В соответствии с распоряжением правительства Еврейской автономной области от 22.10.2021 N 370-рп "О корректировке Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 N 419-пп" правительство Еврейской автономной области
постановляет:
1. Внести в постановление правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 N 419-пп "Об утверждении стратеги социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года", следующие изменения и дополнения:
1.1. В пункте 3 слова "Управлению экономики правительства Еврейской автономной области" заменить словами "Департаменту экономики правительства Еврейской автономной области".
1.2. В Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года, утвержденной вышеуказанным постановлением:
1.2.1. Абзац пятый раздела 1 "Общие положения" изложить в следующей редакции:
"Стратегия развития ЕАО учитывает Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, Основы государственной политики регионального развития на период до 2025 года, Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Стратегию развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", приоритеты и задачи, обозначенные в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", N 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса", N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации", N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года", Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, Указе Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", Указе Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Указе Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Указе Президента Российской Федерации от 26.06.2020 N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока", Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указе Президента Российской Федерации от 10.10.2019 N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации", национальных и федеральных проектах, а также в других федеральных документах стратегического планирования.".
1.2.2. В разделе 3 "Приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Еврейской автономной области":
- абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
"- создание конкурентоспособной в межрегиональном и внешнеэкономическом обмене региональной экономической системы, интегрированной с соседними регионами Российской Федерации и Китайской Народной Республикой, на основе модернизации институциональной и технико-экономической среды, в том числе за счет расширения номенклатуры несырьевого экспорта (продуктов глубокой переработки древесины, продукции черной и цветной металлургии, горнодобывающих предприятий, сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки, продовольствия), активного внедрения и применения информационных и коммуникационных технологий;";
- в подразделе 3.8 "Основные направления реализации государственной национальной политики":
- абзацы пятый - седьмой изложить в следующей редакции:
"В рамках государственной программы "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Еврейской автономной области" на 2021 - 2025 годы реализуются задачи:
- содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений на территории области;
- содействие этнокультурному многообразию народов, проживающих на территории области;";
- дополнить абзацем восьмым следующего содержания:
"- содействие развитию деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций области (далее - СОНКО) и формирование позитивного отношения населения к деятельности СОНКО.".
1.2.3. В разделе 5 "Развитие инфраструктурных и обслуживающих отраслей":
- в подразделе 5.3 "Информационно-коммуникационная инфраструктура":
- дополнить абзацем двадцать первым следующего содержания:
"- развитие распределительных сетей стационарного доступа к информационно-коммуникационная сети "Интернет" в населенных пунктах численностью 500 человек и более посредством применения технологий FTTx";
- абзац двадцать первый изложить в следующей редакции:
"- расширение зоны охвата сотовой связи стандарта 4G (LTE/LTE-A) посредством модернизации действующих и строительства новых базовых станций операторами сотовой связи, а также строительство и введение в эксплуатацию сетей связи стандарта 5G";
- дополнить подразделом 5.4 "Цифровая трансформация отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Еврейской автономной области" следующего содержания:
"5.4. "Цифровая трансформация отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Еврейской автономной области
Целью цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления области является достижение высокой степени цифровой зрелости основных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления для оказания качественных государственных услуг населению и бизнесу, формирования качественной и безопасной среды для жизни и развития, обеспечения доступности и качества образования, здравоохранения и социальной поддержки.
Задачами цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления области являются:
- увеличение доли массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти области, формируемыми правительством области, и органами местного самоуправления муниципальных образований области в электронном формате в реестровой модели и/или в проактивном режиме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ);
- создание единой цифровой среды в области строительства;
- оптимизация сроков и стоимости строительства за счет радикального ускорения актуализации нормативно-технической базы, сокращения обязательных требований без снижения базовых требований безопасности, параметрическое, риск-ориентированное техническое нормирование;
- создание и внедрение единого государственного реестра строительства (ЕГРС);
- сокращение регламентных сроков предоставления услуг и количества представляемых гражданином документов;
- предоставление мер социальной поддержки по одному заявлению или в проактивном (беззаявительном) порядке;
- увеличение доли государственных услуг, предоставляемых в электронном виде;
- создание и внедрение национальной платформы цифрового государственного управления сельским хозяйством "Моя цифровая ферма";
- создание интерактивной карты земель лесного фонда, расположенных на территории области;
- цифровизация имеющегося текстового и картографического материала земель лесного фонда;
- обеспечение возможности использования лесов, а также предоставления отчетов об их использовании через интерактивную карту (в рамках интеграции с региональным и федеральным сайтами государственных услуг);
- обеспечение наглядного отображения информации об использовании лесов, охране, защите и воспроизводстве лесов в режиме "реального времени";
- обеспечение цифровой инфраструктуры современной образовательной организации;
- эффективное использование элементов и составляющих цифровой инфраструктуры образовательной организации для улучшения образовательных результатов;
- внедрение цифровых образовательных программ (создание, тестирование и применение учебно-методических материалов с использованием технологий машинного обучения, искусственного интеллекта).
