первого ребенка в размере 150 тыс. рублей, основные направления использования - улучшение жилищных условий, получение образования ребенком, получение платных медицинских услуг ребенком, проведение капитального и (или) текущего ремонта жилого помещения, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, а также предоставление единовременной выплаты в размере не более 25,0 тыс. рублей;
введено пособие женщинам при сроке беременности не менее 12 недель, состоящим на учете по беременности и родам в медицинской организации Республики Коми, размер пособия - 1 тыс. рублей, вне зависимости от величины среднедушевого дохода семьи;
введено пособие на приобретение продуктов питания женщинам, кормящим детей, находящихся на грудном или смешанном вскармливании, в установленном порядке признанным малоимущими, в размере 650 рублей ежемесячно;
увеличены размеры пособия на ребенка и расширена категория детей, на которых предоставляется указанное пособие, размеры пособий увеличены в 1,5 - 3 раза;
увеличен размер пособия на оплату проезда в пассажирском транспорте детям из многодетных семей, являющимся учащимися образовательных организаций, с 242 рублей до 500 рублей. Расширен круг получателей пособия на оплату проезда в пассажирском транспорте (в размере 500 рублей) детям, обучающимся в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, до достижения возраста 23 лет.
В соответствии с Законом Республики Коми от 24 декабря 2019 г. N 108-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей" с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата семьям при рождении в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет предоставляется семьям со среднедушевым доходом, не превышающим 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Республике Коми за II квартал года, предшествующего году обращения за ее назначением (до 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата предоставлялась семьям, признанным в установленном порядке малоимущими).
Согласно Федеральному закону от 2 августа 2019 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 305-ФЗ) ежемесячная выплата, назначаемая в случае рождения (усыновления) первого ребенка до достижения ребенком полутора лет, с 1 января 2020 года предоставляется семьям, чей средний душевой доход не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (до 1 января 2020 года ежемесячная выплата предоставлялась семьям со среднедушевым доходом, не превышающим 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения).
Также согласно Федеральному закону N 305-ФЗ ежемесячная выплата назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет (до 1 января 2020 года указанная выплата предоставлялась на срок один год. По истечении этого срока гражданин подавал новое заявление о назначении указанной выплаты на срок до достижения ребенком возраста полутора лет).
По данным Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в 2019 году на территории Республики Коми предоставлялось 149 мер социальной поддержки, в 2020 году - 153 меры. 13% из общего перечня мер социальной поддержки установлено федеральным законодательством. Более 80% предоставляемых мер социальной поддержки установлены законодательством Республики Коми и нормативными правовыми актами муниципальных образований.
В 2020 году по сравнению с 2019 годом количество мер социальной поддержки увеличилось за счет введения новых мер, предусмотренных федеральным законодательством и региональными нормативными правовыми актами.
Анализ мер социальной поддержки свидетельствует, что при их предоставлении преобладает категориальный принцип, когда условием оказания поддержки является не нуждаемость в ней, а принадлежность к той или иной социальной группе. В 2019 году количество мер социальной поддержки, предоставляемых с учетом критериев нуждаемости, составило 23,5% от общего количества мер поддержки. Вместе с тем отмечается положительная динамика, количество таких мер по итогам 2020 года по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 1,3 п.п., составив 24,8%.
Необходимо отметить, что один человек может являться получателем нескольких выплат по различным направлениям социальной поддержки в зависимости от его статуса (малоимущий, инвалид, пенсионер и т.д.). Учитывая изложенное, количество получателей различных видов социальной поддержки в целом по Республике Коми в 2019 году составило 957,3 тыс. человек, в 2020 году - 900,1 тыс. человек. Меры социальной поддержки, установленные законодательством Республики Коми, предоставляются наибольшему числу получателей (817,4 тыс. человек, или 85,4% от общего количества - в 2019 году, 715,4 тыс. человек или 79,5% от общего количества - в 2020 году).
Численность получателей мер социальной поддержки с учетом критерия нуждаемости в 2019 году составляла 107,2 тыс. человек, или 11,2% от общего количества получателей. В 2020 году данный показатель возрос до 17,4% и составил 156,9 тыс. человек.
