Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2021 г. N 3581-р
1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную программу содействия занятости молодежи на период до 2030 года (далее - Программа).
2. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациям, участвующим в реализации мероприятий Программы, обеспечить ее выполнение с представлением в Минтруд России отчета о ходе реализации мероприятий Программы ежегодно, до 10 марта года, следующего за отчетным периодом.
3. Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями, являющимися исполнителями и соисполнителями Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в бюджете соответствующего уровня на соответствующий финансовый год.
4. Минтруду России осуществлять контроль за реализацией мероприятий Программы с представлением доклада в Правительство Российской Федерации ежегодно, до 31 марта года, следующего за отчетным периодом.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить региональные долгосрочные программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года.
6. Минтруду России утвердить до 31 марта 2022 г. показатели реализации Программы по субъектам Российской Федерации.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 14 декабря 2021 г. N 3581-р
Долгосрочная программа
содействия занятости молодежи на период до 2030 года
I. Общие положения
Молодежь представляет собой социально-демографическую группу от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями.
Содействие занятости молодежи в Российской Федерации реализуется на основе:
системы доступной профессиональной ориентации, гарантированного общего и профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на приобретение востребованных навыков;
создания достойных рабочих мест для молодежи и временных рабочих мест для приобретения практического опыта;
реализации комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости;
совершенствования государственной политики в сфере труда, защищающей права молодых людей;
совершенствования мотивации работодателей по трудоустройству молодежи.
Долгосрочная программа содействия занятости молодежи до 2030 года (далее - Программа) разработана во исполнение подпункта "а" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума от 26 июня 2021 г. N Пр-1096.
II. Положение молодежи на рынке труда
Уровень занятости молодежи в возрасте 15 - 29 лет ниже среднероссийского уровня занятости населения и характеризуется в последние годы тенденцией к снижению, особенно в возрастной группе 15 - 24 года. В 2017 - 2020 годах уровень занятости молодежи в возрасте 15 - 29 лет снизился с 54 процентов до 49,8 процента, а в группе 15 - 24 года с 29,6 до 26,7 процента, что более чем в 2 раза ниже среднероссийского значения - 58,4 процента в 2020 году.
При этом наиболее высок уровень занятости в возрастных группах 30 - 34 года и 25 - 29 лет (в 2017 - 2020 годах он более чем в 1,44 и 1,41 раза соответственно превышал среднероссийский уровень занятости населения). За счет этого уровень занятости в целом в возрастной группе 15 - 34 лет выше среднероссийского уровня занятости населения. Низкие показатели уровня занятости молодежи в возрасте 15 - 24 лет объясняются прежде всего высоким уровнем вовлеченности молодежи этого возраста в обучение по программам общего, среднего профессионального и высшего образования (школьники и студенты очной формы обучения относятся к лицам, не входящим в состав рабочей силы). При этом значительную часть рабочей силы в молодежном сегменте составляют лица в возрасте 25 - 34 лет. В 2020 году снижение уровня занятости затронуло и эти возрастные группы (минимальные уровни - 4,8 процента в возрастной группе 15 - 19 лет и 48 процентов в возрастной группе 20 - 24 года).
Анализ отраслевой структуры занятости населения, сложившейся за 2017 - 2020 годы, показывает, что молодежь в возрасте 15 - 29 лет преобладает в таких видах экономической деятельности, как деятельность в области информации и связи (29,1 процента всех занятых в этом виде деятельности), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (27,8 процента), деятельность финансовая и страховая (26,7 процента), торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (23,6 процента), государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (22,7 процента).
В молодежном сегменте рабочей силы доминируют занятые в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов (19,9 процента всех занятых в возрасте 15 - 29 лет), обрабатывающих производствах (12,7 процента), государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном обеспечении (8,6 процента).
В 2017 - 2020 годах наблюдалась тенденция снижения доли молодежи среди занятых в неформальном секторе (23,5 процента в 2017 году, 21 процент - в 2019 году и 19,7 процента - в 2020 году). Численность занятых в неформальном секторе среди молодежи сократилась по всем возрастным группам - 15 - 19 лет на 31 тыс. человек, или на 16,7 процента, и 20 - 29 лет на 556 тыс. человек, или на 17,5 процента.