- формирование цифровой грамотности у участников образовательного процесса;
- обеспечение гибкости управления системой образования и образовательной организацией (совершенствование рабочих процессов, разработка стратегии, создание структур, которые позволяют эффективно реагировать и управлять изменениями в неопределенной и динамичной среде);
- комплексный перевод процессов оказания государственных услуг и функций в цифровой вид;
- сокращение времени доступа к необходимой информации для принятия управленческих решений при осуществлении государственных функций, путем использования информационных технологий;
- повышение уровня экономии бюджетных средств за счет цифровой трансформации;
- рост качества оказываемых государственных услуг в сфере транспорта и снижения аварийности на дорогах области;
- снижение аварийности на дорогах области;
- повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем дальнейшего развития и углубленного внедрения информационных и платформенных решений, что сформирует "единый цифровой контур";
- объединение медицинских учреждений в единую корпоративную сеть;
- персонифицирование учета оказания медицинской помощи и профилактических мероприятий;
- организация регистрации и учета обслуживаемых граждан за счет ведения электронных амбулаторно-поликлинических карт пациентов;
- увеличение доли цифровых медицинских услуг и взаимодействие с заинтересованными органами власти в электронном виде;
- организация информационного взаимодействия медицинских организаций с внешними организациями, в том числе взаимодействие с реестром нормативной справочной информации;
- предоставление доступа к полной и достоверной информации о ситуации в агропромышленном комплексе и на продовольственном рынке. Получение доступа к актуальной информации о состоянии сельского хозяйства с целью принятия правильных и своевременных стратегических и управленческих решений;
- снижение порога входа в агробизнес, в том числе путем предоставления доступа к сведениям и технологиям, снижение капиталовложений в бизнес за счет цифровизации ключевых процессов;
- обеспечение доступности информации о технологических и производственных возможностях предприятий;
- расширение технологических, производственных и сбытовых возможностей предприятий;
- обеспечение интеграции с существующими и разрабатываемыми государственными информационными ресурсами и государственными информационными системами для функционирования тематических информационных систем, и обмен данными между этими информационными системами, а также обмен данными с информационными системами иных ведомств в рамках отрасли экологии и природопользования;
- обеспечение единых стандартов оказания мер социальной поддержки на региональном уровне;
- достижение высокой степени цифровой зрелости основных отраслей жилищно-коммунального хозяйства области;
- внедрение технологичного и умного жилищно-коммунального хозяйства;
- формирование комфортной городской среды в области;
- обеспечение технологического прорыва в транспортной сфере.
В ходе реализации цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления области будут внедрены следующие технологии:
- облачная цифровая платформа обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг и сервисов, в том числе в электронном виде;
- облачные технологии;
- искусственный интеллект;
- новые производственные технологии;
- "большие данные";
- телемедицина.
Указанные технологии будут применены при реализации проектов цифровизации основных сфер экономики: для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном формате с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; для перехода на предоставление мер социальной поддержки на основании только заявления с выводом на ЕПГУ и РПГУ (при необходимости) или проактивно; для обеспечения технологического прорыва в агропромышленном комплексе и достижения роста производительности на "цифровых" сельскохозяйственных предприятиях; для обеспечения перехода взаимодействия региональных органов государственной власти в сфере лесных отношений и лесопользователей в цифровой вид; для создания безопасных, доступных и комфортных условий для жизни городов и районов области при помощи цифровых технологий; для увеличения доли массовых социально значимых услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства; для внедрения технологий учета общественного мнения при определении приоритетов развития территорий; для обеспечения цифровизации лесного фонда; осуществление перехода к массовому качественному образованию, направленного на всестороннее развитие личности учащегося, и обеспечение 100-процентой доступности качественного образования для обучающихся независимо от места проживания; в рамках развития медицины для внедрения информационной системы, что сократит срок маршрутизации результатов обследования к лечащему врачу, а система телемедицинских консультаций позволит пройти обследование у профильного специалиста даже в самом отдаленном населённом пункте области, поможет в более короткие сроки обрабатывать полученные массивы данных, в том числе с использованием простого искусственного интеллекта; для обеспечения доступности информации о технологических и производственных возможностях промышленных предприятий; для развития промышленных предприятий с возможностью получения долгосрочных результатов; для предоставления государственных услуг в сфере экологии и природопользования; для обеспечения технологического прорыва в транспортной сфере и достижения роста качества оказываемых государственных услуг в сфере транспорта и снижения аварийности на дорогах области.".