Наибольшее количество получателей сложилось по предоставлению мер компенсационного характера. К ним относятся такие меры, как оплата жилищно-коммунальных услуг (в том числе в виде субсидий), оплата проезда на пассажирском транспорте, материальная помощь и т.д. По итогам 2019 года доля получателей данных мер в общем количестве составила 57,6%.
Группа получателей мер социальной поддержки, предоставляемых за особые заслуги в соответствии с социальным и общественным статусом и в связи с особыми условиями труда, является второй по востребованности среди населения Республики Коми. Самой многочисленной по числу получателей и по объему расходуемых средств по данной группе является категория "ветераны труда" и "ветераны труда Республики Коми".
Третьими по численности получателей являются малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми.
Одновременно отмечается, что лица, имеющие доходы ниже прожиточного минимума, потенциально могут быть получателями региональных мер социальной поддержки, предоставляемых по категориальному принципу (например, лица, относящиеся к категории "ветеран труда", "труженик тыла", "участник боевых действий", "инвалиды" и др.).
В последние годы наблюдается переориентация мер на поддержку семей с детьми. Семьям с детьми в Республике Коми предусматриваются как выплаты прямого характера (государственная денежная помощь в связи с рождением детей, в том числе региональный семейный капитал на первого и третьего ребенка, выплаты пособий семьям, имеющим детей до трех лет, от трех до семи лет, пособий на оплату проезда детей из многодетных семей, оплату жилищно-коммунальных услуг и т.д.), так и адресные меры поддержки малоимущим семьям (пособие на ребенка, материальная помощь, пособие беременным женщинам и кормящим матерям на приобретение продуктов питания, предоставление бесплатного питания детям, обучающимся в образовательных организациях, пособие на основании социального контракта).
Объем средств, направляемых на реализацию мер социальной поддержки населения в Республике Коми, ежегодно растет. При этом основной объем расходов обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Республики Коми: в 2019 году удельный вес расходов республиканского бюджета составил 69,6% от общего объема финансового обеспечения, в 2020 году - 56,5%.
В 2019 году общий объем фактических расходов консолидированного бюджета Республики Коми на реализацию мер социальной поддержки составил 7 955 140,9 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 2 354 823,7 тыс. рублей (29,6% от общего объема средств);
за счет средств республиканского бюджета Республики Коми - 5 534 380,8 тыс. рублей (69,6% от общего объема средств);
за счет средств местных бюджетов - 65 936,4 тыс. рублей (0,8% от общего объема средств).
В 2020 году объем расходов консолидированного бюджета Республики Коми на указанные цели увеличился по сравнению с 2019 годом на 4 242 345,4 тыс. рублей, или в 1,5 раза, и составил 12 197 486,3 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 5 236 548,9 тыс. рублей (43,0% от общего объема средств);
за счет средств республиканского бюджета Республики Коми - 6 896 270,4 тыс. рублей (56,5% от общего объема средств);
за счет средств местных бюджетов - 64 667,0 тыс. рублей (0,5°/о от общего объема средств).
В 2020 году удельный вес расходов на меры социальной поддержки, предоставляемые по принципу нуждаемости, по сравнению с 2019 годом вырос практически в 1,5 раза и составил 44,8% в общем объеме средств на меры социальной поддержки.
Состав малоимущей семьи довольно различен, соответственно и размер доходов, и размер социальной поддержки, оказываемой малоимущей семье (гражданину), существенно различаются.
Так, в 2020 году одиноко проживающие граждане, в том числе лица пенсионного возраста, могли являться получателями региональной социальной доплаты к пенсии (средний размер доплаты составлял 3,5 тыс. рублей), пособия на оплату проезда в общественном транспорте (254 рубля) и/или социального пособия (600 рублей 1 раз в полгода). Таким образом, ежемесячные выплаты одиноко проживающим гражданам могли составлять от 354 рублей до 3,9 тыс. рублей.
Семьи с детьми, в установленном порядке признанные малоимущими в органах социальной защиты населения Республики Коми, могли претендовать на более широкий спектр видов поддержки (как выплат, имеющих прямой характер, так и адресных мер малоимущим семьям).
