Приказ Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 17 декабря 2021 г. N 342-ОД
"Об утверждении программы профилактики нарушений обязательных требований, проверка которых является предметом регионального государственного экологического надзора на 2022 год, в соответствии со Стандартом комплексной профилактики рисков и причинения вреда охраняемым законом ценностям N 2 от 27.03.2018"
16 февраля 2022 г.
Преамбула изменена с 25 февраля 2022 г. - Приказ Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 16 февраля 2022 г. N 43-ОД
В соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ и постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 23.12.2021 N 271 "О некоторых вопросах осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора)", Стандартом комплексной профилактики рисков и причинения вреда охраняемым законом ценностям N 2 от 27.03.2018 приказываю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 23 декабря 2021 г. N 271" имеется в виду "от 16 декабря 2021 г. N 271"
1. Утвердить программу профилактики нарушений обязательных требований, проверка которых является предметом регионального государственного экологического надзора на 2022 год, согласно приложению к настоящему приказу (далее - Программа).
2. Начальнику отдела государственного экологического надзора обеспечить Утверждение Программы на 2022 год не позднее 20 декабря текущего года.
3. Начальнику отдела государственного экологического надзора обеспечить размещение на официальном сайте Управления охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Адыгея в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации в соответствии с пунктами плана мероприятий Программы.
Пункт 4 изменен с 25 февраля 2022 г. - Приказ Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 16 февраля 2022 г. N 43-ОД
4. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела государственного экологического надзора (или лица, его замещающего).
Заместитель начальника Управления |
А. Н. Ешев |
Утверждена
Приказом Управления
по охране окружающей среды
и природным ресурсам
Республики Адыгея
N 342-ОД от 17 декабря 2021
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проверка которых является предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) на 2022 год нарушений обязательных требований
16 февраля 2022 г.
Паспорт
Наименование программы |
Программа профилактики нарушений обязательных требований в области регионального государственного экологического контроля (надзора) Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея на 2022 (далее - Программа профилактики) |
Правовые основания разработки программы |
Федеральный закон О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям (далее - Стандарт), утвержденный протоколом заседания проектного комитета приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27.03.2018 N 2; Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзор), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, усыновленных муниципальными правовыми актами" (далее - постановление от 26 декабря 2018 г. N 1680). |
Разработчик программы |
Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея (далее - Управление) |
Цели программы |
Снижение техногенной нагрузки на окружающую среду за счет: - сокращения количества выявленных нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды; - увеличения Доли профилактических мероприятий в общем объеме контрольно-надзорной деятельности; - увеличения количества подконтрольных субъектов, исполнивших предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований. |
Задачи программы |
Развитие ведомственной системы профилактики |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях в области охраны окружающей среды; - предоставление хозяйствующим субъектам возможность для самоконтроля на предмет исполнения обязательных требований; - предотвращение нарушений обязательных требований; - стимулирование добросовестного исполнения обязательных требований; - внедрение различных способов профилактики; - повышение призрачности деятельности Управления; - обеспечение квалифицированной профилактической работы инспекторского Управления; - уменьшение административной нагрузки на подконтрольные субъекты; - снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностями. |
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
1.1. Описание типов и видов подконтрольных субъектов
Объектами государственного экологического надзора являются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду - объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Региональный государственный экологический контроль (надзор) проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Адыгея в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также в целях систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется Управлением в соответствии с установленной компетенцией.
Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, заданиями, утверждаемыми уполномоченными органами, в форме внеплановых проверок, в форме плановых (рейдовых) осмотров, обследований с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Мероприятия по региональному государственному экологическому надзору в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ и иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Управлением осуществляется учет подконтрольных региональных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду путем постановки их в государственный реестр объектов и присвоения объектам соответствующих категорий (1 - 4 категория). Присвоение категорий объектам влияет на периодичность проведения проверок.
Плановые проверки проводятся с учетом риск-ориентированного подхода, где исключены объекты, оказывающие низкое негативное воздействие.