1.2.4. Раздел 7 "Развитие экспорта, межрегиональных и внешнеэкономических связей" изложить в следующей редакции:
7. "Развитие экспорта, межрегиональных и внешнеэкономических связей
Внешние связи имеют определяющее значение для перспективного социально-экономического развития области, учитывая ограниченный масштаб внутриобластного рынка, а также ограниченность финансовых, трудовых и технологических ресурсов для развития. Решение в сфере модернизации экономической структуры, создания новых структурных звеньев в экономике, повышения конкурентоспособности в национальном и международном масштабах предполагает привлечение ресурсов с внешнего и межрегионального рынков и ресурсов. Стратегическим направлением использования внешнего фактора для решения задач достижения генеральной цели развития области в период до 2030 года является углубление интеграционных взаимодействий, что возможно только в случае следования ряду принципиальных направлений.
Интеграция хозяйственного комплекса области в макрорегиональную и международную торгово-экономическую систему опирается на интенсификацию вовлечения в хозяйственный оборот наиболее конкурентоспособных экономических ресурсов, что предполагает:
- усиление экономической роли трансграничного статуса региона, увеличение внешнеторгового оборота и постепенное изменение его товарной структуры в сторону повышения технологичности поставляемой отечественной продукции и товаров;
- диверсификацию экспорта за счет увеличения доли высокотехнологичной продукции с высокими уровнями добавленной стоимости, и технологических переделов и замещения экспорта сырья продукцией его переработки;
- целевую поддержку и развитие экспорто ориентированных предприятий и предпринимательских структур, в том числе в сфере производства, переработки и экспорта растениеводческой (зерно, мука, масличные культуры, растительное масло, овощи и т.д.) и животноводческой продукции с использованием для этого неиспользуемых и малоиспользуемых залежных земель, а также вновь образуемых агропромышленных парков;
- стимулирование импорта современной техники и технологий, управленческого опыта крупнейших зарубежных компаний;
- привлечение иностранных компаний к созданию на территории области совместных производств современной высокотехнологичной продукции и технологическому перевооружению предприятий области;
- развитие трансграничной транспортно-логистической инфраструктуры для включения области в глобальные и региональные транспортные коридоры, и ее интеграции в международное транспортное пространство, развитие и обустройство погранично-таможенной инфраструктуры, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства.
7.1. Основные направления развития экспорта Еврейской автономной области
Развитие экспорта области направлено на решение следующих задач:
- увеличение объема экспорта, в том числе экспорта несырьевой неэнергетической продукции и услуг, рост количества организаций-экспортеров;
- формирование эффективной инфраструктуры поддержки экспорта;
- обеспечение выхода региональных производителей на зарубежные рынки.
Ключевыми направлениями экспортной деятельности области являются:
- повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти области, формируемых правительством области, органов местного самоуправления муниципальных образований области с предпринимательским сообществом;
- развитие гибкой системы государственной поддержки предприятий, занимающихся экспортной деятельностью;
- позиционирование области в качестве привлекательного для экспортной деятельности региона на территории Российской Федерации и формирование положительного экспортного имиджа региона.
7.2. Текущее состояние экспорта Еврейской автономной области
Одним из направлений внешнеэкономической деятельности региона является внешняя торговля, показателем которой является внешнеторговый оборот области (далее - ВТО), зависящий от суммарного объема экспорта и импорта товаров.