Исходя из результатов проведенного Контрольно-счетной палатой Республики Коми выборочного обследования получателей пособия на основании социального контракта было установлено, что в 2020 году размер социальных выплат в малоимущих семьях (с учетом всех мер поддержки) в месяц составил:
в семьях с одним или двумя детьми от 30,0 тыс. рублей до 38,5 тыс. рублей;
в семьях с тремя и более детьми от 38,5 тыс. рублей до 52,2 тыс. рублей;
одиноко проживающих граждан от 6,4 тыс. рублей до 25,0 тыс. рублей.
Для расчета среднего размера покрытия дефицита денежных доходов малоимущих граждан мерами социальной поддержки Контрольно-счетной палатой Республики Коми были сформированы группы наиболее востребованных мер по категории семьи с детьми, в установленном порядке признанные малоимущими в органах социальной защиты населения Республики Коми (как наиболее распространенной категории в составе малоимущих граждан) (таблица 4).
Таблица 4
Группа наиболее востребованных мер социальной поддержки исходя из количества получателей |
Год |
Фактическая численность получателей, человек |
Кол-во детей в семье |
Дефицит денежных доходов в расчете на 1 члена семьи, руб. |
Покрытие дефицита денежных доходов социальными выплатами, руб. |
% покрытия денежных доходов социальными выплатами |
Без учета социального контракта | ||||||
Пособие на ребенка; материальная помощь; пособие беременным женщинам, кормящим матерям; социальное пособие |
2019 |
39 625 |
1 |
4509,8 |
- 2 581,0 |
42,8% |
2 |
4 711,4 |
- 2 782,6 |
40,9% |
|||
3 и более |
5 694,7 |
- 3 765,9 |
33,9% |
|||
Пособие на ребенка; материальная помощь; пособие беременным женщинам, кормящим матерям; социальное пособие; единовременная денежная выплата на ведение садоводства |
2020 |
62 861 |
1 |
4 765,8 |
- 1 675,9 |
64,8% |
2 |
4 889,2 |
- 1 799,3 |
63,2% |
|||
3 и более |
5 396,0 |
- 2 306,1 |
57,3% |
|||
Без учета социального контракта | ||||||
Пособие на ребенка; материальная помощь; пособие беременным женщинам, кормящим матерям; социальное пособие; социальный контракт |
2019 |
39 688 |
1 |
4 509,8 |
3 835,0 |
185,0% |
2 |
4 711,4 |
3 633,5 |
177,1% |
|||
3 и более |
5 694,7 |
2 650,1 |
146,5% |
|||
Пособие на ребенка; материальная помощь; пособие беременным женщинам, кормящим матерям; социальное пособие; единовременная денежная выплата на ведение садоводства; социальный контракт |
2020 |
67 031 |
1 |
4 765,8 |
4 450,3 |
193,4% |
2 |
4 889,2 |
4 326,8 |
188,5% |
|||
3 и более |
5 396,0 |
3 820,1 |
170,8% |
Рассматривая категорию малоимущих семей с детьми, необходимо учитывать, что размеры дефицита денежных доходов домохозяйств разнятся в зависимости от количества проживающих в них детей до 18 лет. Так, в 2019 году при получении малоимущим гражданином в составе семьи с детьми одновременно четырех мер социальной помощи (пособия на ребенка, социального пособия, материальной помощи и пособия беременным женщинам, кормящим матерям на приобретение продуктов питания), расходы бюджетных средств на 1 получателя в месяц в среднем составили 1,9 тыс. рублей. Указанные меры в среднем покрывали порядка 42,8% дефицита денежных доходов 1 члена домохозяйства в семье с 1 ребенком, 40,9% - в семье с двумя детьми, 33,9% - в семье из трех и более детей.
В 2020 году меры социальной поддержки в среднем покрыли 64,8% дефицита денежных доходов 1 члена домохозяйства в семье с 1 ребенком, 63,2% - в семье с двумя детьми, 57,3% - в семье из трех и более детей.
Таким образом, вышеперечисленные выплаты социального характера не позволяют добиться устойчивого выхода из бедности.
Значительно лучше ситуация складывается при условии, что малоимущий гражданин в составе семьи с детьми воспользовался помимо вышеперечисленных мер государственной социальной помощью на основании социального контракта.