В целях реализации проекта по систематизации, сокращении количества и актуализации обязательных требований по всем видам контроля разработаны "Формы проверочных листов (списка контрольных вопросов) применяемых инспекторами Управления при осуществлении надзора, что исключает предъявление инспекторами избыточных, устаревших и дублирующих обязательных требований, недопущения возникновения коррупционных фактов в части предъявления инспекторами к природопользователям дополнительных требований.
Подраздел 1.2 изменен с 25 февраля 2022 г. - Приказ Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 16 февраля 2022 г. N 43-ОД
1.2. Описание ключевых наиболее значимых рисков, их распределение в зависимости от видов контрольных субъектов (объектов), территорий, видов экономической деятельности и динамика их изменений за отчетный год
Ключевым риском является вероятность причинения вреда окружающей среде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность.
С целью учета риска для окружающей среды подконтрольные объекты распределены по 4 категориям объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий - объекты I категории, подлежат федеральному государственному экологическому надзору;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду,
- объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду,
- объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду,
- объекты IV категории.
Разделение объектов на категории осуществляется в зависимости от видов экономической деятельности и уровней негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
В реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) стоят 751 объектов НВОС подлежащих региональному государственному экологическому надзору, хозяйствующая и предпринимательская деятельность на которых осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 N 1410 "О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора", Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" производственные объекты, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относятся к определенной категории риска для регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Республики Адыгея в соответствии с критериями:
- к категории среднего риска относятся объекты регионального государственного экологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории;
- к категории умеренного риска относятся объекты регионального государственного экологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории;
- к категории низкого риска относятся объекты регионального государственного экологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории.
1.3. Статистические показатели состояния подконтрольной сферы
Статистические данные показывают, что количество выявленных нарушений инспекторами Управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды держится на высоком уровне. В 2019 году возбуждено 293 административных дела в части нарушений природоохранного законодательства, сумма наложенных штрафов 3 141 700 руб., выдано 30 предупреждений по результатам возбужденных административных дел. Всего за 2020 год Управлением вынесено 396 административных дел в части нарушений природоохранного законодательства, сумма наложенных штрафов 22 497 700 руб., добровольно оплачено на сумму - 3 551 900. За период с января по август 2021 года возбуждено 235 административных дела в части нарушений природоохранного законодательства, сумма наложенных штрафов 2 200 400 руб.
Раздел 2. Цели и задачи профилактической работы в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора:
- сокращение количества выявленных нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды,
- увеличение доли субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия,
- увеличение количества подконтрольных субъектов исполнивших предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.
Раздел 3. План-график профилактических мероприятий на 2022 г.
План-график профилактических мероприятий на 2022 г представлен в приложении N 1 настоящего приказа
Раздел 4. Ресурсное обеспечение Программы профилактики
Ресурсное обеспечение Программы профилактики Управления включает кадровое обеспечение выполнения программных мероприятий.
Плановый период для определения ресурсного обеспечения Программы профилактики составляет 1 год.
4.1. Кадровое обеспечение Программы профилактики
Кадровое обеспечение Программы профилактики определяется общими трудозатратами должностных лиц Управления на проведение профилактических мероприятий Программы профилактики.
Общая штатная численность гражданских служащих Управления составляет 36 ед. Из них инспекторский состав: штатных - 3 ед., фактических - 3 ед.
Для реализации Программы профилактики задействован отдел государственного экологического надзора Управления.
Раздел 5. Механизм реализации программы
5.1. Организация планирования профилактической работы
Формирование планов профилактических мероприятий Управления осуществляется ежегодно в соответствии с требованиями Стандарта.
Основными принципами организации планирования профилактических мероприятий Управления являются:
- неотъемлемость от текущей контрольно-надзорной деятельности;
- профессионализм и компетентность;
- легитимность и соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов и иных лиц;
- рациональность;
- открытость и доступность информации по профилактике; достоверность и достаточность информации по профилактике;
- понятность информации по профилактике;
- взаимодействие и учет мнений подконтрольных субъектов;
- межведомственное взаимодействие;
- структурная и организационная обеспеченность;
- информатизация контрольно-надзорной деятельности;
- развитие.