ВТО области за 2016 - 2020 годы вырос в 3,4 раза и составил 207,3 млн. долл. США, в том числе экспорт товаров - 198,3 млн. долл. США, импорт товаров - 9,0 млн. долл. США (2016 г. - 61,8 млн. долл. США). На увеличение роста повлияли поставки концентрата железной руды Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината на экспорт. С 2018 года наблюдается постоянное сокращение импорта. Особенно резкое падение импортных поставок произошло в 2020 году из-за практически полной остановки работы пунктов пропуска Нижнеленинское и Амурзет в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции COVID-19. В 2020 году доля экспорта в объеме ВТО области составила почти 96 процентов.
До начала поставок на экспорт концентрата железной руды (со второй половины 2016 г.) в номенклатуре экспорта преобладали товары категории несырьевого экспорта, которые составляли около 85 процентов в общем объеме экспорта. Начиная с 2017 года, доля сырьевой категории резко возросла, и по итогам 2020 года картина отношения сырьевой продукции к несырьевой продукции изменилась в противоположную сторону, и доля сырья составила почти 90 процентов.
Поставщиков экспортной продукции области можно условно разделить на четыре категории. К первой категории относятся экспортеры сои и других товаров переработки сельскохозяйственной продукции и рыбы, ко второй - экспортеры древесины в сыром и переработанном виде. Поставщики продукции указанных категорий составляют большинство, их доля в общем объеме экспорта в последние годы находилась на уровне 30-35 процентов, за исключением 2020 года. Вместе с тем, в области имеются потенциальные возможности наращивания объемов экспорта вышеуказанных категорий товаров.
К третьей категории относятся экспортеры минерального сырья и продуктов его первичной переработки. Данная группа товаров составляет преобладающую долю экспорта области. Наращивание объемов экспорта продукции данной категории, что представляется наиболее возможным в ближайшие годы, будет влиять на сокращение доли в объеме экспорта продукции других категорий.
К четвертой категории следует отнести иные виды экспортных товаров, составляющие не более 5 процентов от общего объема экспорта.
Основными торговыми партнерами области являются страны дальнего зарубежья, и в первую очередь в связи с приграничным положением области - Китайская Народная Республика. Всего за 2016 - 2020 годы область поставляла продукцию в 16 стран Мира, в том числе в 5 стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ).
Доля стран дальнего зарубежья в объеме экспорта составляла в анализируемом периоде от 99,6 до 99,96 процента, в том числе на Китай приходилось от 95,0 до 99,2 процента. Соответственно доля стран СНГ не превышала 0,4 процента от общего объема экспорта области. Состав основных внешнеторговых партнеров области за прошедшие 5 лет остается неизменным и кроме Китая, постоянными получателями продукции, поставляемыми экспортерами области, были Япония, Беларусь и Казахстан.
Наибольшее количество стран-партнеров сложилось в 2020 году, однако это не дает основания считать, что новые страны, такие как Малайзия или Новая Каледония, будут постоянными потребителями товаров, поставляемых из области. Следует отметить, что преимущественное количество стран-партнеров имели разовые незначительные закупки продукции.
Особую озабоченность вызывает сокращение количества участников внешнеэкономической деятельности области за последние пять лет. Если в 2016 году количество участников внешнеэкономической деятельности области составляло около 60 субъектов предпринимательской деятельности, а количество экспортеров около 40, то уже в 2020 году общее количество участников внешнеэкономической деятельности области сократилось на треть, и составило 39 субъектов предпринимательской деятельности, в том числе количество экспортеров составило 27. При этом основными участниками внешнеэкономической деятельности в анализируемом периоде были субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП). В 2020 году их доля составила 72 процента, и несколько меньше их доля среди экспортеров 67 процентов.
Развитие экспорта услуг области является одним из важных составляющих региональной экономической политики.
По данным Банка России в 2019 году общий объем экспорта услуг составил 24,4 млн. долл. США, где преимущественный показатель относится к категории "Поездки" (22,8 млн. долл. США). А в этой категории наибольший объем оказанных услуг составили "Личные поездки" (20,4 млн. долл. США), в которую включаются, в том числе, и туристские поездки, хотя их доля составляет около 10 процентов (2,2 млн. долл. США). Принятые ограничения по въезду иностранных граждан, связанные с COVID-19 привели к практическому прекращению международного туристского обмена в последние два года на основном, российско-китайском направлении.