По результатам обследования Всемирного банка и НИФИ в 2017 году 24% населения Республики Коми сообщили о совокупных доходах домохозяйства ниже соответствующей величины прожиточного минимума. Специалистами было установлено, что бедность в регионе после оказания мер социальной поддержки в среднем сокращается среди населения с 24% на 3 п.п., то есть на 12% (до 21,5%). В целом эффективность системы мер социальной поддержки по сокращению глубины бедности была признана удовлетворительной в части эффективности адресных региональных мер, социальной поддержки многодетных семей и домохозяйств нетрудоспособных и пенсионеров: при среднем для получателей региональных мер значении сокращения дефицита дохода в 23% у перечисленных групп оно оказалось выше.
После проведенного анализа результатов обследования Всемирного банка и НИФИ в республике в целях усиления социальной поддержки наиболее уязвимых с точки зрения дефицита доходов домохозяйств - семей с детьми, повышения адресности и адекватности мер поддержки приняты Закон Республики Коми от 24 сентября 2019 г. N 49-РЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Коми по вопросам социальной защиты семей с детьми" (далее - закон о "миллиарде") с общим финансированием более 1 млрд. рублей и Закон Республики Коми от 24 июня 2019 г. N 31-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми". Данные законы предусматривают введение новых и совершенствование уже действующих выплат и пособий семьям с детьми за счет увеличения размеров поддержки и расширения категорий получателей.
Одной из наиболее результативных мер, оказывающих влияние на снижение бедности, является региональная социальная доплата к пенсии.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, в размере, чтобы сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте.
Таким образом, указанная мера социальной поддержки позволяет полностью довести денежный доход гражданина до величины прожиточного минимума.
Глубинные интервью в рамках обследования Всемирного банка и НИФИ с получателями мер социальной поддержки показали, что население Республики Коми в целом позитивно воспринимает существующую систему социальной поддержки и достаточно настороженно относится к новым идеям.
Несмотря на актуальность борьбы с бедностью населением принцип заслуг признается более важным для системы социальной поддержки. Большая часть населения против учета доходов при предоставлении мер социальной поддержки.
Дальнейшее совершенствование системы должно пойти по пути расширения адресных мер социальной поддержки в силу их отличной точности и эффективности, в том числе видов помощи, позволяющих не только поддержать доходы домохозяйства на период выплаты, но и преодолеть трудную жизненную ситуацию - причину бедности в долгосрочной перспективе.
4. Влияние мероприятий, реализуемых в рамках национальных проектов, на повышение доходов населения Республики Коми
Согласно Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.) способствовать снижению бедности в России должны в первую очередь такие проекты, как "Демография", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Образование", "Повышение производительности труда и поддержка занятости" и "Цифровая экономика Российской Федерации".
В 2019 году Республика Коми активно включилась в реализацию 12 национальных проектов. Значительное внимание уделяется проектам социальной направленности.
Наибольшее число мер прямого влияния на бедность содержит проект "Демография".
В рамках национального проекта "Демография" на территории Республики Коми осуществляются мероприятия по следующим направлениям:
1) целевая поддержка нуждающихся семей с детьми (предоставление ежемесячных денежных выплат в связи с рождением первого и второго ребенка, а также при рождении третьего и последующих детей и иных пособий, а также мер поддержки). Данные выплаты оказывают непосредственное влияние на увеличение текущего дохода получателей, позволяют сократить разрыв доходов слоев населения, которые относятся к категории малоимущих граждан.
Так, в 2020 году были предоставлены следующие социальные выплаты:
ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка - 4 885 семей на общую сумму 673 635,95 тыс. рублей;
ежемесячная денежная выплата семьям с тремя и более детьми, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет, - 2 673 семей на сумму 396 397,29 тыс. рублей;
сертификат на региональный семейный капитал для семей, имеющих трех или более детей, - 1 438 семей (средствами воспользовалось 2 437 человек) на общую суму 189 399,53 тыс. рублей;
возмещение расходов женщинам на проезд в медицинские организации Республики Коми, оказывающие медицинскую помощь в период беременности и родов, к месту консультации, родоразрешения и обратно - 796 женщин на общую сумму 2 340,41 тыс. рублей;
сертификат на региональный семейный капитал семьям при рождении первого ребенка - 1 491 семья, выплаты средств регионального семейного капитала произведены 173 гражданам на общую сумму 32 053,07 тыс. рублей;
пособие беременным женщинам на приобретение продуктов питания - 6211 женщин на общую сумму 28 809,39 тыс. рублей;
пособия женщинам, кормящим детей, находящихся на грудном или смешанном вскармливании, на приобретение продуктов питания - 9 103 женщины на общую сумму 6 903,96 тыс. рублей;
2) содействие трудовой занятости женщин, воспитывающих детей; создание дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет в государственных, муниципальных и частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход.