Уровень безработицы молодежи в возрасте 15 - 24 года почти в 3 раза выше среднероссийского уровня безработицы населения, в то время как в возрастной группе 15 - 34 лет он превышает среднероссийский уровень безработицы менее чем в 1,5 раза. В 2020 году уровень безработицы среди молодежи достиг 8,6 процента, а в возрастной группе 15 - 24 года - 17,3 процента по отношению к среднероссийскому уровню 5,8 процента.
Традиционно наиболее высокий уровень безработицы был характерен для молодежной группы 15 - 19 лет. Если до 2019 года он непрерывно снижался (с 28,4 процента - в 2017 году до 24,7 процента - в 2019 году), то в 2020 году увеличился до 27,2 процента. Заметно вырос и уровень безработицы среди молодежи в возрасте 20 - 24 лет (с 14,4 до 16,2 процента). Распространение новой коронавирусной инфекции повлияло на уровень безработицы и возрастных группах 25 -29 лет (рост с 5,6 до 7,4 процента), 30 - 34 года (рост с 4,4 процента до 6 процентов).
В 2021 году на фоне реализации активных мер государственной поддержки наметилось снижение масштабов безработицы населения, однако уровень безработицы в группе молодежи 15 - 19 лет продолжил расти и составил 27,5 процента, в возрастных группах 25 - 29 лет и 30 - 34 года сохраняется пока выше значений указанного показателя 2019 года.
К основным проблемам трудоустройства молодежи можно отнести:
ограниченное количество возможностей для совмещения молодыми людьми обучения и работы, что обусловливает сравнительно невысокий уровень молодежной занятости в возрастной группе 20 - 24 года;
относительно высокий по экспертным оценкам уровень вовлеченности молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в отношения в сфере труда без надлежащего оформления;
отсутствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда;
несоответствие количества резюме молодых соискателей и количества вакансий для первого рабочего места;
наличие среди молодежи категории незанятых лиц, не имеющих профессионального образования или подготовки;
низкая конкурентоспособность молодежи в сегменте квалифицированного труда;
отсутствие опыта работы у части молодежи при выходе на рынок труда;
неудовлетворенность качеством рабочей силы молодежи со стороны работодателей;
несформированность профессиональных ориентаций для построения профессиональной и трудовой карьеры.
Изменения на рынке труда, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции, осложняют положение молодых людей на рынке труда, так как молодежь чаще людей старшего возраста находится в условиях временной и неполной занятости, а значит, чаще сталкивается с высоким риском потери работы и заработка.
Решение проблем в сфере занятости молодежи в период распространения новой коронавирусной инфекции возможно через формирование новой молодежной повестки и выделение приоритетных направлений поддержки молодежи, в том числе в сфере получения качественного доступного образования и первого трудоустройства после завершения обучения, поддержки занятости социально уязвимых групп среди молодежи и содействия трудовой мобильности молодежи.
III. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.
Основными задачами Программы являются:
формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными способностями и потребностью рынка труда. Мероприятия в рамках этой задачи нацелены в первую очередь на развитие профессиональной ориентационной работы с молодежью за счет развития публичных и аналитических сервисов на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - портал "Работа в России"), посвященных различным аспектам рынка труда, развитию промышленного туризма с целью ознакомления с профессиями и предприятиями и обеспечения межведомственной координации органами службы занятости профориентационных мероприятий в субъектах Российской Федерации;
обеспечение соответствия получаемого образования молодыми людьми профессионально-квалификационным требованиям работодателей. В рамках этой задачи в первую очередь предусматривается совершенствование системы формирования и распределения контрольных цифр приема в образовательные организации с целью их приближения к потребностям рынка труда, системы организации и прохождения производственной практики за счет цифровизации процессов ее прохождения между работодателем, студентом и образовательной организацией на портале "Работа в России". Кроме того, предусматривается создание условий для освоения учащимися профессиональных образовательных организаций предпринимательских компетенций и организации практического обучения на базе индивидуальных предпринимателей;
создание условий для профессионального развития молодых людей через совмещение получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности. В рамках этой задачи будут подготовлены предложения по расширению возможностей совмещения получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности, а также по пересмотру профессионально-квалификационных требований в целях более раннего выхода на рынок труда молодежи. Кроме того, запланированы мероприятия, направленные на развитие и поддержку предпринимательской инициативы молодежи, в частности проект "Страна мастеров", который будет давать возможность персонального сопровождения молодежи в предпринимательстве;
создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи. В рамках решения этой задачи предполагается реализовывать мероприятия по профессиональному обучению различных категорий молодежи, субсидированию трудоустройства, в том числе лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Также предусматриваются мероприятия по совершенствованию деятельности центров карьеры (содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций, содействие в переезде молодых граждан из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные.