По данным Банка России по итогам 2020 года из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 объем экспорта услуг сократился в 8,7 раза и составил 2,8 млн. долл. США. При этом объем экспорта услуг категории "Поездки" составил 2,3 млн. долл. США (81,9 процента), категории "Строительство" 0,3 млн. долл. CША (11,7 процента), категории "Плата за пользование интеллектуальной собственностью и деловые услуги" 0,2 млн. долл. США, категории "Транспортные услуги" 0,03 млн. долл. США.
7.3. Анализ отраслевых перспектив развития экспорта Еврейской автономной области
Исходя из географического расположения и транспортной инфраструктуры области, наиболее потенциально перспективными зарубежными экспортными рынками для области остаются страны Восточной Азии (Китайская Народная Республика, Япония, Республика Корея), которые включены в число приоритетных стран и территорий мира для развития российского экспорта товаров.
Отраслевые перспективы развития экспорта области будут связаны:
- с эксплуатацией естественных конкурентных преимуществ, вытекающих из обладания богатыми природными ресурсами, прежде всего минерально-сырьевыми;
- с развитием сельскохозяйственного производства, потенциал которого заключается не только в производстве сои, но и в ее переработке, производстве других видов сельскохозяйственных продуктов, в том числе в растениеводстве и животноводстве, развитии перерабатывающих мощностей;
- с развитием туризма, опирающегося на культурно-исторические особенности региона, курортно-санаторные преимущества, особо-охраняемые природные территории.
7.4. Анализ внутренних и внешних барьеров развития экспорта Еврейской автономной области
Необходимость укрепления экспортного потенциала области продиктована значимостью экспорта как фактора развития экономики регионов, поэтому устранение внутренних и внешних барьеров развития экспорта на региональном уровне одна из задач органов государственной власти всех уровней.
К основным внешним факторам (барьерам), сдерживающим развитие экспорта области, относятся:
- заградительные меры стран - потенциальных рынков сбыта;
- экономические санкции по отношению к России.
К основным внутренним факторам (барьерам), сдерживающим развитие экспорта, относятся:
- отсутствие компетенций у хозяйствующих субъектов для работы на зарубежном рынке, а также наличия необходимой информации о внешних рынках, включая требования иностранного законодательства;
- низкая конкурентоспособность отечественной продукции по большинству номенклатурных позиций, низкий уровень развития технологий, а также ценовая конкуренция со стороны производителей иных стран;
- высокая стоимость финансовых ресурсов, привлекаемых под экспортные сделки и на разработку экспортно ориентированной продукции;
- высокие затраты на продвижение продукции (участие в выставках, рекламные мероприятия, выпуск образцов для исследований и демонстрации, проведение маркетинговых исследований);
- высокие удельные затраты на мероприятия по улучшению потребительских характеристик с целью соответствия продукции каким-либо стандартам или требованиям страны-потребителя товара, на сертификацию продукции;
- высокие затраты на транспортировку продукции до конечного потребителя;
- отсутствие региональных мер по оказанию системной финансовой поддержки несырьевого экспорта.
Помимо перечисленных выше обобщенных данных о внутренних барьерах для развития экспорта на региональном уровне, дополнительными барьерами для экспортеров области являются:
- территориальная удаленность региона от центра страны, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок из других регионов России топлива, продовольствия и товаров;
- очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территории региона и низкая плотность населения;
- ограниченная транспортная доступность некоторой части территории региона.
7.5. Основные направления экспортно-ориентированной инвестиционной деятельности Еврейской автономной области
Основные направления инвестиционной политики области напрямую связаны с развитием производственного сектора экономики и ростом производства продукции, востребованной как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
В ближайшей перспективе инвестиционная составляющая производства экспортной продукции будет ориентирована на традиционные отрасли, определяющие наибольшую долю экспорта в предыдущие годы.
К наиболее важным экспортно-ориентированным инвестиционным проектам следует отнести:
1. Разработку Сутарского месторождения железной руды и наращивание объемов производства концентрата железной руды ООО "Кимкано-Сутарский ГОК".
2. Разработка оловянных месторождений Мало-Хинганского рудного узла (разработка Центрального и Березовского месторождений) ООО "Ресурсы Малого Хингана".
3. Разработка Савкинского месторождения брусита ООО "Русское горно-химическое общество".
4. Создание производства по добыче и переработке торфа в торфяные брикеты ООО "Кварц".
5. Строительство перерабатывающего комплекса 60000 тонн соевых бобов в год, с целью получения соевого пищевого шрота "белый лепесток" и соевого масла методом экстракции низкотемпературным способом ООО "СК "Свой Дом".