Так, по итогам 2020 года в Республике Коми по направлению органов службы занятости переобучение завершили 330 женщин.
За период 2019 - 2021 годов на территории Республики Коми начали функционирование новые детские сады:
дошкольное образовательное учреждение в с. Большелуг Корткеросского района (50 мест);
детский сад в 3а мкр. Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" (270 мест);
осуществлен выкуп помещений под размещение дошкольных групп (с общим количеством мест 154 по трем адресам в г. Сыктывкаре);
детский сад в с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми (270 мест);
3) содействие сохранению занятости лиц пенсионного и предпенсионного возраста. За 2019 - 2020 гг. завершили профессиональное обучение 1 118 человек в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста.
Национальным проектом "Образование" создаются условия для получения качественного общего образования детей, развития их способностей и талантов, повышения конкурентоспособности профессионального образования, что непосредственно будет способствовать росту будущих доходов нового поколения.
Также в национальный проект "Образование" заложены механизмы, влияющие на благосостояние граждан за счет снижения вынужденных расходов семей на образование.
В рамках национального проекта "Образование" в Республике Коми в 2019 - 2020 годах:
построена школа по ул. Новозатонской в г. Сыктывкаре (600 мест);
обновлена материально-техническая база и внедрены новые технологии в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в ГОУ РК "Специальная (коррекционная) школа-интернат N 1" г. Емва;
создан детский технопарк "Кванториум" в г. Ухте, 2 мобильных технопарка "Кванториум" для детей, проживающих в сельской местности и малых городах;
созданы и функционируют центры цифрового и гуманитарного образования "Точка роста" в 64 сельских школах из 16 муниципалитетов республики;
созданы центры цифрового образования IT-куб в г. Сыктывкаре, в с. Выльгорт Сыктывдинского района;
в ГПОУ "Сыктывкарский политехнический техникум" открыты мастерские по приоритетной группе компетенций "Промышленные и инженерные технологии": по компетенциям "Сварочные технологии", "Лазерные технологии", "Электроника", "Интернет вещей", "Аддитивное производство (Реверсивный инжиниринг)".
В 2021 году:
ведется строительство школы в с. Помоздино (400 мест);
начато строительство школы в с. Объячево (600 мест);
открыт 26 августа 2021 г. первый в России школьный технопарк "Кванториум" на базе МАОУ "Гимназия им. А.С. Пушкина";
открыты 3 "Точки роста", в сентябре планируется открытие еще 21 "Точки роста";
открыты 4 современные мастерские (лаборатории) на базе Сыктывкарского колледжа сервиса и связи по приоритетной группе компетенций "Искусство, дизайн и сфера услуг".
Национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" содержит решения, способствующие занятости населения, и, как следствие, снижению бедности. Они нацелены на вовлечение населения в предпринимательскую активность посредством снижения налоговой нагрузки, устранения административных барьеров и оказания различного рода поддержки представителям малого и среднего бизнеса. Указанные шаги могут не только способствовать созданию рабочих мест, но и стимулировать вовлечение в предпринимательскую активность представителей наименее обеспеченных слоев населения и повышение их доходов. Отдельно следует отметить меры по развитию сельской кооперации и фермерства, которые способствуют снижению сельской бедности.
Стимулирование малого и среднего бизнеса ведет к повышению доходов самозанятых граждан, а также создает дополнительные рабочие места, что в перспективе способствует увеличению совокупного денежного дохода населения.
Так, в 2020 году:
АО "Микрокредитная компания Республики Коми" выдано субъектам МСП 284 микрозайма на сумму 253,9 млн рублей;
субъектам МСП выдано 47 поручительств на сумму 204,7 млн рублей, что позволило предпринимателям привлечь кредитов на сумму 464,3 млн рублей;
в структуре Центра "Мой бизнес" создан Центр поддержки экспорта, услугами которого за 2020 год воспользовалось 255 субъектов МСП;
оказана поддержка 36 субъектам МСП, ведущим деятельность в моногородах Республики Коми, на общую сумму 38,8 млн рублей;
оказано 320 консультаций субъектам МСП и 103 консультации физическим лицам, планирующим начать предпринимательскую деятельность, на базе Центра "Мой бизнес";
в перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи субъектам МСП на льготных условиях, включено 1012 объектов;
предоставлена субсидия 8 крестьянским (фермерским) хозяйствам по направлению гранты "Агростартап" и 8 сельскохозяйственным потребительским кооперативам.