Кроме того, запланированы пилотная апробация комплексного подхода по карьерному сопровождению молодежи, а также обеспечение адресного сопровождения отдельных категорий молодежи в целях трудоустройства (занятости) органами службы занятости.
В приоритетном порядке мероприятия Программы будут направлены на содействие занятости обучающихся и выпускников, чьи направления подготовки (специальности) будут находиться в зоне рисков, связанных с незанятостью.
IV. Этапы реализации Программы
Программа разработана на период до 2030 года.
Первый этап реализации Программы запланирован на 2022 - 2024 годы, в рамках которого предусматривается:
развитие отдельных подсистем портала "Работа в России" в целях совершенствования профессиональной ориентационной работы с молодежью путем формирования публичных и аналитических сведений о состоянии рынка труда и прогнозах его развития;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях расширения возможности для занятости молодежи;
реализация мероприятий, направленных на развитие предпринимательской инициативы молодежи;
совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования и другие мероприятия.
Второй этап реализации Программы запланирован на 2025 - 2030 годы.
Мероприятия второго этапа предполагается реализовать с учетом анализа и оценки эффективности реализации мероприятий первого этапа.
V. Управление реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы и общая координация реализации Программы осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации мероприятий Программы.
План мероприятий по реализации Программы приведен в приложении N 1.
Целевые показатели реализации Программы приведены в приложении N 2.
VI. Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
повышение вовлеченности молодежи в занятость;
снижение уровня безработицы среди молодежи;
повышение уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций;
снижение рисков незанятости молодежи из социально уязвимых групп населения.
Приложение N 1
к Долгосрочной программе содействия
занятости молодежи на период до 2030 года
План мероприятий
по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Ожидаемый результат |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
|
Цель - создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи | |||||
Задача 1. Формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными наклонностями и потребностью рынка труда | |||||
1. |
Обеспечение органами службы занятости межведомственной координации мероприятий по профессиональной ориентации молодежи в целях выбора профессии и построения карьеры |
проект федерального закона * доклад в Правительство Российской Федерации |
охват не менее 5 млн. человек к 2024 году, не менее 10 млн. человек к 2030 году профориентационными мероприятиями |
30 декабря 2022 г. |
Минтруд России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций", автономная некоммерческая организация "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)", автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", автономная некоммерческая организация "Университет национальной технологической инициативы 2035", Фонд Гуманитарных Проектов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
2. |
Создание и развитие отдельных подсистем единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" с целью формирования аналитических и публичных сведений о состоянии рынка труда и прогнозах его развития |
|
не менее 2 млн. к 2024 году, не менее 6 млн. к 2030 году посещений публичных сервисов по рынку труда |
|
|
развитие подсистемы мониторинга трудоустройства (занятости) выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций |
доклад в Правительство Российской Федерации |
|
30 декабря 2022 г., далее - ежегодно |
Минтруд России, Роструд, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Рособрнадзор, Пенсионный фонд Российской Федерации |
|
создание и развитие подсистемы анализа стоимости квалификаций "Биржа навыков" |
доклад в Правительство Российской Федерации |
30 декабря 2022 г., далее - ежегодно |
Минтруд России, Роструд, федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций", автономная некоммерческая организация "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)", автономная некоммерческая организация "Университет национальной технологической инициативы 2035" |
||
создание и развитие подсистемы мониторинга и моделирования ситуации на рынке труда |
доклад в Правительство Российской Федерации |
30 декабря 2024 г., далее - ежегодно |
Минтруд России, Роструд, федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций", автономная некоммерческая организация "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)", автономная некоммерческая организация "Университет национальной технологической инициативы 2035" |
||
3. |
Создание условий для профессиональной ориентации молодежи в субъектах Российской Федерации, в том числе включая направления "Больше, чем работа" молодежной программы "Больше, чем путешествие" |
доклад в Правительство Российской Федерации |
охват не менее 10 тыс. человек ежегодно программами промышленного туризма |
30 декабря 2022 г., далее - ежегодно |
Ростуризм, Росмолодежь, Минпромторг России, Минпросвещения России, автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", Фонд Гуманитарных Проектов |