6. Создание технопарка "Лесозаготовительный и деревоперерабатывающий безотходный комплекс" ООО "НПО Союз".
7.6. Меры государственной поддержки развития экспорта Еврейской автономной области
Одним из направлений деятельности по увеличению объемов экспорта области является активизация экспортной деятельности предприятий, расположенных на территории области.
Предприятия, расположенные на территории области имеют предпосылки для повышения конкурентоспособности продукции и выхода как на внутренние, так и зарубежные рынки посредством развития производства высокотехнологичных товаров и услуг.
С целью более широкого вовлечения предприятий, расположенных на территории области в экспортную деятельность организована работа по проведению тренингов в рамках федеральных партнерских программ обучения, реализуемых с АО "Российский экспортный центр" и другое.
Одной из основных задач правительства области является содействие выходу новых предприятий расположенных на территории области на экспорт и расширению географии продукции произведенной на территории области.
Политика региона в части диверсификации экспортной структуры направлена на содействие предприятиям, расположенным на территории области в расширении ассортимента производимой продукции и дальнейшем выводе ее на зарубежные рынки.
Предприятиям, ориентированным на экспорт, оказывается финансовая поддержка, в виде предоставления субсидий на компенсацию части затрат при участии в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, проходящих на территории зарубежных стран и другие услуги.
Также осуществляется информационно-консультационная работа с предприятиями по вопросам получения государственной поддержки федерального уровня, условиям софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий.
7.7. Мероприятия по формированию и развитию экспортной инфраструктуры в Еврейской автономной области
В регионе сформирована институциональная инфраструктура поддержки экспорта, в которую вошли организации, оказывающие финансовую, информационную и сервисную поддержку предприятиям, ориентированным на экспорт.
При содействии отдела "Центра поддержки экспорта Еврейской автономной области" некоммерческой организации - Фонда "Инвестиционное агентство Еврейской автономной области" (далее - ЦПЭ НКО - Фонд) оказывается финансовая поддержка предприятиям, ориентированным на экспорт, в виде предоставления субсидий на компенсацию части затрат при участии в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, проходящих на территории зарубежных стран, осуществляется информационно-консультационная работа с предприятиями по вопросам получения государственной поддержки федерального уровня, условиям софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий.
ЦПЭ НКО - Фонд содействует предприятиям, в том числе субъектам МСП, в продвижении продукции на внешние рынки посредством:
- участия субъектов МСП в международных выставках в составе коллективного стенда области, а также с индивидуальным стендом;
- размещения и продвижения продукции региональных экспортно ориентированных компаний на зарубежных рынках с помощью средств электронной торговли;
- участия в международных, межрегиональных и реверсных бизнес-миссиях;
- проведения обучающих мероприятий в формате семинаров, круглых столов и тренингов по тематике внешнеэкономической деятельности для повышения компетенций как действующих экспортеров, так и организаций и индивидуальных предпринимателей, планирующим выход на зарубежные рынки;
- консультирования по вопросам экспортной деятельности, включающим в себя: таможенное оформление, организацию логистики, налогообложение экспортных сделок, получение сертификатов, правовые вопросы экспортной деятельности, подготовка пошаговой инструкции по выходу на внешний рынок, меры поддержки экспортной деятельности;
- подготовки и перевода на иностранные языки экспортных контрактов, презентационных и других материалов в электронном виде, в том числе в адаптации и переводе упаковки товара;
- создания и/или модернизации сайта на иностранном языке;
- проведения маркетинговых или патентных исследований, включающие: проведение комплексного анализа с целью оценки ситуации на целевом рынке, определения основных тенденций и перспектив, построения прогноза развития рынка как по отдельной товарной категории, так и для отрасли в целом;
- правовой экспертизы и дальнейшего сопровождения экспортного контракта;
- поиска и подбора потенциальных иностранных покупателей для субъекта предпринимательства включающий: проверку деловой репутации потенциального партнера, содействие в проведении деловых переговоров, налаживание связи с потенциальными иностранными партнерами, включая ведение коммерческой корреспонденции, первичные телефонные переговоры и (или) переговоры с использованием видеоконференцсвязи.
Реализуя указанные инструменты и механизмы, ЦПЭ НКО - Фонд станет основой региональной системы поддержки экспорта, интегрированной в общенациональную и региональную инфраструктуру.