Ежегодные планы профилактических мероприятий Управления формируются, согласно предложений, сформированных по результатам анализа соблюдения обязательных требований, а также на основании предложений, поступающих от заинтересованных органов государственной власти, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, общественных объединений предпринимательского сообщества и граждан Российской Федерации.
Корректировка планов профилактических мероприятий при необходимости осуществляется ежеквартально не позднее 20 числа месяца квартала, следующего за отчетным.
Утвержденная Программа профилактики и ежегодные планы профилактических мероприятий размещаются на официальном сайте Управления в виде электронного документа и текстового файла, в форматах, обеспечивающих возможность сохранения, копирования и печати в соответствии с рекомендациями Стандарта.
5.2. Результаты профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, результатах мониторинга реализации программы, результатах промежуточных этапов реализации программы размещаются на официальном сайте исполнительных органов власти Республики Адыгея.
Раздел 6. Показателями результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проверка которых является предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) являются следующие значения:
- Общее количество проверок;
- Общее количество плановых (рейдовых) осмотров, обследований;
- Количество протоколов об административных правонарушениях;
- Общее количество проведенных профилактических мероприятий.
Показатели результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проверка которых является предметом регионального государственного экологического надзора рассчитываются исходя из сравнения целевого показателя и фактического показателя и предоставляются в виде отчета до 01 апреля года, следующего за отчетным.
Приложение изменено с 25 февраля 2022 г. - Приказ Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 16 февраля 2022 г. N 43-ОД
Приложение
к приказу
N 342-ОД от 17 декабря 2021
План-график
мероприятий программы профилактики нарушений обязательных требований в области государственного экологического контроля (надзора) в 2022 году
16 февраля 2022 г.
N |
Мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
1 |
Внесение изменений в размещенный на официальном сайте Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам республики Адыгея в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора) перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) |
начальник отдела государственного экологического надзора (или лицо, его замещающее) |
По мере внесения изменений в действующее законодательство |
2 |
Размещение Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея на официальном сайте в сети "Интернет" информации для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе руководств по соблюдению обязательных требований, информирование о проведении семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иной информации |
начальник отдела государственного экологического надзора (или лицо, его замещающее) |
По мере внесения изменений в действующее законодательство |
3 |
Размещение на официальном сайте Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея в сети "Интернет" в случае изменения обязательных требований соответствующих видов контроля (надзора) комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие |
начальник отдела государственного экологического надзора (или лицо, его замещающее) |
По мере внесения изменений в действующее законодательство |
4 |
Размещение на официальном сайте Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея в сети "Интернет" в случае изменений обязательных требований соответствующих видов контроля (надзора) рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований |
начальник отдела государственного экологического надзора (или лицо, его замещающее) |
По мере внесения изменений в действующее законодательство |
5 |
Выдача юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5-7 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) |
начальник отдела государственного экологического надзора (или лицо, его замещающее |
Незамедлительно при наличии сведений о признаках нарушений обязательных требований |
6 |
Размещение на официальном сайте Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея в сети "Интернет" доклада обобщенной практики по осуществлению и результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений |
начальник отдела государственного экологического надзора (или лицо, его замещающее) |
По итогам года в срок до 01.04.2022 |
7 |
Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами |
начальник отдела государственного экологического надзора (или лицо, его замещающее) |
По мере внесения изменений в действующее законодательство |
8 |
Проведение разъяснительной и консультационной работы по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с актами об организации профилактической работы по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия |
начальник отдела государственного экологического надзора (или лицо, его замещающее) |
По мере внесения изменений в действующее законодательство |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 17 декабря 2021 г. N 342-ОД "Об утверждении программы профилактики нарушений обязательных требований, проверка которых является предметом регионального государственного экологического надзора на 2022 год, в соответствии со Стандартом комплексной профилактики рисков и причинения вреда охраняемым законом ценностям N 2 от 27.03.2018"
Вступает в силу с 24 декабря 2021 г.
Текст приказа опубликован на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (http://www.adygheya.ru) 17 декабря 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 16 февраля 2022 г. N 43-ОД
Изменения вступают в силу с 25 февраля 2022 г.