4. |
Содействие в обеспечении занятости несовершеннолетних, не обучающихся и не работающих, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа |
отчет в Минтруд России |
снижение численности несовершеннолетних, не обучающихся и не работающих, совершивших преступления |
30 марта 2023 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
5. |
Подготовка предложений по совершенствованию норм трудового и пенсионного законодательства в части условий привлечения к трудовой деятельности несовершеннолетних граждан, в том числе получающих пенсию по потере кормильца, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
доклад в Правительство Российской Федерации |
временное трудоустройство не менее 0,5 млн. несовершеннолетних граждан ежегодно в свободное от учебы время |
30 июня 2022 г. |
Минтруд России, Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
6. |
Совершенствование методики расчета показателей занятости молодежи (выполнение научно-исследовательской работы, включая проведение пилотных статистических наблюдений, и подготовка технологического инструментария) |
отчет в Минтруд России |
разработка и утверждение методики расчета |
30 декабря 2022 г. |
Росстат |
формирование квартальных оценок показателей занятости молодежи |
30 марта 2023 г., далее - ежеквартально |
Росстат |
|||
Задача 2. Обеспечение соответствия получаемого образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей и предпринимательской деятельности | |||||
7. |
Совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по специальностям (направлениям подготовки) высшего образования |
|
обеспечение соответствия перечня специальностей (направлений подготовки) рынку труда |
|
|
|
подготовка методических рекомендаций по формированию высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации предложений о контрольных цифрах приема по укрупненным группам направлений подготовки и специальностям для обучения по образовательным программам высшего образования |
методические рекомендации |
30 сентября 2022 г. |
Минтруд России, Минобрнауки России |
|
|
проработка вопроса о совершенствовании порядка распределения контрольных цифр приема по укрупненным группам направлений подготовки и специальностям в части обязательного подтверждения образовательными организациями высшего образования мест производственной практики |
доклад в Правительство Российской Федерации |
|
30 сентября 2022 г. |
Минобрнауки России, Минтруд России |
8. |
Совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по профессиям, специальностям среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации |
|
обеспечение соответствия структуры и объема подготовки кадров по профессиям, специальностям среднего профессионального образования потребностям рынка труда, в том числе кадровым потребностям инвестиционных проектов |
|
|
|
формирование органами службы занятости субъектов Российской Федерации заключения о соответствии проекта контрольных цифр приема перспективным потребностям регионального рынка труда |
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
30 марта 2022 г. |
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
|
|
проведение оценки общего объема контрольных цифр приема на обучение по программам среднего профессионального образования за счет бюджетов субъектов Российской Федерации межведомственной группой в рамках федерального проекта "Профессионалитет" |
доклад в Правительство Российской Федерации |
30 декабря 2022 г. |
Минпросвещения России, Минтруд России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
|
|
учет уровня трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций в числе показателей, используемых при проведении конкурса по распределению контрольных цифр приема |
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
30 марта 2022 г. |
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
|
9. |
Совершенствование механизмов прохождения и организации производственной практики |
|
|
|
|
подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части организации и прохождения практик, стажировок, наставничества (ученичества), а также трудоустройства выпускников образовательных организаций |
доклад в Правительство Российской Федерации |
расширение возможности для получения трудового и предпринимательского опыта обучающимися |
30 декабря 2022 г. |
Минтруд России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минэкономразвития России, Общероссийское объединение работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийский союз "Федерация Независимых Профсоюзов России", автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", автономная некоммерческая организация "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)"
|
|
|
развитие, апробация и обеспечение функционирования на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых |
постановление Правительства Российской Федерации * |
организация 100 процентов производственных практик в государственных образовательных организациях к 2024 году с использованием единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" |
30 декабря 2022 г. |
Минтруд России, Роструд, Минобрнауки России, Минпросвещения России, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия учредителей профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Ассоциация частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России |