Одним из важных факторов развития экспортной деятельности предприятий, расположенных на территории области станет развитие взаимодействия с предприятиями других субъектов Российской Федерации с целью обмена опытом в совместном продвижении товаров и услуг на внешние рынки. Углубление межрегионального сотрудничества экспортеров области будет способствовать расширению экспортного потенциала региона и укреплению конкурентоспособности на международных рынках.
7.8. Приоритетные отрасли развития экспорта Еврейской автономной области
С учетом современного развития хозяйственного комплекса области наиболее предпочтительна деятельность предприятий в сторону расширения количества типов выпускаемой продукции и расширения рынков сбыта, вовлекающая в экспортный оборот товары и услуги, принципиально не меняющие, а лишь корректирующие сложившуюся специализацию регионального экспорта, посредством эксплуатации уже имеющихся преимуществ путем их консолидации, комбинирования и повышения результативности, за счет интеграции, соединения отдельных элементов в единую систему.
Экспортный потенциал для области основан на эксплуатации природно-ресурсного фактора, который в силу своих масштабов и уникальности содержит еще не реализованные экспортные возможности.
Увеличение экспорта несырьевой продукции связано, прежде всего, с таким уровнем диверсификации как углубление переработки первичных ресурсов, в том числе минерально-сырьевых ресурсов, продукции сельскохозяйственного производства и деревообрабатывающей промышленности.
Для экспорта товаров открываются рыночные возможности, в первую очередь, по увеличению поставок продукции в страны Северо-Восточной Азии, таких как: соя и продукты ее переработки, мед, а также экологически чистой природной продукции (папоротника, дикорастущих ягодных культур, лекарственных трав, ядер и масел лесных орехов и других). Могут быть увеличены поставки обработанной древесины.
Интенсификации экспорта должно способствовать использование такого инструмента стимулирования экономической политики как территория опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР)
ТОСЭР "Амуро-Хинганская" должна привлечь внимание бизнеса к инвестиционным проектам, связанным с развитием производства продукции на основе местных сырьевых ресурсов, а также создать условия для развития экспорта транспортно-логистических услуг.
Природно-климатические условия и история развития региона создают условия для развития экспорта туристических услуг, за счет развития, в первую очередь, лечебно-оздоровительного и национально-культурного направления, а также экологического, спортивного, экстремального, сельского, и других видов туризма.
В сфере оказания экспортных услуг перспективным является предоставление транспортно-логистических возможностей использования пограничных переходов, связанных с вводом в эксплуатацию железнодорожного мостового перехода Нижнеленинское - Тунцзян, а также расширением и обустройством (реконструкцией) смешанных пограничных пунктов пропуска Нижнеленинское, Амурзет и Пашково.
Расширение экспорта услуг по всем направлениям должно способствовать его среднегодовому росту в 6,2 процента.
Важнейшим направлением увеличения экспорта является вовлечение субъектов МСП в экспортную деятельность.
Определенные резервы совершенствования экспортной деятельности кроются в активизации экспортной деятельности малого бизнеса, современные масштабы участия которого в экспортной деятельности крайне малы.
Специфика малых предприятий состоит в том, что, даже имея потенциально экспорто ориентированную продукцию, они не могут реально приступить к экспортной деятельности из-за нехватки оборотного капитала, отсутствия специальных знаний и навыков, подготовленных кадров.
Вовлечение более широкого круга потенциальных экспортеров из числа субъектов МСП возможно путем проведения скоординированной на основе общенациональной, региональной информационной и консультационной кампании по вопросам организации экспортной деятельности и существующих в этой области перспектив.
Решение задачи мобилизации экспортных возможностей субъектов МСП в обязательном порядке предполагает наличие действенной системы государственной поддержки экспорта: субсидирование субъектов МСП в рамках государственной программы области "Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Еврейской автономной области" на 2019 - 2025 годы", развития отдельных отраслей области, льготное кредитование кредитными организациями и другие направления.
7.9. Расширение межрегиональных связей
Развитие межрегионального сотрудничества будет строиться на основе:
- внедрения инновационных технологий при освоении ориентированного на внешнеторговые обмены развитого металлургического комплекса на базе переработки руд Кимканского, Сутарского месторождений;
- создания и поддержания механизмов вертикальной интеграции с потенциальными рынками сбыта в регионах южной зоны Дальневосточного федерального округа, что приведет к существенному укреплению экономических кооперационных связей с Амурской областью и Хабаровским краем;
- увеличения количества перерабатывающих производств на территории области для глубокой переработки российских сырьевых товаров, в том числе полученных по кооперации из других российских регионов, при одновременном создании сети сбыта базовых экспортных товаров, производимых в области.