Национальный проект "Цифровая экономика" направлен на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Меры национального проекта "Цифровая экономика" способствуют созданию рабочих мест и росту занятости населения, а также профессиональной подготовке и переподготовке специалистов в сфере цифровых технологий, что может оказать положительное влияние на доходы значительной группы занятых в экономике. Однако, следует отметить, что доля мероприятий, нацеленных на снижение бедности, среди всех ожидаемых результатов проекта невелика, а их связь с показателями бедности является косвенной.
В рамках национального проекта "Цифровая экономика" в 2020 году:
совместно с ПАО "Ростелеком" осуществлялось подключение к сети "Интернет" социально значимых объектов на территории Республики Коми: в 2020 году было подключено 217 таких объектов: 43 фельдшерско-акушерских пункта, 102 образовательные организации, 42 пожарные части, 30 органов государственной власти и органов местного самоуправления;
проведена работа по информированию компаний Республики Коми о возможности получения государственной поддержки, конкурсных отборов, грантов, направленных на развитие цифровых технологий в регионе;
проведены работы по переводу в электронный вид государственных услуг, связанных с назначением социальных выплат;
выпущено 1 447 специалистов системы профессионального образования с ключевыми компетенциями цифровой экономики, переобучено по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования 1 833 жителя. Выпуск специалистов по образовательным программам в области информационной безопасности составил 32 человека.
Реализация национального проекта "Производительность труда" на территории Республики Коми запланирована с 2022 года в соответствии с графиком вовлечения в реализацию национального проекта субъектов Российской Федерации, утвержденным протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Производительность труда и поддержка занятости" от 11 июня 2019 г. N 4. В рамках указанного национального проекта в регионе запланирована реализация двух региональных проектов "Адресная поддержка производительности труда на предприятиях" и "Системные меры по повышению производительности труда".
С целью реализации этих проектов между Министерством экономического развития и промышленности Республики Коми и руководителями федеральных проектов заключены соглашения, в которых определены целевые показатели и результаты национального проекта "Производительность труда" в регионе.
За три года реализации проекта (с 2022 по 2024 год) в Республике Коми будет создана учебная производственная площадка "фабрика процессов", на которой участники национального проекта в реальном производственном процессе получат практический опыт применения инструментов бережливого производства. Кроме того, на 16 предприятиях будут внедрены инструменты повышения производительности труда, обучены 10 руководителей, 262 сотрудника и 30 представителей региональных команд.
Реализация указанных мероприятий позволит не только повысить уровень квалификации и производительность труда работников, занятых на предприятиях участниках национального проекта, но и увеличить уровень оплаты труда на этих предприятиях.
Реализация всех вышеперечисленных национальных проектов на территории Республики Коми способствует сокращению уровня бедности в регионе и повышению доходов и уровня жизни граждан.
5. Информация о практике применения социального контракта
5.1. Практика применения социального контракта до 31 декабря 2019 года
В Республике Коми государственная социальная помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в виде пособия на основании социального контракта предоставлялась за счет республиканского бюджета Республики Коми с 2006 года по 31 декабря 2019 года.
Условиями заключения социального контракта в 2019 году являлись:
1) в составе малоимущей семьи имеются неработающие совершеннолетние члены семьи трудоспособного возраста (мужчины до 60 лет, женщины до 55 лет, а также мужчины и женщины старше указанного возраста, не получающие пенсии ввиду отсутствия права на ее назначение) и (или) инвалиды III группы;
2) отсутствие в составе малоимущей семьи совершеннолетних членов семьи трудоспособного возраста, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;
3) согласие всех совершеннолетних членов малоимущей семьи трудоспособного возраста на заключение социального контракта;
4) малоимущий одиноко проживающий гражданин является совершеннолетним неработающим лицом трудоспособного возраста (мужчины до 60 лет, женщины до 55 лет) и (или) инвалидом III группы и не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Социальный контракт заключался с малоимущим гражданином на срок от трех месяцев до одного года по мероприятиям:
поиск работы;
прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
ведение личного подсобного хозяйства;
осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление малоимущим гражданином трудной жизненной ситуации.