отношений "Работа в России" подсистемы по осуществлению в электронном виде процедур организации и прохождения производственной практики (фиксация рабочих мест для производственной практики, заключение соглашений на прохождение производственной практики, документы, связанные с прохождением производственной практики, отчетность) |
отчет в Минтруд России |
ежегодно, начиная с 30 декабря 2023 г. |
|||
10. |
Создание условий для приобретения в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования предпринимательских компетенций, а также знаний и умений, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, осуществления деятельности в форме самозанятости |
отчет в Минтруд России |
занятость не менее 5 процентов выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, из числа осуществляющих профессиональную деятельность по окончании обучения в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход к 2030 году |
30 декабря 2022 г., далее - ежегодно |
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минпросвещения России, Минэкономразвития России, Росмолодежь, автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", автономная некоммерческая организация "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)", автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций" |
11. |
Подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации об образовании в целях возможности прохождения практической подготовки у индивидуальных предпринимателей |
доклад в Правительство Российской Федерации |
расширение возможности для практической подготовки |
30 декабря 2022 г. |
Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минтруд России, Минэкономразвития России |
Задача 3. Создание условий для профессионального развития молодых людей посредством совмещения получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности | |||||
12. |
Подготовка предложений по развитию возможностей совмещения получения образования и трудовой деятельности (занятости) |
доклад в Правительство Российской Федерации |
расширение возможности для получения трудового и предпринимательского опыта обучающимися |
30 июня 2022 г. |
Минтруд России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций", автономная некоммерческая организация "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)" |
13. |
Подготовка предложений по пересмотру профессионально-квалификационных требований в части уровня образования, необходимого для осуществления трудовой деятельности по отдельным профессиям |
доклад в Правительство Российской Федерации |
обеспечение возможности для более раннего выхода молодежи на рынок труда |
30 сентября 2022 г. |
Минтруд России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций", автономная некоммерческая организация "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)", автономная некоммерческая организация "Университет национальной технологической инициативы 2035" |
14. |
Реализация мероприятий по развитию волонтерской деятельности |
доклад в Правительство Российской Федерации |
развитие знаний, умений, навыков в целях повышения возможностей для трудоустройства |
30 декабря 2022 г., далее - ежегодно |
Росмолодежь, автономная некоммерческая организация "Большая перемена", Ассоциация волонтерских центров |
15. |
Реализация всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства |
постановление Правительства Российской Федерации * |
вовлечение не менее 25 тыс. человек в реализацию всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства к 2030 году |
30 декабря 2022 г., далее - ежегодно |
Росмолодежь, Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минпросвещения России |
отчет в Минтруд России |
30 декабря 2022 г., далее - ежегодно |
||||
16. |
Обучение по основным программам профессионального обучения на бесплатной основе участников студенческих отрядов по профессиям рабочих, должностям служащих, необходимым для осуществления трудовой деятельности в составе таких отрядов |
доклад в Правительство Российской Федерации |
обучение не менее 50 тыс. человек |
30 декабря 2022 г., далее - ежегодно |
Минобрнауки России, Молодежная общероссийская общественная организация "Российские Студенческие Отряды" |
17. |
Реализация проекта "Страна мастеров" (персональное сопровождение молодежи для реализации предпринимательских навыков, включая оформление в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход) |
постановление Правительства Российской Федерации * |
получение не менее 30 тыс. человек индивидуального сопровождения для развития предпринимательской деятельности |
30 декабря 2022 г. |
Минтруд России, Роструд, Минэкономразвития России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, автономная некоммерческая организация "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)", автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" |
доклад в Правительство Российской Федерации |
1 февраля 2023 г., далее - ежегодно |
||||
Задача 4. Создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи | |||||
18. |
Субсидирование трудоустройства отдельных категорий молодежи, включая лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
постановление Правительства Российской Федерации * |
расширение возможностей для трудоустройства |