До 2030 года в области планируется создать высокотехнологичные производства по переработке добываемых в области ресурсов, в связи с чем целесообразным является обеспечение сотрудничества местных предпринимателей с инновационно-технологическими центрами города Хабаровска, Хабаровского края и провинции Хэйлунцзян в сфере технологий ресурсопользования и переработки полезных ископаемых. В частности, необходимо организовать тесное сотрудничество с Харбинским индустриальным парком в сфере разработки технологий глубокой переработки графита и развития на территории области высокотехнологического производства, в том числе графитовых компонентов для аккумуляторов.".
1.2.5. В разделе 8 "Пространственная организация экономики":
- абзац двадцать шестой изложить в следующей редакции:
"Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 N 2193-р утверждена Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Концепция направлена на устойчивое развитие экономики и обеспечение социальной стабильности дальневосточных приграничных территорий, а также на формирование и развитие конкурентных преимуществ перед приграничными территориями сопредельных государств. В рамках данной Концепции постановлением правительства Еврейской автономной области от 30.09.2016 N 292-пп утверждена программа "Социально-экономического развития приграничных территорий Еврейской автономной области на 2017 - 2020 годы.".
1.2.6 Подраздел 10.2 "Программно-целевое планирование стратегических приоритетов" раздела 10 "Механизмы реализации Стратегии" изложить в следующей редакции:
"10.2. Программно-целевое планирование стратегических приоритетов
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации является основой для разработки государственных программ субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Следовательно, приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики субъекта Российской Федерации, сроки и этапы реализации стратегии, ожидаемые результаты реализации стратегии, оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии, должны быть развернуты в систему программных документов, реализующих соответствующие приоритеты и обеспечивающих достижение определенных показателей при оцененных в рамках стратегии ресурсах.
Перечень государственных программ Еврейской автономной области приведен ниже:
- государственная программа области "Развитие сети автомобильных дорог Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Повышение безопасности дорожного движения";
- государственная программа области "Профилактика и ликвидация особо опасных болезней животных на территории Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года";
- государственная программа области "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Жилище";
- государственная программа области "Пожарная безопасность и защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Развитие образования Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Социальная поддержка населения Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Доступная среда в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Здравоохранение в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Культура Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Развитие физической культуры и спорта в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Оказание содействия добровольному переселению в Еврейскую автономную область соотечественников, проживающих за рубежом";
- государственная программа области "Профилактика правонарушений и преступлений в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Развитие водохозяйственного комплекса Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Содействие занятости населения и обеспечение безопасности труда";
- государственная программа области "Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Развитие земельно-имущественного комплекса Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, семьям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Управление государственными финансами Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Охрана объектов животного мира Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Развитие государственной гражданской службы Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Развитие лесного хозяйства Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Формирование комфортной городской среды в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Использование и охрана земель, находящихся в границах Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Построение на территории Еврейской автономной области аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город";
- государственная программа области "Экология Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Обращение с отходами производства и потребления в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Развитие сельскохозяйственной кооперации в Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на территории Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Повышение качества водоснабжения Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Развитие системы социального обслуживания населения Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Поддержка и развитие средств массовой информации на территории Еврейской автономной области";
- государственная программа области "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов".
Помимо государственных программ области необходимо разработать планы комплексного развития отдельных приоритетных отраслей. Это позволит применить программно-целевой подход для реализации стратегических приоритетов, обеспечить межотраслевую координацию работы органов исполнительной власти области, формируемые правительством области, органов местного самоуправления муниципальных образований области и заинтересованных организаций.".
1.3. Приложение N 2 изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Вице-губернатор области -
первый заместитель председателя
правительства области |
Д.Ф. Братыненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 16 декабря 2021 г. N 530-пп "О внесении изменений и дополнений в постановление правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 N 419-пп "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года"
Вступает в силу с 16 декабря 2021 г.
Текст постановления опубликован в Сетевом издании "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации" (http://www.eao.ru/?p=4083) 17 декабря 2021 г., на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 19 декабря 2021 г. N 7900202112190007