Размер пособия на основании социального контракта на малоимущую семью, на малоимущего одиноко проживающего гражданина на период действия социального контракта определялся индивидуально и рассчитывался по утвержденной формуле.
За период действия с 2006 года по 2019 год социальный контракт заключен с 283 семьями, в них проживало 1 162 человека, фактические расходы республиканского бюджета Республики Коми составили 18,2 млн. рублей (таблица 5).
Таблица 5
Год |
Количество семей |
В них человек |
Средний размер пособия(на человека), руб. |
Расходы на реализацию, млн. руб. |
2006 |
13 |
55 |
862 |
0,29 |
2007 |
18 |
65 |
2 283 |
0,41 |
2008 |
40 |
146 |
2 735 |
1,1 |
2009 |
18 |
63 |
2 941 |
0,57 |
2010 |
28 |
119 |
3 501 |
1,21 |
2011 |
21 |
78 |
3 798 |
1,31 |
2012 |
15 |
60 |
4 782 |
2,08 |
2013 |
6 |
21 |
5 839 |
0,89 |
2014 |
4 |
20 |
6 682 |
0,61 |
2015 |
3 |
13 |
7 308 |
0,4 |
2016 |
3 |
10 |
8 281 |
0,35 |
2017 |
22 |
99 |
8 453 |
2,15 |
2018 |
29 |
106 |
7 653 |
1,95 |
2019 |
63 |
307 |
7 290 |
4,89 |
Итого |
283 |
1 162 |
- |
18,2 |
Кроме того, в период с 1 июля 2019 года по 30 июня 2020 года на территории двух муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми "Сосногорск" и "Корткеросский" действовал новый вид государственной социальной помощи - пособие на основании Семейного социального контракта семьям, имеющим детей.
Размер пособия на основании Семейного социального контракта семьям, имеющим детей, в месяц составлял:
на каждого несовершеннолетнего члена малоимущей семьи - 5 000 рублей;
на каждого родителя (законного представителя) несовершеннолетнего ребенка, являющегося членом малоимущей семьи, - 1 500 рублей.
В 2019 году заключено 228 Семейных социальных контрактов, расходы на выплату пособия семьям в 2019 году составили 11,6 млн. рублей.
В 2019 году получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта и Семейного социального контракта семьям, имеющим детей (далее - контракт), являлись 291 семья (одиноко проживающий гражданин), в том числе:
а) проживающих:
в городской местности - 75 семей; сельской местности - 216 семей;
б) малоимущие семьи:
семьи с детьми до 16 лет - 279 семей,
из них:
многодетные семьи - 107 семей;
неполные семьи - 101 семья;
семьи, имеющие в составе инвалидов, - 7 семей;
семьи, имеющие в составе неработающих лиц трудоспособного возраста, - 5 семей.
Результаты предоставления пособия на основании контрактов в 2019 году:
7 семей преодолели трудную жизненную ситуацию;
17 граждан были трудоустроены;
17 семей увеличили доход от трудовой деятельности по окончании срока действия контрактов;
61 семья увеличила натуральные поступления из личного подсобного хозяйства по окончании срока действия контрактов.
Среднедушевой доход семьи до заключения контрактов и по окончании срока действия контрактов у граждан в 2019 году:
до заключения контрактов - 7 808,17 рубля;
по окончании срока действия контрактов - 9 110,01 рубля.
Численность граждан, повторно обратившихся за государственной социальной помощью после окончания срока действия контрактов, - 85 семей.
5.2. Практика применения социального контракта с 1 января 2020 года
С 2020 года Республика Коми включена в число субъектов Российской Федерации, в которых проводится пилотный проект по снижению уровня бедности в два раза в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - пилотный проект Минтруда России).
В рамках пилотного проекта Минтруда России реализуются мероприятия по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта по направлениям, предусмотренным Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. N 1559.