30 декабря 2022 г. |
Минтруд России, |
доклад в Правительство Российской Федерации |
1 февраля 2023 г., далее - ежегодно |
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
|||
19. |
Создание условий для освоения обучающимися общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций навыков и компетенций по личному самоопределению, планированию профессиональной деятельности и профессионального развития |
доклад в Правительство Российской Федерации |
обладание указанными компетенциями к 2030 году 100 процентов обучающихся государственных общеобразовательных организаций и государственных профессиональных образовательных организаций |
30 декабря 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, автономная некоммерческая организация "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)", автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций", автономная некоммерческая организация "Россия - страна возможностей", автономная некоммерческая организация "Университет национальной технологической инициативы 2035", Фонд Гуманитарных Проектов |
20. |
Взаимодействие органов службы занятости субъектов Российской Федерации и центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций с социальными партнерами в целях информирования обучающихся об основах социально-трудового законодательства |
отчет в Минтруд России |
повышение информированности обучающихся об основах социально-трудового законодательства |
1 февраля 2022 г., далее - ежегодно |
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Общероссийское объединение работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийский союз "Федерация Независимых Профсоюзов России" |
21. |
Совершенствование деятельности центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций |
|
создание условий для содействия трудоустройству в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования |
|
|
установление порядка деятельности центров карьеры |
постановление Правительства |
30 января 2022 г. |
Минобрнауки России, Минпросвещения России, |
||
(центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций и системы показателей эффективности их деятельности |
Российской Федерации * |
Минтруд России, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия учредителей профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций", Ассоциация частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России |
|||
создание и обеспечение деятельности межвузовских и региональных (базовых) центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) в субъектах Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
30 марта 2024 г. |
Минобрнауки России, Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
||
22. |
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование отдельных категорий молодежи |
постановление Правительства Российской Федерации * |
20 тыс. человек, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование |
30 декабря 2022 г. |
Минтруд России, |
доклад в Правительство Российской Федерации |
1 февраля 2023 г., далее - ежегодно |
Роструд, автономная некоммерческая организация "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)", автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций" |
|||
23. |
Обеспечение адресного сопровождения в целях трудоустройства (занятости) отдельных категорий молодежи органами службы занятости в рамках жизненных ситуаций |
отчет в Минтруд России |
сокращение к 2030 году в 2 раза доли лиц в возрасте до 30 лет, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости в качестве безработных |
30 декабря 2022 г., далее - ежегодно |
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минтруд России, автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации |
24. |
Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" |
доклад в Правительство Российской Федерации |
расширение возможностей для карьерного развития |
1 февраля 2022 г., далее - ежегодно |
Минтруд России, Роструд |
25. |
Признание существующих отраслевых, корпоративных, международных и иных систем оценки квалификации, включая демонстрационный экзамен |
проект федерального закона * |
расширение возможностей для трудоустройства |
30 сентября 2022 г. |
Минтруд России, автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций", автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", автономная некоммерческая организация "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)", автономная некоммерческая организация "Университет национальной технологической инициативы 2035" |
26. |
Реализация программы по содействию занятости студентов и аспирантов в качестве наставников в рамках проекта "Сириус.Лето" |
доклад в Правительство Российской Федерации |
снижение рисков незанятости молодежи |
30 декабря 2022 г., далее - ежегодно |
Минобрнауки России |
27. |
Реализация программы по трудоустройству выпускников образовательных организаций высшего образования на научно-исследовательские позиции |
доклад в Правительство Российской Федерации |
трудоустройство ежегодно не менее 4,4 тыс. человек |
30 декабря 2022 г., далее - ежегодно |
Минобрнауки России |
28. |