Условиями заключения социального контракта являются:
1) гражданин является малоимущим, имеющим по не зависящим от него причинам среднедушевой доход, определяемый в соответствии с федеральным законодательством, ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми;
2) согласие всех совершеннолетних членов малоимущей семьи трудоспособного возраста на заключение социального контракта.
Социальный контракт заключается с малоимущим гражданином на срок от трех месяцев до одного года по одному из четырех направлений:
поиск работы;
прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования и стажировка;
осуществление предпринимательской деятельности или организация крестьянского (фермерского) хозяйства;
осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление малоимущим гражданином трудной жизненной ситуации.
В рамках социального контракта по каждому направлению малоимущим гражданам предусмотрена выплата пособия:
а) ежемесячно в размере, равном средней величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Республике Коми за второй квартал года, предшествующего году заключения социального контракта:
по поиску работы;
по прохождению профессионального обучения или получению дополнительного профессионального образования;
по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Средняя величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в Республике Коми за второй квартал 2019 года установлена в размере 14 868 рублей (постановление Правительства Республики Коми от 30 июля 2019 г. N 355 "Об утверждении величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми за II квартал 2019 года");
б) единовременно:
по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или организации крестьянского (фермерского) хозяйства в размере фактических затрат, но не более 250 000 рублей;
при прохождении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования малоимущим гражданином по востребованным на рынке труда направлениям в размере стоимости курса не более 30 000 рублей на одного обучающегося.
Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 16 декабря 2019 г. N 149-092020-171 предусмотрено предоставление из федерального бюджета в 2020 - 2022 годах бюджету Республики Коми субсидии на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.";
3) в пункте 2 раздела III "Цели и задачи Программы":
а) в подпункте 4 слова "адаптации нуждающихся граждан." заменить словами "адаптации нуждающихся граждан;";
б) дополнить подпунктом 5 следующего содержания:
"5) повышение финансовой грамотности населения.";
4) раздел V "Ресурсное обеспечение Программы" изложить в следующей редакции:
"V. Ресурсное обеспечение Программы
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов.
Общий объем финансирования Программы в 2020 - 2023 годах составит 36 200 508,4 тыс. рублей,
в том числе по годам:
2020 год - 8 172 205,6 тыс. рублей;
2021 год - 10 026 613,9 тыс. рублей;
2022 год - 9 644 823,7 тыс. рублей;
2023 год - 8 356 865,2 тыс. рублей.
Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми и внебюджетных средств, в том числе:
за счет средств федерального бюджета 16 393 888,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 3 334 848,6 тыс. рублей;
2021 год - 4 765 291,4 тыс. рублей;
2022 год - 4 131 565,0 тыс. рублей;
2023 год - 4 162 183,5 тыс. рублей;
за счет средств республиканского бюджета Республики Коми 19 789 069,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 4 830 464,7 тыс. рублей;
2021 год - 5 250 663,9 тыс. рублей;
2022 год - 5 513 258,7 тыс. рублей;
2023 год - 4 194 681,7 тыс. рублей;
за счет внебюджетных средств 17 550,9 тыс. рублей, в том числе:
2020 год - 6 892,3 тыс. рублей;
2021 год - 10 658,6 тыс. рублей.
Средства республиканского бюджета Республики Коми, запланированные для финансирования Программы, предусмотрены в рамках следующих государственных программ:
1) Государственная программа Республики Коми "Развитие экономики и промышленности" (утверждена постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 521);
2) Государственная программа Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса" (утверждена постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 525);
3) Государственная программа Республики Коми "Содействие занятости населения" (утверждена постановлением Правительства Республики Коми от 30 октября 2019 г. N 512);
4) Государственная программа Республики Коми "Социальная защита населения" (утверждена постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 517);
5) Государственная программа Республики Коми "Развитие образования" (утверждена постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 522);
6) Государственная программа Республики Коми "Развитие культуры и туризма" (утверждена постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 524);
7) Государственная программа Республики Коми "Управление государственными финансами и государственным долгом" (утверждена постановлением Правительства Республики Коми от 30 октября 2019 г. N 511);
8) Государственная программа Республики Коми "Развитие строительства, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан" (утверждена постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 520).";
2. Приложение 1 к Программе изложить в редакции согласно приложению к настоящим изменениям.
<< Назад |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Постановление Правительства Республики Коми от 16 декабря 2021 г. N 591 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.