Расширение практики привлечения студенческих отрядов к организации занятости студентов образовательных организаций высшего образования и школьников в составе трудовых отрядов подростков в периоды каникул в различные отрасли экономики, в том числе строительство, отдых и оздоровление детей и молодежи, медицина, транспорт, сельское хозяйство, туризм |
доклад в Правительство Российской Федерации |
трудоустройство не менее 50 тыс. человек |
30 декабря 2022 г., далее - ежегодно |
Минобрнауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Молодежная общероссийская общественная организация "Российские Студенческие Отряды" |
29. |
Апробация комплексного подхода по карьерному сопровождению молодежи, включая развитие предпринимательских инициатив |
постановление Правительства Российской Федерации * |
6,5 тыс. человек, которые ежегодно получили услуги по карьерному сопровождению |
30 декабря 2022 г. |
Минтруд России,
Роструд, Минэкономразвития России,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
автономная некоммерческая организация "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)", автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций" |
доклад в Правительство Российской Федерации |
1 февраля 2023 г., далее - ежегодно |
||||
30. |
Проведение всероссийского конкурса лучших практик трудоустройства молодежи и организация их тиражирования |
доклад в Правительство Российской Федерации |
обмен опытом по трудоустройству молодежи |
30 декабря 2022 г., далее - ежегодно |
Минтруд России, Минпросвещения России, автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития квалификаций", автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", автономная некоммерческая организация "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)" |
31. |
Подготовка предложений по пилотному введению системы обязательного распределения в трудодефицитные субъекты Российской Федерации на квотированные рабочие места выпускников образовательных организаций высшего образования по медицинским и педагогическим профессиям (специальностям) |
доклад в Правительство Российской Федерации |
расширение возможности мобильности выпускников |
30 декабря 2022 г. |
Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России |
32. |
Развитие трудовой мобильности молодежи из трудоизбыточных в трудодефицитные субъекты Российской Федерации |
постановление Правительства Российской Федерации * |
обеспечение переезда не менее 2 тыс. человек ежегодно |
30 декабря 2022 г. |
Минтруд России, Роструд, Минвостокразвития России, Минэкономразвития России |
доклад в Правительство Российской Федерации |
1 февраля 2023 г., далее - ежегодно |
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
------------------------------
* В графе "Срок реализации" указывается дата внесения проекта в Правительство Российской Федерации.
------------------------------
Приложение N 2
к Долгосрочной программе содействия
занятости молодежи на период до 2030 года
Целевые показатели
реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года *
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
||||
2020 год |
2024 год |
2027 год |
2030 год |
|||
1. |
Доля трудоустроенных (занятых) выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в общей численности выпускников таких образовательных организаций, за исключением указанных выпускников, призванных на военную службу, продолживших получение образования, осуществляющих уход за ребенком |
процентов |
57 ** |
85 |
87 |
92 |
2. |
Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 29 лет |
процентов |
10,7 *** |
8,5 |
6,5 |
5 |
3. |
Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 24 лет |
процентов |
17,3 *** |
11 |
9,5 |
8 |
4. |
Доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства, от общей численности несовершеннолетних граждан такого возраста |
процентов |
5,9 **** |
15 |
23 |
35 |
------------------------------
* Методики расчета показателей будут утверждены отдельно по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
** Доля трудоустроенных выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в общей численности выпускников данных образовательных организаций, по данным подсистемы единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".
*** Данные по итогам выборочного обследования рабочей силы.
**** Доля несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, временно трудоустроенных в свободное от учебы время органами службы занятости населения, в общей численности несовершеннолетних граждан этого возраста.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 г. является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.
Помимо прочего предполагается создать подсистему анализа стоимости квалификаций "Биржа навыков", предусмотреть возможность прохождения практической подготовки у ИП, уточнить профессионально-квалификационные требования в части уровня образования, необходимого для ведения трудовой деятельности по отдельным профессиям, усовершенствовать порядок формирования и распределения контрольных цифр приема по программам среднего профессионального и высшего образования.
Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2021 г. N 3581-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 17 декабря 2021 г. N 0001202112170007, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 51 ст. 8941
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства РФ от 17 января 2024 г. N 45-р
Изменения вступают в силу с 17 января 2024 г.